Методические условия литературного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать оптимальные приемы, способствующие литературному развитию младших школьников и определить уровень литературного развития учеников 3 «Б» и 3 «В» классов начальной школы №14.
Задачи исследования:
Изучить проблему литературного развития в исследованиях методистов и психологов.
Определить методики направленные на выявление уровня литературного развития.
Дать рекомендации для повышения уровня уровня литературного развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГлаваI Теоретические основы литературного развития младших школьников………………………………………………………………………..5
Психологические аспекты проблемы развития младших школьников…..5
Методические подходы к проблеме литературного развития младших школьников……………………………………………………………………9
ГлаваII Экспериментальное исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………24
2.1 Диагностика определения уровня литературного развития………………………………………………………………..…………24
2.2 Методические условия повышения уровня литературного развития младших школьников………………………………………………..…………..38
Список использованной литературы………………………………..………….56

Работа состоит из  1 файл

Методические условия литературного развития младших школьников.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

Основной критерий, позволяющий  определить уровень восприятия произведения,- степень образной конкретизации  и образного обобщения. Этот критерий, выдвинутый Н. Д. Молдавской, учитывает способность к восприятию художественного образа в единстве конкретного и абстрактного, индивидуального и типичного [9].

Образная конкретизация - способность читателя на основе художественных деталей воссоздать в своем воображении  целостный образ.

Образное обобщение предлагает, что в конкретной картине человеческой жизни, описанной автором, читатель видит обобщенный смысл, проблем поставленную в произведении.

Методика выявления уровня литературного развития младших  школьников зависит от цели проверки:

1.   если цель - определить, как на восприятие произведения влияет техника чтения ребенка, то каждый ученик читает текст самостоятельно.

2.   если цель - определить индивидуальные особенности мышления, воображения, эмоций каждого ученика при одинаковых условиях восприятия произведения, текст следует прочитать учителю.

Наиболее традиционные способы  проверки восприятия:

1.  постановка вопросов к тексту,

2.   ответы на вопросы, заданные учителем.

Для выявления  уровня актуального развития читателя (как ребенок воспринимает произведение без помощи взрослого) используется постановка вопросов  к тексту. Школьнику предлагают представить себя на месте учителя и задать к тексту вопросы, которые помогут остальным ученикам разобраться в прочитанном. Важно предоставить ребенку возможность неоднократно обращаться к тексту произведения, дать ему время на обдумывание формулировок вопросов. Вопросы, поставленные учеником, позволяет учителю определить, на что направлено внимание детей при самостоятельном общении с текстом, о чем они задумываются, что остается незамеченным [6].

Для выявления  зоны ближайшего развития читателя детям  предлагается ответить  на вопросы, поставленные учителем. Вопросы формируются так, чтобы они затрагивали разные стороны читательского восприятия (эмоции, воображение, мышление), способствовали проникновению в эмоциональную тональность произведения, воссозданию образов, установлению причинно-следственных связей, осмыслению авторских позиции и давать возможность для обобщения прочитанного [6].

Описанные способы  проверки являются наиболее распространенными, но далеко не единственными. Любой из предмета анализа может быть применен и для диагностики, но следует помнить, что при проверке уровня восприятия им ответы детей не конкретизируются учителем, ибо в этом случае проверки  потеряем смысл.

Уровень восприятия ребенком литературного произведения устанавливается основе анализа результатов читательской деятельности (ответы на вопросы к тексту, постановка вопросов и т. п.) с точки зрения способности репка к образной конкретизации и образному обобщению.

Под полноценным  восприятием понимается способность  читателя сопереживать героям и автору произведения, видеть динамику эмоций, воспроизводить в   воображении картины жизни, созданные писателем, размышлять над мотивами, обстоятельствами, последствиями поступков персонажей, оценивать героев произведения, определить авторскую позицию, осваивать идею произведения, т. е. находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное восприятие произведения свидетельствует о высоком уровне литературного развития [6].

Для детей младшего школьного возраста характерны четыре уровня восприятия по-разному выделяемые разными авторами. 3. И. Романовская выделяет следующие уровни восприятия текста:

• Репродуктивный уровень (фрагментарный или сюжетно-логический). Он  характеризуется восприятием  сюжета «без творческой переработки  и проникновения в образное содержание», без охвата всех взаимосвязей в произведении.

• Эмоционально-сюжетный уровень - самый распространенный среди  детей. Он характеризуется ярко выраженным эмоциональным отношением к героям.

• Интуитивно - художественный уровень - свидетельствует о полном восприятии произведения и умении руководствоваться художественным чувством при выборе произведения.

• Элементарный осознанно-художественный уровень - характеризуется  умением владеть процессами анализа  и синтеза, осознанием произведения как искусства слова, доставляющего ребенку большое наслаждение от общения с ним. Этот уровень восприятия возможен, если осуществляется полноценный анализ художественного произведения на уроке в единстве содержания и формы, логического, эмоционального, образного содержания. Тогда процесс чтения не закончится только пониманием текста, а продолжиться «принятием со стороны читающего какого - то решения, ведущего к совершенствованию его личности», - справедливо утверждает психолог 3. И. Клычкова [4].

М. П. Воюшина  выделяет другие уровни восприятия. Рассмотрим их, начиная с более низкого.

I. Фрагментарный уровень. У детей, находящихся на данном уровне, отсутствует целостное представление о произведении, их внимание сосредоточено на отдельных событиях, они не   могут установить связь между эпизодами. Затрудняются в словесном выражении своих чувств, не отличают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными события ми, описанными в произведении. Воображение развито слабо. Не всегда могут определить мотивы поведения персонажа, не соотносят мотивы, обстоятельства   и   последствия   поступков   героя.   Отвечая   на  вопросы учителя, школьники не обращаются к тексту произведения, неохотно выполняют задания, часто отказываются говорить. Не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают прочитанное.

При постановке вопросов к произведению или вовсе  не справляются заданием, или ставят 1-2 вопроса, как правило, к началу текста.

II.  Констатирующий уровень. Дети отличаются точной непосредственной эмоциональной реакцией, способны увидеть смену настроения, однако выразить свои ощущения им еще трудно: они не владеют соответственной лексикой. Воображение у них развито слабо, воссоздание образа заменяется под ровным перечислением отдельных деталей. Внимание сосредоточено на событиях, они легко восстанавливают их последовательность, но не всегда понимают, как эти события связаны друг с другом. Легко воспроизводят ситуацию, при специальных вопросах учителя могут верно определить мотивы поведения персонажей, ориентируясь при этом не столько на изображения героя автором, сколько на житейское представление о причинах того или иного поступка. Авторская позиция, художественная идея остаются неосвоенными, обобщение прочитанного подменяется пересказом содержания.

При постановке вопросов к произведению читатели, находящиеся  на констатирующем уровне, стремятся, как можно подробнее воспроизвести событийную сторону. Например, дети задают по 30-35 вопросов к «Сказке о рыбаке и рыбке», однако все они носят воспроизводящий характер, не требуют размышлений, не вскрывают проблемы, поставленные в сказке.

III. Уровень «героя». Читатели, находящиеся на данном уровне, отличаются точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменения своих чувств с конкретными событиями,  описанными в произведении. Дети обладают развитым воображением,  они способны воссоздать образ на основе художественных деталей, причем читательский образ эмоционально окрашен. В произведении их интересуют, прежде всего, герои, отсюда и названия данного уровня. Дети верно определяют  мотивы, последствия поступков персонажей, дают оценку героям, обосновывают свою точку зрения ссылкой на поступки. При специальных побуждающих вопросах учителя они могут определить авторскую позицию, хотя  при самостоятельном чтении, как правило, не обращают внимания на автора текста. Обобщение не выходят за рамки конкретного образа.

При постановке вопросов к произведению преобладают  вопросы на выявление  мотивов  поведения персонажей, на оценку героев и на установление причинно-следственных связей. Возможны и обобщающие вопросы, но уровень обобщения связан, прежде всего, с оценкой персонажа.

IY. Уровень «идеи». Читатели, относящиеся к данной группе, способны эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения   но и на художественную форму. Обладают развитым воображением и воссоздают образ на основе художественных деталей. Они любят перечитывать текст и размышлять над прочитанным. Дети способны определить назначения того или иного элемента в тексте, увидеть авторскую позицию. Обобщение выходит за рамки конкретного образа. Формулировки ответов могут быть по-детски наивными, но важно само стремление учеников соотносить размышления, вызванные текстом, с реальной жизнью, определить проблему, стоящую в произведении.

При самостоятельном  чтении и постановки вопросов к тексту читатели данной  группы способны увидеть   основной конфликт произведения, их интересует авторское отношение к персонажам, они часто обращают внимание на название произведения, на отдельные художественные детали.

Итак, детям  младшего возраста свойственны четыре уровня восприятия художественного  произведения: фрагментный, констатирующий, уровень «героя" и  уровень «идеи» [6].

По  уровню восприятия можно судить о литературном развитии ученика. Фрагментный уровень восприятия нормален для 3-5 летних детей. К началу школьного обучения большинство детей находится на констатирующем уровне  восприятия и лишь 1-2 ученика в классе способны воспринять прочитанное на уровне «героя». К концу обучения в начальной школе восприятие на уровне «героя» доступно всем учащимся, констатирующий уровень в это время показатель отставания в литературном развитии. Высокий уровень литературного развития выпускника начальной школы - восприятие на уровне «идеи» [6].

Таким образом, современное обучение чтению ребенка  младшего школьного возраста не мыслится без целенаправленной работы по его  литературному развитию и образованию. Начальное литературное образование  предполагает на пропедевтическом этапе обучения тщательный отбор учебного материала, в состав которого, прежде всего, должны быть включены произведения малых фольклорных жанров и детская классическая поэзия. Методическими подходами к проблеме литературного развития является опора на принципы, критерии и уровни литературного развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГлаваII  Экспериментальное исследование уровня литературного развития младших школьников

    1. Методики определения уровня литературного развития

Уровень литературного  развития младших школьников может быть выявлен с помощью комплексной письменной работы. В ней 4 части:

В части 1 выявляется круг чтения ребенка и его потребность  в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок  автора книги), предпочтения (стихи  или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

Ответы детей  помогают увидеть и их отношение  к книге (запоминает ли ребенок авторов, обращает ли на это внимание), тематические и жанровые предпочтения, степень сформированности потребности в чтении и составить индивидуальный портрет ребенка-читателя.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и  уровень восприятия произведения с  помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степень сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются  теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются  литературно-творческие способности  и речевые умения учеников.

Рассмотрим  пример работы, выявляющей уровень  литературного развития учеников 3 класса (программа 1–4).

 

 

I. Круг чтения  и потребность в чтении

Анкета

1. Назови своих  любимых писателей и поэтов  и их книги.

2. Книги на  какие темы ты предпочитаешь  читать?

3. Часто ли  ты читаешь дома по собственному  желанию (подчеркни верное: каждый  день, 2–3 раза в неделю, раз  в неделю, 3–4 раза в месяц,  еще реже)?

4. Тебе больше  нравится читать самому или  когда тебе читают? Почему?

5. Тебе больше  нравится читать стихи или прозу? Почему?

6. Назови книги  и их авторов, которые ты  прочитал за эту четверть.

II. Выявление  качества чтения и уровня литературного  развития:

Прочитай стихотворение  и ответь на вопросы.

Саша Черный

Когда никого нет  дома

В стёкла смотрит  месяц красный,

Все ушли – и  я один.

И отлично! И  прекрасно!

Очень ясно:

Я храбрее всех мужчин.

С кошкой Мур, на месяц глядя,

Мы взобрались на кровать:

Месяц – брат наш, ветер – дядя,

Вот так дядя!

Звёзды –  сёстры, небо – мать…

Буду петь я  громко-громко!

Буду громко-громко петь,

Чтоб из печки  сквозь потёмки

На тесёмке

Не спустился  к нам медведь…

Не боюсь  ни крыс, ни Буки, –

Кочергою в  нос его!

Ни хромого  чёрта Клуки,

Ни гадюки, –

Никого и  ничего!

В небе тучка, как  ягнёнок,

В завитушках, в  завитках,

Я – не мальчик, я слонёнок,

Я – тигрёнок,

Информация о работе Методические условия литературного развития младших школьников