Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

Самовоспитание осуществляется на основе сформу­лированных человеком целей, программы действий, кон­троля за выполнением программы, оценки полученных результатов и самокоррекции.

Методы самовоспитания:

•   Самопознание, включающее в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

•   Самообладание, опирающееся на самоубеждение, са­моконтроль, самоприказ, самовнушение, самоукрепле­ние, самоисповедь, самопринуждение.

•   Самостимулирование, предполагающее самоободрение, самопоощерение, самонаказание и самоограничение.

Тема 6. Воспитание и социализация личности в семье

6.1. Роль семьи в становлении личности

Семья – это важнейший институт социализации лич­ности. Именно в семье человек получает свой первый опыт социального взаимодействия. На первых порах семья во­обще является для ребенка единственным местом полу­чения такого опыта. Затем в жизнь человека включается детский сад, школа, улица и т.д.

Социализация в семье происходит по двум параллель­ным направлениям:

•   в процессе целенаправленного воспитания (семей­ное воспитание);

•   в ходе социального научения, то есть непроизволь­ного (стихийного) усвоения социального опыта в усло­виях семьи.

С одной стороны, социальное научение в семье проис­ходит в процессе непосредственного взаимодействия ре­бенка с родителями, братьями, сестрами и другими род­ственниками; с другой - оно осуществляется за счет на­блюдения особенностей социального взаимодействия членов семьи между собой.

Семейное воспитание – это сложная система, склады­вающаяся в условиях конкретной семьи и осуществляе­мая силами родителей и родственников. На характер се­мейного воспитания влияют следующие факторы:

        наследственность, а также состояние здоровья детей и родителей;

        материально-экономическая обеспеченность семьи;

        социальное положение и уклад жизни в семье;

        структура семьи и ее количественный состав;

        место проживания и жилищные условия семьи;

        отношения в семье к ребенку и другие факторы.

Задачи семейного воспитания:

        создать благоприятные условия для развития ребенка;

        стать социально-экономической и психологической защитой для развития ребенка;

        передать опыт создания и сохранения семьи, воспи­тания в ней детей и отношения к старшим;

        научить детей полезным прикладным навыкам и уме­ниям, направленным на самообслуживание и помощь близким;

        воспитать чувство собственного достоинства, цен­ности собственного «Я».

Принципы семейного воспитания:

        гуманность и внимание к растущему человеку;

        вовлечение детей в жизнедеятельность семьи на ус­ловиях «равноправных» участников;

        открытость и доверительность отношений с детьми;

        оптимистичность, жизнерадостность взаимоотно­шений в семье;

        последовательность в своих требованиях и справед­ливость;

        оказание помощи ребенку, отзывчивость.

Основные направления семейного воспитания:

•  Физическое воспитание — основано на здоровом об­разе жизни в семье и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физкультурой и спортом, зака­ливание организма и т.д.

•  Интеллектуальное воспитание — предполагает заинтере­сованное участие родителей в обогащении детей знаниями, в развитии их познавательных интересов, склонностей, спо­собностей.

•  Нравственное воспитание — где на первый план вы­ступает воспитание непреходящих моральных ценностей: любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства и долга.

•  Эстетическое воспитание — призвано развивать ху­дожественные таланты и дарования детей или, как ми­нимум, формировать представления о прекрасном.

•              Трудовое воспитание — закладывает основу будущей праведной и достойной жизни детей, ибо жизненный путь человека, не приученного трудиться, заканчивает­ся, как правило, плохо.

6.2. Типы семей и особенности их влияния на детей

В зависимости от состава родственников выделяют следующие типы семей:

•              простая семья – супружеская пара с детьми, не со­ стоящими в браке;

•              расширенная, или сложная семья — если некоторые из детей состоят в браке; может включать в себя три и более поколений, живущих вместе и связанных общим хозяй­ством;

•              полная семья — в состав которой входят оба супруга;

•              неполная семья - в которой один из супругов отсут­ствует.

Какая из названных семей лучше всего подходит для воспитания, однозначно ответить невозможно. В любой из них имеются свои достоинства и недостатки. Напри­мер, в простой семье дети привыкают к большей само­стоятельности, однако здесь быстрее нарушаются тради­ции поколений по сравнению с расширенной семьей. По сравнению с полной семьей, в неполной семье воспита­ние усложняется за счет снижения материального уровня семьи и перегрузки родителя, с которым остались дети. Од­нако, дети в таких семьях проникаются сочувствием к ос­тавшемуся родителю, становятся эмоционально более близ­кими   и ответственными.

Разнообразие семей подразделяют также по типу от­ношений в них между взрослыми и детьми, а также по степени их напряженности и последствиям влияния на детей;

•              Семьи, уважающие детей. В таких семьях отношения между родителями и детьми характеризуются порядоч­ностью, открытостью, взаимным доверием, равенством во взаимоотношениях. Детей в таких семьях любят. Роди­ тели знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, стараются тактично помочь. Дети в таких семьях растут счастливыми, инициативными, не­
зависимыми, дружелюбными.

•   Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дис­танция, которую ни родители, ни дети стараются не пе­реступать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. Родители сами решают, что нужно детям. Дети растут послушными, вежливыми, дружелюбными, но не­достаточно инициативными.

•   Материально-ориентированные семьи, где главное вни­мание уделяются материальному благополучию. Детей в та­ких семьях с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться, но часто с единственной целью — поступить в вуз. Духовный мир родителей и детей обеднен. Дети рано как бы взрослеют, но отношения с родителя­ми, лишенные духовной основы, могут развиваться не­предсказуемо.

•  Враждебные семьи. Детям здесь плохо, т.к. присутст­вует неуважение к ним, недоверие, слежка, телесные на­казания. Дети в таких семьях растут скрытными, недру­желюбными, плохо относятся к родителям, не ладят ме­жду собой и со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи.

•  Антисоциальные семьи. Это скорее не семьи, а вре­менное пристанище для детей, которых здесь не ждали, не любят, не приемлют. Родители, как правило, ведут аморальный образ жизни, конфликтуют, угрожают друг другу и детям, пьянствуют, воруют, дерутся. Влияние таких семей крайне негативное, ведет к антиобществен­ным поступкам. Дети из таких семей обычно берутся под опеку государства.

6.3. Условия успешного воспитания в семье

Выдающийся русский педагог XIX–XX века П.Ф. Лесгафт определил условия, при которых каждый ребенок может стать «предельно нормальной личностью», следую­щим образом:

•              Атмосфера любви и взаимного уважения. Человек, ли­шенный такой атмосферы не способен уважать своих близ­ких, сограждан, Родину, делать людям добро. Вместе с тем, педагог предупреждает, что слепая, неразумная материн­ская любовь делает человека безнравственным потребите­лем или честолюбивым карьеристом.

•    Наличие высоконравственного воспитателя, который учит ребенка быть правдивым, стремиться к тому, чтобы слово не расходилось с делом. Лучше, если эту роль выпол­няет мать, но это может быть и неродной воспитатель.

•    Регулярный и радостный общественно-полезный труд. Наблюдая за работой взрослых, ребенок начинает сам ими­тировать ее в игре, затем включается в процесс труда как помощник и, наконец, как самостоятельный исполнитель.

•    Исключение так называемых прибавочных раздражи­телей из жизни ребенка: роскоши, нищеты, чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азарт­ных игр и т.д. У ребенка, привыкшего испытывать такие раздражители, не вырабатывается способность к целе­устремленной деятельности.

•  Гармоническое развитие всех способностей ребенка: слу­шание сказок, музыки и песен должно сменяться физи­ческими упражнениями, подвижными играми, работой в саду. Игры со сборными игрушками — чтением стихов, игра в шахматы - рисованием, лепкой и т.д. Это объяс­няется тем, что никто не знает, в какой области деятель­ности может проявиться особый талант ребенка.

•  Соблюдение принципа постепенности и последователь­ности. По мере роста и развития ребенка задания должны становиться все более сложными и трудными. Но они должны быть посильными, иначе ребенок потеряет к ним интерес, появится лень.

•  Ограждение ребенка от контактов с безнравственными людьми. Взрослые, которые любят ребенка и желают ему до­бра, должны строго контролировать каждый свой шаг, что­бы не послужить примером безнравственного   поведения.

С точки зрения современной педагогики, для успеш­ного воспитания в семье необходимо обратить также внимание на следующие моменты:

•  Взаимоотношения между супругами, культура их обще­ния — определяют общий психологический климат семьи. Взаимодействия супругов — это модели поведения, кото­рые осознанно или неосознанно перенимаются детьми.

•  Контакт глаз между родителями и детьми — очень ва­жен не только для установления хорошего взаимопонима­ния, но и для удовлетворения эмоциональной потребно­сти ребенка. Было бы большой ошибкой использовать лишь только строгий взгляд.

•  Физический контакт (поцелуи, объятия, прикосно­вения, поглаживания и пр.) - является эффективным способом укрепления психологического и физического здоровья ребенка, способ передачи ему родительской любви, установления взаимоотношений.

•  Пристальное внимание, позволяющее ребенку чувство­вать себя значимой личностью. Это возможно, когда его не только замечают, но и вникают в его проблемы, страхи и опасения, разделяют с ним радость, занимаются совмест­ными делами, играми.

•  Дисциплина - последовательность требований, соот­ветствие требований возрасту, соответствие наказаний проступку.

6.4. Причины неправильного воспитания в семье

Неправильное воспитание в семье уродует характер ре­бенка, обрекает его на невротические срывы, на трудные взаимоотношения с окружающими. Причины такого вос­питания в семье различны:

•   Безнадзорность, или бесконтрольность, когда родители не уделяют должного внимания детям. В итоге, предостав­ленные сами себе, дети попадают под негативное влияние уличных компаний.

•   Гиперопека, когда жизнь ребенка находится под бди­тельным надзором. Когда он постоянно слышит указания, предупреждения, запреты. В результате такого «воспитания» становится нерешительным, боязливым, неуверенным в своих силах.

•   Воспитание по типу «Золушки», то есть в обстановке безразличия, холодности. Ребенок чувствует, что отец или мать его не любят, тяготятся им. Такая ситуация способ­ствует появлению неврозов, чрезмерной чувствительно­сти или озлоблению детей.

•   «Жесткое» воспитание, когда за малейшую провин­ность ребенка сурово наказывают и держат в постоянном страхе. Ушинский К.Д. указывал, что страх — самый силь­ный источник таких пороков, как жестокость, озлоб­ленность, приспособленчество и угодничество.

•   Физическое наказание – которое педагоги-ученые на­зывают синдромом опасного обращения с детьми. Оно может наносить ребенку не только физические, но и пси­хические, нравственные травмы. Наказываемые таким образом подростки впоследствии сами нередко стано­вятся жестокими, плохо контактируют с окружающими и адаптируются в трудовых коллективах.

Причиной неправильного воспитания в семье являет­ся также ложный авторитет родителей:

•   Авторитет подавления, когда родители по любому поводу раздражаются, на каждый вопрос ребенка отве­чают грубостью, любую его вину сопровождают наказа­нием. Такой авторитет вызывает детскую ложь, трусость, одновременно воспитывает в ребенке жестокость.

•   Авторитет тщеславия, который строится на высо­комерном стремлении к славе, почитанию и превосход­ству, на кичливом демонстрировании своих достоинств, в том числе и своим детям. Все это формирует у ребенка аналогичный стиль поведения.

• Авторитет педантизма, когда родители ведут себя с детьми, как бюрократы, настаивают на своем даже в ме­лочах и даже если неправы. Такой авторитет убивает дет­скую инициативу и самостоятельность.

• Авторитет морализирования, когда родители буквально заедают ребенка длинными нравоучительными рассуж­дениями, назидательными разговорами. В такой семье мало радости и оптимизма.

• Авторитет сентиментальности, когда слащавые при­знания в любви сыплются на детей в избыточном коли­честве. Того же родители требуют и от детей, которые учатся подыгрывать, извлекая для себя выгоду. Так вос­питываются интриганы – люди, склонные к неблаговид­ным, скрытным действиям против кого-нибудь.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»