Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
1.2 Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
1.3. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
. Диагностическое исследование ……………………………………35
. Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

                                 Была безмолвна и мрачна.

                                 Деревья жалобно шумели,

                                 Когда настали холода;

                                Лишь ель молчала равнодушно

                                И зеленела, как всегда.

                                                  ( А.Плещеев «Ель»)

 

  1. Подлежащее (если наибольшее значение имеет предмет, лицо) или сказуемое (если наибольшее значение имеет процесс, действие)

в  нераспространенном предложении:

Подули студеные ветры.

                        ( И. Соколов-Микитов «Зима вьюжная»)

Побежали оба Мороза…

                        ( «Два мороза».)

  1. Существительное в родительном падеже при сочетании с другим существительным:

                                         Вот уже темнеют реки,

                                         Тянет кверху костра.

                                    (А .Твардовский «Осень»)

5. Существительное,  стоящее после прилагательного:

                                               Под голубыми небесами

                                               Великолепными коврами.

                                               Блестя на солнце, снег лежит..

                              ( А. Пушкин «Зимнее утро»)

Однако,  если читающий хочет особо выделить признаки предмета, особенность действующего лица, подчеркнуть исключительность явления, события, логическое ударение может быть сделано на прилагательном:                    

  1. Прилагательное ( или несколько прилагательных), стоящее после существительного:

        Мороз десятиградусный

       Трещит в аллеях парка.

                                    (З. Александрова «Лыжники»)

7. Пояснение  при глаголе:

             Мигом команда моя разбежалась…

                      ( Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»).

8. Слова, выражающие сравнения:

                                         Нашу речку, словно

                                                        в сказке,

                                         за ночь вымостил мороз.

                                                    ( С.Маршак «Елка»)

9. Слова, обозначающие  перечисление или счет:

                         Проходят, встают предо мной

                          Деревни, поля и леса,

                          И месяц над самой трубою,

                          И липа напротив  крыльца.

                                  (М .Искаковский «У самой границы»)

 

10. Обращение, стоящее в начале фраз

 Соседка, слышала ль ты добрую молву?

                            (  И.Крылов «Мышь и крыса»)

Если обращение  стоит в середине или в конце  фразы, то оно логическим ударением  не выделяется:

               Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою!

                                        (Русская народная сказка «Колобок»)

               Не плачь, зайчик!

                             (Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»)

11. Слова, выражающие  короткое, быстрое действие, такие, как хвать, брык, толк, глядь и т.д:

   Баран  разбежался – да бац, бац, начал осаживать волка по бокам.

                                  (Русская народная сказка «Зимовье  зверей»)

12. Слова, выражающие  вопрос:

    Кто там?

13. Прилагательное  с существительным, если они обозначают главное лицо, предмет, явление:

                                               Поздняя осень .

                                                      Или:

                                               Сквозь волнистые туманы

                                               Пробирается луна.

                                                                       (А.Пушкин)

Правила постановки логических ударений в равной степени  относятся как к прозе, так  и к стихам. Необоснованное увлечение ритмико-мелодической стороной, стремление особо выделить рифмующиеся слова может привести к нарушению смысла стиха. Так, при постановке логического ударения только на рифмующихся словах смысл четверостишия будет искажен:

                                        Лучше б снег да вьюгу

                                        Встретить грудью рад!

                                        Словно как с испугу

                                        Раскричавшись, к югу

                                        Журавли летят.

И, наоборот, при  верном выделении наиболее важных в  смысловом отношении слов текст  четверостишия будет восприниматься быстро и точно:

                                      Лучше б снег да вьюгу

                                      Встретить грудью рад!

                                      Словно как с испугу

                                      Раскричавшись, к югу

                                      Журавли летят.

                                                       (А.Фет «Осень»)

Приведенные правила  облегчат подготовку к выразительному чтению. Однако в зависимости от намерения читающего выделить какое-либо слово, которое, по его мнению, имеет  важное значение, от этих правил допустимо  отступление, если оно не противоречит замыслу автора, идее произведения и вытекает из внутреннего смысла текста (подтекста).

Так, в двустишии из стихотворения  М.Лермонтова «Смерть поэта»:

                                     Пустое сердце бьется ровно,

                                     В руке не дрогнул пистолет-

логическое  ударение можно сделать не на существительном  «сердце», а на прилагательном «пустое», если читающий хочет особо отметить бездушие убийцы.

Речь произносится говорящим и воспринимается слушающим  не как  сплошной поток слов. она разделяется остановками на группы слов, тесно связанных между собой по смыслу. Эти группы слов принято называть речевыми звеньями, а остановки между ними – паузами [3,c. 30].

Паузы вносят в  речь ясность, четкость и выразительность. Нельзя, например, уловить смысл фразы, если она будет прочитана без пауз: «Я хочу слышать старую песню и унылым речитативом стараясь сохранить своеобразную мелодию песни он рассказывает»

                                                              (М.Горький «Песня о Соколе»)

Правильная  постановка пауз определяется ясным  пониманием содержания произведения. Неверно сделанная пауза может  извратить смысл предложения  или вообще лишить его смысла.

  Возьмем для примера фразу:

Сегодня состоится беседа: / как обучать детей русскому языку / в шесть часов тридцать минут.

Если  эту фразу прочитать  без паузы перед словами «в шесть часов», она прозвучит бессмысленно:

Сегодня состоится беседа: / как обучать детей русскому языку в шесть

часов тридцать минут.

Слушатель поймет, что беседа будет идти о том, как можно обучать детей русскому языку в течение шести часов тридцати минут, а не то, что эта беседа состоится в шесть часов тридцать минут.

Паузы расчленяют речь, отделяя  одно речевое звено от другого, и  объединяют ее внутри одного речевого звена.

Слова, стоящие перед паузой и после нее, разъединяются:

Выпал первый снег, / и все  кругом стало белым.

                                               (Е.Чарушин «Что за зверь?»)

Первое речевое звено: «Выпал первый снег»- разъединяется со вторым: «и все кругом стало белым»- паузой.

  Слова, стоящие между паузами, объединяются в смысловые целое. Объединенные паузами слова: «Выпал первый снег» - имеют определенный смысл, они сообщают о наступлении зимы. Слова второго речевого звена, объединенные паузами, также приобретают смысловое единство. Они рисуют зимнюю картину: « все кругом стало белым».

Паузы бывают различной длины. Их длительность зависит от того, насколько  речевые звенья связаны между  собой по смыслу. Если речевые звенья связаны тесно, то пауза между ними будет короткой, если же между ними нет тесной смысловой связи, то пауза будет продолжительной. Чем меньше смысловая связь между речевыми звеньями, тем паузы длиннее:

Настало утро.// Проснулась Катя/ и скорей на крыльцо…

                                                                    (Е.Чарушин «Что за зверь?»)

В  первом предложении  сообщается о наступлении утра. Во  тором рисуется поведение проснувшейся девочки. Речевое звено первого  предложения: «Настало утро» - не имеет тесной связи смысловой связи с двумя речевыми звеньями второго предложения: «Проснулась Катя и скорей на крыльцо», поэтому пауза между ними будет длительной. Во втором предложении речевые звенья имеют более тесную  смысловую связь: оба они рисуют поведение Кати: она «проснулась и скорей на крыльцо», поэтому пауза между ними будет короткой.

Паузы обуславливаются  физиологической потребностью человека, грамматическим строем речи, эмоциями читающего и формой произведения. Наша речь произносится на выходе. Чтобы сделать выдох, необходимо раньше сделать вдох. Вдох прервет речь. Происходит остановка - пауза. Физиологическую потребность в постановке пауз необходимо подчинить логике речи: делать вдох ( или добор воздуха) в тех местах, где по смыслу  возможна остановка.

Паузы между  речевыми звеньями, объединяющие слова  в слитные сочетания, называются логическими паузами.[3,с. 32]. логическая пауза вносит в речь порядок. Она придает фразе стройность и завершенность, дает возможность слушателю осознать сказанное и подготовиться к дальнейшему восприятию. Чтецу такая пауза помогает успокоиться, приучает его владеть собой. Логическая пауза не означает остановки мысли. Во время нее внимание читающего продолжает сосредоточиваться на тексте. Он «как бы подыскивает более точные и убедительные слова для передачи своего отношения к содержанию произведения»[4,с 32].

Логические  паузы большей частью совпадают со знаками препинания, поэтому некоторые исследователи называют их грамматическими. Знаки препинания имеют большое значение для выяснения логики речи. Они помогают понять смысл предложения, указывают на завершенность мысли, на переход от одной мысли к другой, дают возможность разобраться в мыслях и намерениях автора. Поэтому при постановке логических пауз надо быть очень внимательным к знакам препинания. Например, точке, обозначающей законченность мысли, будет соответствовать длительная пауза; точка с запятой , свидетельствующая о частичной завершенности мысли, потребует паузы менее длительной; на запятой, указывающей на дальнейшее развитие мысли, пауза будет значительно короче и т.д.

Однако интонация  не всегда совпадает с пунктуацией, поэтому в выразительном чтении нельзя механически делать паузы  на знаках препинания. Логические  паузы  могут быть поставлены независимо от знаков препинания в местах, где эти знаки отсутствуют:

  1. Между группами слов подлежащего и сказуемого:

Одна девочка / ушла из дома в лес.

(Л.Толстой  «Три медведя»)

  1. Перед соединительными союзами и, или, да:

А медведи пришли домой голодные / и захотели обедать.

                                                                                (Там же)

Сидит курица на яйцах, терпеливо  сидит, сойдет ненадолго корма  поклевать / да опять на гнездо.

( К.Ушинский  «Курица и утята»)

  1. Между группой пояснительных слов:

В село «Красное» / на Урале прибыла экспедиция.

  1. При инверсии ( необычном порядке слов):

И лучших дней / воспоминанья

Информация о работе Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе