Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа

Описание

Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66

Работа состоит из  1 файл

Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада.doc

— 358.00 Кб (Скачать документ)

Подходи, налетай

Быстро рыбу раскупай!

(ребята рассматривают  рыбу, называют ее) (рыба из папье-маше)

Продавец:

Рыбы разной здесь полно

Ерши, осетры, судаки –

Их поймали  рыбаки!

Матр.Ив: А я  вот то же на рыбалку ходила с  нашими рыбаками. Возле нашего города Тобольска река чудная течет.

Вед: А мы с  ребятами знаем эту речку! (Иртыш)

Матр.Ив: Когда  наш сказочник Петр Ершов был  маленький, как вы, он путешествовал  по этой реке.

Продавец: А  я знаю этого мальчика – Петю Ершова! Он часто приходил на ярмарку и рассматривал мою рыбу. Я смотрю вы люди добрые, веселые. А хотите вы стать рыбаками? У меня и живая рыба имеется, но ее нужно поймать (Игра «Поймай рыбу»).

Вед: Ребята, а  какая их этих рыб достала перстень из моря-окияна? (Ёрш)

Матр.Ив: Рыба то у тебя хорошая, да всё мелкая. А  вот в сказке была большая рыбища! Ребята, вы помните как она называется? (Дети читают отрывок из сказки)

Вот, въезжают на поляну

Прямо к морю – окияну.

Поперёк его  лежит

Чудо - юдо рыба – кит.

(Звенит колокольчик,  скачет Конек-горбунок с Иваном).

Иван:

Здравствуй  честной народ!

Вот проехал  по базару,

прикупил себе товару.

Матр.Ив: Ребята, давайте спросим, что купил Иван на ярмарке?

//Хоровод «Где ты был Иванушка»//

- Где ты был  Иванушка?

- На ярмарке!

- Что купил  Иванушка?

- Два горшка!

В горшочках  я буду уху варить

Ухой я буду гостей кормить!

- Где ты был  Иванушка?

- На ярмарке!

- Что купил  Иванушка?

- Мешок зерна!

Зерном я  буду конька кормить

А он меня будет  по свету возить!

С Коньком-горбунком  по свету мы пойдём

О земле Сибирской  рассказ поведём!

Конёк:

Я – Конечек-горбуночек,

И Иванушке дружочек

Я Иванушку люблю,

Верой, правдою  служу.

Проехали мы по базару,

Купили для  вас ребята сладкого товару.

Пряники печатные,

Вкусные, ароматные.

Подходите, угощайтесь,

Не робейте, не стесняйтесь!

А сейчас нам  в путь пора,

До свидания детвора!

 

 

 

Использование интеграции разных видов деятельности в досуге «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов» в старшей группе

Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

 Этот досуг - своеобразное подведение итогов многоплановой работы по теме «Образ сказочной птицы в творчестве русских поэтов, художников, композиторов». Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в продуктивной деятельности дало возможность педагогам создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных видов детской творческой деятельности позволила детям реализовать свои творческие потребности в хореографических миниатюрах, изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на музыкальных инструментах, словотворчестве..

 Цель: Способствовать  развитию у детей чувства прекрасного  и гармонии, художественного восприятия  посредством изобразительного искусства,  поэзии, музыки, хореографии. Познакомить с возможностями создания и передачи образа сказочной птицы в разных видах искусства. Задачи: Развивать воображение, творческое мышление, эстетическое восприятие. Познакомить детей с творчеством русских композиторов: И.Стравинского, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского; с творчеством художника М.Врубеля, художников-иллюстраторов Н.Кочергиной, С.Ковалева.

 Познакомить  детей со сказкой П.Ершова «Конек-горбунок»

 Материалы  и оборудование: Мультимедийная  презентация с фото- и видео-фрагментами,  включающими: репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь», иллюстрации современных художников к произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», видеофрагменты балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», мультипликационных фильмов «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

 Аудиозаписи  фрагментов музыки: П.И.Чайковского  к балету «Лебединое озеро», И.Стравинского к балету «Жар-птица», Н.А.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане» Занятие ведут три педагога, по очереди выступая в роли ведущего.

1.«Жар - птица»

 Ведущий:

- Вы все знаете  много сказок. В них рассказывается о могуществе и вечной силе добра, о добрых волшебных и злых колдунах. Это - и зловещий Кощей – Бессмертный с его мрачным царством кикимор и чудовищ, и благородный Иван – царевич, спасающий пленную царевну, и многие другие хорошо вам известные сказочные персонажи. Но сегодня мы поговорим только об одном из них: о необыкновенной, волшебной, сказочной птице. Образ этой птицы часто используется писателями, поэтами, композиторами, художниками и народными мастерами.

 Ведущий  задает вопросы детям:

- Какую сказочную птицу вы знаете?

- В какой  сказке вы ее встречали?

- Известна ли  вам сказка «Конек – Горбунок»? (совместно с детьми вспомнить  сюжет, как появилась сказка, с  помощью чего поэт передал  литературный образ Жар-птицы). Демонстрируется  фрагмент из мультфильма «Конек – Горбунок».

 Ведущий:

 Посмотрите, какая замечательная книга есть  в нашей библиотеке (ведущий обращает  внимание детей на иллюстрации  художников Н. Кочергиной, С. Ковалева  к книге «Конек – горбунок»,  делая акцент на средства, которые  использовали художники).

 Ведущий:

 Вы увидели,  как жар-птицу изобразил писатель, художник, а теперь, давайте посмотрим,  как передал ее образ композитор. В 1910 году русский композитор  Игорь Стравинский написал балет  «Жар-птица».

- А кто из  вас знает, что такое балет?

- Какие танцы  вам известны?

- Чем отличается  просто танец от балета?

 Есть танцы,  придуманные народом, которые  пришли из древности, а балет  – это танец, придуманный одним  человеком на какую-то определенную  музыку.

 Игорь Стравинский  был первым, кто соединил красоту народного танца с классическим балетом. Это соединение было и в музыке, и в танце.

 Его балет  состоит из нескольких частей: вступление, танец жар-птицы, хоровод  царевен, поганый пляс, колыбельная  жар-птицы, финал. Сейчас мы  с вами послушаем вариации из балета «Жар-птица», а вы подумайте:

1. Какой характер  музыки?

2. Что помогает  композитору создать такой яркий  образ?

3. Какие инструменты  вы слышите в этом музыкальном  фрагменте?

(После прослушивания  музыкальной записи дети отвечают  на вопросы).

2. «Сказка о  царе Салтане, о сыне его  славном и могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и  о прекрасной царевне Лебеди».

 Ведущий:

 Мы познакомились  с образом жар-птицы. А каких  еще сказочных птиц вы знаете? Давайте вспомним сказку А.С.  Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Послушайте отрывок из сказки, где встречается образ сказочной птицы?

 Ведущий  зачитывает отрывок из сказки  А.С.Пушкина:

 К морю  лишь подходит он,

 Вот и  слышит будто сон… и т.д.

 Ведущий:

 Злой волшебник  заколдовал царевну, но даже  злые чары не смогли сделать  ее уродливой, а превратили  в красивую птицу с большими  крыльями, точеной шеей, грациозной  головкой.

 А теперь  давайте посмотрим небольшой отрывок из этой сказки, где вы увидите, как лебедь превращается в прекрасную царевну.

 Демонстрируется  фрагмент из мультфильма по  сказке А. С. Пушкина «Сказка  о царе Салтане…».

 Ведущий:

 Русский  композитор Н.А.Римский – Корсаков, прочитав сказку А.С.Пушкина, решил сочинить оперу с таким же названием – одноименную оперу.

- Кто знает,  что такое опера?

 Как у  Пушкина, так и у Римского  – Корсакова в опере есть  «три чуда». Вспомните, какие  это три чуда?

 Давайте  послушаем, как композитор Н.А.Римский-Корсаков с помощью музыки передал образ этих чудес.

 Дети слушают  музыкальный фрагмент и угадывают,  о каком чуде рассказывает  музыка.

3. «Царевна  – Лебедь».

 Ведущий:

 Русский  художник Михаил Врубель написал  картину «Царевна – Лебедь».  Он жил давно, в прошлом веке, но его прекрасные полотна до сих пор радуют нас, помогают стать благороднее и добрее. Источник своего вдохновения Михаил Александрович Врубель находил в русских былинах и фольклорных традициях.

 Опираясь  на миф, легенду, былину, художник  создал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты, тревожной таинственности - мир сказочных героев с их земною грустью и человеческими переживаниями. Дети вместе с педагогами рассматривают слайд с изображением картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь».

 Ведущий:

 Вы все  знаете русского композитора  Петра Ильича Чайковского.

- Какие балеты  этого композитора вы помните?

- Сейчас мы  посмотрим фрагмент из балета  Пера Ильича Чайковского «Лебединое  озеро».

 Фрагмент  из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

 Затем хореограф  предлагает детям создать свой  танцевальный образ сказочной  птицы под музыку из просмотренного  фрагмента балета.

 Ведущий:

 Итак, сегодня  вы познакомились с прекрасной  сказочной птицей. Вы увидели,  как использовали ее образ в музыке, танце и литературе. Сейчас я предлагаю вам самим нарисовать сказочную птицу так, как вы ее себе представляете.

 Дети рисуют  сказочную птицу (или делают  аппликацию) вместе с педагогом.  Из художественных работ детей  создаётся выставка «Образ сказочной птицы».

 

 

Использование интеграции разных видов деятельности по сказке «ЗАЯЦ – ХВАСТА» 

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок. 

Задачи:

1) Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок. 

2) Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ». 

3) Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения. 

4) Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные). 

5) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки. 

6) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных. 

Материалы и  оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями. 

Приемы и  методы: Беседа с детьми, рассказавыние сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».  

Ход занятия:

1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, усские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок). 

А как  обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были). 

Рассказываю о  том, что многие сказки имеют сказочную  концовку. Привожу пример: «Тут и  сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям. 

Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах). 

Назовите  другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище). 

Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц  – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей). 

Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане? 

Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада