Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
1.2 Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
1.3. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
. Диагностическое исследование ……………………………………35
. Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»

Факультет начальных  классов

Кафедра методики начального образования

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему:

«Методика работы над паузой и логическим ударением  на уроках литературного чтения в начальной школе»

 

 

 

 

 

     Выполнила:

студентка ФНК  ПН – 43

Гаврилова  И.Ю.

Проверила:

канд. пед. наук, доцент

Н.Д. Глизерина

 

 

 

 

Йошкар –  Ола

2012

 

Введение 3

  1. Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
    1. Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6

    1.2  Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14

   1.3.  Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29

2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

    1. .   Диагностическое исследование ……………………………………35
    2. .  Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48

Заключение…………………………………………………………………....54

Список использованных источников и литературы…………………….....56

Приложение…………………………………………………………………...58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению - одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет важную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредствам чего их воспитывают и развивают. Умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.  Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

С научной точки зрения значимость процесса чтения не менее  велика. Успешное овладение навыком  чтения - один из показателей общего уровня развития познавательной деятельности ребенка, так же как трудности в процессе обучения чтению говорят об отдельных проблемах развития того или иного психического процесса (внимания, памяти, мышления, речи).

Выделяется четыре взаимосвязанных качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения является выработка у детей этих навыков.

Выразительное чтение в школе  рассматривается как «устное  чтение наизусть или по книге, правильно передающее идейное содержание произведения, его образы и предполагающее строгое соблюдение орфоэпической нормы» [7, с. 38]. Вопросы обучения выразительному чтению освещаются в трудах Горбушиной Л.А., Дмитриевой Е.Д., Кубасовой О.В.  и т.д.

Одним из признаков  выразительного чтения в методике считается  умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора [7, с. 38]. Однако, как показывает практика и эксперимент, проведенный нами, дети не всегда правильно используют их: читают излишне торопливо, не делая остановок, неверно выделяют голосом слова, важные для передачи смысла высказывания. Это приводит к искаженному пониманию авторской мысли в тексте, препятствует правильному ее восприятию. Поэтому на уроках литературного чтения необходимо систематически проводить специальную работу, направленную на овладение детьми умениями соблюдать паузы и логические ударения при чтении текста.

Объект исследования: процесс работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Предмет исследования: методы и приемы работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением  на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.      

  Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1. Изучить литературу  по теме курсовой работы.

2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.

3. Произвести отбор методов  и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Для решения  поставленных задач были использованы следующие методы:

- теоретический анализ научной литературы;

- констатирующий  эксперимент; 

- анализ продуктов  деятельности учащихся;

- методы количественной  и качественной обработки экспериментальных  данных.

Опытно-экспериментальная  база исследования: 2 «А» и 2 «В»   классы МБОУ «Гимназия №14» г.Йошкар-Олы.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованных источников и приложений.

Во введении обосновывается актуальность данной проблемы, формулируются объект, предмет, цель, задачи и методы исследования. В первой  главе «Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением» раскрываются качества навыка чтения, этапы его становления, требования к выразительному чтению младших школьников, а также методы и приемы работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе. Во  второй главе «Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения» излагаются результаты диагностического исследования умений выразительного чтения, обучающихся 2-го  класса МБОУ «Гимназия №14» г. Йошкар-Олы и приводится пример урока работы над паузой и логическим ударением в начальной школе. В заключении даны выводы и обобщения по результатам исследования.  Список использованных источников насчитывает 22 наименования.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе

 

    1. Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника

 

Навык чтения, как навык  сложный, требует длительного времени  для своего формирования. Т. Г. Егоровым выделяются три этапа процесса формирования данного навыка: «аналитический, синтетический, или этап возникновения и становления целостной структуры действия, и этап автоматизации» [15, с.116].

Аналитический приходится на период обучения грамоте и характеризуется, как отмечалось выше, слого-буквенным анализом и чтением слова по слогам. Для синтетического этапа характерно чтение целыми словами; при этом зрительное восприятие слова и его произнесение почти совпадают с осознанием значения. Более того, понимание смысла слова в структуре словосочетания или предложения опережает его произнесение, т. е. чтение осуществляется по смысловой догадке. На синтетическое чтение учащиеся переходят в III классе. В последующие годы чтение все более автоматизируется. А это означает, что сам процесс чтения все менее осознается учащимися и на первый план выдвигается осознание текста: фактического содержания, композиции, идейной направленности, изобразительных средств и т. д.

В последнее десятилетие в методической литературе большое внимание уделяется вопросу взаимообусловленности формирования навыков чтения и умений работать с текстом. Высказывается мысль о том, что на уроках чтения необходимо работу над произведением организовать так, чтобы анализ содержания одновременно был направлен и на совершенствование навыка чтения (задания нацеливали бы на осознанное чтение текста). В частности, об этом убедительно пишут В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова и др. В исследовании, проведенном Л. Ф. Климановой (кандидатская диссертация), было установлено, что для формирования полноценного навыка чтения и в короткие сроки положительное влияние оказывает систематическое выполнение упражнений в чтении (в том числе последовательное обучение чтению про себя).

В методической литературе разработана достаточно полная характеристика навыка чтения. Н. П. Каноныкин, Н. А. Щербакова, Е. А. Адамович, К. Т. Голенкина, В. Г. Горецкий, М. И. Оморокова, В. И. Яковлева и др. отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность [15,  с. 116].

Под правильностью чтения понимается чтение без искажений: правильно  передается слого-буквенный состав слова, грамматические формы слова, не допускается пропусков и перестановок слов в предложении. Примеры ошибок, нарушающих правильность чтения: пропуск слогов, замена слов (ученик I класса прочитал: Между травками по сухим земляным кочкам... бегут хлопотливые муравьи вместо Между травинками по сухим земляным комочкам...; Выбежали ребята вместо ребятишки).

Причина ошибочного чтения у учащихся начальных классов (как  у чтецов с несформировавшимся навыком  чтения) заключается в том, что  у них нет гибкого «синтеза между восприятием, произнесением  и осмысливанием содержания читаемого». У опытного чтеца (согласно исследованиям психологов) синтез трех указанных компонентов отличается гибкостью и подвижностью; поэтому смысловые догадки, сопровождающие их чтение, редко ведут к ошибкам (хотя ошибки допускают и хорошо читающие взрослые люди). У начинающего чтеца смысловая догадка гораздо чаще может быть причиной неправильного восприятия, а затем и произнесения слова, так как процесс восприятия и процесс осмысливания еще не так легко и быстро взаимодействуют между собой.

Как показывает школьная практика и специальные исследования, учащиеся чаще искажают (заменяют) те слова, смысла которых они не понимают, т. е. слова, между восприятием и осмыслением которых взаимодействие минимальное. В целях предупреждения ошибок целесообразно:

 а) выяснение перед  чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав

 в) создание на уроке  обстановки для внимательного  чтения текста (в частности, четкость  заданий)

г) предварительное чтение текста про себя

 д) в целях осознания  содержания и подготовки к  чтению вслух систематический  контроль со стороны учителя  за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей

 е) методически верное  исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя прием повторного чтения, ставит вопрос по содержанию прочитанного, отвечая на который ученик более внимательно повторно читает предложение) [15, с. 117].

   Беглость чтения характеризуется определенным количеством слов, произносимых в минуту. Согласно действующей программе, темп чтения учащихся к концу первого года обучения составляет 30—40 слов в минуту, к концу II класса — 60— 80 слов, к концу III — 80—90 слов. с118 Темп чтения растет постепенно в течение всех трех лет обучения и находится в определенной взаимосвязи с чтением правильным и сознательным. Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста (имеется в виду идейно-тематическая сложность, структура слова и предложений, распространенность слов в детской речи и т. п.), а также правильность и сознательность чтения.

По данным специальных  исследований, над развитием у  учащихся беглости чтения необходимо работать систематически. Этому способствует прежде всего заинтересованность учащихся в чтении, желание и потребность  читать книги. Дети, которые любят читать, как правило, уже во II классе читают бегло.

На развитие темпа чтения положительное влияние оказывает  также характер заданий, которые  они выполняют, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию  текста в целях более осознанного его восприятия (например, подбор материала для подтверждения правильности своего суждения, подготовка к пересказу, к словесному рисованию и т. д.). Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении. Учителю необходимо заранее планировать работу на уроке так, чтобы, выполняя различного вида задания, почти все учащиеся в течение урока читали вслух. Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя.

Сознательность чтения обусловлена  пониманием младшими школьниками фактического содержания читаемого текста, идейной направленности произведения, его образов и роли художественных средств, а также правильным собственным отношением ученика к изображаемому автором. В свою очередь, это зависит от наличия у школьников необходимого жизненного опыта, от понимания лексического значения слов, их сочетаемости в структуре предложения и от ряда методических условий. Такая трактовка сознательности чтения исторически сложилась в методике и стала традиционной. В становление такого подхода значительный вклад был внесен К. Д. Ушинским. В настоящее время термин «сознательность чтения» используется в литературе и в школьной практике в двух значениях. Подобно тому как «чтение» употребляется в разных значениях, так и термин «сознательность чтения» может употребляться применительно к овладению самим процессом чтения (техникой чтения) и применительно к чтению в более широком смысле слова (сознательность как качество, одна из сторон чтения [ 15,с .118].

Информация о работе Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе