Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
1.2 Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
1.3. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
. Диагностическое исследование ……………………………………35
. Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

Изменение темпа  является хорошим приемом характерной  окраски речи при чтении диалога.

Верный ритм особенно важен при чтении стихотворений. Равномерность дыхательных циклов определяет собой и ритмическое чтение. Обычно характер ритмического рисунка (четкость, быстрота или напевность, плавность) зависит от размера, которым написано стихотворение, от чередования в нем ударных и безударных слогов. Но надо, прежде всего от содержания произведения, определяя, о чем говорится в нем, каждая картина рисуется.

  1. Интонационная выразительность.

Определение интонации  дано О.В Кубасовой, которая в  это понятие включает  использование всех средств выразительности: ударений, пауз, темпа  и ритма, которые объединяются в нераздельную совокупность с помощью эмоционально-смысловой окраски, определяемой содержанием текста или предложения. Эта окраска чаще всего передает авторское отношение к описываемым фактам: одобрение, презрение и другие эмоции и оценки. Ярче всего эта окраска проявляется в мелодике речи, то есть в понижении  и в повышении голоса. Также изменение высоты голоса называются интонацией (более узкое значение). Интонация понижается в конце повествовательного предложения, повышается на смысловом центре вопроса, поднимается вверх и затем резко падает на месте знака тире, ровно повышается при перечислении определений или сказуемых, стоящих перед существительным, а также ровно снижается при обратном их соотношении. Но, кроме этих синтаксических обусловленных изменений высоты тона, огромную роль в определении выражения мыслей и чувств играет интонация смысловая и психологическая, определяемая содержанием и нашим отношением к нему [5, с.120].

Работа над  выразительностью чтения - одна из задач  обучения младших школьников чтению. Умение выразительно говорить и читать формируется на протяжении всех четырех  лет начального обучения. Развивая звуковую  сторону устной речи детей, мы тем самым совершенствуем выразительность их чтения и наоборот.

Выразительная речь - устная произносимая речь, соответствующая  содержанию высказывания или читаемого  текста. Средство выразительности звучащей речи - интонация. Разборчивость речи - прежде всего ясное, четкое произношение  звуков. Она вырабатывается путем специальных дикционных упражнений.

Интонационная работа осуществляется как на уроках обучения чтению, так и на уроках грамматики и правописания. Специальных  часов для этого не отводится  или отводится редко. Здесь следует соблюсти внутрипредметные  связи, чтобы у младшего школьника сформировалась единая система представлений о языке и об интонации как явлении звучащей речи. Кроме того, на специальных упражнениях надо научить детей практически применять умение выразительно говорить и читать. В этой подготовительной работе и заключается специфика курса в начальных классах.

Для того, чтобы  читать выразительно, необходимо, по мнению М.И Омороковой, владеть определенными  умениями, которые формируются в процессе чтения и анализа художественного произведения, а также умениями пользоваться интонационными средствами выразительности. Рассмотрим их более подробно.

М.Р. Львов среди умений выразительного чтения называет:

- хорошую дикцию, уметь ясно, четко произносить звуки, их сочетания, слова, регулировать громкость и темп речи

- уметь соблюдать  паузы и логические ударения, передающие замысел автора;

- уметь соблюдать  интонации вопроса, утверждения,  отрицания, а также придавать  голосу нужные эмоциональные окраски-радостную и грустную, восторженную и ироническую и пр[7,c.38].

 М.И Оморокова  к группе интонационных умений  относит умения пользоваться  паузой и логическим ударением,  которые рассматриваются как  сложные, включающие два связанных  между собой умения: определять их в тексте и соблюдать при чтении.

Для формирования этих умений Оморокова выделяет следующие приемы:

- наблюдение  за паузой с опорой на знаки  препинания;

- наблюдения  и практические упражнения в  постановке пауз между словосочетаниями;

- сопоставление пауз, определение их смысловой роли;

- наблюдение  за простейшими случаями психологической  паузы (смена мыслей, настроений);

- выделение  при чтении важных слов и  сочетаний слов (самостоятельное  выделение логических ударений, анализ вариантов смысловых ударений в зависимости от изменения смысла читаемого текста и объяснения своего выбора);

- анализ образца(  грамзаписи)

- прием разночтения;

- наблюдение  за изменением смысла читаемого  и выбор варианта адекватного  авторскому пониманию текста.

Круг  умений выразительного чтения в области и анализа произведения и использования интонационных средств выразительности, предложенный М.И Омороковой, является доступным для овладения младшими школьниками. Формирование данных умений с помощью перечисленных выше приемов, как указывает автор, способствует совершенствованию выразительного чтения детей и умений работы с текстом вообще [11,с.77-79].

О.В. Кубасова выделяет следующие приемы формирования умений выразительного чтения:

- наблюдение  за изменением смысла читаемого;

- чтение (пение)  с ударением схем слов, разных  по своей слоговой структуре  и упражнения, направленные на  нахождение (выделение) слов, соответствующих  предъявляемой учителем звуковой  схеме;

- анализ образца  (чтение учителя, чтеца в записи, товарища) [5,с.44 ].

Е.Д. Дмитриева  определила такие приемы, как:

- чтение с  разной эмоциональной окраской, с разным намерением и наблюдение  за чтением;

- чтение с  разным темпом, наблюдение за  повышением и понижением голоса [3, с.21 ].

Таким образом, вдумчивое, внутренне обусловленное использование всех средств речевой выразительности даст возможность чтецу верно и ярко передать произведение слушателям и сделать чтение подлинно выразительным [5, с.20]. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение таких требований, как соблюдение знаков препинания, пауз  логических и психологических, правильная постановка ударения, соблюдение темпа  и ритма чтения, интонационная выразительность [2, с.24].

Можно сделать  вывод о том, что выразительность-это важное требование, предъявляемое к чтению учащихся начальных классов и работа над ней - одна из задач обучения младших школьников чтению.

 

2. Работа над  паузой и логическим ударением  на уроках литературного чтения  в начальной школе.

 

2.1. Диагностическое исследование умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса

 

Отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением как средствами речевой выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе потребовал проведения диагностического исследования с целью выявления уровня сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.

Экспериментальная работа проводилась в естественных  педагогических условиях в МБОУ «Гимназия №14» г. Йошкар-Олы. В эксперименте участвовали обучающиеся вторых классов в количестве 25 человек в каждом классе.

Уровень сформированности  умений выразительного чтения определялся  нами по следующим показателям:

- понимание  прочитанного;

- умение соблюдать  паузы;

- умение правильно  ставить логическое ударение.

Для выявления уровня сформированности  умений выразительного чтения детям было предложено прочитать рассказ «Колокольчики». И.Соколова-Микитова (Приложение 1).

 

Процедура исследования:

  1. Чтение учеником текста про себя с целью подготовки к выразительному чтению.
  2. Беседа для выявления понимания школьником прочитанного текста.
  3. Выразительное чтение произведения учеником.
  4. Фиксация экспериментатором результатов в листе.

Понимание прочитанного оценивалось нами следующим образом (таблица 1).

Таблица 1- Оценка понимания прочитанного (в баллах)

Степень понимания 

Ключевые слова 

Предложения

Основная мысль 

Суммарное количество баллов

Уровень понимания  прочитанного

Самостоятельно 

2

2

2

6

Высокий

С помощью учителя

1

1

1

3

Средний

Не понимает

0

0

0

0

Низкий 


 

Уровни понимания прочитанного текста:

5-6 баллов - высокий  уровень (понимание самостоятельно  ключевых слов, слов, употребленных  в переносном смысле, основной  мысли текста);

3-4 балла –  средний уровень (понимание с  помощью учителя ключевых слов, слов, употребленных в переносном смысле, основной мысли текста);

Ниже 3-х баллов – низкий уровень (непонимание ключевых слов, слов, употребленных в переносном смысле, основной мысли текста).

В процессе проверки чтения экспериментатор отмечал  составляющие выразительного чтения, заносил их в специальный лист учета с отметкой в соответствующих графах. Нами использовалась следующая система оценивания умений выразительного чтения (таблица 2).

 

Таблица 2- Оценка умений выразительного чтения   (в  баллах)

 Показатели 

Степень 

 проявления

показателя

Соблюдение  пауз

Постановка  логического 

ударения 

Суммарное количество баллов

Уровень сформированности  умений

Отсутствие  ошибок

2

2

4

  Высокий 

Наличие 2-3 ошибок

1

1

2

Средний

Наличие более 4 ошибок

0

0

0

Низкий 


 

Уровни сформированности умений выразительного чтения:

4 баллов –  высокий уровень (соблюдение пауз, верная постановка логических  ударений);

2-3 баллов - средний  уровень (допускаются две –  три ошибки в соблюдении пауз либо в постановке логических ударений);

0-1 баллов - низкий уровень (допускается более 4 ошибок в соблюдении пауз либо в постановке логических ударений).

Результаты  исследования  оформлены в виде таблиц и рисунков. Рассмотрим их более  подробно.

Результаты  выявления уровня понимания прочитанного обучающимися экспериментальной группы показаны в таблице 3 и на рисунке 1.

 

 

 

Таблица 3 - Показатели уровня понимания прочитанного в  экспериментальной группе

 

Понимание

   

Код

Ключевых слов

Предложений

Основной  мысли 

Общий бал

Уровень понимания

01

2

1

2

5

Высокий

02

2

2

2

6

Высокий

03

2

0

1

3

Средний

04

1

1

1

3

Средний

05

2

2

2

6

Высокий

06

1

1

2

4

Средний

07

1

2

2

5

Высокий

08

1

1

2

4

Средний

09

2

1

2

5

Высокий

10

2

1

2

5

Высокий

11

2

1

1

4

Средний

12

0

2

2

4

Средний

13

2

1

2

5

Высокий

14

2

2

2

6

Высокий

15

1

1

2

4

Средний

16

2

2

2

6

Высокий

17

2

1

2

5

Высокий

18

1

1

2

4

Средний

19

1

1

2

4

 Средний 

20

2

2

1

5

Высокий

21

1

2

2

5

Высокий

22

2

2

2

6

Высокий

23

2

0

1

3

Средний

24

2

2

0

4

Средний

25

0

2

2

4

Средний

Ср.

балл

1,52

1,36

1,72

 

Информация о работе Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе