Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66

Работа состоит из  1 файл

Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

 

Таблица 4

Виды работы со сказкой в образовательных  областях «Музыка», «Театр»

Вид деятельности

Репертуар

Слушание. Обратить внимание детей на то, что музыка передает определенные сказочные образы

«Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева — вариации на рус. нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза».

«Ворон», рус. нар. мелодия.

«Котик и козлик», муз. Е. Тиличеевой;

«Вальс кошки», муз. В. Золотарева

«Зайка, зайка, где бывал?», муз. М. Скребковой, сл. А. Шибицкой

«Танец гномов» под муз. «В пещере горного короля» Э. Грига.

«Медведь», муз. В. Ребикова;

«Лиса», укр. нар. мелодия, обр. М. Лысенко; Ужин зайчат», муз. И. Кишко, сл. И. Прутковской; Волк», муз. Е. Тиличеевой;

«Танец зайцев», муз. А. Филиппенко;

«Заинька», рус. нар. мелодия, обр. С. Кондратьева;

«Еж», муз. Ф. Лещинской

Самостоятельная деятельность. Предлагать детям инсценировать сказки, использовать настольные и самодельные театры.

Песни и сказки по усмотрению педагога и желанию детей.

«Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз. Т. Вилькорейской

Игра-ситуация «Сказка в детском драматическом театре».

Цель: Приобщать детей к миру театра и литературы; вызывать эмоциональный отклик в процессе проигрывания роли; вовлекать в творческие группы («актеры», «музыканты», «художники» и др.); учить готовиться к спектаклю.

Игра-ситуация «Гномы и елка».

Цель: Вовлекать детей в образный сюжет, предоставлять возможность выбирать деятельность (рисование, лепка, музыкально-ритмические движения, театр); развивать воображение, способность к импровизации.

Игра-ситуация «Театр картинок».

Цель: Вызывать у детей желание выступать в разных ролях, побуждать к импровизации в ролевом поведении; учить использовать детали костюмов, давать возможность выбора тем для игры.

Игра-ситуация «Кошачий концерт».

Цель: Развивать образное мышление детей; познакомить с новой сказкой; побуждать к обыгрыванию сюжета, к творческому оформлению «спектакля собственными силами».


.

Таким образом, сказка и работа над ней не ограничивается одной  образовательной областью, а становится стержневым средством эмоционально-личностного развития детей, их эстетического воспитания.

В связи с этим рассмотрим планируемые промежуточные результаты освоения Программы, которые формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей. К шести годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка.

Интегративное качество «Любознательный, активный». Использует различные источники информации, способствующие обогащению игры (кино, литература, экскурсии и др.). Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре.

Интегративное качество «Эмоционально отзывчивый». Эмоционально тонко чувствует переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй, мультфильмов и художественных фильмов, кукольных спектаклей. Проявляет эмоциональное отношение к литературным произведением, выражает свое отношение к конкретному поступку литературного _ персонажа. Понимает скрытые мотивы поведения героев произведения. Проявляет эстетические чувства, эмоции, эстетический вкус, эстетическое восприятие, интерес к искусству.

Интегративное качество «Овладевший средствами общения  и способами взаимодействия со взрослыми  и сверстниками». Распределяет роли до начала игры и строит свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождает речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Может сочинять оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории н рассказывать их сверстникам и взрослым.

Интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Способен рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы его наглядного опыта. Может самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности». Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Образовательная область «Социализация». После просмотра спектакля может оценить игру актера (актеров), используемые средства художественной выразительности и элементы художественного оформления постановки. Имеет в творческом опыте несколько ролей, сыгранных в спектаклях в детском саду и домашнем театре. Умеет оформлять свой спектакль, используя разнообразные материалы (атрибуты, подручный материал, поделки).

Образовательная область «Коммуникация». Составляет по образцу рассказы по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

Образовательная область «Чтение художественной литературы». Называет жанр произведения. Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения. Называет любимого детского писателя, любимые сказки и рассказы.

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование. Создает изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения. Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Лепка. Лепят предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. Создает небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения фигур.

Аппликация. Изображает предметы и создает несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, обрывания бумаги.

Образовательная область «Музыка». Самостоятельно инсценирует содержание песен, сказок; действует, не подражая другим детям.

Безусловно, рассматривая проблему воспитания юного читателя, мы не должны надеяться на быстрый результат. Здесь очень важно учитывать особенности восприятия литературы детьми. И на первый план выступает такая особенность, как латентность, когда восприятие ребенком литературы скрыто и внешне не проявляется, поэтому материал, накапливаемый детьми, должен усваиваться качественно.

2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками

 

Сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с  их героями, выражают глубокие моральные  идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления. К.И.Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного – «воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность человека волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою». 

В действиях и поступках сказочных  героев противопоставляется трудолюбие – ленивости, добро – злу, храбрость  – трусости. Симпатии детей всегда привлекают те, кому свойственны: отзывчивость, любовь к труду, смелость. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка. 

Развитие ребенка происходит в  присущих ему деятельностях: изобразительной, игровой, литературно-художественной и т.д. 

Работа со сказкой включает в себя 3 основных направления работы. 

1. Знакомство со сказкой. 

2. Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности; ознакомление детей со средствами художественной выразительности, развитие звуковой стороны речи, словаря, грамматического строя, связной, выразительной речи. 

Это направление включает в себя следующие виды работы: 

а) выделение в литературном произведении эпитетов, сравнений и их активное использование детьми при описании предметов, пересказе сказок, сочинении историй; 

б) описание предметов с указанием  их наглядных признаков: цвет, форма, величина, материал; и ненаглядных  – грустный, веселый и т.д. Специальные  игры и упражнения по использованию  синонимов и антонимов. 

в) обучение детей построению полных и выразительных ответов на вопросы по содержанию прочитанного; описание картинок, игрушек, персонажей сказок по вопросам воспитателя, а так же выразительное чтение детям стихов, игры – драматизации по произведениям детской литературы с индивидуальными ролями, требующими от детей интонационной и мимической выразительности. 

3. развитие умственных способностей  – задания на развитие мышления и воображения: 

- формирование умения отбирать условные заместители для обозначения персонажей сказки и узнавать различные сказочные ситуации по показу на заместителях (с использованием двигательных моделей и моделей сериационного ряда); 

- развитие умения использовать готовую пространственную модель (наглядный план сказки) при пересказе знакомой сказки. Сначала использовать готовую пространственную модель, а затем уметь самостоятельно строить и использовать пространственные модели при пересказе, сочинении сказок. 

- развитие способностей к представлению воображаемой ситуации с разнообразными деталями. 

 Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.

Моделирование сказок. Использование моделей для  составления сказки позволяет детям  лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход  сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

 В своей  работе мы предлагаем использовать  в качестве заместителей разнообразные  геометрические фигуры. Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

 Например, в  сказке "Три медведя" это  три коричневых круга разного  диаметра, а в сказке "Теремок  - полоски разной высоты и цвета  (соответствует цвету персонажа:  лягушка - зеленый; лиса - оранжевый  и т.д.).

Существует 3 вида моделирования сказки: 

1) сериационный; 

2) двигательный; 

3) временно-пространственный. 

В старшей группе в основном используется временно-пространственный вид моделирования  сказок. Но прежде, чем приступить к  такой сложной для детей работе, я начала с простого – сериационного вида моделирования сказок. Стала строить свою работу с повторения уже знакомых детям кумулятивных сказок: «Репка» и «Теремок». Дети вспомнили и назвали персонажей сказки «Репка», уточнили, сколько героев в этой сказке, во что одеты, какого цвета одежда. Рассмотрели картинки из этой сказки, выкладывали мозаику отдельных кусочков сказки, обигрывали сказку, используя настольный театр. Сказка «Теремок» - небольшая по содержанию и все дети охотно участвовали в драматизации этой сказки, старались подражать движениям и голосам героев сказки, что требовало от детей интонационной и мимистической выразительности. В свободное время дети рисовали эпизоды из сказок «Репка», «Теремок», лепили зайца. Лису. Волка, медведя.

Когда вся предварительная работа была проделана, я предложила детям условные заместители персонажей сказки – это: кружочки, полосочки, квадратики и др. «близкие вещи». Дети отмечали, чем они похожи и чем отличаются (цветом, размером). К сказке «Репка» мы отобрали для 6 персонажей – полоски одинакового цвета, но разной величины (от самой высокой до самой низкой), репка была желтым кружком. Дети быстро выложили сказку и рассказали ее без труда.

В другом варианте я использовала геометрические фигурки: квадратики и  кружки, одинакового размера, но разного цвета. Дети быстро выбирали нужные по цвету фигурки. Выкладывали и рассказывали сказку. Саша К. и Сима Г. даже старались продолжить ее, добавляя нужные геометрические фигурки или полосочки к своим персонажам (мушке, муравью). 

Дети быстро освоили сериационный метод моделирования, всегда и интересом  и охотой подбирали заместители  героям сказки, без труда рассказывали сказку (близко к тексту). Для героев сказки «Теремок» мы отбирали сначала  кружки, а потом квадратики разного  цвета и разного размера, постепенно увеличивающиеся от маленького до большого. С помощью условных заместителей дети быстро составили модель сказки, последовательно и самостоятельно ее рассказали, старались подражать голосам диких животных. Эта работа проводилась в сентябре. 

В октябре я перешла к более  сложному виду моделирования – двигательному. Вспомнили с ребятами знакомые сказки: «Курочка – ряба» и «Заюшкина  избушка». По этим сказкам была проведена  большая предварительная работа: рассматривались иллюстрации, обигрывались наиболее интересные и наиболее сложные для рассказывания эпизоды той или иной сказки. Дети активно участвовали в инсценировке сказки «Курочка – ряба». Я использовала потешки – присказки: 

Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада