Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
1.2 Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
1.3. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
. Диагностическое исследование ……………………………………35
. Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

Пред ним  теснился толпой…

( М.Лермонтов  «Демон»)

Логические  паузы могут не ставиться на знаках препинания:

  1. Перед обращением, стоящим в середине или в конце фразы:

-Ну, что, брат  Софрон, каково у тебя дела  идут?

-Здравствуйте, батюшка Аркадий  Павлыч.

                                       (И.Тургенев «Бурмистр»)

  1. Перед короткими вводными словами:

–Начнем, пожалуй, - хладнокровно и с самоуверенной улыбкой промолвил рядчик.

                                                         ( И.Тургенев «Певцы»)

  1. Перед словами-сравнениями:

Обрадовалась  Снегурочка граду, точно жемчугу  перекатному.

                                             (Русская народная сказка «Снегурочка»)

Если логическая пауза передает мысль, то для передачи чувства служит пауза психологическая. Психологическая пауза – это  очень действенное средство речевой  выразительности. Она делает речь яркой, эмоционально окрашенной, дает возможность слушателю почувствовать идейно-эстетическую  сущность произведения, пережить то, о чем в нем рассказывается, подготавливает его к эмоциональному восприятию дальнейшего чтения. По определению Станиславского, психологическая пауза-это «красноречивое молчание», во время которого продолжается работа мысли чтеца,  длятся его переживания, связанные с содержанием произведения.

Психологическая пауза не всегда совпадает  со знаками препинания. По усмотрению чтеца, она может быть поставлена в любом месте текста (в начале, конце, середине) и быть любой длины. Однако психологическая пауза всегда  должна быть строго мотивирована, обусловлена внутренним смыслом произведения и душевным состоянием чтеца, стремлением вызвать у слушателя определенные переживания, взволновать его. Иначе это будет не пауза, а «дыра на художественном произведении».Чем значительней переживания, чем сильнее внутреннее напряжение чтеца, тем длиннее пауза. Психологической паузой выделяются слова, передающее напряжение:

Катится колобок, навстречу  ему / волк.

                                         (Русская народная сказка «Колобок»)

Неожиданная остановка перед  словом «волк» напрягает внимание слушателя, вызывает чувство настороженности, что соответствует психологическому характеру предложения.

Психологическая пауза делается для подчеркивания необычного состояния или неожиданного действия:

Прошла зима. Начала пригревать весеннее солнышко. Зазвенела трава  на проталинках, запели жаворонки. А  снегурочка вдруг / запечалилась.

                                                       ( Русская народная сказка «Снегурочка»)

Чтобы обратить внимание слушателя  на необычность состояния Снегурочки, которая загрустила с наступлением весны, когда все радуются и веселятся, делается психологическая пауза  перед словом «запечалилась», хотя никаких знаков препинания перед  этим словом нет и логический строй фразы остановки не требует.

 

На пороге сидит его  старуха,

А перед нею / разбитое корыто.

                                                  ( А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Передача неожиданного конца сказки становится особенно яркой и выпуклой при постановке психологической паузы перед словами «разбитое корыто»

Психологическая пауза, сделанная перед словами, которые чтец особенно хочет выделить, запечатлеет их в сознании слушателя:

Беда в том, что в сливах есть / косточки.

                                                                (Л.Толстой «Косточка»)

Выделение психологической  паузой слова «косточки» заостряет  внимание слушателя на главном и  психологически подготавливает его  к восприятию дальнейшего рассуждения.

Использование психологической паузы способствует выразительной передаче состояния раздумья, растерянности, процесса припоминания:

Читай Тараса …/ как его?/Найди./ Она говорит / - хорошо…/ Кому хорошо? А были люди, / Тарас  этот- /а? /Да-а,/ это люди…

                                                                                  (М.Горький «В людях»)

Психологическая пауза должна предшествовать началу чтения любого произведения. Такая  пауза необходима чтецу для того, чтобы он мог собраться с мыслями, успокоиться; она сосредотачивает внимание слушателя, подготавливает аудиторию к чтению.

В конце чтения также необходима пауза. Эта пауза  создает определенное настроение, удерживает на некоторое время внимание слушателей, дает ему возможность побыть под  впечатлением услышанного.

Помимо пауз, которые диктуются смысловой  и психологической необходимостью, существуют паузы, постановка которых  обусловлена формой произведения. Это  ритмические (или стихотворные) паузы. Ритмические паузы встречаются  только в стихах.

Они играют конструктивную роль, отделяя стихотворные строчки друг от друга и таким образом, организуя их ритмически:

                                                   Крошка – сын/

                                                   К отцу пришел,/

                                                   И спросила кроха:/

                                                  -Что такое /

                                                                 Хорошо/

                                                  И что такое/

                                                                 Плохо?/

                             (В.Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»?)

Ритмические паузы ставятся обязательно после каждой стихотворной строчки независимо от логического смысла стиха. Если такие паузы не делать, то многие стихотворения будут звучать как проза. Например, стихи Н.Некрасова:

В нашем болотистом, низменном крае

Впятеро больше бы дичи велось,

Кабы сетями ее не ловили,

Кабы силками  ее не давили.

Делая ритмические паузы, необходимо одновременно соблюдать в стихотворениях паузы логические и психологические, иначе содержание стихотворения может быть не понятно слушателем. Он воспримет  только ритмико-мелодическое звучание стиха, а не его смыл:

Все прошло: с  зимой холодной /

Нужда, голод  настает…

                                                       (И.Крылов «Стрекоза и Муравей»)

Прочитанное только с соблюдением ритмических пауз двустишие теряет вложенный в  него автором смысл. Получится, что  не  нужда и голод приходят с наступлением зимы,  а что холодной зимой все проходит. Чтобы ритмическая пауза не разрушала логического смысла, голос перед ней надо не понижать, как при выражении законченной мысли, а наоборот, повышать, чтобы заставить слушателя ждать продолжения.

Если стихотворные сточки длинные, то каждая из них делится  в середине постоянной паузой (цезурой). Эта пауза обязательно должна соответствовать логическому строению стиха:

Дубовый листок/ оторвался от ветки родимой

И в степь  укатился, / жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он / от холода, зноя и горя

И вот наконец / докатился до Черного моря.

                                                            (М. Лермонтов «Листок»)

Ритмическая пауза  и цезура (при несовпадении с логической и психологической паузой) не связаны с дыханием. Сопровождение их вдохом или добором воздуха приведет к нарушению целостного восприятия смысла предложений.

Таким образом, логическое ударение, паузы, наряду с  темпом, силой и  высотой голоса, являются средствами речевой выразительности, которые используются при чтении. Существуют правила постановки логических ударений и пауз, соблюдение которых помогает находить наиболее важные в смысловом отношении слова, передавать логику мысли и выражать различные чувства. Следование этим правилам, обдуманное  произнесение каждой отдельной фразы помогает передать подлинный смысл читаемого, способствует правильному его восприятию.

 

 

 

    1. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения.

 

К чтению учителя  и школьника нельзя предъявлять  те же требования, что к художественному  чтению артиста, владеющего, кроме специально поставленного голоса, и другими  средствами выразительности, имеющего возможность длительности организованному  подготовки к чтению. Для школьного выразительного чтения обязательно выполнение следующих требований, предложенных Л.А. Горбушиной [2, с.7]:

  1. Соблюдение знаков препинания.

Этот элементарный навык особенно важен для учащихся 1-2 классов. Дети, еще читая букварь, приучаются к естественному понижению голоса на точке, к передаче вопросительной или восклицательной интонации при соответствующих знаках в конце предложения. При этом надо воспитать в них навык связать определенный знак интонации с содержанием предложения. Недостаточно только указать, что в конце предложения стоит или иной знак: ученик должен осознать необходимость выразить радость, удивление или страх в зависимости от мысли предложения.

Постепенно  учащиеся усваивают типичные интонации  и при других знаках препинания: запятая при однородных сказуемых, тире в бессоюзном предложении, двоеточие перед перечислением и так далее.

  1. Соблюдение пауз логических и психологических.

Они не зависят  от знаков препинания, а определяются значением отдельных слов и частей предложения. Логические паузы делаются для выделения наиболее важного слова в предложении, перед словом или  после его. Пауза после слова привлекает внимание слушателя к этому слову. Использование паузы также повышает значение распространенных членов предложения, помогая схватить смысл всего словосочетания.

Психологическая пауза  нужна для перехода от одной  части произведения к другой, резко  отличающейся по эмоциональному содержанию. Очень уместны паузы перед  концовкой басни, кульминационной  части  сказки или рассказа, а также помнить о характере небольших пауз в конце стихотворных строк, которые делаются независимо от знаков препинания и смысла слов следующей строки. Эти паузы подчеркивают ритмический рисунок стиха. Соблюдение их не  допускает понижения голоса в конце строки, при котором получается глубокое «рубленое» чтение. Интонация в стихотворении распределяется по предложению, а не по строке и паузы между стихами не должна ее искажать.

  1. Правильная постановка ударения.

В предложении  или в сложном словосочетании одно из слов выделяется большей силой выдыхания, а иногда изменением тона голоса. Обычно это бывает наиболее важное по смыслу слово. Поэтому такое выделение слова из предложения называется логическим ударением. Неправильно считать, что ударение всегда выражается относительно большей громкостью и повышением тона. Часто ударность достигается, наоборот, понижением голоса, причем усилением выдыхания проявляется в замедленном произношении слова.

Выразительность чтения повышается, благодаря удачному выбору важных в логическом смысле слов и правильному выдыханию при их произношении. Недопустимо резкое усиление на слове, ускорение, отсутствие паузы при нем, - это ведет к выкрикиванию, нарушается благозвучие речи. Рекомендуется выделять ударением имена существительные, перечисляемые однородные члены, повторяющиеся слова. Если глагол стоит в конце предложения,  обычно на него падает ударение. Ударение часто бывает на качественном наречии, стоящем перед глаголом. При сопоставлении действий или качеств оба сопоставляемые слова несут на себе логическое ударение.

Одиночное прилагательное, как и местоимение, обычно не выделяется ударением. На него иногда распространяется усиление голоса, которое делается для существительного. Если же прилагательное стоит после существительного, оно чаще всего несет в себе основной смысл предложения и подчеркивается паузами и усилением голоса. Яркие, выразительные средства (метафоры, сравнения, звуковые повторы) оттеняются в эстетических целях, чтобы подчеркнуть красоту или эмоциональное содержание художественного образа.

  1. Соблюдение темпа и ритма чтения.

Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность. Общее  требование к темпу выразительного чтения- соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное, и излишними паузами, трудно воспринимается. Однако в зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.

Информация о работе Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе