Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66

Работа состоит из  1 файл

Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять  становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Ценностью особого рода в  этом деле является чтение, так как  в процессе чтения, в процессе общения  с книгою человек не только познает прошлое, настоящее и будущее мира, но, и это главное, учится думать, анализировать, развивается творчески. Таким образом, формируется нравственная и культурная основа его личности.

В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. Необходимы не только разработанные специалистами, глубоко продуманные концепции и программы, но и признание процесса чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. Приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему и, как следствие, много знающему должно всячески демонстрировать и воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного детства. Процесс чтения и понимания текста, вдумчивого к нему отношения не только способствует восприятию целостной картины мира, но и служит духовному единению людей вне наций, рас, религий, сословий и т.д., учит толерантности, взаимопониманию и взаимоуважению.

Общеизвестно  воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.

На важность приобщения детей  к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Ф.А.Сохин, А.М.Шахнарович, Л.И.Айдарова и др.)

Художественная литература открывает и объясняет ребенку  жизнь общества и природы, мир  человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка  об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Объект исследования: работа над сказкой.

Предмет исследования: методы и приемы работы над сказкой в старшей группе детского сада.

Цель исследования: Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада

Задачи:

  1. Охарактеризовать место сказки в литературном образовании дошкольников.
  2. Раскрыть основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ.
  3. На основе анализа программы дошкольного воспитания охарактеризовать круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой.
  4. Апробировать использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками.
  5. Экспериментально доказать результативность использованных методов и приемов работы над сказкой в старшей группе детского сада.

Гипотеза: предполагали, что использование различных видов деятельности в работе над сказкой на основе интеграции образовательных областей будет способствовать эмоциональному развитию старших дошкольников.

Методы  исследования: теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, анализ нормативной базы дошкольного образования, тестирование.

База  исследования: МБДОУ «Чебурашка» с.Красноармейское Самарской области. В исследовании приняли участие 28 воспитанников старшей группы.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ  В ДЕТСКОМ САДУ

1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников

 

Народная сказка - это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и - главное - расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в  сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

В словаре В.И. Даля сказка определяется как "вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная  повесть, сказание". Там же приводится несколько пословиц и поговорок, связанных с этим жанром фольклора: Либо дело делать, либо сказки сказывать. Сказка складка, а песня быль. Сказка складом, песня ладом красна. Ни в сказке сказать, ни пером описать. Не дочитав сказки, не кидай указки. Сказка от начала начинается, до конца читается, а в серёдке не перебивается. Уже из этих пословиц ясно: сказка - вымысел, произведение народной фантазии - "складное", яркое, интересное произведение, имеющее определённую целостность и особый смысл.

Фольклористика посвятила  сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение  во взглядах на сказку сопряжено с  тем, что расценивается в ней  как основное: установка на вымысел  или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает  классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при  проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация  позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной "системы" - что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

На сегодняшний день принята следующая классификация  русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее  каждый из видов.

Сказки о животных. Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, "образ жизни" и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно  был ее частицей, борясь с нею, искал  у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они  разговаривают друг с другом, объявляют  друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка "Медведь"). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, "победа" над ним. Так происходит, например, в сказках "Мужик и медведь", "Медведь, собака и кошка". Сказки существенно отличаются от поверий о животных -- в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку - критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда -- близость подобных сказок к басням ("Лиса и журавль", "Звери в яме").

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру  действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек:

1) играет второстепенную  роль (старик из сказки "Лиса  крадёт рыбу из воза");

2) занимает положение,  равноценное животному (мужик  из сказки "Старая хлеб-соль  забывается").

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая  классификация приведена в указателе  сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в "Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка":

1. Дикие животные.

- Лиса.

- Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние  животные

3. Человек и дикие  животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная  классификация сказки о животных - это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому  признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка  о животных.

2. Волшебная сказка  о животных

3. Басня (аполог)

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял  жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая)  сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка  о животных

4. Новеллистическая сказка  о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка  о животных

8. Легенды, предания, бытовые  рассказы о животных

9. Небылицы

В.Я. Пропп в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация  сказки о животных является классификации  по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных, на:

1. Детские сказки.

- Сказки, рассказанные для детей.

- Сказки, рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую  аудиторию.

Современная русская  сказка о животных в основном принадлежит  детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям - это т. н. "Озорная" ("заветная" или "порнографическая") сказка.

Около двадцати сюжетов  сказок о животных - это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок.

Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:

- Докучные сказки типа "Про белого бычка".

- Единица текста включается в другой текст ("У попа была собака").

2. С Конечным повторением:

- "Репка" - нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

- "Петушок подавился" - происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

- "За скалочку уточку" - предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада