Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
1.2 Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
1.3. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
. Диагностическое исследование ……………………………………35
. Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Рисунок 1 –  Результаты выявления уровня понимания  прочитанного в экспериментальной  группе

  1. Понимание ключевых слов
  2. Понимание предложений
  3. Понимание основной мысли

Согласно таблице 3 и рисунку 1, в экспериментальной  группе у 15 человек (60%)  уровень понимания ключевых слов высокий, у 8 человек (32%) - средний, 2 человека (8%) имеют низкий уровень понимания ключевых слов.

Понимание предложений  характеризуется высоким уровнем  у 11 человек (44%), средним - у 12 человек (48%), низким - у 2 человек (8%) имеют уровень понимания предложений.

Проверка понимания  учениками основной  мысли  произведения  показала такие результаты: высокий  уровень - 19 человек (76%), средний - 5 человек (20%), низкий -  1 человек (4%).  Сравнение средних баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том, что вопросы на выявление понимания ключевых слов и предложений вызывает у учеников экспериментальной группы большее затруднение, чем вопросы на выявление понимания основной мысли текста.

Таблица 4 - Показатели уровня сформированности умений выразительного чтения  в экспериментальной группе

Код

Соблюдение  пауз

Постановка  логического ударения

Общий бал

Уровень сформированности умений

01

2

2

4

Высокий

02

2

2

4

Высокий

03

1

1

2

Средний

04

1

2

3

Средний

05

2

2

4

Высокий

06

2

2

4

Высокий

07

2

2

4

Высокий

08

1

1

2

Средний

09

2

1

3

Средний

10

2

1

3

Средний

11

2

1

3

Средний

12

1

1

2

Средний

13

2

1

3

Средний

14

2

2

4

Высокий

15

2

1

3

Средний

16

2

2

4

Высокий

17

2

2

4

Высокий

18

1

2

3

Средний

19

2

2

4

Высокий

20

1

2

3

Средний

21

2

2

4

Высокий

22

2

2

4

Высокий

23

2

1

3

Средний

24

2

2

4

Высокий

25

2

1

3

 Средний 

Ср.

балл

1,76

1,6

 

 

Рисунок  2  – Результаты выявления  уровня сформированности умений выразительного чтения  в экспериментальной группе

    1. Умение соблюдать паузы
    2. Умение правильно ставить логическое ударение

Согласно таблице 4 и рисунку 2, в экспериментальной  группе у 19 человек (76%)  умение соблюдать  паузы  сформировано на высоком уровне, у 6 человек (24%) -  на среднем. Низкий уровень не выявлен.  Умение постановки  логических ударений характеризуется высоким уровнем у 14 человек (56%), средний уровень имеют 11 учеников (44%). Низкий уровень не выявлен.

Сравнение средних  баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том,  что обучающиеся экспериментальной группы не всегда соблюдают паузы при чтении и верно определяют место логического ударения.

Таблица 5 - Показатели уровня понимания прочитанного в  контрольной группе

Код

Ключевое слово

Предложение

Основная мысль

Общий бал

Уровень понимания

01

2

2

2

6

Высокий

02

2

2

2

6

Высокий

03

1

1

2

4

Средний

04

1

0

1

4

Средний

05

2

2

2

6

Высокий

06

2

2

0

4

Средний

07

2

1

2

5

Высокий

08

2

2

2

6

Высокий

09

2

2

2

6

Высокий

10

1

2

2

5

Высокий

11

1

2

1

4

Средний

12

2

2

0

4

Средний

13

2

1

2

5

Высокий

14

2

2

2

6

Высокий

15

2

0

2

4

Средний

16

2

2

2

6

Высокий

17

2

1

2

5

Высокий

18

2

1

2

5

Средний

19

2

2

2

6

 Высокий

20

2

2

1

5

Высокий

21

2

2

1

5

Высокий

22

2

2

2

6

Высокий

23

2

0

1

3

Средний

24

0

2

2

4

Средний

25

1

1

2

4

Средний

Ср.

балл

1,72

1,56

1,68

 

 

Рисунок 3 –  Результаты выявления уровня понимания  прочитанного в контрольной группе

  1. Понимание ключевых слов
  2. Понимание предложений
  3. Понимание основной мысли

Согласно таблице 5 и рисунку 3, в контрольной  группе у 19 человек (76%)  уровень понимания  ключевых слов высокий, у 5 учеников  (20%) -  средний, 1 человек (4 %) имеют  низкий уровень понимания ключевых слов.

Понимание предложений  характеризуется высоким уровнем у 16   человек (64%), у 7  человек (28%) - средний и 2 человека (8%) имеют низкий уровень понимания предложений.

Проверка понимания  учениками основной  мысли  произведения  показала такие результаты: 19 человек (76%) - имеют высокий уровень, 4 ученика  (20%) – средний, 2 человека (8%) - низкий.  Сравнение средних баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том, что вопросы, выявляющие понимание предложений, вызывают у учеников контрольной группы большее затруднение, чем вопросы, требующие понимания ключевых слов и основной мысли текста.

Таблица 6 - Показатели уровня сформированности умений выразительного чтения  в контрольной  группе

Код

Соблюдение  пауз

Постановка  логического ударения

Общий бал

Уровень сформированных умений

01

2

2

4

Высокий

02

2

2

4

Высокий

03

1

1

2

Средний

04

2

1

3

Средний

05

2

2

4

Высокий

06

2

2

4

Высокий

07

2

2

4

Высокий

08

1

1

2

Средний

09

1

2

3

Средний

10

2

1

3

Средний

11

2

1

3

Средний

12

1

1

2

Средний

13

1

2

3

Средний

14

2

2

4

Высокий

15

2

2

4

Высокий

16

2

2

4

Высокий

17

2

2

4

Высокий

18

2

1

3

Средний

19

2

2

4

Высокий

20

1

2

3

Средний

21

2

2

4

Высокий

22

2

2

4

Высокий

23

2

1

3

Средний

24

2

2

4

Высокий

25

2

1

3

 Средний 

Ср.

балл

1,76

1,6

   

 

 

Рисунок 4 –  Результаты выявления уровня сформированности умений выразительного чтения  в  контрольной  группе

    1. Умение соблюдать паузы
    2. Умение правильно ставить логическое ударение

Согласно таблице 6 и рисунку 4, в контрольной группе у 19 человек (76%)  умение соблюдать паузы  сформировано на высоком уровне, у 6 человек (24%) -  на среднем.  Умение постановки  логических ударений   характеризуется высоким уровнем у 16  человек (64 %), средним - у 9  учеников (36 %). Низкий уровень не выявлен. Сравнение средних баллов по каждому параметру позволило сделать вывод о том,  что ученики контрольной группы не всегда соблюдают паузы и верно ставят логическое  ударение при чтении.

Количество  обучающихся с различным уровнем  понимания прочитанного в экспериментальной и контрольной группах показано на рисунке 5. 

Рисунок 5 - Количество обучающихся с различным уровнем  понимания прочитанного в экспериментальной  и контрольной группах

Количество  обучающихся с различным уровнем понимания прочитанного в экспериментальной и контрольной группах отражено на рисунке 6.

 

 

Рисунок 6 - Количество обучающихся с различным уровнем  сформированности умений выразительного чтения  в экспериментальной и  контрольной группах

Согласно  рисункам 5 и 6, в контрольной и экспериментальной  группах не выявлен  низкий уровень  понимания прочитанного и умений выразительного чтения. Количество детей  с высоким уровнем понимания  в экспериментальной группе 52%, в  контрольном классе 60%; учеников со средним уровнем понимания в экспериментальной группе 48%, в контрольном классе 40%. В экспериментальной группе умения выразительного чтения сформированы на высоком уроне у 48% обучающихся, на среднем – у 52%. В контрольной группе высокий уровень сформированности умений выразительного чтения показали 52% учеников, средний – 48%.

Результаты диагностического исследования позволили сделать следующие выводы:

  1. в экспериментальной и контрольной группах значительная доля детей (40-48%) показала средний уровень понимания читаемого;
  2. у обучающихся экспериментальной и контрольной групп (48-52%) выявлен средний уровень сформированности умений выразительного чтения. Второклассники не всегда уместно используют паузы и определяют место логического ударения при чтении.

Таким образом, в ходе исследования было обнаружено, что уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся  2-го класса  является недостаточным. Это свидетельствует о необходимости работы над такими средствами речевой выразительности, как пауза, логическое ударение в связи с усилением внимания к сознательности чтения на уроках литературного чтения   в начальной школе.

 

2.2. Конспект урока литературного чтения во 2-м классе. Работа над паузой и логическим ударением.

 

Тема: Сказки зарубежных писателей (братья Гримм «Бременские музыканты»)

Цель: продолжить чтение литературных сказок.

 

Задачи:

  1. обучать сознательному, выразительному чтению произведения;

формировать навыки анализа поступков героев;

  1. приобщение  к художественному творчеству, развитие  речи учащихся; обогащение словарного запаса.
  2. Воспитывать доброжелательность, взаимопомощь, взаимовыручку

Задачи  обучения выразительному чтению:

  1. Продолжить формирование умения составлять партитуру чтения;
  2. Формировать умение пользоваться при чтении паузой, интонацией, логическим ударением, темпом чтения.

Оборудование: учебник Л.А Ефросинина  Литературное чтение: книга для чтения во 2 классе.- Часть 2.- М.: Издательство: Вентана-Граф, 2007.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение  темы урока.

- Сегодня на  уроке познакомимся с творчеством  братьев Гримм. Братья Гримм-  это немецкие сказочники. Старшего  брата зовут Якоб Гримм, а  младшего - Вильгем Гримм. С самого  раннего возраста братья были  связаны тесными узами дружбы, которая была прочной всю жизнь. Оба брата постоянно занимались научными исследованиями.  Братья написали очень много сказок. За свою жизнь они  опубликовали множество сочинений, а их сборник «Детские и семейные сказки» по праву занял место в сокровищнице мировой литературы.

III. Беседа.

-Что мы называем  сказкой? (Это устный рассказ о  вымышленных событиях, придумка  о том, чего не бывает)

- Какова главная  тема сказок? (Борьба добра со  злом )

- А кто много  веков назад сочинял сказки? (Простой  народ)

- Какие виды  сказок вы знаете? (Сказки о животных, бытовые, волшебные )

Информация о работе Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе