Методические условия литературного развития младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обосновать оптимальные приемы, способствующие литературному развитию младших школьников и определить уровень литературного развития учеников 3 «Б» и 3 «В» классов начальной школы №14.
Задачи исследования:
Изучить проблему литературного развития в исследованиях методистов и психологов.
Определить методики направленные на выявление уровня литературного развития.
Дать рекомендации для повышения уровня уровня литературного развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2
ГлаваI Теоретические основы литературного развития младших школьников………………………………………………………………………..5
Психологические аспекты проблемы развития младших школьников…..5
Методические подходы к проблеме литературного развития младших школьников……………………………………………………………………9
ГлаваII Экспериментальное исследование уровня литературного развития младших школьников……………………………………………………………24
2.1 Диагностика определения уровня литературного развития………………………………………………………………..…………24
2.2 Методические условия повышения уровня литературного развития младших школьников………………………………………………..…………..38
Список использованной литературы………………………………..………….56

Работа состоит из  1 файл

Методические условия литературного развития младших школьников.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

В качестве домашней работы учащимся может быть дано задание  понаблюдать за природой и поискать слова, которыми можно изобразить то, что увидели. 

 

Урок 3

Звукопись как  способ изображения

Цель урока: расширение представлений учащихся о способах художественного изображения в поэзии.

На этих уроках мы должны научить детей вслушиваться в звучание слов, понимать, зачем  именно их подобрал автор, и любоваться ими.

Это достаточно сложная задача, поэтому сначала нужно подготовить детей к этой работе. Можно поиграть с ними в «живые картины»: предложить детям с помощью звуков воссоздать картину леса, болота, города и т. д. Затем читаются стихотворения А. А. Усачёва «Шуршащая песня», М. Я. Бородицкой «Разговор с пчелой» и А. А. Шибаева «Переполох». И учащиеся, которые только что сами подбирали определённые звуки для создания картин, найдут подобные звуки в тексте, увидят, как поэты подбирают слова, чтобы читатель не только увидел картину, но и «услышал» её. Далее дети читают стихотворение А. Л. Барто «Игра в слова», где сам автор рассказывает, зачем и как он подбирает слова с особыми звуками, рисующими предмет или явление природы.

Затем идёт работа со стихотворением Т. М. Белозёрова «Тучка», вопросы к которому есть в учебнике. Это стихотворение можно дать прочитать хорошо читающим детям, а потом его перечитывать, ставя перед детьми задачу передать голосом «характеры» изображаемых автором образов: тучи и тучки. В этой кропотливой словарной работе мы обращаем внимание детей на протяжность гласных в слове «туча» и рисующих её образ словах «вздыхает» и «ворчит», а также на согласные в этих словах, которые передают звуки надвигающейся грозы. А затем дети определяют, что образ тучки нарисован с помощью согласных звуков «т», «ч», «к», «п», «т», которые действительно напоминают стук дождевых капель.

Итоговая самостоятельная  работа детей покажет учителю, как  его ученики усвоили особенности  художественного текста, рисующего  картину, создающего образ, передающего отношение автора к изображаемому. В этой работе мы усложнили задание, чтобы увидеть учебный результат не в репродуктивном повторении, а на новом уровне. Учащиеся должны сравнить описание одного и того же явления в разных текстах — художественном и научно-познавательном. В художественном тексте учащиеся могут подчеркнуть карандашом «рисующие» слова и звуки. Это задание выполняют дети, которые быстро справились с основным заданием.  

 

Урок 4 
Выразительность художественного текста

Цели урока: 1) дать представление об умении автора художественного текста передавать своё настроение и чувства героев; 2) начать работу по формированию умений выразительного чтения.

Главная задача этих уроков состоит в том, чтобы  дети поняли, что автор художественного текста может не только нарисовать картину, но и передать читателю своё отношение к ней, он может «заразить» читателей чувствами и переживаниями героев произведения. Другая, не менее важная, задача этих уроков — показать детям, что мы, читатели, восприняв (в себя приняв!) авторские переживания, можем передать их другим, заразить ими слушателей. Фактически на этом уроке начинается серьёзная работа по формированию навыков выразительного чтения.

Работа над  выразительным чтением стихотворений  в начальной школе не может быть ограничена отработкой некоторых правил чтения вслух, как-то: понижением и повышением голоса при точке и запятой, паузах в конце строки и другими приёмами. Разумеется, об этих правилах дети должны знать, поэтому необходимо посвятить им определённое учебное время. Но истинная цель выразительного чтения — передача внутреннего видения читателем картины, нарисованной автором, настроения и чувств героя или автора текста. Значит, чтобы выразительно прочитать стихотворение, необходимо прежде всего его проанализировать. Дети читают плохо, невыразительно не только и не столько оттого, что у них плохая техника чтения, а потому, что они ещё только начинают осваивать полноценное чтение художественного текста. В первом классе мы только начинаем эту серьёзную и сложную работу, но ведём её по всем законам и правилам этого вида читательской деятельности.

При работе над  выразительностью художественного  текста одним из способов организации  глубокого читательского вхождения  в текст и сопереживания героям является обращение к эмоционально-чувственному опыту учеников-читателей. Можно попросить ребят рассказать о грустном или весёлом случае из их жизни, и они передадут в рассказе свои переживания, свои чувства — таким образом мы подготовим их к восприятию текстов учебника.

В учебнике приведены  очень яркие и близкие детям  по переживаниям стихотворения Г. А. Ладонщикова «Зимняя радость» и  И. П. Токмаковой «Это ничья кошка…». Ученики-читатели должны определить настроение, выраженное в этих стихотворениях, и постараться передать его в своём выразительном чтении.

Первым идёт стихотворение Г. А. Ладонщикова  «Зимняя радость», где настроение названо. Во втором тексте настроение не названо, но его легко почувствовать.

Следующий этап работы над выразительностью художественного  текста — самостоятельное определение учащимися настроения, переданного автором через изображение картин природы в стихотворениях А. А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…», И. П. Токмаковой «Осень» и И. З. Сурикова «Зима».

Технология  работы над ними следующая:

· стихотворение  читается вслух;

· выясняются первые впечатления детей, их представления  о картине, нарисованной автором, и  выраженном им настроении;

· стихотворение  медленно перечитывается, отыскиваются слова в тексте, которые помогают определить настроение;

· стихотворение  перечитывается снова, дети в своём  выразительном чтении стараются  как можно лучше передать настроение.

Таким образом  мы начинаем работу над лирикой —  литературным родом, который изображает чувства человека, начинаем с так  называемых «простых» чувств, чувств печали и радости. На самом деле палитра настроений и чувств человека (а особенно оттенков чувств!) огромна. Но у первоклассников ещё малый опыт переживания чувств, кроме того, им трудно определять своё душевное состояние: чаще всего детям не хватает слов. Поэтому мы и поместили в учебнике словарь для определения настроений, работа с которым поможет учащимся не только расширить свой словарный запас, но и начать осмысливать свои переживания, сопоставлять их с переживаниями литературных героев.

На дом даётся задание выучить стихи, которые  понравились детям. Так начинается подготовка к уроку-концерту. 

 

Урок 5 
Отработка навыков выразительного чтения

Цель урока: формирование умения передавать интонацию при чтении произведений.

Стихотворения В. Д. Берестова «Заяц-барабанщик», И. П. Токмаковой «Крокодилы» и «Я ненавижу Тарасова...» интересны тем, что в них очень яркие разговорные интонации и детям их воспроизвести легко. Читая стихотворения, ученики ищут слова, определяющие и даже называющие настроение героев. Затем составляется «партитура чтения»: определяется ведущая интонация, выделяются смысловые части текста, обозначаются паузы, выбираются ключевые слова (при чтении они будут выделяться голосом). А далее дети начинают упражняться в чтении текста: сначала это будет тихое чтение, для себя, затем выразительное чтение стихотворений вслух с обсуждением его достоинств и ошибок.

Отрывок из стихотворения  Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»  интересен нам изменением настроения: от восторженно-радостного до испуганного и тревожного. Кроме того, в этом тексте очень точно и ярко прорисованы автором картины, которые легко узнать и представить детям. Но это большой по объёму текст, в нём много сложных для чтения слов, поэтому работа над ним займёт весь урок. Прежде всего необходимо определить основные события, описанные автором, и увидеть с детьми их последовательность. Далее идёт перечитывание текста, с остановками на словах, с помощью которых автор рисует картины. Дети внимательно всматриваются в текст, слова и рассказывают о том, что они представляют себе.

Текст стихотворения  Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»  очень хорош для коллективного  прочтения (ориентируясь на паузы) несколькими  учащимися. Живая разговорная интонация  поэзии Некрасова, её ярко выраженный ролевой характер позволяет организовать на уроке (или задать на дом) чтение стихотворения по ролям. Поэтому выразительное чтение может носить игровой, драматургический характер.

Итогом работы над выразительностью художественного  текста может послужить проведение урока-концерта. Детям объявляют, что  они должны приготовиться к уроку  как к концерту, в котором каждый будет читать понравившиеся ему  стихи.

Установка ученика-читателя на концертное исполнение формирует у него дополнительный стимул для серьёзного анализа текста, ведь для того чтобы правильно и выразительно прочитать стихотворение, надо в нём как следует разобраться. Возможность выбора, артистическая позиция исполнителя (не зря мы называем этот урок концертом!) усилят мотивационную сферу урока.

Урок действительно  должен пройти как концерт, с объявлением  тех, кто будет читать стихи и  что будет исполняться, с праздничными костюмами, со зрителями, аплодисментами. Его можно провести как концерт для родителей или ребят из другого класса или детского сада.

Если какие-то тексты не будут выбраны детьми, у учителя есть возможность предложить сильным, хорошо читающим ученикам «задание повышенной трудности» — выучить  два стихотворения. Если ученик не нашёл для себя стихотворения в нашем учебнике, то он может выбрать его в других книгах, привлечь для поиска стихов родителей, старших сестёр и братьев, бабушек и дедушек, что само по себе замечательно.  

 

Урок 6

Особенности поэтических  текстов

Цель урока: формирование начальных представлений учащихся о рифме и ритме как основах поэтического текста.

Мы не можем  в первом классе вводить понятие  «поэзия», особенно в сопоставлении  с прозой: наши читатели ещё слишком  малы. Но их читательский и жизненный опыт позволяет нам всё же дать детям первоначальные представления о поэзии как о художественном тексте, написанном стихами, имеющем рифму и ритм.

Для реализации принципа проблемности обучения, включения  учащихся в поисковую деятельность необходимо перед этими уроками дать детям задание выучить на выбор отрывок из прозы или стихотворение. Выбор детей можно с уверенностью предсказать. Объясняя, почему они выбрали  для заучивания стихи, они выйдут на самые простые представления об особенностях поэтической речи, её размеренности и похожести слов, которые стоят в конце строки.

Стихотворение Д. Чиарди «Похожие хвосты» в лёгкой, игровой форме объяснит ученикам-читателям, что такое рифма, и покажет  рифмующиеся слова. Затем дети сами найдут рифмы в стихотворении А. Н. Плещеева «Весна».

Формировать представление  о ритме можно через знакомую детям считалку и интуитивно понятное слово «складно». Перед этим уроком надо дать детям домашнее задание: вспомнить  свои детские считалки. И урок сразу  станет очень интересным всем, весёлым и непредсказуемым.

Мы поместили  в учебнике, по сути дела, записанную беседу с учащимися о рифме  и ритмической организации стиха, понимая сложность объяснения детям  этих понятий. Учитель должен помочь ученикам разобраться в том, что  называется рифмой и ритмом, он помогает прохлопать ритм и организует игры. В этих уроках много игровых моментов, они хороши импровизацией, а сам литературный материал знаком, любим и удивительно гармонизирует учебное образовательное пространство.

Завершится  этот урок самостоятельной работой учащихся по определению рифм в стихотворении А. Милна «Хвосты». 

 

Урок 7

Расширение  представлений учащихся о рифме

Цели урока: 1) знакомство с основными правилами рифмовки; 2) работа над выразительностью чтения диалога.

Отрывок из книги Н. Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», помимо того что интересен детям по содержанию и даёт прекрасную возможность совершенствовать технику чтения на объёмном эпическом тексте с яркими диалогами, позволяет ещё раз на новом материале расширить представление учащихся о рифме.

Разбираясь  в неудачных попытках Незнайки сочинить рифму, мы в шутливом, весёлом чтении выходим с детьми на правила рифмовки. Первая неудача Незнайки произошла  оттого, что в его рифме не было совпадения ударного гласного и количества слогов в словах. А вторая — оттого, что к слову «пакля» действительно трудно подобрать рифмующееся слово. Но можно и не говорить детям об этих правилах, ведь мы в первом классе даём самые начальные представления об особенностях художественного текста.

Организуя чтение, учитель может использовать возможности  данного текста для отработки  у детей умения различать границы  высказывания. Данный текст очень  хорош для чтения по ролям, дети с  удовольствием будут делать это, а значит, работа над определением того, кому из героев принадлежат слова, будет им интересна и плодотворна. Так же органично и заинтересованно на этих уроках будет решаться задача выразительности чтения.  

 

Урок 8

Отработка принципов  и способов рифмовки  
в поэтическом тексте

Информация о работе Методические условия литературного развития младших школьников