Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
способность аргументировать свои высказывания, предложения, мнения;
умение строить взаимоприемлемые, комфортные отношения с партнерами по общению.
Существует множество приемов повышения культуры общения:
• прием «Имя собственное» — основан на произнесении вслух имени и отчества партнера, чем подчеркивается уважительное к нему отношение;
• прием «Зеркало отношений» — доброжелательное выражение лица, легкая располагающая улыбка, в чем проявляется симпатия по отношению к партнеру;
• прием «Золотые слова» — высказывание комплиментов, что способствует удовлетворению потребности партнера в стремлении к совершенству и сопровождается комфортностью в общении;
• прием «Терпеливый слушатель» — внимательное, заинтересованное выслушивание проблем партнера, что приводит к удовлетворению потребности в самоутверждении и доверительному расположению;
• прием «Личная жизнь» — выражается в заинтересован ном обращении к хобби или увлечениям партнера, что повышает его вербальную активность и делает общение более эффективным.
Обязательными являются нравственные требования к общению: вежливость и предупредительность, корректность и тактичность, скромность и точность.
Не все люди одинаково коммуникабельны. Кроме общительных, есть и застенчивые, которые испытывают трудности в общении из-за их осторожности, робости и недоверчивости к партнеру. Застенчивость препятствует тому, чтобы знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. Она удерживает человека от выражения своего мнения и отстаивания своих прав. Застенчивость усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении. Однако, если человек общителен, это еще не значит, что с ним приятно общаться. Некоторые люди своей общительностью, навязчивостью и т.д. становятся неприятными уже с первых минут.
С целью развития общительности застенчивых людей могут применятся специальные псхолого-педагогические технологии:
• Технология «Свободная информация» — учит находить в словах собеседника ту информацию, которая его интересует или кажется важной. Достигаемый эффект проявляется в способности преодолевать смущения в разговоре с незнакомым человеком и располагать его к разговору о нем самом.
• Технология «Самораскрытие» — учит самому признаваться как в положительных, так и в отрицательных сторонах своего характера, поведения, стиля жизни; помогает поддерживать разговор и преодолевать коммуникативные барьеры.
• Лингвистическая технология — позволяет вести самоконтроль в процессе общения; путем освоения особого языка человек может начать не только говорить по-другому, но и видеть события по-другому, иначе их понимать и реагировать на них.
7.5. Педагогическое общение и его особенности
Педагогическое общение - это общение в процессе обучения и воспитания, направленное на оптимизацию педагогического процесса и развитие личности учащихся. Кроме обмена информацией и действиями, педагогическое общение включает в себя взаимное восприятие педагогом и учащимися друг друга. Педагог воспринимает душевный и духовный мир своих учеников, предугадывает их возможное поведение. Педагогическое общение позволяет изменять настроение воспитанника, его отношение к предметам, явлениям и людям; обогащать его знания, развивать мышление, изменять духовную деятельность. Основу техники педагогического общения составляют коммуникативные умения:
• умение понимать психическое состояние учащихся по внешним признакам, особенно по выражению лица;
• умение педагога регулировать и показывать учащимся свое психическое состояние, свое эмоциональное отношение к происходящему;
• умение педагога наилучшим образом строить свою речь, заинтересовать, увлечь рассказом, сообщением;
• умение сосредоточить на себе внимание, управлять инициативой, «разговорить» самых застенчивых;
• умение внимательно слушать и задавать вопросы, соблюдать спокойный, доверительный тон.
Стили педагогического общения:
общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью;
общение «Дистанция»;
общение «Устрашение»;
общение «Заигрывание», суть которого в стремлении быстро завоевать авторитет, понравиться ученикам.
Основой эффективного педагогического общения является педагогический такт. Он требует, чтобы в самых сложных и противоречивых ситуациях сохранялось уважение к личности ученика. Такт предполагает соблюдение чувства меры в действиях педагога, правил приличия и вежливости в общении. Бестактность проявляется в формальном и грубом обращении с воспитанниками, безразличии, раздражительности, криках и так далее, что создает психологические барьеры в общении и ведет к педагогическим конфликтам.
Негативными, деструктивными или дезорганизующими факторами педагогического общения могут быть:
• непонимание или игнорирование индивидуальных особенностей воспитанника, его характера, темперамента, направленности личности и т.д.;
• непонимание воспитанниками педагога, неприятие сто в качестве наставника;
• неадекватность действий педагога мотивам поведении воспитанника;
• высокомерие педагога, задевающее самолюбие воспитанника и унижающего достоинство;
Деструктивными являются также следующие ошибки педагога: категоричность мнения, неумение выслушивать, необъективность оценки, придирки, морализирование, j оскорбление, натянутость или скованность отношений, резкость интонаций, отсутствующий взгляд, нелепость или нелогичность поведения, агрессивность по отношению к учащимся, пренебрежение их мнением, невнимательность к достижениям учащихся.
Для повышения продуктивности педагогического общения полезными могут быть следующие правила:
установление личностного контакта с воспитанниками;
формирование чувства «Мы» с воспитанниками;
демонстрация им собственной расположенности к общению;
показ конкретных и ярких целей совместной деятельности;
подчеркивание положительного в поведении и характере воспитанника;
постоянное проявление интереса к воспитанникам;
оказание помощи воспитанникам и обращение к ним со своими просьбами.
Тема 8. Развитие творческого потенциала личности
8.1. Понятие о творчестве и креативности
Творчество - это такое отношение к деятельности, результатом которого является создание новых, оригинальных или более совершенных материальных и духовных ценностей. В зависимости от содержания деятельности различают научное, художественное, техническое, экономическое и другие виды творчества.
В жизнедеятельности человека творчество выполняет следующие функции:
• выступает механизмом решения жизненно важных задач, алгоритм решения которых человеку неизвестен;
• реализует право личности на свободу, выход за пределы «обязательного»;
• является средством самоактуализации, самореализации и самосовершенствования личности.
Творческая активность возникает в условиях решения творческих задач, и любой человек в любом виде деятельности на какое-то время может стать творцом. Тем не менее, существуют люди, которые используют оригинальные способы решения любых жизненных задач. Это творческий тип личности. Особенностью творческой личности является креативность.
Креативность — это интегративное качество психики человека, которое обеспечивает удовлетворение потребности в исследовательской активности.
Креативной личности присущи следующие свойства:
• когнитивные — чувствительность к необычному, уникальному, единичному; способность воспринимать явления в системе, комплексно; развитое воображение и фантазия;
• эмоциональные — высокая эмоциональная возбудимость, преодоление состояния тревожности; чувства, вызывающие состояние возбуждения, радостного волнения, бодрости;
• мотивационные — потребность в понимании, исследовании, самовыражении и самоутверждении, потребность в автономии и независимости;
• коммуникативные — инициативность, склонность к лидерству, спонтанность.
Креативность активно стала изучаться после опубликования работ американского психолога Дж. Гилфорда, когда он выделил:
• конвергентное мышление — идет по одному руслу и находит только одно решение;
• дивергентное мышление — допускает вариативные пути решения проблем, приводит к неожиданным результатам.
Дивергентное, то есть творческое мышление, и лежит, по мнению Гилфорда, в основе креативности. В отличие от конвергентного мышления, оно имеет свои особые черты:
• подвижность — способность мышления к обнаружению и постановке проблем; для творческих людей не составляет труда перейти от одного аспекта к другому, не ограничиваясь единственной точкой зрения;
• пластичность — творческие люди предлагают множество решений проблем, обладают семантической (языковой) спонтанной гибкостью; способны к генерированию большого количества разнообразных идей;
• оригинальность - способность мышления продуцировать отдаленные ассоциации, необычные ответы, нестандартные решения; способность усовершенствовать объект, добавляя детали; способность увидеть в объекте новые признаки, найти ему новое применение.
Творческой личностью не рождаются. Креативные способности не создаются, а какбы высвобождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставляет окружающая среда для реализации того потенциала, который в различной степени присущ каждому из нас.
Основными параметрами творческой личности можно считать следующие:
интеллектуально-творческая инициатива;
жажда познания и преобразования;
чувствительность к проблемам, ко всему новому;
склонность к нестандартному решению задач;
критичность ума, то есть стремление к оценке, выявлению недостатков;
самостоятельность в поиске путей и выборе способов решения возникающих проблем.
8.2. Творчество в профессиональной деятельности
Главным признаком профессионального творчества является направленность, нацеленность субъекта профессиональной деятельности на поиск новых способов или приемов решения профессиональных задач. В зависимости от области предметной деятельности профессиональное творчество соотносят с различными понятиями. Например, в научном творчестве — с понятием объективности, в техническом творчестве — с изобретательством, в экономическом творчестве — с предприимчивостью как активным критическим отношением к экономической практике, вызывающим прогрессивные социально-экономические изменения. Несмотря на это, всякое профессиональное творчество подчиняется тем же закономерностям, что и любой творческий процесс, в структуре которого российский психолог ЯЛ. Пономарев выделяет четыре фазы:
I. Фаза произвольного логического поиска, на которой актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи. Профессионал осознанно отбирает факты, способствующие ее эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигается гипотеза, производится анализ и синтез исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результатах деятельности и способах его достижения.
2. Фаза интуитивного решения, в основе которого лежит принцип двойственного результата действия профессионала, то есть наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия. Поэтому найденное решение часто выглядит как неожиданное и самопроизвольное.
3. Фаза вербализации интуитивного решения, на которой осуществляется полное осознание интуитивно полученного результата, объяснение способа решения и его вербальное (словесное) оформление.
4. Фаза формализации вербализованного решения, которая протекает на сознательном уровне, состоит в логическом оформлении способа решения, в выделении условий, необходимых для реального существования объекта творческого исследования.
Логика организации творчества в профессиональной деятельности может быть представлена в следующей последовательности:
осмысление или осознание проблемной ситуации;
выделение и постановка главной проблемы;
поиск подходов к решению проблемы;
выбор стратегии решения проблемы;
разработка плана реализации стратегии;
решение проблемы через реализацию творческой идеи.
Непосредственный же процесс профессионального творчества, или рождение творческой идеи, в свою очередь, состоит из четырех этапов:
• накопление знаний и навыков, необходимых для четкого уяснения и формулирования проблемы;
• сосредоточение усилий на поиске дополнительной информации;
• уход от проблемы, переключение на другие занятия;
• озарение, или инсайт, который внешне выглядит как логический разрыв, скачок в мышлении; инсайт — это не всегда гениальная идея, чаще – просто догадка.
Психолого-педагогические критерии профессионально-творческой личности:
содержание и уровень мотивации творчества;
профессиональная направленность личности на творчество;
социальная установка и самооценка отношения к творчеству;
уровень развития творческого мышления;
воображение и способность к систематизации, классификации;
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»