Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66

Работа состоит из  1 файл

Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила,

Лиса лычки драла, 

Лиса лапотки плела – это  еще присказка. 

А сказка дальше пойдет. 

Дети отмечали, что эту присказку  можно отнести к сказке «Заюшкина  избушка» и к сказке «Лисичка-сестричка  и серый волк». Ребята уточняли, сколько  героев в данной сказке, во что одеты, какого цвета одежда, делали рисунки к сказкам. 

К сказке «Курочка – ряба» мы вабрали  в качестве заместителей разные геометрические фигурки разного цвета и каждую фигурку соотнесли с персонажем сказки. 

К сказке «Заюшкина избушка» мы взяли  одинакового размера кружки, но разного цвета. Кроме уже отобранных по цвету заместителей, я добавляла другие цвета. Дети выбирали нужный цвет, соответствующий данному герою, объясняли свои действия. Закрепляла с помощью карточек отдельные эпизоды сказки. С помощью этих сказок у детей развивается память на цвет, соответствующий каждому герою сказки. 

В ноябре взяла сказку «Заяц –  хваста». Сказка для детей была новая, для многих незнакомая. В книжном  уголке я поместила новую книжку. Отдельные иллюстрации к этой сказке. Дети, рассматривая иллюстрации пытались определить, что это за книга (сказка или рассказ), о чем она. Дети высказывали свои предположения, затем я назвала сказку: «Заяц – хваста». Для обыгрывания этой сказки мы отобрали игрушки, имеющие отношение к этой сказке, рассмотрели их, отметили особенности каждой. Сделали и отобрали разные геометрические фигурки одинакового цвета, соотнесли их с героями сказки. Ребята, в основном все, без труда рассказывали сказку, используя двигательный вид моделирования. 

В декабре я перешла к пространственному моделированию сказок – это более сложный вид, посредством которого временные события сказки могут быть наглядно представлены в виде модели, при этом сначала используются готовые пространственные модели. Если раньше важно было, чтобы дети «схватили» тот внешний признак, который выделяется как основной (цвет, размер), то основание, которое являлось для них отправной точкой для общения, чтобы строить логику сказки с помощью заместителей. Далее детям предлагался уже более сложный признак – не наглядный, связанный с характером персонажа. Отмечала с детьми: если это добрый, светлый образ, то он может замещаться светлыми цветами: голубым, розовым, белым; а если злой – черным и т.д. Так, постепенно ребенок делал первые шаги, знакомясь с «символической» культурой отраженной в сказках. Потом дети проигрывали с заместителями основные эпизоды сказки, выделяя ее структурные элементы, переходя к моделированию. Предварительно ребенок проживал эмоционально содержание сказки, а затем уже овладевал структурой сказки, постигая закономерности ее построения. 

В декабре я познакомила детей  с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». Дали каждому персонажу фигурку  – заместителя, они разного цвета  и формы. Еще дала рамочки для  каждого эпизода сказки, стрелки показывают на продолжение сказки. Спрашивала детей: назовите эпизод сказки в 3-ей рамочке, в 6-ой, 10-ой. Большинство детей без труда рассказывали часть сказки, глядя в соответствующую рамочку. 

В январе я взяла сказку «Крошечка  – Хаврошечка». На фланелеграфе я разместила фигурки – заместители персонажей, решила с детьми, какая фигурка кого будет означать и почему. Модель сказки не давала детям забыть последовательность сказки. В основном, дети справлялись с заданием, старались полно передать содержание сказки, вспомнили повторы сказки, образные сравнения. 

После рассказывания сказки задавала детям вопросы: 

- понравилось вам составлять  сказку-модель по фигуркам –  заместителям; 

- назовите сказочные, волшебные  образы; 

- назовите сказочные действия. 

Дети активно отвечали на вопросы, дополняли ответы друг друга. Используя  модель сказки, я пришла к выводу, что детям это интересно. Занятия  проходили в более живой форме, где дети выполняли игровые упражнения, драматизировали отдельные кусочки сказки, принимали участие в настольных и подвижных играх. А самое главное, что дети хотели рассказывать сказку, были более активны, внимательны друг к другу. 

Детям нравится работать с моделями, они, в основном, справляются с  заданием, но таким детям, как Саша С., Лика, Настя А., Вика Б., требуется индивидуальная работа по данному разделу. 

Пиктографические изображения. Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.

 Выразительные  движения. Главной задачей при  использовании в работе со  сказкой выразительных движений  является развитие творческих  способностей детей. Усвоение  того или иного выразительного  движения, жеста происходит в  специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.

 Например, при  передаче психоэмоционального состояния  "Грусть" звучит пьеса "Болезнь  куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского; изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.

 Проблемные  ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения  которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

- Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г.-Х. Андерсен "Снежная Королева?).

- Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").

- Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц". Русская народная сказка).

 Творческие  задания могут быть индивидуальными  и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью (нового образа, рисунка, сказки)

 Приведем  примеры выполнения детьми творческих  заданий по сказке "Репка".

- Рассказать знакомую сказку по кругу.

- Разыграть сказку. Дети распределяют роли.

- Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.

- Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).

- Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).

- Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).

- Разыгрывание придуманных сказок.

 Использовались и другие творческие задания

- Сказки, но по-новому - дети наделяют знакомых героев сказок противоположными для них качествами: Колобок - добрый волк. Лиса - хитрый колобок.

- Сказки о бытовых предметах - началом сказки является рассказ о любом бытовом предмете.

- Реальное начало сказочное продолжение

- Узнай сказку по песенке героев:

Не садись на пенек, не ешь пирожок ("Маша и  медведь")

Скрипи, нога, скрипи, липовая! ("Медведь - липовая нога")

 Козлятушки, ребятушки!

 Отворитеся, отопритеся! ("Волк и семеро  козлят")

- Продолжи сказку - вместо известной концовки сказки надо придумать свою. Дети учатся фантазировать, размышлять.

 От точек  - к сказке. Точка - шифр, знак. Соединяя точки, ребенок получает рисунок героя сказки или предмета из сказки, вспоминает эту сказку, рассказывает ее.

 Нарисуй  сказку - дети рисуют иллюстрации  к знакомым или своим сказкам,  используя нетрадиционные способы  (монотопия, пальцевая живопись, рисование акварелью по-мокрому).

 В своей  работе мы также используем специальные методы для развития творческого воображения:

 «Заканчиваем  сказку» - суть метода заключается  в том, чтобы ребенок придумал  окончание к сказке, которую вы ему расскажите. А его цель: развить творческое и логическое мышление, умение правильно заканчивать мысль и осмысливать услышанное.

 Для этого,  необходимо озвучить ребенку  начало придуманной сказки. Например: "Пошла девочка Танюша в  гости к бабушке передать гостинцы от мамы. Шла она долго по лесу. И вдруг оказалось, что она забыла дорогу – заблудилась. Долго бродила Танюша по лесу, пока не встретила зайца. Вот заяц Танюше и говорит…". Пусть ребенок сам продолжит сказку в соответствии со смыслом. Если будут возникать трудности, можно задать ребенку уточняющие вопросы, наблюдая за реакцией ребенка, и побуждая его обдумывать свой ответ. В конце можно даже попросить ребенка проиллюстрировать продолжение истории.

 «Рассказ  о конкретном персонаже» - суть  метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.

 Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.

 «Сказка  с помощью картинок» - суть  метода: в том, чтобы по серии  картинок ребенок смог не только  рассказать о героях, которые  изображены на рисунках, но и  поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.

 В работе  используется стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки  из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.

 «Инсценируем  сказку» - суть метода: воплощение  сюжета прочитанной или сочиненной  сказки, в придумывании образов  и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.

 Для того  чтобы инсценировать сказку, необходимо  задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки. Распределять роли необходимо с учетом индивидуальных особенностей детей и характера самих персонажей сказки.

При работе над  сказками с детьми необходима искренняя  заинтересованность взрослого в  росте творческого потенциала детей, улыбка и похвала. Желательно привлечь к оценке самого ребенка: Что тебе сегодня удалось? Что не совсем получилось?

Необходимо  чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.

2.3. Результаты  педагогического эксперимента

 

Опытно-экспериментальная  работа по использованию различных видов деятельности в работе над сказкой в старшей группе детского сада организована на базе МБДОУ «Чебурашка» с.Красноармейское Самарской области. В исследовании приняли участие воспитанники старшей группы.

В группе 28 дошкольников 5,5-6 лет, 13 мальчиков и 15 девочек.

23 ребенка (82,1%) воспитываются в полных семьях, шестеро из них (21,4%) проживают  вместе со старшими членами  семьи – бабушками, дедушками, тетей. Четверо детей (14,3%) воспитываются неродными родителями, в их семьях отчимы и мачеха. Трое детей (10,7%) проживают вдвоем с матерью. Таким образом, большинство детей воспитываются в полных семьях, с большим количеством взрослых. Из беседы с детьми было установлено, что всем детям родители читают сказки.

Опытно-экспериментальная  работа включала 2 этапа: констатирующий и формирующий. На формирующем этапе в старшей группе детского сада была организована работа кружка «Сказочный мир», занятия которого включали в себя интеграцию различных видов деятельности в работе над сказкой.

На констатирующем этапе была организована педагогическая диагностика, в ходе которой были выявлены особенности эмоционального развития детей.

Для проведения данного этапа эксперимента мы использовали комплекс методик.

Методика 1. Изучение понимания эмоциональных состояний детей, изображенных на картинках (И.А.Ковалец) [35].

Методика 2. Выявить эмоциональные проявления детей при анализе предложенных ситуаций, описанных в рассказе взрослого (Т.В.Громова) [31].

Исследование  проводилось в индивидуальной форме. Перед началом индивидуального  обследования взрослый устанавливал с  ребенком эмоциональный контакт, создавал доверительную, комфортную для ребенка атмосферу общения.

Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада