Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:11, курсовая работа

Описание

Цель исследования: отбор методов и приемов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе на основе диагностики умений выразительного чтения обучающихся.
Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературу по теме курсовой работы.
2. Исследовать уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся 2-го класса.
3. Произвести отбор методов и приёмов работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.

Содержание

Введение 3
Теоретические основы работы над паузой и логическим ударением в начальной школе………………………………………………………………6
Качества навыка чтения и этапы его становления у младшего школьника……………………………………………………………………..6
1.2 Средства речевой выразительности. Правила постановки пауз и логических ударений при чтении……………………………………………14
1.3. Требования к выразительному чтению в начальной школе. Приемы формирования умений выразительного чтения…………………………..29
2. Работа над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе.
. Диагностическое исследование ……………………………………35
. Урок работы над паузой и логическим ударением в начальной школе……………………………………………………………………48
Заключение…………………………………………………………………....54
Список использованных источников и литературы…………………….....56
Приложение…………………………………………………………………...58

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.doc

— 699.00 Кб (Скачать документ)

- О каких  животных говорится в русских  сказках? (О тех, которых хорошо  знает русский народ: о лисе, волке, медведе, коте, зайце и  т. д.)

- А как животные  в сказках ведут себя? (Животные  в сказках говорят как люди. Их повадки напоминают людские привычки, свойства характера).

IV. Знакомство со сказкой

- Прочитаем  сказку Братьев Гримм “ Бременские  музыканты “. 

- Понравилась  ли вам сказка?

- Назовите главных  героев сказки (осел, собака,кот,петух)

 - Какая мечта у наших героев? (Они хотят стать уличными музыкантами, будут петь, и играть на музыкальных инструментах и зарабатывать себе на жизнь)

-На каких  инструментах они мечтали играть?

Задание: прикрепить возле каждой картинки с изображением героя, картинку с тем муз. инструментом, на котором он играл. Собака-барабан, осел-гитара, кот-скрипка, петух-балалайка)

V. Работа над выразительностью чтения.

  1. Работа по формированию умений выразительного чтения.

Упражнение 1. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.

Много лет тому назад жил на свете мельник.

Много лет тому назад жил на свете мельник.

Много лет тому назад жил на свете мельник.

Много лет тому назад жил на свете мельник.

-Что можно  сказать о логическом ударении?

- Оно помогает  передать определенный смысл. Изменяя логическое ударение, мы изменяем смысл предложения.

-А если после  слова, на которое падает логическое  ударение, мы сделаем паузу, то  мы сможем определить повышение  или понижение голоса.

 

Например:


Потушили они  огонь в доме и заснули.

-Где начинается  повышение голоса?

-От  слова  «потушили» до слова «в доме» 

-Где  понижаем  голос?

-Над словом  «заснули».

Упражнение 2. «На одном дыхании». Сделать  глубокий вдох, прочитать предложения  от начала до конца.

  1. Идёт осёл по дороге и кричит по-ослиному.
  2. Шли они, шли, и вот настала ночь.
  3. Думали они, думали и придумали.
  4. Закричали они и ввалились через окно в комнату.
  5. Испугались разбойники и убежали в лес.
  6. А разбойники сидят в лесу и смотрят из лесной чащи на свой дом.

 

Упражнение 3.  Произнесение фразы с определенной целевой установкой словесного действия. 
Произнося фразу «Кинулся разбойник со всех ног в лес». 
- удивитесь; 
- огорчитесь; 
- иронизируйте; 
- восхититесь; 
- разгневайтесь; 
- констатируйте факт.

 

  1. Работа над паузами.

Упражнение1 . Указать большие и малые паузы.

Обозначения запишем  с вами на доске:

/ - малая пауза; // - большая пауза

И был у мельника осёл // - хороший осёл,/ умный и сильный.// Долго работал осёл на мельнице,/ таскал на спине кули с мукой и вот наконец состарился.// Видит хозяин //: ослабел осёл,/ не годится больше для работы,// - и выгнал его из дому.//

Упражнение2 . Учитель записывает на доске или раздает на карточках учащимся предложения, в которых паузы графически обозначены. Учащимся предлагается выразительно прочитать их и объяснить смысловое различие вариантов данных предложений с различным размещением пауз.

    1. Пойдём | со мной | в город Бремен!
    2. Пойдём со мной | в город Бремен!
    3. Кинулся | разбойник | со всех ног в лес.
    4. Кинулся разбойник | со всех ног в лес.

 
3.       Отработка навыка чтения. Жужжащее чтение.

Видят - огонь  в окошке погас, темно стало. И  послали они одного разбойника посмотреть, что в доме делается. Может, зря  они так испугались. Подошёл разбойник  к дому, отворил дверь, зашёл на кухню. Глядь, а на печи два огонька горят…

    1. Физкультминутка:

Мы устали чуточку, 
Отдохнем минуточку. 
Поворот, наклон, прыжок, 
Улыбнись, давай дружок. 
Еще попрыгай раз, два, три! 
На соседа посмотри,  
Руки вверх и тут же вниз  
И за парту вновь садись.

    1. Вторичный синтез.

Самостоятельное чтение с заданием: разделить сказку на три части, озаглавить их, подготовиться к выразительному чтению.

        Чтение по ролям.

    1. Итог урока

-С какой сказкой  мы познакомились?

-Кто авторы  этих сказок?

Домашнее задание: подготовить выразительный пересказ сказки.

- С каким настроением вы заканчиваете урок? Поднимите свои карточки настроения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Тема, выбранная нами, является актуальной для современной методики обучения чтению младших классах. Работе над  паузой и логическим ударением зачастую не уделяется должного внимания, в то время как специалисты признают важность применения методов и приемов работы над средствами речевой выразительности на уроках литературного чтения в начальной школе.

В ходе проведенного исследования были решены все поставленные задачи.

  1. Вопросы обучения выразительному чтению рассматриваются в работах известных педагогов, ученых-методистов К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, М.А.Рыбниковой, Т.А. Задорожной и других. В настоящее время пути решения проблемы обучения выразительному чтению освещаются в трудах Е.Д. Дмитриевой, М.И. Омороковой,  О.В. Кубасовой.

Современная система  обучения чтению художественных произведений рассматривают работу над выразительностью чтения как обязательный компонент  уроков литературного чтения.

  1. Анализ результатов диагностики уровня сформированности умений выразительного чтения позволило сделать следующие выводы:
  2. В экспериментальной и контрольной группах значительная доля детей (40-48%) показала средний уровень понимания читаемого;
  3. У обучающихся экспериментальной и контрольной групп (48-52%) выявлен средний уровень сформированности умений выразительного чтения. Второклассники не всегда уместно используют паузы и определяют место логического ударения при чтении.

Таким образом, в ходе исследования было обнаружено, что уровень сформированности умений выразительного чтения обучающихся  2-го класса  является недостаточным. Это свидетельствует о необходимости работы над такими средствами речевой выразительности, как пауза, логическое ударение в связи с усилением внимания к сознательности чтения на уроках литературного чтения   в начальной школе.

  1. К методам и приемам работы над средствами речевой выразительности

М.И. Оморокова,  Е.Д. Дмитриева и О.В. Кубасова относят наблюдение за паузой с опорой на знаки препинания; наблюдения и практические упражнения в постановке пауз между словосочетаниями; сопоставление пауз, определение их смысловой роли; наблюдение за простейшими случаями психологической паузы (смена мыслей, настроений); выделение при чтении важных слов и сочетаний слов (  самостоятельное выделение логических ударений).

Формирование  умений выразительного чтения с помощью  перечисленных выше методов и  приемов способствует совершенствованию  выразительного чтения и умений работы с текстом.

Таким образом, задачи исследования решены, цель реализована.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.  Голушко,  Н.И. Приемы обучения чтению / Н.И.Голушко  //Начальная школа.-2010.-№8.-с.34-38

2. Горбушина,  Л.А. Обучение выразительному  чтению младших школьников / Л.А. Горбушина.- М.: «Просвещение»,1981.-с.160.

3. Дмитриева,  Е.Д. Методика родного языка.  Выразительное чтение: учебное пособие  для студентов – заочников  факультета по подготовке учителей  начальных классов  / Е.Д. Дмитриева. - М.: издательство «Просвещение», 1968.-с.138.

4. Завадская,  Т.Ф Выразительное чтение в  начальной школе / Т.Ф. Завадская.-М.,1956.

5. Кубасова, О.В.  Выразительное чтение: пособие для  студентов сред. пед. учеб. Заведений.- М.:Изд-й центр «Академия»,1997.-144с.

6. Кубасова, О.В.  Как помочь ребенку стать читателем / О.В. Кубасова- Тула.: АСТ АСТРЕЛЬ,2004.-237с.

7. Львов,М.Р.  Методика преподавания русского  языка в начальных классах  / М.Р.Львов и др. - М.:2000.-с.472.

8. Львов,М.Р.  Основы теории речи: учебное пособие  для студентов высших пед.учебных  заведений / М.Р.Львов.- М.: издательский центр «Академия»,200.-248с.

9. Миловзорова,  А.М., Тиунова, Е.В. Воспитание нравственных  чувств младших школьников через  овладение выразительным чтением  / А.М. Миловзорова // Начальная  школа плюс до и после. –  2010.- №7.- с.66-68

         10.  Найденов, Б.С и др. Методика  выразительного  чтения / Б.С.Найденов. – М.: Просвещение. – 1985. – с.177.

11.  Оморокова,  М.И. Совершенствование чтения  младших школьников: Методическое  пособие для учителя. 2-е издание,  испр.и доп. / М.И. Оморокова.-М.: АРКТИ, 2001.-160с.

12 . Оморокова,  М.И., Рапопорт, И.А.,Постоловский, И.З.Преодоление  трудностей. Из опыта обучения  чтению: Кн.для учителя / М.И. Оморокова.-М.: издательство «Просвещение»,1990.-с.28

13. Первова,  Г.М. О разных способах чтения в начальных классах / Г.М. Первова // Начальная школа.- 2008.-№10.-с.29.

14. Полякова, Т.Н.  Работа над выразительностью  речи как метод обучения творческому  чтению / Т.Н. Полякова // Начальная  школа.-2008.- №10.-с.29

15. Рамзаева,Т.Г.,  Львов, М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: «Просвещение», 1979. –с. 431.

16. Савкова, З.В.  Средства речевой выразительности  / З.В. Савкова.-Л.:Знание, 1982.-с.32.

17. Салаватова, Т.Д. Работа над развитием речи / Т.Д. Салаватова // Начальная школа.-2011.-№2.-с.29

18. Сальникова, Т.П. Методика обучению чтению: Учебно-методическое пособие / Т.П.  Сальникова.-М.:ТЦ Сфера,2000.-240с.

19. Соловьева, Н.М. Практикум по выразительному чтению. Учебное пособие для преподователей филол. специальностей пед. Институтов / Н.М. Соловьева. – М.: Просвещение, 1976.-с.26.

20. Уварова, Т.В.  Говорить правильно и выразительно- это радость общения друг с  другом / Т.В. Уварова // Начальная школа.-2001.-№10.-с.23-27.

21. Черноморов, А.И., Шустова, А.И. Практикум по  выразительному чтению / А.И. Черноморов.-М., 1970.

22. Язовицкий,  Е.В. Выразительное чтение как  средство эстетического воспитания / Е.В. Язовицкий.-Л.,1963.

 

 

 

Приложение 1

Текст для проверки выразительности  чтения обучающихся 2-го класса.

                                          Колокольчики.

Вышел я из лесу на луг и удивился. Сколько цветов! Они похожи на праздничный хоровод.

По зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, синеет мышиный горошек.

А выше всех, всех  веселее – лиловые колокольчики. Они колышутся, кланяются от летнего  ветерка. Это они радостно приветствуют меня.

Все лето цветут эти милые цветы наших лугов.

                                                                   ( По И.Соколову – Микитову.)

Вопросы для  понимания прочитанного текста.

  1. Почему писатель удивился, когда вышел на луг?
  2. Какие слова он употребил, чтобы назвать окраску разных цветов?
  3. Какие цветы писатель назвал милыми и почему?
  4. Почему луг был похож на хоровод?
  5. Как колокольчики приветствуют гостя?
  6. Объясните значение слов «лиловые», «колышутся»?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Методика работы над паузой и логическим ударением на уроках литературного чтения в начальной школе