Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66
Согласно программе, литературное чтение должно служить основой для развития общения детей с героями книги, писателями и поэтами, а также для обмена мнениями друг с другом по поводу прочитанного. В процессе чтения внимание детей старшего дошкольного возраста должно быть привлечено к особенностям художественной прозы и поэтической речи, к образности и выразительности языка писателей и поэтов. С этой целью в программу введены специальные литературные произведения, отобранные с учетом их художественной ценности и доступности детям того или иного возраста.
Программой рекомендовано выделить постоянное время в режиме дня для чтения детям. Читать следует не только художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре родной страны и зарубежных стран. При этом не следует превращать чтение в обязательное занятие - ребенок по своему желанию может либо слушать, либо заниматься своими делами. Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным, чтобы все или большинство детей слушали с удовольствием.
В рекомендованном режиме дня выделено специальное время для чтения детям. Это не является обязательным элементом режима дня, и чтение может быть замещено самостоятельной деятельностью детей, однако для эффективного решения программных задач ежедневное чтение крайне желательно. Для детей 5-6 лет длительность чтения с обсуждением прочитанного рекомендуется до 15-20 минут.
Содержание
образовательной области „
Формирование интереса и потребности в чтении конкретизировано следующими предметными задачами:
Программа рекомендует следующие сказки для чтения детям 5-6 лет:
Русские сказки: «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н, Толсто «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна- лягушка», обр. М. Булатова; «Рифмы», авторизированный пересказ Б. Шергина «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.
Сказки народов мира. «Кукушка», ненецк., обр. К. Шаврова; «Чудесные истории про зайца по имени Лек», сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева; «Златовласка», пер. с чеш. К. Паустовского; «Три золотых волоска Деда-Всеведа», пер. с чеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Литературные сказки поэтов и писателей России. Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); В.Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка»; А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»; П. Бажов. «Серебряное копытце»; Н. Телешов. «Крупеничка»; В. Катаев. «Цветик-семицветик».
Литературные сказки поэтов и писателей разных стран. X. Мякеля. «Господин Ау» (главы), пер. с финск. Э. Успенского; Р. Киплинг. «Слоненок», пер. с англ. К. Чуковского, стихи - пер. С. Маршака; А. Линдгрен. «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы в сокр.), пер. со швед. Л. Лунгиной.
В список дополнительной литературы включены следующие произведения:
Русские народные сказки. «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Афанасьева); «Докучные сказки».
Зарубежные народные сказки. «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром», инд. пер. Н. Ходзы; «Как братья отцовский клад нашли», молд., обр. М. Булатова; «Желтый аист», кит., пер. Ф. Ярлина.
Литературные сказки. А. Волков. «Волшебник Изумрудного города» (главы); О. Пройслер. «Маленькая Баба-яга», пер. с нем. Ю. Коринца; Дж. Родари. «Волшебный барабан» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой; Т. Янссон. «О самом последнем в мире драконе», пер. со швед. Л. Брауде; «Шляпа волшебника», пер. В. Смирнова; Г. Сапгир. «Небылицы в лицах», «Каклягушку продавали»; Л. Петрушевская. «Кот, который умел петь»; А. Митяев. «Сказка про трех пиратов».
Итак, современная программа
дошкольного образования в
С одной стороны, это влияние школьной системы преподавания литературы, где появилось много методических разработок, которые превращают чтение с художественной литературы в детском саду в подобие уроков литературы в школе — с обязательным программным перечнем текстов, с разбором художественных произведений весьма формалистическим образом (анализ-препарирование стихов, заучивание формулировок-определений жанра и т.п.). Мало того, что такого рода деятельность совершенно неадекватна возрасту детей, дошкольный педагог-практик, не будучи словесником, вынужден лишь механически реализовывать предложенные конспекты, содержание которых порой ставит в тупик не только детей, но и его самого.
С другой стороны, в рамках тенденции превращать развитие отдельных психических функций (способностей) в своего рода «учебные предметы» появились методические разработки, использующие художественные тексты довольно прагматично — как удобный материал для развития у детей той или иной психической функции (способности). В этих случаях подбор художественных текстов регламентирован (для развития творческого мышления, для развития способности к графическому моделированию и т.п.), а воспитатель вынужден действовать строго регламентировано, по конспектам, которые всегда ограничены определенным объемом и рассчитаны на «абстрактного» дошкольника. Например, Короткова Н. видит возможность наиболее полной реализации развивающе-образовательного потенциала художественной литературы в детском саду в свободном подборе воспитателями художественных текстов для конкретной группы детей, свободной, непринужденной форме организации чтения и через органичное соединение чтения с другими формами совместной деятельности взрослого с детьми в целостном образовательном процессе.
Принципиальным для нее является тезис: на развитие ребенка-дошкольника должна работать сама книга, а не ее специальное «препарирование» в обязательное время. Для этого чтение должно быть интересным и не принудительным. Свой тезис она подкрепляет высказыванием, известного российского ученого Д.С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание - понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но это дается только тогда, когда... вы читаете с удовольствием не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать... «Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека».
Эта цитата настолько убедительна, что дополнительные комментарии кажутся излишними. Причем рассуждения эти можно отнести в равной мере, как к взрослым людям, так и к детям.
Дошкольнику нужно не «ознакомление с художественной литературой» — ему нужна книга, чтобы увидеть многоликий мир, удивиться этому миру и понять его, пережить вместе с героем необыкновенные приключения, посмеяться вместе с ним, а иногда и поплакать над его судьбой.
Итак, анализ программы дошкольных учреждений по проблеме ознакомления дошкольников с литературой раскрывает общие подходы к формированию круга детского чтения, формы и методы работы конкретизированы в методических рекомендациях к программе и комплексном тематическом планировании. Задачи образовательной области «Чтение художественной литературы»:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать считалки, скороговорки, загадки. Прививать интерес к чтению больших произведений (по главам).
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.
Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения.
Продолжать объяснять (с опорой на прочитанное произведение) доступные детям жанровые особенности сказок, рассказов, стихотворений.
Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Учить вслушиваться в ритм и мелодику поэтического текста.
Помогать выразительно, с естественными интонациями читать стихи, участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Выяснять симпатии и предпочтения детей.
К концу года дети должны
Представим комплексное планирование работы над сказкой в старшей группе детского сада.
Таблица 2
Комплексное планирование работы над сказкой
в старшей группе детского сада
Вид деятельности |
Цели |
Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки...». |
Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями: сказкой «Заяц-хвастун» (в обр. О. Капицы) и присказкой «Начинаются наши сказки...». |
Пересказ сказки «Заяц-хвастун». |
Помочь детям составить план пересказа сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. |
Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». |
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательным. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой), помочь понять ее смысл. |
Литературный калейдоскоп. |
Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. |
Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». |
Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка» (в обр. А. Н. Толстого), помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. |
Обучение рассказыванию. |
Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» (в обр. Д. Нагишкина; в сокр.). |
Завершение работы над сказкой «Айога». |
Приучать детей ответственно относиться к заданиям воспитателя. |
Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». |
Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка бычка обидела» (обр. В. Глоцера и Г. Снегирева), учить пересказывать ее. |
Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». |
Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». |
Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку...». |
Развивать творческое воображение детей, помогать логично и содержательно строить высказывания. |
Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мош-ковской «Вежливое слово». |
Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. |
Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок». |
Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). |
Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». |
Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обр. М. Булатова). |
Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж». |
Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. |
Чтение сказки «Сивка-бурка». |
Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить со сказкой «Сивка-бурка» (обр. М. Булатова). |
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». |
Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». |
Чтение русской народной сказки «Финист — Ясный сокол». |
Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить со сказкой «Финист — Ясный сокол». |
Кроме того, работа над сказкой включена и в другие образовательные области.
Таблица 3
Виды работы со сказкой в образовательной области «Художественное творчество».
Вид деятельности |
Цель |
Лепка «Как маленький Ми шутка увидел, что из его мисочки все съедено». |
Учить детей создавать в лепке сказочный образ. Учить лепить фигуру медвежонка, передавая форму частей, их относительную величину, расположение по отношению друг к другу. Подводить к выразительному изображению персонажа сказки. Развивать воображение. |
Рисование «Яблоня с золотыми яблоками в волшебном саду». |
Учить детей создавать сказочный образ, рисовать развесистые деревья, передавая разветвленность кроны фруктовых деревьев; изображать много «золотых» яблок. Закреплять умение рисовать красками (хорошо промывать кисть перед тем, как набирать краску другого цвета, промакивать кисть о салфетку, не рисовать по сырой краске). Развивать эстетическое восприятие, чувство композиции. Учить красиво располагать изображения на листе. |
Рисование «Чебурашка». |
Учить детей создавать в рисунке образ любимого сказочного героя: передавать форму тела, головы и другие характерные особенности. Учить рисовать контур простым карандашом (сильно не нажимать, не обводить линии дважды). Закреплять умение аккуратно закрашивать изображение (не выходя за контур, равномерно, без просветов, накладывая штрихи в одном направлении: сверху вниз, или слева направо, или по косой неотрывным движением руки). |
Рисование «Сказочные домики» (вариант: «В селе (поселке) построены разные дома»). |
Учить создавать образ сказочного дома; передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами, выбирая их по своему желанию. Упражнять в закрашивании рисунков, используя разный нажим на карандаш для получения оттенков цветов (при рисовании цветными карандашами). Формировать желание рассматривать свои рисунки, оценивать их; стремление дополнять изображения (в свободное время). |
Рисование «Моя любимая сказка». |
Учить детей передавать в рисунке эпизоды из любимой сказки (рисовать несколько персонажей сказки в определенной обстановке). Развивать воображение, творчество. Формировать эстетическую оценку, эстетическое отношение к созданному образу сказки. |
Рисование «Домики трех поросят». |
Учить детей рисовать картинку по сказке, передавать характерные особенности, используя разные технические средства (цветные карандаши, сангину), разные способы рисования линий, закрашивания рисунка. Закреплять умение удачно располагать изображения на листе. Учить рисовать сангиной. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, умение самостоятельно придумывать сюжет. Формировать умение оценивать рисунки. |
Рисование «Была у зайчика избушка лубяная, а у лисы — ледяная» (по сказке «Лиса и заяц»). |
Продолжать развивать образные представления, воображение. Формировать умения передавать в рисунке образы сказок, строить сюжетную композицию, изображая основные объекты произведения. Закреплять приемы рисования разными изобразительными материалами (красками, сангиной, угольным карандашом). |
Аппликация «Сказочная птица». |
Закреплять умение детей вырезать части предмета разной формы и составлять из них изображение. Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные части и детали изображения. Закреплять умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации). Развивать воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них. |
Лепка «Сказочные животные». |
Продолжать формировать умение детей лепить разнообразных сказочных животных (Чебурашка, Винни Пух, мартышка, слоненок и другие); передавать форму основных частей и деталей. Упражнять в сглаживании поверхности смоченными в воде пальцами; в лепке предметов по частям и из целого куска. Развивать воображение и творчество. |
Лепка «Красная Шапочка несет бабушке гостинцы». |
Учить детей создавать в лепке образы сказочных героев. Закреплять умение изображать фигуру человека, передавать характерные особенности и детали образа. Упражнять в использовании разнообразных приемов лепки, в умении укреплять фигуру на подставке. Учить образной оценке своих работ и работ других детей. Развивать воображение. |
Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада