Методические условия литературного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать оптимальные приемы, способствующие литературному развитию младших школьников и определить уровень литературного развития учеников 3 «Б» и 3 «В» классов начальной школы №14.
Задачи исследования:
Изучить проблему литературного развития в исследованиях методистов и психологов.
Определить методики направленные на выявление уровня литературного развития.
Дать рекомендации для повышения уровня уровня литературного развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГлаваI Теоретические основы литературного развития младших школьников………………………………………………………………………..5
Психологические аспекты проблемы развития младших школьников…..5
Методические подходы к проблеме литературного развития младших школьников……………………………………………………………………9
ГлаваII Экспериментальное исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………24
2.1 Диагностика определения уровня литературного развития………………………………………………………………..…………24
2.2 Методические условия повышения уровня литературного развития младших школьников………………………………………………..…………..38
Список использованной литературы………………………………..………….56

Работа состоит из  1 файл

Методические условия литературного развития младших школьников.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

Задремавший в  камышах…

Жду и жду  я, жду напрасно –

Колокольчик онемел…

Месяц, брат мой, месяц красный,

Месяц ясный,

Отчего ты побледнел?

Вопросы к стихотворению  Саши Черного

1. Это стихотворение  смешное или грустное? Почему  ты так решил?

Отметь карандашом рядом со строчками те фрагменты  стихотворения, которые показались тебе особенно смешными или грустными.

2. Кому ты  сочувствовал, читая стихотворение?  Почему?

3. Понравился  ли тебе герой стихотворения?  Чем?

4. Как тебе  показалось, мальчик действительно рад, что «все ушли» и «он – один»? Действительно ли он не боится «никого и ничего»? Что в тексте помогло тебе ответить на эти вопросы?

5. Найди в  тексте сравнения, подчеркни их  зелёным карандашом.

6. Найди в  тексте эпитеты. Подчеркни их  синим карандашом.

7. Зачем сравнения  и эпитеты нужны автору, что  помогают увидеть читателю?

8. Найди в  тексте звукопись. Подчеркни примеры  звукописи простым карандашом. Для  чего автор использует звукопись?

9. Как автор  относится к своему герою? Что  помогло тебе это понять?

10. Можно ли  героя стихотворения назвать  смелым? Почему?

11. Сколько иллюстраций  и каких ты бы сделал к  этому произведению? Опиши их  словами.

12. Почему стихотворение  заканчивается вопросом? Как бы  ты ответил на этот вопрос?

III. Теоретико-литературные  знания

Обратите внимание, что частично теоретико-литературные знания выявляются во втором задании.

Задание 1. Перед  тобой 6 произведений. Определи их жанр. Какое из этих произведений является научно-популярным? Обоснуй свое мнение.

1. Г.Я.Снегирёв

Осьминожек

Весной тёплые туманы стали подтачивать льдины.

А когда совсем потеплело, с береговым ветром прилетела на палубу бабочка.

Я поймал её, принёс в каюту и стал вспоминать, как  весной в лесу зяблики поют и на полянках бегают ёжики.

«Хорошо бы, –  думаю, – ёжика поймать! Только где  его в северном море поймаешь?..»

И завёл я вместо ёжика маленького осьминожка: он с рыбой в сетях запутался.

Посадил я осьминожка в банку из-под варенья, а банку  поставил на стол.

Так и жил  у меня в банке осьминожек. Я  что-нибудь делаю, а он за камушком притаится  и за мной подглядывает. Камушек серый, и осьминожек серый. Солнцем его осветит – жёлтым станет, это он так маскируется.

Однажды я читал  книгу. Сначала тихо сидел, а потом  стал быстро перелистывать страницы.

Осьминожек  вдруг стал красным, потом жёлтым, потом зелёным. Он испугался, как страницы замелькали.

А ёжик разве  так умеет? Он только колется да фыркает.

Постелил я  как-то под банку зелёный платок – оосьминожек стал зелёным. А  один раз я банку с осьминожком  на шахматную доску поставил, и  осьминожек не знал, каким ему быть – белым или чёрным. А потом разозлился и покраснел.

Но я его  больше не злил. И, когда наступило  настоящее лето, я выпустил осьминожка на подводную полянку, где помельче и вода потеплее: ведь он ещё совсем маленький!

2. Сидит мужик  на полатях,

Весь в заплатах.

3. Черепаха хвост поджала

И за зайцем побежала,

Оказалась впереди.

Кто не верит  – выходи!

4.Жутко жуку  жить на суку.

5. И.Токмакова

В чудной стране

В одной стране,

В чудной стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молочко,

И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В одной стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

6. Эзоп

Жук и муравей

В летнюю пору Муравей, ползая по полям, собирал зерна и колосья, накапливая себе корм на зиму. А Жук, увидев его, подивился его трудолюбию и тому, что он работает в ту пору, когда остальные твари, избавившись от трудов, живут беззаботно. Тот промолчал тогда. Когда же пришла зима и дожди размыли навоз, голодный Жук пришел к нему и попросил еды. А он ему сказал: «О Жук! Если б ты тогда потрудился, когда я работал, – а ты смеялся надо мной, – не пришлось бы тебе теперь нуждаться в корме».

Задание 2. Напиши, какое произведение называется басней. Какие басни и каких авторов ты знаешь? Чем басня отличается от сказки, чем от рассказа?

IV. Литературное творчество

Прочитай начало истории, придуманной Г.Остером, и напиши ее продолжение.

Спасение сосисок на воде

Про овчарку Ладу в Лавровом переулке рассказывают много историй. Вот ещё одна.

Говорят, что каждое лето Лада со своими друзьями Васькой Первоклассником  и Мишкой Хвостиковым часто ходила на речку. Эта речка текла прямо  по городу, поэтому берега у неё  были каменные. Васьки и Мишка по кличке Хвост сидели на каменном берегу и думали, чего бы такого нахулиганить, а Лада купалась и сохла, сохла и купалась, и так целый день.

Однажды по каменному  берегу, над самой речкой шёл гражданин  с сосисками. В том магазине, где  гражданин сосиски покупал, кончилась  обёрточная бумага, поэтому сосиски не завернули, а хозяйственной сумки у гражданина тоже не было, он её дома забыл. Поэтому гражданин связал все свои сосиски в одну гирлянду, свернул эту гирлянду в моток и повесил на правое плечо. Вот это он сделал зря, потому что сосисок было много – целых пять кило. Когда гражданин повесил свои сосиски на правое плечо, сосиски накренили гражданина в правую сторону. А с правой стороны у гражданина была речка. И гражданин в эту речку упал. Вместе с сосисками.

Таким образом, анализ анкеты позволяет сделать вывод об уровне литературного развития ученика. Ведущим, основным показателем будет качество самостоятельного чтения, а ответы на остальные вопросы уточнят эту картину, покажут учителю, какие сложности есть у ребенка, что мешает ему качественно воспринимать произведение, на что нужно обратить внимание при дальнейшей работе именно с этим учеником.

В части 1 выявляется круг чтения ребенка и его потребность  в чтении: любимые книги и авторы (обратите внимание, указывает ли ребенок  автора книги), предпочтения (стихи или проза, тематика), читательская самостоятельность и активность (сам ли читает ребенок и как часто читает сам), как часто он обращается к книге и с какими целями.

В части 2 выявляется качество самостоятельного чтения и  уровень восприятия произведения с помощью анкеты, активизирующей все сферы читательского восприятия и проверяющей практическое владение ученика теоретико-литературными знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка и композиции произведения. Ответы ребенка на вопросы и качество выполнения им заданий говорят о степени сформированности у него читательских умений.

В части 3 проверяются  теоретические знания о литературных жанрах и умение определять жанр произведения.

В части 4 проверяются  литературно-творческие способности и речевые умения учеников.

 

 

Экспериментальное исследование проходило в 3 «Б» классе - экспериментальном, в количестве 18 человек, в 3 «В» - контрольном, в количестве 20 человек.

На констатирующем этапе выявлен уровень литературного  развития по критериям В.Г.Маранцмана:

  • начитанность, круг чтения ребенка, мотивы чтения;
  • качество чтения (уровень восприятия литературного произведения и степень сформированности читательских аналитических умений);
  • объем теоретико-литературных знаний и умение пользоваться этими знаниями на практике;
  • литературно-творческие умения.

 

Для выявления уровня литературного  развития нами была проведена анкета на определение круга чтения и  потребности в чтении, задания на проверку теоретических знаний о литературных жанрах и умения определять жанр произведения, а также задание на выявление литературно-творческих способностей и речевых умений учеников.

Обобщив результаты данной работы, учащиеся были распределены на уровни:

  1. Высокий:

Учащиеся имеют высокий  уровень начитанности, широкий круг чтения; обладают умениями анализировать текст и находить средства выразительности; умеют определять жанр произведения; четко и полно выражают свои мысли.

  1. Средний:

Учащиеся имеют  средний уровень начитанности, ограниченный круг чтения; анализируют текст и находят средства выразительности, но с небольшими затруднениями и ошибками; с ошибками определяют жанр произведения; испытывают затруднения при выражении своих мыслей.

 

 

  1. Низкий:

Учащиеся имеют низкий уровень начитанности, узкий круг чтения, не обладают умениями анализировать текст и находить средства художественной выразительности; не умеют определять жанр художественного произведения; неграмотно и нелогично излагают свои мысли.

Данные уровни отражены в таблице в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительный анализ уровней литературного развития на констатирующем этапе.

Классы

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Чел.

%

Чел.

%

Чел.

%

Экспериментальный класс (18 чел.)

2

11

7

39

9

50

Контрольный класс (20 чел.)

3

15

10

50

7

35


 

В экспериментальном классе на высоком уровне  оказались 2 ученика, что составляет 11 % всего класса, на среднем уровне – 7 учеников (39%), на низком уровне – 9 учеников (50%).

В контрольном  классе на высоком уровне  оказались 3 ученика, что составляет 15 % всего класса, на среднем уровне – 10 учеников (50%), на низком уровне – 7 учеников (35%).

Таким образом, в экспериментальном классе уровень литературного развития младших школьников выше, чем в контрольном.

Проанализировав первую часть работы, выполненную  учениками 3 «В» класса, сразу же можно сказать, что ученики невнимательно прочитывают вопросы: так, они не приводят названий книг своих любимых писателей, вместо тематики называет настроение. Каждодневное обращение к книгам говорит о сформированной потребности в чтении, однако, вероятно, до сих пор испытывают технические трудности, т.е. лучше воспринимают произведения на слух. Кроме того, чтение взрослого помогает ребенку осмыслить произведение глубже. Ученики предпочитают детскую игровую поэзию, хотя не назвали детских авторов в числе своих любимых, т.к. стихи Пушкина и Жуковского вряд ли соответствуют определению «смешные, веселые». Также можно предположить, что Л.Н. Толстой и А.С. Пушкин попали в список любимых авторов, потому что их произведения были прочитаны совсем недавно и они находятся под их впечатлением. Таким образом можно утверждать, что к концу обучения в начальной школе у учеников сформирована потребность в чтении, читательские интересы подвижны, но не отличаются разнообразием.

Анализ второй части работы вызывает двойственное отношение. С одной стороны, у учеников теоретико-литературные представления сформированы на достаточном для этого возраста уровне: они находят основные изобразительно-выразительные средства языка и в целом верно объясняют их роль, хотя функции сравнений и эпитетов трактуются очень обобщенно, безотносительно к конкретному тексту. Кроме того, дети точно воспринимают эмоциональную атмосферу стихотворения, чувства героя и авторское отношение к нему, реагируют на подтекст стихотворения: герой пытается преодолеть свои страхи, а потому его внешнее поведение, слова не совпадают с истинными его чувствами. Ученикам явно знакомы переживания героя стихотворения, и потому они мгновенно реагирует на них. Таким образом, мы можем утверждать, что идею стихотворения класс осознает, хотя не формулирует ее (напомним, это сложно даже для взрослого человека). В то же время ученики не замечают динамики в авторском отношении к герою, в котором, безусловно, скрыта легкая улыбка, но сочувствие явно преобладает и усиливается к финальным строчкам. С другой стороны, большая часть класса не отвечает на два последних вопроса, активизирующих осмысление художественной формы произведения на уровне ее композиции, работу творческого воображения (зрительная конкретизация словесного образа (вопрос № 11), и осмысление художественной формы на уровне стилистической детали, напрямую связанной с идеей произведения (вопрос № 12).

Таким образом, мы видим, что если внимание учеников прямо  направляется на осмысление художественной детали (вопросы 7–8), то они точно выполняют задание; если же внимание к деталям привлекает косвенно, то ученики отказываются отвечать на вопрос. Воображение учеников 3 «В»класса пассивно. Они воспринимают общую ситуацию, созданную автором стихотворения, но не пытаются ее конкретизировать, видимо, не нуждаясь в этом. Эмоциональность, с одной стороны, и достаточно высокое развитие логического мышления позволяют ученикам выполнить большую часть заданий, хотя в целом их восприятие произведения нельзя назвать полноценным из-за невнимания к художественной форме произведения.  Поэтому мы можем говорить о том, что уровень восприятия стихотворения – аналитический (или персонажа).

Информация о работе Методические условия литературного развития младших школьников