Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66

Работа состоит из  1 файл

Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

5. Не переводить  мораль сказки в область человеческих  характеров и взаимоотношений.  Дидактизм сказки настолько силен,  ярок, что дети сами делают  выводы: «Поделом лягушке – не  надо хвастаться» (сказка «Лягушка - путешественница»). Если дети придут к подобным заключениям то можно считать, что чтение сказки достигло цели.

6. Специфика  фольклорной сказки в том, что  она создавалась для рассказывания.  Поэтому прозаические сказки  пересказываются как можно ближе  к тексту. Рассказывание должно быть выразительным. Хорошим приемом подготовки к нему является чтение сказки в лицах. Инсценировка сказок помогает выражать сказочный характер, развивает речь и творческие способности у детей.

7. Сказка используется  и для обучающих работ по составлению планов, так как она отчетливо членится на сцены – части плана, заголовки легко отыскиваются в тексте сказки.

8. Обычно чтение  сказки о животных не требует  ни какой подготовки, но иногда  следует напомнить в беседе  о нравах и повадках животных. Если читается сказка о природе, близкой детям то используется материал экскурсии, записи в календарях природы, то есть наблюдения и опыт.

9. В связи  с чтением сказки возможно  изготовление кукол, декораций  для кукольного театра, фигурок  зверей и людей для теневого театра.

10. Следует вести  элементарные наблюдения над  особенностями композиции сказки, так как эти наблюдения повышают  сознательность восприятия сказки детьми.

Известно, что  народная сказка, и ее сюжеты и герои  вдохновили выдающихся художников и музыкантов на создание запоминающихся на всю жизнь картин, иллюстраций, опер, других музыкальных произведений. Сказка предоставляет возможность проявить неограниченный полет фантазии и самим детям – в рассказах, рисунках, инсценировании, устройстве декораций.

Разработанное нами использование различных видов деятельности в работе над сказкой в старшей группе детского сада способствовало облегчению понимания художественного произведения, возникновению эмоционального отклика на него, овладению художественными средствами передачи образа.

Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются  в ходе специально организованной деятельности. Так, разработанные занятия кружка дали возможность детям идентифицировать себя с героями сказок и вместе с ними пережить тяжелые эмоции, внутриличностные конфликты и успешно разрешить их. В соответствии с возрастом дети получали в доступной форме психологические знания, позволяющие справиться с чувством одиночества, неполноценности, неуверенности в себе, с переживаниями вины, стыда. Дальнейшее прорисовывание сказок также давало возможность выразить свои чувства с помощью образов, символов, т.е. освободиться, «очиститься» от гнетущих эмоций.

Итак, мы отмечаем значительный рост уровня эмоционального развития детей, который выражается как в повышении восприимчивости детей к эмоциональным состояниям других людей, так и в значительном обогащении их эмоциональной жизни в ходе эмоционального реагирования на события окружающей жизни.

В экспериментальной  группе значительно увеличилось количество детей, узнающих эмоциональное состояние человека по его графическому изображению. Уровень эмоционального поведения дошкольников имеет тенденцию к увеличению среднего и высокого показателей. Интенсивное развитие эмоциональной сферы в ходе работы над сказкой привело к появлению новых форм общения и деятельности, которые определяют специфику нового возрастного периода.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Аникин В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение, 1977 - 430с.
  2. Богуславская В.А., Разова В.Д. Работа с книгой в детском саду. – М.: Просвещение, 2007. – 120 с.
  3. Веракса А. Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  4. Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему. // Основы дошкольной педагогики. - М.: Педагогика, 1980. с.200-208
  5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского са-да.-М.: Мозаика- Синтез, 2010.
  6. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2005-2010.
  7. Гриценко З. Ребенок и книга. Дошкольное воспитание 2000, № 3 – 49 с.
  8. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
  9. Детская литература. Учебное пособие для педагогических училищ. Под ред. Е.Е.Зубаревой - М.: Просвещение, 1989 -398с.
  10. Езикеева В.А. Картина как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. - М.: Просвещение, 1990. с.60-76,
  11. Заваражкина С.А. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения общения со сверстниками // Дефектология.-1997.-N3.-С.57-62
  12. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1969
  13. Иванова Г. П. Театр настроений. – Издательство «Скрипторий», 2006
  14. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. - М.: Педагогика, 1983
  15. Квятковский Е.В. Духовно-нравственные идеалы древних сказаний. // Дошкольное воспитание, 1991. - №9. - с. 70-76
  16. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет / Сост. В П. Ильчук и др. — М., 2005.
  17. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2009.
  18. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Феникс, 2001
  19. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Дрофа, - 2003.
  20. Коротаева Е. Условия создания эмоционально – развивающей среды дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. №1. 2007
  21. Короткова Н. Художественная литература в образовательной работе с детьми старшего дош. возраста. Дошкольное воспитание 2001, № 8, 9 - 34 с.
  22. Нартова- Бачавер С. К. Народная сказка как средство стихийной психотерапии. - М., 1996.-С. 3-14
  23. Никифоров А.И. Сказка, её бытование и носители/А.И.Никифоров - М.: Просвещение, 1930 - 105с.
  24. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 1997 - 944с.
  25. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
  26. Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы детей с ЗПР. Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Гос. пед. института, 1997
  27. Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
  28. Пастернак Н. Сказки нужны ребенку как воздух// Дошкольное образование.- № 8-2008. -23-35с.
  29. Попов Л.К., Попов Д.К., Кавелин Дж. Путешествие в страну добродетелей. Пособие для родителей по воспитанию./ Л.К. Попов, Д.К Попов, Дж. Кавелин - С.-П.: Нева, 1997 - 108с.
  30. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1986 - 415с.
  31. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя дет. сада. Под ред. Сохина Ф.А. – М., Просвещение, 1976.- 224 с.
  32. Разумович В.Л. С книгой по жизни: О творчестве детских писателей. Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1986. – 240 с.
  33. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., перераб., доп. - М.: Музыка, 1972.
  34. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст. М.: АПКиПРО (Интегративная психология), 2000
  35. Стаценко Р. Методика ознакомления детей с художественным словом//Дошкольное воспитание- № 7 -2000-6-11с.
  36. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка. Пособие для воспитателей детского сада. – М. Просвещение, 2002
  37. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям/В.А.Сухомлинский - Мн.: Народная асвета, 1981 - 287с.
  38. Тимофеева И.Н. 100 книг вашему ребенку. Беседы для родителей/ Гос. Публ. б-ка им. М.Е. Салтыкова-щедрина. – М.: Книга, 1987. – 255 с.
  39. Тихеева Е.И. Развитие речи детей : Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. Сохина Ф.А. – 5-е изд.- М.: Просвещение, 1981. - 159 с.
  40. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Детский мир и хрестоматия/К.Д.Ушинский - М.: Просвещение, 1986 - 350с.
  41. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.
  42. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. - Ростов н/Д.: Изд-во РГПУ, 199
  43. Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. - 1984. - № 3. - С. 61-66.
  44. Юдин Ю. Дурак, шут, вор и черт (исторические корни бытовой сказки). Изд.: Лабиринт-К, 2006-336с
  45. Яничев П.И. Психологические функции волшебной сказки.//Практический психолог.- № 10-11-1999. С.27-37.

 

Приложения

Использование интеграции разных видов деятельности по сказке П.П. Ершова "Конёк-горбунок"

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы».

- Знакомство  с жизнью и творчеством П.П.  Ершова

(детские годы в Тобольске)

- Знакомство  со сказкой П.П. Ершова «Конёк  горбунок»

А) Просмотр мультфильма

Б) Чтение отрывков из сказки с рассматриванием иллюстраций

- КВН «Сказка  Ершова над миром летит»

Художественное  творчество:

- Рисование  «Жар-Птица»

- Аппликация: «Волшебное перо»

- Рисование  «Град Тоболеск»

- Рисование:  «Город мастеров»(украшение посуды)

Физическая  культура:

- Спортивное  развлечение

А) «Поймай рыбу»

Б) «Перевези  товар на санях»

В) Перенеси пшено  в корыто»

Музыкально-художественная деятельность:

- Разучивание  песенок из сказки (фольклор)

- Хороводы «Во  кузнице», «Где ты был Иванушка?»,  «Во поле береза стояла»

Итоговое мероприятие:

Театрализованное  представление по сказкеП.П. Ершова «Конёк-горбунок» - «В гостях у бабушек  Арины и Агрипины»

Литературное развлечение

"Сказка Ершова  над миром летит"

Задачи:

- С помощью  театрализованных действий по  сказке П.П. Ершова создать  радостную атмосферу, желание  играть и участвовать в сказочных  эпизодах;

- Используя  фрагменты сказки «Конёк-горбунок»  знакомить детей с ремёслами, промыслами края.

- Воспитывать  у детей уважение, чувство восхищения  к земляку – писателю П.П.  Ершову;

- Упражнять  в выразительном прочтении отрывков  из сказки «Конёк – горбунок»,  используя сказочный фольклор (шутки,  прибаутки, поговорки).

Ведущий: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». «Сказка - ложь, да в ней  намёк, добрым молодцам – урок».

- Сегодня мы  собрались, чтобы отметить день  рождения нашей любимой сказки  «Конек-горбунок». Вот уже много  лет скачет Конек-горбунок по белу свету.

Из далече, из Сибири - горбунок летит на крыльях

Каждый этой сказке рад, встречи с ней ждет - стар и млад.

- ребята, а кто  написал эту замечательную сказку? Давайте перенесемся с вами  в то время, когда родился  этот человек.

//Сценка//

Гаснет свет, зажигается свеча. За прялкой сидит женщина в русском народном костюме. Напевает песню.

Вед: Здравствуйте!

Женщина: И вам  здоровьичка. Садитесь, отдохните, видать из заморских стран будите, одёжа  на вас на наша.

Вед: А село ваше как называется?

Женщина: Да, Безруково.

Вед: Говорят, у  вашего чиновника Ершова, мальчик  родился, Петей назвали?

Женщина: Мальчонка  то – родился слабенький, того и  гляди, Богу душу отдаст.

Вед: (зрителям) Вот беда, так мы можем без сказки остаться. Если не выживет – и  «Конька – горбунка» не напишет.

Женщина: А продать  его надо!

Вед: Как это - продать?

Жен: Это обычай такой. Делается так. Подходит нищий. Ему  протягивают ребенка, говорят: «Купи», «А сколько возьмете?», «Грош». Нищий  берет ребенка, немного подержит, а когда станет уходить и забудет взять, а болезнь с собой унесет.

Вед: Видно сбылось  все это - на самом деле. Стал жить на земле Петр Ершов. Слышите? Уже звенит колокольчик, приглашает нас в волшебный мир чудес и приключений.

Вот она, книга  Ершова – «Конек горбунок»!

Книга шелестит страницами, и ее волшебные странички  нам рассказывают:

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле,

Жил старик в  одном селе.

Вед: Давайте  вспомним, какие приключения случились  с Иванушкой?

Первое приключение  – поймал кобылицу.

1-й брат не  поймал, 2-й брат не поймал, а  Иван поймал!

Наверное он был ловким, да смелым?

Предлагаю вам  испытать себя.

//Игра «Поймай  лошадку»//

Вед: Кого подарила Ивану кобылица? (2-х коней и  Конька-горбунка)

 Сколько  вершков был рост конька? (3 вершка)

 Братья Данила  и Гаврило решили увести коней  на седьмицу. Как вы думаете,  какой это день недели? (воскресенье). Давайте и мы с вами отправимся в седьмицу на базар.

//Появляется  Матрена – Ивановна, на шее  ее баранки, в руках корзина.  Идет напевая//

Та - ра - ра – ли,та – ра – ра!

Вышли кони со двора;

Вот крестьяне  их поймали

Да покрепче привязали.

Вед: Откуда Матрена  вы такая веселая?

Матр.Ив: На базаре была. Там сейчас ярмарка. Чего там  только нет! Купцы наехали из Сибири, из Китая, а южные гости на чудных лошадях приехали – высокие, мохнатые, да с двумя горбами. Другие – то лошадки – маленькие, а уши то – аршинные. Может вы знаете, что это за животные такие диковинные? (Верблюд, ослик).

Вед: А можно  и нам всем побывать на ярмарке, да посмотреть, чем торговали в Тоболеске ремесленники и купцы – люди торговые?

Матр.Ив: Конечно! Но на базаре народ веселый. Много  разных зазывалок знает, и шуток, и прибауток.

Вед: А мы то же знаем! Ребята, какие поговорки, прибаутки  вы знаете?

«Та - ра - ра - ли, та - ра – ра!

Вышли кони со двора»

«Сидит ворон  на дубу,

Он играет во трубу.»

«Как у наших  у ворот

Муха песенку  поет»

«Это присказка  ведется,

Сказка послее начнется»

Матр.Ив: Ну тогда  нам всем будет весело на ярмарке! Идёмте, я вам дорогу покажу (дети под музыку идут на ярмарку).

1-й продавец:

Ай, вы люди дорогие!

Продаю горшки большие.

Всё в хозяйстве  пригодится,

Для чего-нибудь сгодится.

Вед: А можно  ли твой товар без денег купить, да всем его расхвалить?

Продавец: Можно! Покупайте, но сначала загадки отгадайте!

- От чего  с Иваном, в сказке Ершова «Конек-горбунок»  все беды приключились? (от пера  жар-птицы).

- А как в  сказке об этом говорится?

Огонек горит  светлее,

Светит поле словно днем

Чудный свет кругом струится,

Но не греет, не дымится…

Продавец: Ну, а  сейчас выбирайте мой товар. Горшки у меня не простые. Как вы думаете, из чего они сделаны? (из глины).

- Я – мастер-гончар, и очень мне нравится свою  посуду узорами украшать. А вы  хотите попробовать украсить  мою посуду?

Д\ игра: «Укрась  горшок»

//Продавец дает 2 горшка в подарок//

2-й продавец:

Есть у меня деревянная посуда -

Тарелки, плошки, расписные ложки.

А вот корытце

То же может  пригодиться!

А вот зерно, пшено мешками

Выбирайте что  надо сами!

Вед: Ребята, что  взял с собой Иван, чтобы поймать  жар-птицу? (пшено, корыта).

Давайте и мы попробует накормить жар-птицу.

Продавец: А  я вам помогу (проводит игру «Перенеси  пшено»)

(дети делятся  на 2 команды, из 2-х мешков перенося  ложками зерно в корытце)

3-й продавец:

А вот речная рыба

Очень приличного вида!

Свежая, икристая

Вкусная, мясистая!

Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада