Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66
В результате исследования на констатирующем этапе исследования были получены следующие результаты.
Методика 1. Изучалась специфика понимания детьми графического изображения эмоций. Ребенку по одной с вопросом «Какое это лицо?» предлагались картинки с графическим изображением радости, страха, гнева, удивления.
При обработке данных было выяснено, что большинство детей адекватно воспринимают графическое изображение эмоций.
Исследование, проведенное на 1 этапе (до начала работы) показало, что дети старшего дошкольного возраста способны правильно воспринимать эмоциональное состояние человека (большинство опрошенных детей 5,5–6 лет в целом правильно определяют эмоции других людей). При этом дети достаточно легко отличают радость, гнев и затрудняются в распознавании грусти (эту эмоцию правильно назвала треть опрошенных дошкольников), страха, удивления.
Таблица 5
Восприятие детьми графического изображения эмоций (%)
Радость |
Грусть |
Страх |
Гнев |
Удивление | |
Контрольная группа (КГ) |
100 |
35,7 |
35,7 |
57,1 |
14,3 |
Экспериментальная группа (ЭГ) |
100 |
28,6 |
21,4 |
42,9 |
7,1 |
Дети прежде всего обращают внимание на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам). Таким образом, даже старшие дошкольники имеют недостаточные представления об эмоциональных, внутренних состояниях человека и их проявлениях, что требует включения в деятельность социального педагога игр и упражнений, направленных на распознавание эмоций.
Методика 2. С помощью методики изучения эмоционального поведения детей при восприятии литературных произведений были выделены индивидуальные особенности эмоционального поведения детей при прослушивании разных частей сказки, уровень развития социальных эмоций. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствовало тому, что ребенок бессознательно начинал «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки.
Рассматривая среднегрупповые показатели, отмечаем, что в экспериментальной группе они составили 1,3 балла, что соответствует низкому уровню реагирования на эмоциональное состояние литературного героя, в контрольной – 1,9 балла (граница высокого уровня).
О появлении эмоциональной оценки, сочувствии персонажам мы судили по мимике дошкольников: на лицах не отражается, например, гримаса плачущего, когда плачет персонаж, которому сопереживают, а заметно выражение жалости, т.е. и слезы, теплое отношение одновременно; появляются улыбки в ответ на удачное разрешение персонажем драматических ситуаций; облегченные вздохи, когда они избегают опасности и т.д. Когда герою грозит опасность, дети пугаются: широко раскрывают глаза, вскакивают, вздрагивают.
Рассмотрим процентное распределение дошкольников по уровням эмоционального поведения при восприятии литературных произведений у детей рассматриваемых групп.
Таблица 6
Распределение дошкольников по уровням эмоционального поведения при восприятии литературных произведений (%)
Уровень |
КГ |
ЭГ |
Низкий |
14,3 |
57,1 |
Средний |
50,0 |
28,6 |
Высокий |
35,7 |
14,3 |
Итак, как видно из данных, представленных в таблице 6, в экспериментальной группе преобладают дети (8 дошкольников, 57,1%) с низким уровнем развития социальных эмоций, который выражался в невнимательном прослушивании отрывка, отсутствии переживания за персонажей сказки, наличии неадекватной оценки событий происходящих в отрывке. В контрольной группе таких детей двое (14,3%).
Средний уровень эмоционального реагирования (внимательное слушание отрывка сказки, сопереживание персонажам до половины отрывка, а затем нейтральная реакция на происходящее в сказке) отмечен у четырех дошкольников из экспериментальной группы (28,6%) и семи (50%) – из контрольной.
Высокий уровень эмоционального реагирования зафиксирован у двух детей из экспериментальной группы (14,3%) и пятерых (35,7%) из контрольной группы Чтение сказки у этих детей сопровождается ли застыванием в одной позе (замиранием, двигательным беспокойством, неосознанными (положил локоть на плечо товарища и оба не замечают этого) или неожиданными действиями.
Таким образом, дошкольники экспериментальной группы в основном демонстрируют средний и низкий уровни развития социальных эмоций, дошкольники контрольной группы – средний и высокий.
После апробации различных видов деятельности в работе над сказкой в старшей группе детского сада был проведен вторичный срез по тем же методикам. Цель: выявление динамики показателей. Рассмотри результаты сопоставительного анализа данных педагогической диагностики.
Экспериментальное исследование, проведенное по окончании работы по по использованию различных видов деятельности в работе над сказкой в старшей группе детского сада показало, что в экспериментальной группе на 15-30% увеличилось количество детей, узнающих эмоциональное состояние человека по его графическому изображению. Изменения, произошедшие в контрольной группе показательны для оценки результативности включения различных видов деятельности в работе над сказкой.
Таблица 7
Восприятие детьми графического изображения эмоций (%)
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент | |||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ | |
Радость |
100 |
100 |
100 |
100 |
Грусть |
35,7 |
28,6 |
50 |
64,3 |
Страх |
35,7 |
21,4 |
42,9 |
71,4 |
Гнев |
57,1 |
42,9 |
71,4 |
57,1 |
Удивление |
14,3 |
7,1 |
28,6 |
42,9 |
Таким образом, дошкольники экспериментальной группы приобрели в ходе интеграции различных видов деятельности навыки опознавания различных эмоциональных состояний, успешно справились с большинством заданий. Приобретенные в ходе экспериментальной работы навыки помогут детям более эффективно налаживать взаимодействие со сверстниками и взрослыми с учетом их эмоционального состояния.
Проанализируем изменения в развитии эмоционального поведения дошкольников.
Таблица 8
Распределение дошкольников по уровням эмоционального поведения при восприятии литературных произведений (%)
Констатирующий эксперимент |
Формирующий эксперимент | |||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ | |
Низкий |
14,3 |
57,1 |
7,1 |
21,4 |
Средний |
50 |
28,6 |
50 |
42,9 |
Высокий |
35,7 |
14,3 |
42,9 |
35,7 |
Выявленные с помощью данной методики признаки эмоционального неблагополучия дошкольников на констатирующем этапе эксперимента значительно осложняли процесс их эмоционального развития.
Рассматривая среднегрупповые показатели, выявленные на формирующем этапе эксперимента, отмечаем, что в экспериментальной группе они составили 1,8 балла, что соответствует среднему с тенденцией к высокому уровню реагирования на эмоциональное состояние литературного героя, в контрольной группе – 2,1 балла (высокий уровень).
Исследование на формирующем этапе показало уменьшение количества детей с низким уровнем развития эмоционального поведения (на 35,7%), по окончании занятий 42,9% дошкольников перешли на средний уровень эмоционального поведения при восприятии литературных произведений, что отражает эффективность нашей работы.
На формирующем этапе эксперимента число детей с высоким уровнем возросло на 21,5%. Эти дети демонстрируют сопереживание, соответствующее состоянию персонажей, превращающееся иногда в копирование их действий. Эмоциональный фон, который создает педагог при чтении сказки, смена голосов персонажей, отражение на лице педагога эмоциональных состояний персонажей сказки – все это способствовало тому, что ребенок бессознательно начинал «отражать» на своем лице те чувства, которые он испытывал при прослушивании сказки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
Следовательно, разработанное нами использование различных видов деятельности в работе над сказкой в старшей группе детского сада способствовало облегчению понимания художественного произведения, возникновению эмоционального отклика на него, овладению художественными средствами передачи образа.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе специально организованной деятельности. Так, разработанные занятия кружка с использованием различных видов деятельности в работе над сказкой в старшей группе детского сада дали возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети получали в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также давало возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, т.е. освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.
Итак, мы отмечаем значительный рост уровня эмоционального развития детей, который выражается как в повышении восприимчивости детей к эмоциональным состояниям других людей, так и в значительном обогащении их эмоциональной жизни в ходе эмоционального реагирования на события окружающей жизни.
В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей, узнающих эмоциональное состояние человека по его графическому изображению. Уровень эмоционального поведения дошкольников имеет тенденцию к увеличению среднего и высокого показателей. Интенсивное развитие эмоциональной сферы в ходе работы над сказкой привело к появлению новых форм общения и деятельности, которые определяют специфику нового возрастного периода.
Сказка –
древнейший жанр устного народного
творчества. Она учит человека жить,
вселяет в него оптимизм, веру в
торжество добра и
За сказочной фантастикой всегда стоит подлинный мир народной жизни – мир большой и многокрасочный. Самые необузданные вымыслы народа вырастают из его конкретного жизненного опыта, отражают черты его повседневного быта.
Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. Издавна считалась она не только самым распространенным, но и необычайно любимым жанром детей всех возрастов.
Сказка имеет большое познавательное и воспитательное значение, особенно глубокое воздействие имеют сказки на ребят.
В них дети впервые знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают враждебные народу силы. Существуют следующие рекомендации при чтении сказок.
1. Обычно перед
чтением сказки проводится
2. Сказку читает
обычно воспитатель, но
3. Работу над сказкой вести как над реалистическим рассказом, не растолковывая, что «так в жизни не бывает», что это вымысел.
4. Сказку можно
использовать для составления
характеристик и оценок, так как
персонажи сказок обычно
Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада