Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66
5. Не переводить
мораль сказки в область
6. Специфика
фольклорной сказки в том, что
она создавалась для
7. Сказка используется и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.
8. Обычно чтение сказки о животных не требует ни какой подготовки, но иногда следует напомнить в беседе о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.
9. В связи с чтением сказки возможно изготовление кукол, декораций для кукольного театра, фигурок зверей и людей для теневого театра.
10. Следует вести
элементарные наблюдения над
особенностями композиции
Известно, что народная сказка, и ее сюжеты и герои вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим детям – в рассказах, рисунках, инсценировании, устройстве декораций.
Разработанное нами использование различных видов деятельности в работе над сказкой в старшей группе детского сада способствовало облегчению понимания художественного произведения, возникновению эмоционального отклика на него, овладению художественными средствами передачи образа.
Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе специально организованной деятельности. Так, разработанные занятия кружка дали возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети получали в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также давало возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, т.е. освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.
Итак, мы отмечаем значительный рост уровня эмоционального развития детей, который выражается как в повышении восприимчивости детей к эмоциональным состояниям других людей, так и в значительном обогащении их эмоциональной жизни в ходе эмоционального реагирования на события окружающей жизни.
В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей, узнающих эмоциональное состояние человека по его графическому изображению. Уровень эмоционального поведения дошкольников имеет тенденцию к увеличению среднего и высокого показателей. Интенсивное развитие эмоциональной сферы в ходе работы над сказкой привело к появлению новых форм общения и деятельности, которые определяют специфику нового возрастного периода.
Использование интеграции разных видов деятельности по сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок"
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».
- Знакомство с жизнью и творчеством П.П. Ершова
(детские годы в Тобольске)
- Знакомство со сказкой П.П. Ершова «Конёк горбунок»
А) Просмотр мультфильма
Б) Чтение отрывков из сказки с рассматриванием иллюстраций
- КВН «Сказка Ершова над миром летит»
Художественное творчество:
- Рисование «Жар-Птица»
- Аппликация: «Волшебное перо»
- Рисование «Град Тоболеск»
- Рисование:
«Город мастеров»(украшение
Физическая культура:
- Спортивное развлечение
А) «Поймай рыбу»
Б) «Перевези товар на санях»
В) Перенеси пшено в корыто»
Музыкально-художественная деятельность:
- Разучивание песенок из сказки (фольклор)
- Хороводы «Во кузнице», «Где ты был Иванушка?», «Во поле береза стояла»
Итоговое мероприятие:
Театрализованное представление по сказкеП.П. Ершова «Конёк-горбунок» - «В гостях у бабушек Арины и Агрипины»
Литературное развлечение
"Сказка Ершова над миром летит"
Задачи:
- С помощью
театрализованных действий по
сказке П.П. Ершова создать
радостную атмосферу, желание
играть и участвовать в
- Используя
фрагменты сказки «Конёк-
- Воспитывать у детей уважение, чувство восхищения к земляку – писателю П.П. Ершову;
- Упражнять
в выразительном прочтении
Ведущий: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок».
- Сегодня мы
собрались, чтобы отметить
Из далече, из Сибири - горбунок летит на крыльях
Каждый этой сказке рад, встречи с ней ждет - стар и млад.
- ребята, а кто
написал эту замечательную
//Сценка//
Гаснет свет, зажигается свеча. За прялкой сидит женщина в русском народном костюме. Напевает песню.
Вед: Здравствуйте!
Женщина: И вам здоровьичка. Садитесь, отдохните, видать из заморских стран будите, одёжа на вас на наша.
Вед: А село ваше как называется?
Женщина: Да, Безруково.
Вед: Говорят, у вашего чиновника Ершова, мальчик родился, Петей назвали?
Женщина: Мальчонка то – родился слабенький, того и гляди, Богу душу отдаст.
Вед: (зрителям) Вот беда, так мы можем без сказки остаться. Если не выживет – и «Конька – горбунка» не напишет.
Женщина: А продать его надо!
Вед: Как это - продать?
Жен: Это обычай такой. Делается так. Подходит нищий. Ему протягивают ребенка, говорят: «Купи», «А сколько возьмете?», «Грош». Нищий берет ребенка, немного подержит, а когда станет уходить и забудет взять, а болезнь с собой унесет.
Вед: Видно сбылось все это - на самом деле. Стал жить на земле Петр Ершов. Слышите? Уже звенит колокольчик, приглашает нас в волшебный мир чудес и приключений.
Вот она, книга Ершова – «Конек горбунок»!
Книга шелестит страницами, и ее волшебные странички нам рассказывают:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле,
Жил старик в одном селе.
Вед: Давайте вспомним, какие приключения случились с Иванушкой?
Первое приключение – поймал кобылицу.
1-й брат не поймал, 2-й брат не поймал, а Иван поймал!
Наверное он был ловким, да смелым?
Предлагаю вам испытать себя.
//Игра «Поймай лошадку»//
Вед: Кого подарила Ивану кобылица? (2-х коней и Конька-горбунка)
Сколько вершков был рост конька? (3 вершка)
Братья Данила и Гаврило решили увести коней на седьмицу. Как вы думаете, какой это день недели? (воскресенье). Давайте и мы с вами отправимся в седьмицу на базар.
//Появляется Матрена – Ивановна, на шее ее баранки, в руках корзина. Идет напевая//
Та - ра - ра – ли,та – ра – ра!
Вышли кони со двора;
Вот крестьяне их поймали
Да покрепче привязали.
Вед: Откуда Матрена вы такая веселая?
Матр.Ив: На базаре была. Там сейчас ярмарка. Чего там только нет! Купцы наехали из Сибири, из Китая, а южные гости на чудных лошадях приехали – высокие, мохнатые, да с двумя горбами. Другие – то лошадки – маленькие, а уши то – аршинные. Может вы знаете, что это за животные такие диковинные? (Верблюд, ослик).
Вед: А можно и нам всем побывать на ярмарке, да посмотреть, чем торговали в Тоболеске ремесленники и купцы – люди торговые?
Матр.Ив: Конечно! Но на базаре народ веселый. Много разных зазывалок знает, и шуток, и прибауток.
Вед: А мы то же знаем! Ребята, какие поговорки, прибаутки вы знаете?
«Та - ра - ра - ли, та - ра – ра!
Вышли кони со двора»
«Сидит ворон на дубу,
Он играет во трубу.»
«Как у наших у ворот
Муха песенку поет»
«Это присказка ведется,
Сказка послее начнется»
Матр.Ив: Ну тогда нам всем будет весело на ярмарке! Идёмте, я вам дорогу покажу (дети под музыку идут на ярмарку).
1-й продавец:
Ай, вы люди дорогие!
Продаю горшки большие.
Всё в хозяйстве пригодится,
Для чего-нибудь сгодится.
Вед: А можно ли твой товар без денег купить, да всем его расхвалить?
Продавец: Можно! Покупайте, но сначала загадки отгадайте!
- От чего
с Иваном, в сказке Ершова «Конек-
- А как в сказке об этом говорится?
Огонек горит светлее,
Светит поле словно днем
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится…
Продавец: Ну, а сейчас выбирайте мой товар. Горшки у меня не простые. Как вы думаете, из чего они сделаны? (из глины).
- Я – мастер-гончар, и очень мне нравится свою посуду узорами украшать. А вы хотите попробовать украсить мою посуду?
Д\ игра: «Укрась горшок»
//Продавец дает 2 горшка в подарок//
2-й продавец:
Есть у меня деревянная посуда -
Тарелки, плошки, расписные ложки.
А вот корытце
То же может пригодиться!
А вот зерно, пшено мешками
Выбирайте что надо сами!
Вед: Ребята, что взял с собой Иван, чтобы поймать жар-птицу? (пшено, корыта).
Давайте и мы попробует накормить жар-птицу.
Продавец: А я вам помогу (проводит игру «Перенеси пшено»)
(дети делятся на 2 команды, из 2-х мешков перенося ложками зерно в корытце)
3-й продавец:
А вот речная рыба
Очень приличного вида!
Свежая, икристая
Вкусная, мясистая!
Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада