Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 16:58, курс лекций
Целью изучения дисциплины «Основы психологии и педагогики» является овладение психолого-педагогическими знаниями, способствующими сознательной и планомерной организации выпускниками высших учебных заведений своей личной, семейной и профессиональной деятельности. Полученные знания должны способствовать развитию творческого потенциала будущих специалистов, самосовершенствованию личности, самовоспитанию компетентности и конкурентоспособности, ориентации на достижение жизненного успеха.
Профессиональное самосовершенствование в наше время необходимым образом связано с непрерывным образованием, которое включает в себя организованное обучение в учебных заведениях и самообразование. Самообразование реализует потребность профессионала быть самостоятельной, независимой, компетентной и конкурентоспособной личностью. Профессиональное самообразование как самостоятельно осуществляемая деятельность, направленная на повышение профессионализма, включает:
овладение новыми ценностными установками, подходами в профессиональной деятельности;
профессиональное просвещение, то есть освоение новых идей, технологий и т.п.
осмысление (рефлексия) собственного опыта и прогнозирование дальнейшей работы.
На сегодняшний день существует несколько периодизаций профессиональный самореализации личности. Например, весь профессиональный путь человека психолог Сьюпер (США) разделяет на пять этапов:
• Этап роста (от рождения до 15 лет). Уже в детстве начинает развиваться профессиональная «Я-концепция». В своих играх дети проигрывают различные роли, пробуют себя в разных занятиях. У них проявляется интерес к определенным профессиям.
• Этап исследования (от 15 до 25 лет). Юноши и девушки на основе анализа своих интересов, способностей, ценностей и возможностей продумывают варианты профессиональной карьеры, подбирают подходящую профессию и начинает ее осваивать.
• Этап упрочнения карьеры (от 25 до 45 лет). Работники стараются занять прочное положение в выбранной деятельности. Если в первой половине этого этапа возможна перемена места работы и специальности, то к его концу в процессе профессионального самосовершенствования личность достигает вершины своего «акме», то есть вершины профессионализма.
• Этап сохранения достигнутого (от 45 до 65 лет). Работники стараются сохранить за собой то положение на производстве или службе, которого они достигли ранее, продолжают свое самосовершенствование, чтобы не отстать от времени.
• Этап спада (после 65 лет). Физические и умственные силы пожилых работников начинают убывать. Приходится менять характер профессиональной деятельности, чтобы она соответствовала снижающимся возможностям личности.
9.3. Ориентация на достижение жизненного успеха
В словарях «успех» определяется как удача в достижении чего-нибудь, как хорошие результаты в работе или учебе, как общественное признание. В любом случае важнейшей индивидуально-психологической особенностью личности в плане жизненного успеха является потребность в его достижении. Успех для человека важен не только как признание его деятельности, но и как преодоление конкретных жизненных противоречий и проблем. Успешные люди, или «победители», отличаются от «неудачников» тем, что первые ставят перед собой цели и достигают их, а вторые следуют лишь своим повседневным разрозненным желаниям.
Личности успешного типа обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия — ищут способы их преодоления. Продуктивность их деятельности и степень активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели; склонны планировать свое будущее на большие промежутки времени; предпочитают брать на себя средние по трудности или же слегка завышенные, но выполнимые обязательства; ставят перед собой реально достижимые цели; если рискуют, то расчетливо. Обычно такие качества обеспечивают суммарный успех, существенно отличный как от незначительных достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения – при завышенных.
Для успеха в жизни помимо долгосрочных стратегий человек должен иметь среднесрочные цели, ориентированные на 3–5 лет, – так называемые жизненые тактики. Именно они должны определять доминирующие виды деятельности, планирование времени, выбор и осуществление действий. Именно им приходится посвящать большую часть времени, отказывать себе в лишних развлечениях, постоянно обуздывать безалаберность и суету повседневности, вносить в текущую жизнь организованность и сбалансированность.
Многие исследователи называют ориентацию на достижение жизненного успеха концентрированным выражением духа западной цивилизации. Подтверждением тому может служить книга американского психолога и педагога Зиг Зиглара «Умение добиваться успеха». В ней автор называет шесть составляющих настоящей, успешной жизни: финансовое положение, физическое состояние, интеллект, духовно — личностное развитие, семья и карьера.
Под карьерой понимают успешное продвижение человека в сфере профессиональной деятельности, достижение им известности, достойного положения в обществе. И это одна из естественных, позитивных потребностей личности в ее самореализации. Однако, если это продвижение связано со стремлением только к личному благополучию и проявляется в погоне за успехом с использованием неблагородных, аморальных и противозаконных средств, то оно осуждается обществом и называется карьеризмом.
Успешность карьеры человека зависит от правильности выбора профессии, от его личностных особенностей, уровня притязаний и ценностных установок. Проанализировав сотни биографий людей, сделавших успешную карьеру, Г.С. Альтшуллер в книге «Как стать гением» предлагает своеобразный алгоритм построения карьеры:
наличие достойной цели;
план достижения достойной цели;
высокая работоспособность;
совершенная техника решений профессиональных задач;
эффективная результативность профессиональной деятельности;
умение «держать удар» — преодоление сопротивления коллег, администрации, семьи в плане продвижения собственных новаций; «удар» может быть в виде попыток присвоения идей, результатов вашей работы.
По мнению западных специалистов, делая карьеру, важно помнить следующее:
главным условием продвижения по службе является профессиональный опыт;
основой продвижения является совместимость с вашим шефом; нужно его понять и затем изменить себя в соответствии с его ожиданиями;
постоянно готовьтесь к изменениям в вашей жизни и не позволяйте прошлому «связывать вам руки»;
вы должны быть деловитым и постоянно делать добро;
делая себя необходимым для начальства, умейте вовремя остановиться;
будучи «одиноким волком», Вы можете разрушить свою карьеру;
расширяйте Ваши знания и управленческие навыки;
учитесь гордиться своими достижениями;
не делайте работу сами, а с помощью других;
будьте готовы не уделять достаточно времени семье;
интересы организации должны быть для вас превыше всего;
учитесь создавать свой имидж, то есть образ привлекательного человека.
Каждый человек, если он желает быть успешным, должен заставить работать на себя следующие факторы: убежденность, приверженность поставленной цели, трудолюбие, любовь к избранному делу; целостность , последовательность и твердость характера, упорство, дисциплину, наследственность и воспитание, чувство юмора, веру, увлеченность и связи. Так считает Зиг Зиглар и советует обращаться с собой как с уникальным и бесценным ресурсом.
9.4. Самовоспитание конкурентоспособной личности
Среди характеристик личности в наше время важное место занимает ее компетентность и профессионализм, обеспечивающие востребованость и конкурентоспособность в обществе. Это связано с переходом к рыночным отношениям в экономической сфере общественной жизни.
В понятие компетентности включается не только соответствие занимаемой должности, способность решать профессиональные задачи, но и открытость новому опыту, способность принимать собственные решения и находить выход из нештатных ситуаций. Необходимым элементом компетентности человека является также его потребность, способность и опыт личностно-профессио-нального самосовершенствования, то есть самообразование и самовоспитание.
Конкурентоспособность личности проявляется в процессе межличностного или социального взаимодействия, соперничества, борьбы за достижение наивысших выгод, преимуществ на каком-либо поприще. Ведущими характеристиками конкурентоспособной личности являются четкость целей и ценностных ориентации, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность к непрерывному самообразованию, профессиональная компетентность, стремление к высокому качеству конечного продукта.
Личность, успешно конкурирующая на рынке труда, отличается тем, что постоянно стремится управлять собой и своей деятельностью, постоянно повышает уровень своей профессиональной компетентности, занимается самовоспитанием. Неконкурентоспособность или беспомощность на рынке труда является чаще всего результатом завышенной или заниженной самооценки. Наиболее благоприятно для самовоспитания объективное представление о себе, так как оно помогает выдвигать реальные цели и задачи, совершать эффективные действия, направленные на реализацию программ самовоспитания.
Самовоспитание конкурентоспособности предполагает знание приемов самопобуждения, способствующих реализации разработанной программы. Приемами самопобуждения являются самокритика, самоприказ, самообязательство, самопринуждение. Выбор приемов самопобуждения, включения их в практику самосовершенствования предполагает также упражнения, то есть многократное повторение тех состояний, действий и ситуаций, которые закрепляются как качества конкурентоспособной личности. Более подробно о путях и методах самовоспитания уже говорилось ранее (Тема 5).
Для составления программы самовоспитания желаемых качеств конкурентоспособной личности в области, например, управленческой деятельности можно использовать те, которые выделили М. Вудкокк и Д. Фрэнсис в книге «Раскрепощенный менеджер»:
• способность управлять собой, поддерживать свое физическое и психическое здоровье, эффективно использовать время работы и отдыха;
• наличие четких личных целей и разумных представлений о том, что является важным и ценным в жизни;
• умение находить выход и принимать решения в самых сложных, критических ситуациях;
• способность к инновациям, конструктивному мышлению, созданию оригинальных проектов;
• знание современных управленческих подходов;
• стремление к самосовершенствованию, реализации своих возможностей;
• умение обучать подчиненных, формировать эффективные рабочие команды;
• умение влиять на окружающих, используя в том числе и собственный имидж.
Имидж: делового, конкурентоспособного человека – это специально создаваемый образ человека привлекательного, где основными факторами являются одежда и внешность, манеры поведения, умение вести разговор и слушать, давать четкие указания и т.д. Структура имиджа преуспевающего человека имеет три составляющих:
• внешняя - манеры, походка, голос, речь, жесты, мимика, одежды, прическа;
• внутренняя — интеллект, способ мышления, память, цели и средства, идеи, интересы, эрудиция;
• процессуальная — формы общения, энергичность, профессионализм, темперамент, пластичность, выразительность.
Создание и поддержание своего имиджа, без которого невозможен крупный успех в любой сфере деятельности, — это также процесс и результат самовоспитания.
1
Информация о работе Курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики»