Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций

Описание

Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.

Работа состоит из  1 файл

Курс лекций.doc

— 779.00 Кб (Скачать документ)

Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образовани­ем, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятель­ной, независимой, компетентной и конкурентоспособ­ной личностью. Профессиональное самообразование как са­мостоятельно осуществляемая деятельность, направлен­ная на повышение профессионализма, включает:

   овладение новыми ценностными установками, под­ходами в профессиональной деятельности;

   профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.

   осмысление (рефлексия) собственного опыта и про­гнозирование дальнейшей работы.

На сегодняшний день существует несколько периоди­заций профессиональный самореализации личности. Напри­мер, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов:

•  Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробу­ют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.

•  Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девуш­ки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты про­фессиональной карьеры, подбирают подходящую про­фессию и начинает ее осваивать.

•  Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной дея­тельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вер­шины профессионализма.

•  Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работ­ники стараются сохранить за собой то положение на про­изводстве или службе, которого они достигли ранее, про­должают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.

•  Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям лич­ности.

9.3. Ориентация на достижение жизненного успеха

В словарях «успех» определяется как удача в достиже­нии чего-нибудь, как хорошие результаты в работе или уче­бе, как общественное признание. В любом случае важней­шей индивидуально-психологической особенностью лич­ности в плане жизненного успеха является потребность в его достижении. Успех для человека важен не только как признание его деятельности, но и как преодоление кон­кретных жизненных противоречий и проблем. Успешные люди, или «победители», отличаются от «неудачников» тем, что первые ставят перед собой цели и достигают их, а вторые следуют лишь своим повседневным разрознен­ным желаниям.

Личности успешного типа обычно активны, инициа­тивны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность их деятельности и степень активности в меньшей степени зависят от внешнего кон­троля. Отличаются настойчивостью в достижении цели; склонны планировать свое будущее на большие проме­жутки времени; предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, но выполнимые обязательства; ставят перед собой реально достижимые цели; если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качест­ва обеспечивают суммарный успех, существенно отлич­ный как от незначительных достижений при занижен­ных обязательствах, так и от случайного везения – при завышенных.

Для успеха в жизни помимо долгосрочных стратегий человек должен иметь среднесрочные цели, ориентиро­ванные на 3–5 лет, – так называемые жизненые тактики. Именно они должны определять доминирующие виды деятельности, планирование времени, выбор и осуществ­ление действий. Именно им приходится посвящать боль­шую часть времени, отказывать себе в лишних развлечени­ях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повседневности, вносить в текущую жизнь организованность и сбалансированность.

Многие исследователи называют ориентацию на дости­жение жизненного успеха концентрированным выражени­ем духа западной цивилизации. Подтверждением тому мо­жет служить книга американского психолога и педагога Зиг Зиглара «Умение добиваться успеха». В ней автор называет шесть составляющих настоящей, успешной жизни: финан­совое положение, физическое состояние, интеллект, ду­ховно — личностное развитие, семья и карьера.

Под карьерой понимают успешное продвижение челове­ка в сфере профессиональной деятельности, достижение им известности, достойного положения в обществе. И это одна из естественных, позитивных потребностей личности в ее самореализации. Однако, если это продвижение связа­но со стремлением только к личному благополучию и про­является в погоне за успехом с использованием неблаго­родных, аморальных и противозаконных средств, то оно осуждается обществом и называется карьеризмом.

Успешность карьеры человека зависит от правильно­сти выбора профессии, от его личностных особенностей, уровня притязаний и ценностных установок. Проанали­зировав сотни биографий людей, сделавших успешную карьеру, Г.С. Альтшуллер в книге «Как стать гением» предлагает своеобразный алгоритм построения карьеры:

        наличие достойной цели;

        план достижения достойной цели;

        высокая работоспособность;

        совершенная техника решений профессиональных задач;

        эффективная результативность профессиональной деятельности;

        умение «держать удар» — преодоление сопротивле­ния коллег, администрации, семьи в плане продвиже­ния собственных новаций; «удар» может быть в виде по­пыток присвоения идей, результатов вашей работы.

По мнению западных специалистов, делая карьеру, важно помнить следующее:

        главным условием продвижения по службе является профессиональный опыт;

        основой продвижения является совместимость с ва­шим шефом; нужно его понять и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями;

        постоянно готовьтесь к изменениям в вашей жизни и не позволяйте прошлому «связывать вам руки»;

        вы должны быть деловитым и постоянно делать добро;

        делая себя необходимым для начальства, умейте во­время остановиться;

        будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою карьеру;

        расширяйте Ваши знания и управленческие навыки;

        учитесь гордиться своими достижениями;

        не делайте работу сами, а с помощью других;

        будьте готовы не уделять достаточно времени семье;

        интересы организации должны быть для вас превы­ше всего;

        учитесь создавать свой имидж, то есть образ привле­кательного человека.

Каждый человек, если он желает быть успешным, дол­жен заставить работать на себя следующие факторы: убеж­денность, приверженность поставленной цели, трудолюбие, любовь к избранному делу; целостность , последовательность и твердость характера, упорство, дисциплину, наследствен­ность и воспитание, чувство юмора, веру, увлеченность и связи. Так считает Зиг Зиглар и советует обращаться с собой как с уникальным и бесценным ресурсом.

9.4. Самовоспитание конкурентоспособной личности

Среди характеристик личности в наше время важное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованость и конкурентоспособность в обществе. Это связано с переходом к рыночным отноше­ниям в экономической сфере общественной жизни.

В понятие компетентности включается не только со­ответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опы­ту, способность принимать собственные решения и на­ходить выход из нештатных ситуаций. Необходимым эле­ментом компетентности человека является также его по­требность, способность и опыт личностно-профессио-нального самосовершенствования, то есть самообразова­ние и самовоспитание.

Конкурентоспособность личности проявляется в про­цессе межличностного или социального взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших вы­год, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими ха­рактеристиками конкурентоспособной личности являют­ся четкость целей и ценностных ориентации, трудолю­бие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообра­зованию, профессиональная компетентность, стремле­ние к высокому качеству конечного продукта.

Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, от­личается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность или беспо­мощность на рынке труда является чаще всего результа­том завышенной или заниженной самооценки. Наиболее благоприятно для самовоспитания объективное представ­ление о себе, так как оно помогает выдвигать реальные цели и задачи, совершать эффективные действия, на­правленные на реализацию программ самовоспитания.

Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реали­зации разработанной программы. Приемами самопобужде­ния являются самокритика, самоприказ, самообязательст­во, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включения их в практику самосовершенствования предпо­лагает также упражнения, то есть многократное повторе­ние тех состояний, действий и ситуаций, которые закреп­ляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говори­лось ранее (Тема 5).

Для составления программы самовоспитания желае­мых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно исполь­зовать те, которые выделили М. Вудкокк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:

•  способность управлять собой, поддерживать свое фи­зическое и психическое здоровье, эффективно исполь­зовать время работы и отдыха;

•  наличие четких личных целей и разумных представ­лений о том, что является важным и ценным в жизни;

•  умение находить выход и принимать решения в са­мых сложных, критических ситуациях;

•                способность к инновациям, конструктивному мышле­нию, созданию оригинальных проектов;

•              знание современных управленческих подходов;

•   стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;

•   умение обучать подчиненных, формировать эффек­тивные рабочие команды;

•   умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.

Имидж: делового, конкурентоспособного человека – это специально создаваемый образ человека привлекатель­ного, где основными факторами являются одежда и внеш­ность, манеры поведения, умение вести разговор и слу­шать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:

•   внешняя - манеры, походка, голос, речь, жесты, ми­мика, одежды, прическа;

•   внутренняя — интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;

•   процессуальная — формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, пластичность, вырази­тельность.

Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, — это также процесс и результат самовоспитания.

1

 



Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»