Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
1.2 Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
1.3. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
. Диагностическое исследование ……………………………………35
. Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

Сознательность самого процесса чтения зависит от того, насколько учащиеся владеют слого-буквенным и звуковым анализом слова, умеют соотносить букву и звук, учитывая положение звука в слове и влияние соседства других звуков, сливают слоги в единый комплекс-слово, т. е. осознанно выполняют те аналитико-синтетические операции, которые в итоге ведут к правильному «воссозданию звуковой формы слова на основе графического обозначения».

Сознательное чтение слова, словосочетания и предложения теснейшим  образом связано с пониманием смысла каждой из указанных языковых единиц. Иначе говоря, и овладение техникой чтения включает в себя семантический аспект. Сознательное чтение текста основывается на том, что учащиеся овладели техникой чтения и сам процесс чтения не вызывает затруднений, протекает довольно быстро. Для того чтобы учащиеся прочитали текст сознательно, проводится его анализ со стороны содержания и художественных средств изображения. Таким образом, важнейшим условием сознательного чтения является понимание структуры и содержания произведения. О сознательности чтения учитель судит по выразительности чтения (если ученик читает вслух) и по правильности ответов на вопросы по содержанию произведения. Сознательность и выразительность чтения взаимообуславливают друг друга, но не тождественны.

Выразительность чтения как  качество формируется в процессе анализа произведения. Выразительно прочитать текст — это значит,—  как справедливо пишет Л. А. Горбушина,—  «найти в устной речи средство, с помощью которого можно правдиво, точно, в соответствии с замыслом писателя, передать идеи и чувства, вложенные в произведение» [15,с. 119].Таким средством является интонация.

Интонация — совокупность совместно действующих элементов  звучащей речи, главнейшие из которых  — ударение, темп и ритм речи, паузы, повышение и понижение голоса. Эти элементы взаимодействуют, поддерживают друг друга и все вместе обусловливаются содержанием произведения, его идейно-эмоциональным «зарядом», а также целями, которые в данный конкретный момент поставлены чтецом» [15,с. 119].

В методической литературе (3. А. Агейкина, А. А. Горбунова, Е. Е. Руднева  и др.) в качестве важнейших условий  овладения учащимися основами выразительной  речи выдвигаются:

1) умение распределить  свое дыхание в процессе речи;

2) овладение  навыками правильной артикуляции каждого звука и четкой дикцией;

3) овладение  нормами литературного произношения.

Как нетрудно заметить, указанные  условия важны не только для выразительного чтения, но в целом для выразительной речи (имеется в виду прежде всего рассказывание). Данное обстоятельство необходимо учитывать и обучение выразительному чтению не рассматривать в изоляции от выразительного рассказывания (любое устное высказывание ученика должно быть выразительным).

Работу над выразительностью речи детей учитель начинает с  того, что учит их управлять своим  дыханием во время произношения и  правильно использовать голос. Голос, как известно, характеризуется следующими особенностями: силой, высотой, длительностью (темпом), звуковой окраской (тембром). Учащиеся учатся говорить (читать) громко или тихо в зависимости от содержания текста, выбирать быстрый, средний или медленный темп речи, придавать голосу ту или иную эмоциональную окраску. Обучение выразительному чтению включает знакомство с паузой и логическим ударением.

Подготовку  к выразительному чтению условно  делят на три этапа:

а) выяснение  конкретного содержания произведения, анализ мотивов поведения действующих  лиц, установление идеи произведения и т. п., иначе говоря: осмысливание идейно-тематической основы произведения, его образов в единстве с художественными средствами;

б) разметка текста: проставление пауз, логических ударений, определение темпа чтения;

в) упражнение в  чтении (возможно повторное чтение, пока не удастся голосом передать мысли автора, его отношение к изображенным событиям и действующим лицам) [15,с. 120].

Последовательность этапов очень важна на уроках внеклассного чтения. Она позволяют доступно, быстро и правильно освоить произведение. Детям предоставляется возможность проникнуть вглубь произведения, прочувствовать его. Каждое сказанное слово учителем имеет свою специфику. И поэтому очень важно руководствоваться средствами выразительного чтения.

Было бы неверным представлять себе, что обучение выразительному чтению — это заключительная часть работы над произведением в целом. Анализ содержания и идейной направленности произведения включает в себя обучение выразительному чтению; они выступают в определенном единстве. Например, во II классе идет работа над рассказом Н. Быльева «Журка». Учащиеся знакомятся с содержанием рассказа (обычно текст читает учитель).

— Какой момент в рассказе вам показался самым  интересным? Почему?

— Какими вы себе представили мальчика и дедушку?

— Прочитайте первую часть рассказа про себя и подумайте,; какое настроение было у Вовы, чем он был недоволен, а что тревожило деда? (Учащиеся объясняют, подтверждая свои мысли словами текста, т. е. выборочно читают текст. Направленно вопросами учителя выборочное чтение фактически позволяет объединить анализ содержания с обучением выразительному чтению, так как учащиеся поставлены перед необходимостью внимательно вчитаться в текст и передать голосом состояние мальчика и дедушки.)

— Какова главная  мысль первой части рассказа? (Вова очень сожалеет, что не успел поглядеть на журавлей.)

Создав основу для сознательного  и выразительного чтения, учитель  предлагает прочитать первую часть  целиком.

В процессе анализа  других частей рассказа учитель обращает внимание на то, где (между какими словами или предложениями) нужно сделать паузу при чтении и почему, какой длительности должна быть пауза, какое слово произнести в предложении с большей силой и почему (т. е. сделать логическое ударение), каким должен быть темп чтения отдельных частей текста. По ходу разбора уточняется также лексическое значение некоторых слов, точность их употребления автором, смысл фразеологических оборотов. «Высунулся Вова из-за лопухов/ — сердце у него / так и запрыгало.— Вот они, / журки! Ух, / как близко! Что за птицы удивительные! А ноги-то, / ноги — будто длинные палки! Хвосты/в кудри завиты».

После анализа всех частей и обобщающей работы по содержанию рассказа проводится повторное чтение текста в целом. К этому чтению учащиеся могут готовиться дома (чтение чаще всего проводится на втором уроке). Повторное чтение целесообразно провести в лицах. Также можно предложить учащимся прочитать наиболее понравившуюся часть рассказа, обосновать свой выбор именно этой части. Чтобы класс не выступал в роли только пассивных слушателей, необходимо привлекать детей к оценке чтения своих товарищей.

Итак, при обучении выразительному чтению ведущим является не подражание образцу, а понимание текста, собственного отношения учащихся к событиям, о  которых рассказывает автор, сопереживание с героями произведения. Однако необходимо подчеркнуть особую роль выразительного чтения учителя для формирования выразительного чтения учащихся. Школьники всегда должны слышать выразительную речь учителя. [15,с. 121]

На основе выше изложенного можно сделать вывод о том, качества навыка чтения и  его этапы играют важную роль в адекватной передаче содержания и смысла речи и умение пользоваться ими - одно из  важнейших условий достижения выразительного чтения, которое необходимо учитывать в процессе обучения.

 

 

    1.    Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении

 

К средствам  речевой выразительности относятся  интонация, логическое ударение, темп, сила и высота голоса. Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи, дополняют и обусловливают друг друга. Например, передача речи Михайлы Иваныча (сказка «Три медведя» Л.Толстого) - большого, сердитого, ревущего «страшным голосом» потребует голоса низкого, громкого, темпа замедленного  [3, с. 44].

Воспроизведение речи Мишутки - маленького медвежонка, который «пищал тоненьким голосом», - будет наиболее верным, если чтец повысит  голос, ослабит его силу и убыстрит темп.

Вдумчивое, внутренне обусловленное  использование всех средств речевой выразительности даст возможность чтецу верно и ярко передать произведение слушателям и сделать чтение подлинно выразительным  [3,с 20].

Логическое ударение - это  выделение голосом наиболее важного  в смысловом отношении слова  или группы слов в фразе. Так, например, в строке из басни Крылова «Ворона и Лисица»: «Лисица видит сыр» - слово «сыр» - главное по смыслу, так как из-за сыра Лиса остановилась и завела в Вороной разговор, поэтому именно это слово следует выделить логическим ударением  [3, с. 22].

Логическое ударение имеет  большое значение для выразительного чтения. Фраза, прочитанная без выделения  голосом слова, несущего основной смысл, звучит неясно, ее сущность не доходит  быстро до сознания слушателей.

«Ударение, - писал Станиславский, - указательный палец, отмечающий самое главное  слово в фразе или такте! В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста!» [3,с. 23].

Логическое ударение достигается  различными средствами: силой голоса, его понижением или повышением, паузой перед выделяемым словом или замедлением темпа при произнесении этого слова. Однако надо помнить, что при постановке логического ударения никогда не следует злоупотреблять чрезмерным нажимом на выделяемое слово, так как это нарушает смысловую связь его с другими словами во фразе и вырывает из текста.

Чтобы правильно поставить  логическое ударение, необходимо очень  внимательно ознакомиться с текстом, вникнуть в его содержание, понять, что в нем главное, основное, о  чем, как и с какой целью  ведется в нем рассказ автором.

Так, в стихотворении А.Пушкина  «Осень» автор рисует осеннее  состояние природы и те чувства, которые возникают с наступлением осени. Поэтому при чтении  следует  выделить логическим ударением именно те слова, при помощи которых поэт наиболее ярко воссоздает картину осени и передает чувства, связанные с ее приближением:

                                  Уж небо осенью дышало,

                                  Уж реже солнышко блистало,

                                   Короче становился день,

                                   Лесов таинственная сень,

                                   С печальным шумом обнажалась,

                                   Ложился на поля туман,

                                   Гусей крикливых караван

                                  Тянулся к югу: приближалась

                                  Довольно скучная пора;

                                  Стоял ноябрь уж у двора.

 

Постановка  логического ударения без предварительного осмысления текста, без продумывания и сознательного произнесения каждой отдельной фразы его может  привести к искажению смысла, а следовательно,   и к неверному восприятию читаемого.

Так, если в рассказе В.Осеевой «Просто старушка» вопрос девочки: «Это твоя бабушка?» - произнести с выделением не слова «твоя», а  слово «бабушка», то смысл произведения будет  передан неверно, так как главное в рассказе не в том, бабушка ли это, мама  или  еще кто из родственников мальчика, а в том, что он уступил место посторонней, незнакомой старушке, проявив вежливость в отношении к старшим [3,c. 24].

Логическим  ударением может быть выделено любое слово в фразе в зависимости от ее смысла и осознанного намерения читающего обратить внимание слушателя на то или иное слово.

Возьмем фразу: «У меня вчера очень болела голова». Произнесем ее с выделением различных  слов и посмотрим, как эта фраза будет восприниматься.

У меня вчера  очень болела голова (у меня, а  не у кого-то другого).

У меня вчера очень болела голова (вчера, а не в другое время).

У меня вчера очень болела голова (не просто болела, а очень сильно).

У меня вчера  очень болела голова (был не здоров, а болел).

У меня вчера  очень болела голова ( голова, а не что-то другое)

Существуют  правила постановки логических ударений, которые помогают в ряде случаев  находить наиболее важные в смысловом  отношении слова. Логическим ударением выделяются:

  1. Новые понятия, явления, действующие лица, о которых говорится впервые:

Был мальчик, звали его Филипп.

                            ( Л.Толстой «Филиппок»)

  1. Слова, содержащие противопостановление:

                                 Деревья весело шумели,

                                 Когда вернулась к нам весна;

                                 И только ель одна меж ними

Информация о работе Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе