Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

        способность аргументировать свои высказывания, пред­ложения, мнения;

        умение строить взаимоприемлемые, комфортные от­ношения с партнерами по общению.

Существует множество приемов повышения культуры общения:

•   прием «Имя собственное» — основан на произнесении вслух имени и отчества партнера, чем подчеркивается уважительное к нему отношение;

•   прием «Зеркало отношений» — доброжелательное вы­ражение лица, легкая располагающая улыбка, в чем про­является симпатия по отношению к партнеру;

•   прием «Золотые слова» — высказывание комплиментов, что способствует удовлетворению потребности партнера в стремлении к совершенству и сопровождается комфортно­стью в общении;

•   прием «Терпеливый слушатель» — внимательное, заинте­ресованное выслушивание проблем партнера, что приво­дит к удовлетворению потребности в самоутверждении и доверительному расположению;

•              прием «Личная жизнь» — выражается в заинтересован­ ном обращении к хобби или увлечениям партнера, что повышает его вербальную активность и делает общение более эффективным.

Обязательными являются нравственные требования к общению: вежливость и предупредительность, коррект­ность и тактичность, скромность и точность.

Не все люди одинаково коммуникабельны. Кроме общи­тельных, есть и застенчивые, которые испытывают труд­ности в общении из-за их осторожности, робости и не­доверчивости к партнеру. Застенчивость препятствует тому, чтобы знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. Она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав. Застенчивость усугуб­ляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем по­ведении. Однако, если человек общителен, это еще не значит, что с ним приятно общаться. Некоторые люди своей общительностью, навязчивостью и т.д. становятся неприятными уже с первых минут.

С целью развития общительности застенчивых людей могут применятся специальные псхолого-педагогические технологии:

•  Технология «Свободная информация» — учит находить в словах собеседника ту информацию, которая его интересует или кажется важной. Достигаемый эффект проявляется в спо­собности преодолевать смущения в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом.

•  Технология «Самораскрытие» — учит самому признаваться как в положительных, так и в отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни; помогает поддерживать разговор и преодолевать коммуникативные барьеры.

•  Лингвистическая технология — позволяет вести само­контроль в процессе общения; путем освоения особого языка человек может начать не только говорить по-дру­гому, но и видеть события по-другому, иначе их пони­мать и реагировать на них.

7.5. Педагогическое общение и его особенности

Педагогическое общение - это общение в процессе обучения и воспитания, направленное на оптимизацию педагогического процесса и развитие личности учащихся. Кроме обмена информацией и действиями, педагогиче­ское общение включает в себя взаимное восприятие пе­дагогом и учащимися друг друга. Педагог воспринимает душевный и духовный мир своих учеников, предугады­вает их возможное поведение. Педагогическое общение позволяет изменять настроение воспитанника, его отно­шение к предметам, явлениям и людям; обогащать его зна­ния, развивать мышление, изменять духовную деятельность. Основу техники педагогического общения составляют коммуникативные умения:

•  умение понимать психическое состояние учащихся по внешним признакам, особенно по выражению лица;

•  умение педагога регулировать и показывать учащим­ся свое психическое состояние, свое эмоциональное от­ношение к происходящему;

•  умение педагога наилучшим образом строить свою речь, заинтересовать, увлечь рассказом, сообщением;

•  умение сосредоточить на себе внимание, управлять инициативой, «разговорить» самых застенчивых;

•  умение внимательно слушать и задавать вопросы, со­блюдать спокойный, доверительный тон.

Стили педагогического общения:

   общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;

   общение «Дистанция»;

   общение «Устрашение»;

   общение «Заигрывание», суть которого в стремле­нии быстро завоевать авторитет, понравиться ученикам.

Основой эффективного педагогического общения яв­ляется педагогический такт. Он требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось ува­жение к личности ученика. Такт предполагает соблюде­ние чувства меры в действиях педагога, правил прили­чия и вежливости в общении. Бестактность проявляется в формальном и грубом обращении с воспитанниками, безразличии, раздражительности, криках и так далее, что создает психологические барьеры в общении и ведет к педагогическим конфликтам.

Негативными, деструктивными или дезорганизующими факторами педагогического общения могут быть:

•                     непонимание или игнорирование индивидуальных особенностей воспитанника, его характера, темперамен­та, направленности личности и т.д.;

•                     непонимание воспитанниками педагога, неприятие сто в качестве наставника;

•                      неадекватность действий педагога мотивам поведе­нии воспитанника;

•                      высокомерие педагога, задевающее самолюбие вос­питанника и унижающего достоинство;

Деструктивными являются также следующие ошибки педагога: категоричность мнения, неумение выслушивать, необъективность оценки, придирки, морализирование,   j оскорбление, натянутость или скованность отношений, резкость интонаций, отсутствующий взгляд, нелепость или нелогичность поведения, агрессивность по отноше­нию к учащимся, пренебрежение их мнением, невнимательность к достижениям учащихся.

Для повышения продуктивности педагогического обще­ния полезными могут быть следующие правила:

        установление личностного контакта с воспитанниками;

        формирование чувства «Мы» с воспитанниками;

        демонстрация им собственной расположенности к общению;

        показ конкретных и ярких целей совместной дея­тельности;

        подчеркивание положительного в поведении и ха­рактере воспитанника;

        постоянное проявление интереса к воспитанникам;

        оказание помощи воспитанникам и обращение к ним со своими просьбами.

Тема 8. Развитие творческого потенциала личности

8.1. Понятие о творчестве и креативности

Творчество - это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, ориги­нальных или более совершенных материальных и духов­ных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.

В жизнедеятельности человека творчество выполняет сле­дующие функции:

•  выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;

•  реализует право личности на свободу, выход за пре­делы «обязательного»;

•  является средством самоактуализации, самореализа­ции и самосовершенствования личности.

Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде дея­тельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют ориги­нальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой лич­ности является креативность.

Креативность — это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потреб­ности в исследовательской активности.

Креативной личности присущи следующие свойства:

• когнитивные — чувствительность к необычному, уни­кальному, единичному; способность воспринимать яв­ления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;

• эмоциональные — высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;

• мотивационные — потребность в понимании, иссле­довании, самовыражении и самоутверждении, потреб­ность в автономии и независимости;

• коммуникативные — инициативность, склонность к ли­дерству, спонтанность.

Креативность активно стала изучаться после опубли­кования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:

•  конвергентное мышление — идет по одному руслу и находит только одно решение;

•  дивергентное мышление — допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.

Дивергентное, то есть творческое мышление, и ле­жит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В от­личие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:

•  подвижность — способность мышления к обнаруже­нию и постановке проблем; для творческих людей не со­ставляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;

•  пластичность — творческие люди предлагают множест­во решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию боль­шого количества разнообразных идей;

• оригинальность - способность мышления продуци­ровать отдаленные ассоциации, необычные ответы, не­стандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.

Творческой личностью не рождаются. Креативные спо­собности не создаются, а какбы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окру­жающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.

Основными параметрами творческой личности можно счи­тать следующие:

        интеллектуально-творческая инициатива;

        жажда познания и преобразования;

        чувствительность к проблемам, ко всему новому;

        склонность к нестандартному решению задач;

        критичность ума, то есть стремление к оценке, вы­явлению недостатков;

        самостоятельность в поиске путей и выборе спосо­бов решения возникающих проблем.

8.2. Творчество в профессиональной деятельности

Главным признаком профессионального творчества явля­ется направленность, нацеленность субъекта профессио­нальной деятельности на поиск новых способов или приемов решения профессиональных задач. В зависимости от области предметной деятельности профессиональное творчество соотносят с различными понятиями. Например, в научном творчестве — с понятием объективности, в техническом творчестве — с изобретательством, в экономическом твор­честве — с предприимчивостью как активным критическим отношением к экономической практике, вызывающим про­грессивные социально-экономические изменения. Несмотря на это, всякое профессиональное творчество подчиняется тем же закономерностям, что и любой творческий процесс, в структуре которого российский психолог ЯЛ. Пономарев выделяет четыре фазы:

I. Фаза произвольного логического поиска, на которой актуализируются знания, необходимые для решения твор­ческой задачи. Профессионал осознанно отбирает фак­ты, способствующие ее эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных зна­ний в новые условия; выдвигается гипотеза, произво­дится анализ и синтез исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результатах дея­тельности и способах его достижения.

2.   Фаза интуитивного решения, в основе которого ле­жит принцип двойственного результата действия про­фессионала, то есть наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Поэто­му найденное решение часто выглядит как неожиданное и самопроизвольное.

3.   Фаза вербализации интуитивного решения, на кото­рой осуществляется полное осознание интуитивно полу­ченного результата, объяснение способа решения и его вербальное (словесное) оформление.

4.   Фаза формализации вербализованного решения, которая протекает на сознательном уровне, состоит в логическом оформлении способа решения, в выделении условий, не­обходимых для реального существования объекта творче­ского исследования.

Логика организации творчества в профессиональной дея­тельности может быть представлена в следующей после­довательности:

        осмысление или осознание проблемной ситуации;

        выделение и постановка главной проблемы;

        поиск подходов к решению проблемы;

        выбор стратегии решения проблемы;

        разработка плана реализации стратегии;

        решение проблемы через реализацию творческой идеи.

Непосредственный же процесс профессионального твор­чества, или рождение творческой идеи, в свою очередь, состоит из четырех этапов:

•   накопление знаний и навыков, необходимых для чет­кого уяснения и формулирования проблемы;

•   сосредоточение усилий на поиске дополнительной ин­формации;

•   уход от проблемы, переключение на другие занятия;

•              озарение, или инсайт, который внешне выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении; инсайт — это не всегда гениальная идея, чаще – просто догадка.

Психолого-педагогические критерии профессионально-творческой личности:

        содержание и уровень мотивации творчества;

        профессиональная направленность личности на твор­чество;

        социальная установка и самооценка отношения к творчеству;

        уровень развития творческого мышления;

        воображение и способность к систематизации, клас­сификации;

Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»