Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2011 в 00:49, шпаргалка
45 вопросов к экзамену по логопедии в рамках специальности "Специальная психология"
1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2 Взаимосвязь логопедии с науками психолого-педагогического, медико-биологического и лингвистического циклов.
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.
1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
2
Взаимосвязь логопедии
с науками психолого-
3 Этиология речевых нарушений
4 Понятие о структуре речевых дефектов. Первичные и вторичные нарушения.
5 Принципы анализа речевых нарушений (по Р.Е. Левиной). Принципы и методы логопедического обследования
6 Клинико-педагогическая классификация Виды речевых нарушений.
7 Психолого-педагогическая классификация. Группы речевых нарушений и их виды.
8 Характеристика коркового отдела речевой функциональной системы.
9 Строение и функции периферического отдела речедвигательного анализатора.
10 Онтогенез речевого развития
11 Нарушения голоса. Определение дефекта, классификация нарушений голоса.
12 Коррекция и профилактика нарушений голоса.
14 Механическая дислалия и ее причины.
15 Функциональная дислалия и ее причины.
16 Основные виды нарушений отдельных звуков
17 Развитие слухового и фонематического восприятия у детей с нарушением речи.
18 Развитие мелкой моторики у детей с нарушением речи.
19 Методика логопедического воздействия при дислалии.
20 Определение понятия ринолалия. Основные формы ринолалии.
21 Влияние врожденных расщелин губы и нёба на физическое, психическое и речевое развитие ребенка.
22 Дизартрия: определение, причины возникновения, механизм.
23 Класификация дизартрии. Характеристика форм.
24 Псевдобульбарная дизартрия, её проявления.
25 Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и дислалии. Этапы комплексного логопедического воздействия при дизартрии.
26 Алалия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
27 Симптоматика моторной алалии.
28 Симптоматика сенсорной алалии.
29 Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей дошкольного возраста.
30 Характеристика I уровня ОНР.
31 Характеристика II уровня ОНР.
32 Характеристика III уровня ОНР.
33 Характеристика IV уровня ОНР.
34 Основные направления логопедической работы при ОНР у детей дошкольного возраста.
35 Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
36 Основные направления логопедической работы при фонетико-фонематическом недоразвитии речи у детей дошкольного возраста.
37 Афазия: определение понятия, причины. механизм нарушения.
38 Характеристика моторной афазии.
39 Характеристика сенсорной афазии.
40 Нарушение письменной речи: виды и их характеристики.
41 Специфические ошибки при нарушениях чтения и письма.
42 Логопедическое воздействие при нарушениях чтения и письма.
43 Определение заикания. Этиология заикания. Речевые, личностные и внеречевые особенности заикающихся.
44 Основная симптоматика разных форм заикания
45 Система коррекционного сопровождения лиц с речевой патологией в России.
1 Предмет и объект логопедии. цель логопедии. Теоретические и практические задачи логопедии.
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия.
Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.
Структуру современной логопедии составляет дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.
Основной целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.
Задачи логопедии определяются как теоретической, так и практической ее направленностью. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны.
Основным
направлением логопедического воздействия
является развитие речи, коррекция
и профилактика ее нарушений. В процессе
логопедической работы предусматривается
развитие сенсорных функций; развитие
моторики, особенно речевой моторики;
развитие познавательной деятельности,
прежде всего мышления, процессов
памяти, внимания; формирование личности
ребенка с одновременной
Организация
логопедического процесса позволяет
устранить или смягчить как речевые,
так и психологические
Логопедическое
воздействие должно быть направлено
как на внешние, так и на внутренние
факторы, обуславливающие нарушения
речи. Оно представляет собой сложный
педагогический процесс, направленный,
прежде всего на коррекцию и компенсацию
нарушений речевой деятельности.
2
Взаимосвязь логопедии
с науками психолого-
Логопедия тесно связана со многими науками. Различают внутрисистемные и межсистемные связи. К внутрисистемным связям относятся связи с педагогикой, различными отраслями специальной педагогики: сурдопедагогикой, тифлопедагогикой, олигофренопедагогикой; методиками обучения родному языку, математике; с логопедической ритмикой, общей и специальной психологией. К межсистемным связям относятся связи с медико-биологическими и лингвистическими науками.
Логопедия использует знания общей анатомии и физиологии, нейрофизиологии о механизмах речи, мозговой организации речевого процесса, о строении и функционировании анализаторов, принимающих участие в речевой деятельности.
Для понимания механизмов речевых нарушений и выявления закономерностей коррекционного процесса важными являются знания о динамической локализации высших психических функций, о мозговой организации речи.
Различные зоны головного мозга по-разному участвуют в речевом процессе. Поражение какого-либо его участка приводит к специфическим симптомам нарушений речевой деятельности. Данные о мозговой организации речевого процесса дают возможность уточнить представления об этиологии и механизмах нарушений речевой деятельности.
Связь логопедии с невропатологией, психопатологией, клиникой олигофрении, патологией органов слуха, речи и зрения необходима для дифференциальной диагностики нарушений речи. Так, диагностика нарушений речи при снижении слуха и сенсорной алалии требует тщательного обследования состояния слуховой функции; диагностика нарушений речи при олигофрении и алалии невозможна без определения состояния интеллекта, особенностей психического и сенсомоторного развития.
Данные
медицинских наук помогают логопеду
правильно подойти к пониманию
этиологии, механизмов речевых нарушений,
позволяют более правильно
Логопедия
тесно связана с лингвистически
Психолингвистический подход при изучении, например, алалии позволяет глубже вскрыть механизм речевого нарушения, уточнить структуру дефекта, определить это нарушение как языковое расстройство.
Изучение состояния различных операций восприятия и порождения речевого высказывания при афазии дает возможность определить специфику их нарушения при различных ее формах.
Психолингвистический подход способствует большей эффективности логопедической работы по коррекции речевых нарушений, а также пониманию взаимодействия языковой и речевой структур в рамках единой системы.
Логопедия тесно связана с общей и специальной психологией, психодиагностикой. Логопеду важно знать закономерности психического развития ребенка, владеть методами психолого-педагогического обследования детей разного возраста. Применяя эти методы, логопед может дифференцировать различные формы речевых расстройств и отграничивать их от речевых нарушений, связанных с интеллектуальной недостаточностью, эмоциональными и поведенческими расстройствами. Знание психологии помогает логопеду видеть не только само речевое расстройство, а прежде всего ребенка, правильно понимать взаимосвязь его речевых нарушений с особенностями психического развития в целом. Знание это поможет ему установить контакт с детьми разного возраста, выбрать адекватные методы обследования их речи, восприятия, памяти, внимания, интеллекта, эмоционально-волевой сферы, а также проводить более эффективную логопедическую работу.
3 Этиология речевых нарушений
Термин «этиология» — греческий и обозначает учение о причинах
Под причиной нарушений речи понимают воздействие на организм внешнего (экзогенного) или внутреннего (эндогенного) вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние Михаил Ефимович Хватцев, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические причины.
К органическим причинам были отнесены недоразвитие и поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Им были выделены органические центральные (поражения мозга) и органические периферические причины (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).
Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Он подчеркивал взаимодействие органических и функциональных, центральных и периферических причин.