Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа
Цель исследования: обосновать оптимальные приемы, способствующие литературному развитию младших школьников и определить уровень литературного развития учеников 3 «Б» и 3 «В» классов начальной школы №14.
Задачи исследования:
Изучить проблему литературного развития в исследованиях методистов и психологов.
Определить методики направленные на выявление уровня литературного развития.
Дать рекомендации для повышения уровня уровня литературного развития.
Введение…………………………………………………………………………...2
ГлаваI Теоретические основы литературного развития младших школьников………………………………………………………………………..5
Психологические аспекты проблемы развития младших школьников…..5
Методические подходы к проблеме литературного развития младших школьников……………………………………………………………………9
ГлаваII Экспериментальное исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………24
2.1 Диагностика определения уровня литературного развития………………………………………………………………..…………24
2.2 Методические условия повышения уровня литературного развития младших школьников………………………………………………..…………..38
Список использованной литературы………………………………..………….56
Цель урока: проверка умений определить созвучие и подобрать рифму.
Тексты, с которыми мы работаем на этом уроке, расположены в порядке усложнения учебных задач.
Читая стихотворение Н. В. Гернет, Д. И. Хармса «Очень-очень вкусный пирог», дети придумывают простые, так называемые «точные» рифмы — это классическая русская рифма, где совпадают ударные гласные, а последующие звуки тождественны.
Работа над последним в этом разделе стихотворением Ю. Тувима «Про пана Трулялинского» может превратиться в увлекательную игру, которая очень интересна возможностью импровизации, творчества, общения (можно устроить всевозможные состязания между группами детей, читать текст по ролям, инсценировать его). Мастерство учителя проявится здесь в том, как он сумеет незаметно для детей выявить тех, у кого умения по определению рифмы ещё недостаточно сформированы, чтобы в дальнейшей работе над поэтическими текстами развивать у них эти умения.
Кроме того, на этом уроке мы работаем, по сути дела, над моделями словообразования в русском языке, которое будет изучаться позднее, т. е. реализуем один из главных принципов развивающего обучения — работу в зоне ближайшего развития ребёнка.
Урок 9
Нравственное
содержание произведений,
их поучительный смысл
Цель урока: осознание учениками-читателями воспитательного воздействия художественного текста.
На этих уроках учащиеся читают нравоучительные рассказы Л. Н. Толстого, написанные им специально для детей, «Косточка», «Старый дед и внучек» и рассказ В. А. Осеевой «Сыновья», в которых нравственная идея либо легко выводится, либо сформулирована самим автором.
Поскольку все эти произведения эпические, методика анализа рассказов объясняется своеобразием данного литературного рода, возрастными особенностями учеников и целями урока. Алгоритм анализа эпического текста, последовательность учебных действий следующая:
· первоначальное чтение текста;
· осмысление содержания с помощью деления текста на смысловые части;
· повторное чтение текста и составление плана;
· анализ системы образов, характеров героев произведения;
· уяснение нравственных уроков текста, главной мысли произведения.
Так анализируются все рассказы. Вопросы для бесед с учащимися даны в учебнике.
Урок 10
Нравственная идея произведения
Цель урока: формирование умения самостоятельно извлекать нравственную идею произведения.
На этих уроках мы не собираемся знакомить учащихся с жанром басни. Мы даём лишь первоначальное представление о том, что есть тексты, где действующими лицами являются животные, но учат жить эти тексты человека.
Первой мы поместили басню И. А. Крылова «Чиж и Голубь», в ней нравственный вывод сформулирован самим автором. После осмысления содержания басни, определения её героев и ситуации, в которую они попали, дети находят слова, где сформулирован нравственный урок произведения.
При изучении басен Л. Н. Толстого «Лев и мышь» и «Отец и сыновья» перед учащимися ставится более сложная задача: самим вывести мораль. Система изучения произведений выстроена в порядке усложнения содержания работы учащихся: в басне «Лев и мышь» нет прямо сформулированного вывода, но смысл его можно понять из слов мыши. А басня Л. Н. Толстого «Отец и сыновья» дана в учебнике без окончания, в ней нет слов отца, в которых сформулирована нравственная идея. Дети сами должны догадаться, что говорит отец, а потом сравнить с авторской формулировкой: «Так-то и вы: если в согласии жить будете, никто вас не одолеет; а если будете ссориться, да всё врозь — вас всякий легко погубит».
Текст басни
Л. Н. Толстого «Лев и мышь»
легко делится на части,
Урок 11
Малые жанры
фольклора: загадки,
пословицы и поговорки, скороговорки
Цели урока: 1) закрепить на новом учебном материале представления учащихся о доминанте характера героя и рифме; 2) развить представления детей о назначении малых жанров фольклора, их художественном своеобразии и способах создания; 3) отрабатывать речевые умения.
С малыми жанрами фольклора — загадками, пословицами и поговорками, скороговорками — дети уже знакомы. Поэтому мы считаем возможным не только изучать их как виды фольклора, но и использовать для отработки ранее полученных умений. Именно поэтому при отгадывании загадок закрепляются представления учащихся о главной особенности характера животных — героев сказок. В этой же работе можно вернуться к представлениям учащихся о рифме и отрабатывать навыки определения рифмы. Развитие учеников идёт через усложнение видов учебной деятельности. Так, после отгадывания загадок детям предлагается сочинить собственные загадки, и именно здесь вводятся знания о принципах отгадывания, что в данной работе будет очень актуальным для учеников.
Прочитывая пословицы, разбираясь в том, чему они учат человека, дети возвращаются к басням и сказкам, соотнося их нравоучительный смысл с мудростью пословиц.
Очень хорошо помогает в работе уже уставшим к концу года детям игровой характер организации учебного труда. Через этот дидактический приём мы вводим ещё один жанр фольклора — скороговорку. Ученики их прочитывают, проговаривают вслух, а шестая скороговорка, приведённая в учебнике, может стать основой театрализованной игры. Проводится она так. Все дети выстраиваются в одну линию у доски, в затылок друг другу. Первый, повернувшись ко второму, грозно и властно произносит скороговорку про корабли. Его сосед, к которому повернулся первый, отвечает, произнося эту же скороговорку виновато. Но, развернувшись к следующему ученику, произносит её уже грозно, как командир, распекающий нерадивого подчинённого. И так далее, пока все ребята не попробуют себя в этих двух ролях.
Заключение.
Художественная литература – это особый вид познания действительности. И мы как будущие педагоги обязаны уже сейчас задуматься о проблеме литературного развития школьников, чтобы в будущем, столкнувшись с этой проблемой лицом к лицу, мы бы знали, как ей противостоять и как привить ребёнку любовь к Книге.
Общепризнанна огромная роль литературы в формировании личности школьников. Однако до сих пор задача эстетического воспитания на уроках литературы не решена в полной мере. Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, считалки, стихи, но постепенно, как показывают исследования, у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания чтения в школе. Кроме того, конечно, свою роль играют современные достижения человечества, такие, как компьютер, различные игровые приставки и т. п. Чтение сейчас не распространено. Современное общество не пропагандирует его, как это было раньше, когда в метро, на скамейках в парке, дома и даже в специально созданных для этого клубах люди зачитывались Достоевским, Чеховым, Ремарком и переписанным от руки Булгаковым.
Таким образом, возрастные особенности младших школьников необходимо учитывать в процессе обучения, так как процесс обучения неотделим от процесса развития.
Развитие происходит в процессе учебной деятельности, а учебная деятельность требует развития высших психических функций - произвольности внимания, памяти, воображения. Внимание, память, воображение младшего школьника уже приобретают самостоятельность - ребенок научается владеть специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на учебной деятельности, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за рамки воспринятого раньше.
Таким образом, современное обучение чтению ребенка младшего школьного возраста не мыслится без целенаправленной работы по его литературному развитию и образованию. Начальное литературное образование предполагает на пропедевтическом этапе обучения тщательный отбор учебного материала, в состав которого, прежде всего, должны быть включены произведения малых фольклорных жанров и детская классическая поэзия. Методическими подходами к проблеме литературного развития является опора на принципы, критерии и уровни литературного развития.
Таким образом, по результатам исследования, проведенного в 3 «Б» и в 3»В» классах начальной школы № 14, было выявлено, что в экспериментальном классе на высоком уровне оказались 2 ученика, что составляет 11 % всего класса, на среднем уровне – 7 учеников (39%), на низком уровне – 9 учеников (50%).
В контрольном классе на высоком уровне оказались 3 ученика, что составляет 15 % всего класса, на среднем уровне – 10 учеников (50%), на низком уровне – 7 учеников (35%).
Совместив все полученные данные, можно говорить о том, что уровень литературного развития учеников средний, что соответствует возрастной норме.
Список использованной литературы:
Информация о работе Методические условия литературного развития младших школьников