Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
уровень общепрофессиональной и специальной подготовки.
8.3. Мотивация творческой деятельности
Источники, пли факторы, мотивации творческой деятельности можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.
Внешние источники мотивации — это те, которые связаны с ценностными ориентациями личности, такими как жажда славы, стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего высокого положения в обществе и т.п. Известно, что внешнее одобрение, признание и почести являются могучим побудителем к творчеству для многих творческих людей. А для школьников источниками такой мотивации часто выступают стремления выделиться среди других, получить отличные оценки, заслужить одобрение учителей и родителей.
Многие внешние факторы творческой мотивации находят свое выражение в нравственно-психологической стороне творчества: в осознании социальной важности и нужности творческой деятельности, в чувстве долга и ответственности за характер и использование результатов творческого труда. Творцы вынуждены постоянно помнить о том, что их деятельность должна носить гуманистический характер. Перед ними всегда встает вопрос о целесообразности продолжения своей работы, если заранее известны ее возможные трагические последствия. Об этом не раз говорили крупнейшие ученые и представители искусства XX века — А. Эйнштейн, Ф. Жолио-Кюри, И.В. Курчатов, Д.С. Лихачев и другие.
Одним из внешних источников творческой мотивации является также социальная фасилитация, то есть повышение скорости или продуктивности творческой деятельности вследствие воображаемого или реального присутствия других людей, выступающих в качестве соперников или наблюдателей. При этом среди творческих работников нередко встречается «белая» и «черная» зависть. При белой зависти чужой успех оказывается для индивида стимулом творческой активности и стремления к соревнованию. «Черная» зависть подталкивает индивида к совершению враждебных действий по отношению к объекту зависти (синдром Сальери) и оказывает деструктивное влияние на личность самого завидующего.
Внутренние источники творческой мотивации — это интеллектуальные и эстетические чувства, которые возникают в процессе творческой деятельности. Любознательность, удивление, чувство нового, уверенность в правильном направлении поиска и сомнения при неудачах, чувство иронии и юмора — вот примеры интеллектуально-творческих чувств. О том, что внутренняя, почти инстинктивная потребность в создании нового вынуждает человека к творчеству, свидетельствует опыт многих талантливых людей. Например, Л.Н. Толстой говорил, что писал только тогда, когда не был в состоянии противодействовать внутреннему влечению к сочинительству. О том же пошутил однажды и Михаил Жванецкий: «Писать, как и писать, — нужно тогда, когда терпеть уже невозможно».
Чувство эстетического удовлетворения как источник творческой мотивации, как правило, повышает творческую активность, стимулирует творческий поиск. Эстетическое наслаждение самим процессом и результатом творческого труда, проникновение в мир неизвестного, раскрытие глубокой гармонии и удивительного разнообразия явлений, восторг перед открывающейся красотой жизненных закономерностей, ощущение растущей силы творческого разума и духа порождают целую гамму сильнейших человеческих переживаний в форме творческого вдохновения.
Внешние и внутренние факторы творческой мотивации тесно связаны друг с другом. Например, A.M. Горький отмечал: «На вопрос: почему я стал писать? — отвечаю: по силе давления на меня томительно бедной жизни и потому, что не писать я не мог». Более того, единство творческой мотивации проявляется в самом факте существования и развития потребности человека в самоактуализации, самореализации и самосовершенствовании.
8.4. Активизация развития креативной личности
Исследователями установлено, что развитие творческого потенциала личности в большой степени зависит от особенностей обучения в школьные годы. Развитию креативных способностей учащихся особенно способствуют игровые и проблемные методы обучения, занятия в различных внешкольных учреждениях и кружках. При этом креативность легче и чаще всего проявляется в той деятельности, к которой у ребенка есть определенные склонности. Поэтому детей необходимо включать и наблюдать как мож-нб в большем количестве видов деятельности, наталкивая на тот, в котором они могут реализовать свои задатки.
Родителям и педагогам следует знать, что креативность не сводится только к интеллекту. Это подтверждают выявленные психологами четыре группы детей с различными соотношением интеллекта и креативности:
• дети, обладающие высоким уровнем интеллекта и креативности– уверены в своих способностях, имеют адекватную самооценку, проявляют большую инициативу, личную независимость суждений и действий, высокоуспешны, проявляют одаренность, социально адаптированы;
• дети с низким уровнем креативности, но высоким интеллектом — стремятся к школьным успехам, но крайне тяжело переживают неудачи, боятся высказать свое мнение, пойти на риск, боятся удара по самолюбию, дистанцируются от своих одноклассников;
• дети с низким уровнем интеллекта, но высоким уровнем креативности - часто попадают в группу «изгоев», плохо приспосабливаются к школьным требованиям, часто имеют хобби и увлечения на стороне, как «странные фантазеры» бывают непоняты ни учителями, ни сверстниками;
• дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей — внешне хорошо адаптируются, держатся в «середнячках», имеют адекватную самооценку; низкий уровень предметных способностей компенсируется адаптируемостью, общительностью.
Можно добавить, что одаренным детям присущи высокий энергетический уровень, малая продолжительность сна, повышенная познавательная активность, интеллектуальная инициатива — склонность ставить перед собой новые более сложные задачи. А это, по мнению российского психолога Д.Б. Богоявленской, является неотъемлемым признаком таланта.
Развитие творческого потенциала учащихся активизируется, если учебно-познавательная деятельность осуществляется как учебно-творческая с использованием личностно-ориентированных или развивающих технологий обучения, которые реализуются с опорой на эвристические методы и приемы обучения (мозговая атака, мозговой штурм, метод эвристических вопросов, метод аналогий, игровые, проблемные методы и другие).
Названные технологии и методы:
• направлены на активизацию личностного развития учащихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на свои способности и опыт;
• позволяют повысить степень мотивации, эмоциональности, самостоятельности и активности учебно-творческой деятельности;
• обеспечивают использование полученного опыта в будущем для решения нестандартных жизненных и профессиональных задач.
Среди условий, активизирующих развитие дивергентного, то есть творческого, мышления, специалисты выделяют также следующие:
ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых;
разрешение и поощрение множества вопросов;
стимулирование ответственности и независимости;
акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях;
внимание к интересам детей со стороны взрослых.
Развитию креативности препятствует: избежание риска, стремление к успеху во что бы то ни стало, жесткие стереотипы в мышлении и поведении, конформизм, неодобрительная оценка воображения и фантазии, преклонение перед авторитетами и другие.
Тема 9. Самосовершенствование личности
9.1. Понятие о самосовершенствовании личности
Акмеологмческой основой самосовершенствования личности является потребность в активном продвижении к собственным вершинам совершенства. Откуда же у человека такие потребности и стремления к совершенствованию? Ответ можно найти у великого немецкого философа Иммануила Канта. По Канту, как отмечает И. И. Казимирская, «человек — это двуединое существо, одновременно принадлежащее и миру природы, и миру свободы. В мире природы человек подчиняется естественной необходимости, а в мире свободы он нравственно творит себя, возрастает в своем стремлении к счастью». Механизмом самосовершенствования человека, таким образом, можно считать его способность к творчеству, без которого невозможно развитие личности, чувствующей свою собственную ценность.
Австрийский психолог Альфред Адлер, в свою очередь, считал, что самосовершенствование человека детерминируется его стремлением к достижению успеха в жизни. Свое совершенство «человек творит сам из сырого материала наследственности и опыта».
Однако опыт человека как личности — это и социальный опыт. Поэтому самосовершенствование человека можно объяснить также его взаимодействием с социальной средой, в ходе которого человек вырабатывает у себя качества, которые приводят его к успеху, как в профессиональной деятельности, так и в жизни вообще. Следовательно, самосовершенствование можно считать явлением личностно-социальным.
Самосовершенствование - это процесс повышения уровня своей компетентности и конкурентоспособности, развития значимых качеств личности в соответствии с требованиями социума и личной программой саморазвития.
С точки зрения современной психологии, в основе процесса самосовершенствования лежит внутренний механизм преодоления противоречия между наличным уровнем личностного роста (Я-реальное) и некоторым воображаемым его состоянием (Я-идеальное).
В качестве примера воображаемого уровня самосовершенствования И. И. Казимирская приводит модель развитой личности, разработанную Н.Р. Битяновой. Это модель личности, способной управлять текущими событиями, формировать продуктивные, открытые отношения между людьми, мужественно и последовательно отстаивать свои взгляды, воспринимать жизнь во всем многообразии, противоречивости и красоте.
Если цель самосовершенствования находится вне личности, то движущие силы этого процесса действуют внутри личности в виде мотивов, побуждая ее к саморазвитию. Цель самосовершенствования недостижима никогда, она постоянно убегает, как линия горизонта. Поэтому предела самосовершенствования личности не существует.
В любой деятельности можно выделить две стороны — адаптивную и творческую. Последняя является определяющей в процессе самосовершенствования. Большинство людей, к сожалению, останавливаются в своем развитии на уровне адаптационных процессов, то есть процессов приспосабливания к условиям существования.
Структура процесса самосовершенствования:
• самопознание — осознание своих возможностей, своих сильных и слабых сторон с помощью самонаблюдения, самоанализа, самооценки;
• самопобуждение — использование различных мотивов и приемов самостимулирования собственного развития;
• программирование — определение целей, путей, средств и методов самосовершенствования;
• самореализация — осуществление программы самосовершенствования, самореализация как способ жизнедеятельности.
9.2. Профессиональная самореализация личности
Профессиональная самореализация личности начинается с профессионального самоопределения, то есть с выбора профессии. На выбор профессии влияют следующие факторы: позиция родителей и родственников, позиция учителей и классных руководителей, личные профессиональные и жизненные планы, способности и их проявление, информированность о той или иной профессии, интересы и склонности. В условиях рыночной экономики приходится также учитывать социально-экономический спрос на ту или иную профессию, реальные возможности обучения и трудоустройства по избираемой профессии, ее материальную и социальную значимость.
Согласно теории российского психолога Е.А. Климова, профессиональный выбор можно считать удачным, если индивидуальные особенности оптанта выбирающего) соответствуют одному из пяти типов профессий: человек – человек, человек — природа, человек – техника, человек – знаковая система, человек – художественный образ. Экономические специальности, например, по данной классификации относятся к типу «человек — знаковая система». А чтобы успешно работать по какой-либо профессии данного типа, нужны особые способности мысленно погружаться в мир условных обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки. При обработке информации возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.
Существуют и другие теории профессионального самоопределения. Например, в теории американского психолога Дж. Холланда утверждается, что профессиональный выбор обусловлен тем, какой из шести типов личности сформирован к данному моменту: реалистический, исследовательский, социальный, артистический, предпринимательский или конвенциональный тип. В качестве примера рассмотрим два последних типа личности:
• Предпринимательский тип — рискованный, энергичный, властный, амбициозный, общительный, импульсивный, оптимистичный, ищущий удовольствия, любящий приключения. Избегает монотонной умственной работы, однозначных ситуаций, занятий, связанных с ручным трудом. В профессиональном выборе — все виды предпринимательства.
• Конвенциональный тип — конформный, добросовестный, умелый, негибкий, сдержанный, послушный, практичный, склонный к порядку. В профессиональном выборе — банковская служба, статистика, программирование, экономика.
После выбора профессии человек определяется со способом получения соответствующей специальности, места работы и должности. А дальнейшая профессиональная самореализация связана с профессиональным становлением и самосовершенствованием профессионала, с его стремлением к вершине профессионализма (акме). «Акме» в сфере профессиональной деятельности – это стабильность высоких результатов труда, надежность в решении сложных профессиональных задач в нестандартных условиях, профессионально-творческое вдохновение, а также индивидуальный стиль профессиональной деятельности.
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»