Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 11:41, дипломная работа
Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающих поколений, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МЕТОДИКИ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 5
1.1.Место сказки в литературном образовании дошкольников 5
1.2. Основные методы и приемы работы над сказкой в старшей группе ДОУ 15
ГЛАВА 2. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ НАД СКАЗКОЙ В ДЕТСКОМ САДУ 25
2.1. Круг детского чтения воспитанника старшей группы и основные направления работы над сказкой (анализ программы дошкольного воспитания) 25
2.2. Использование различных видов деятельности дошкольника в работе над сказками 41
2.3. Результаты педагогического эксперимента 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 62
Приложения 66
Подходи, налетай
Быстро рыбу раскупай!
(ребята рассматривают рыбу, называют ее) (рыба из папье-маше)
Продавец:
Рыбы разной здесь полно
Ерши, осетры, судаки –
Их поймали рыбаки!
Матр.Ив: А я вот то же на рыбалку ходила с нашими рыбаками. Возле нашего города Тобольска река чудная течет.
Вед: А мы с ребятами знаем эту речку! (Иртыш)
Матр.Ив: Когда наш сказочник Петр Ершов был маленький, как вы, он путешествовал по этой реке.
Продавец: А я знаю этого мальчика – Петю Ершова! Он часто приходил на ярмарку и рассматривал мою рыбу. Я смотрю вы люди добрые, веселые. А хотите вы стать рыбаками? У меня и живая рыба имеется, но ее нужно поймать (Игра «Поймай рыбу»).
Вед: Ребята, а какая их этих рыб достала перстень из моря-окияна? (Ёрш)
Матр.Ив: Рыба то у тебя хорошая, да всё мелкая. А вот в сказке была большая рыбища! Ребята, вы помните как она называется? (Дети читают отрывок из сказки)
Вот, въезжают на поляну
Прямо к морю – окияну.
Поперёк его лежит
Чудо - юдо рыба – кит.
(Звенит колокольчик,
скачет Конек-горбунок с
Иван:
Здравствуй честной народ!
Вот проехал по базару,
прикупил себе товару.
Матр.Ив: Ребята, давайте спросим, что купил Иван на ярмарке?
//Хоровод «Где ты был Иванушка»//
- Где ты был Иванушка?
- На ярмарке!
- Что купил Иванушка?
- Два горшка!
В горшочках я буду уху варить
Ухой я буду гостей кормить!
- Где ты был Иванушка?
- На ярмарке!
- Что купил Иванушка?
- Мешок зерна!
Зерном я буду конька кормить
А он меня будет по свету возить!
С Коньком-горбунком по свету мы пойдём
О земле Сибирской рассказ поведём!
Конёк:
Я – Конечек-горбуночек,
И Иванушке дружочек
Я Иванушку люблю,
Верой, правдою служу.
Проехали мы по базару,
Купили для вас ребята сладкого товару.
Пряники печатные,
Вкусные, ароматные.
Подходите, угощайтесь,
Не робейте, не стесняйтесь!
А сейчас нам в путь пора,
До свидания детвора!
Использование интеграции разных видов деятельности в досуге «Образ сказочной птицы в творчестве русских художников, писателей, композиторов» в старшей группе
Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
Этот досуг - своеобразное подведение итогов многоплановой работы по теме «Образ сказочной птицы в творчестве русских поэтов, художников, композиторов». Знакомство детей с художественной литературой, творениями художников и музыкантов, творческое воплощение всего увиденного и услышанного в продуктивной деятельности дало возможность педагогам создать у детей целостный и эмоционально наполненный образ. Интеграция разных видов детской творческой деятельности позволила детям реализовать свои творческие потребности в хореографических миниатюрах, изобразительной деятельности (индивидуальные и коллективные работы), игре на музыкальных инструментах, словотворчестве..
Цель: Способствовать
развитию у детей чувства
Познакомить
детей со сказкой П.Ершова «
Материалы и оборудование: Мультимедийная презентация с фото- и видео-фрагментами, включающими: репродукцию картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь», иллюстрации современных художников к произведению А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», видеофрагменты балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро», мультипликационных фильмов «Конек-горбунок», «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Аудиозаписи фрагментов музыки: П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро», И.Стравинского к балету «Жар-птица», Н.А.Римского-Корсакова к опере «Сказка о царе Салтане» Занятие ведут три педагога, по очереди выступая в роли ведущего.
1.«Жар - птица»
Ведущий:
- Вы все знаете много сказок. В них рассказывается о могуществе и вечной силе добра, о добрых волшебных и злых колдунах. Это - и зловещий Кощей – Бессмертный с его мрачным царством кикимор и чудовищ, и благородный Иван – царевич, спасающий пленную царевну, и многие другие хорошо вам известные сказочные персонажи. Но сегодня мы поговорим только об одном из них: о необыкновенной, волшебной, сказочной птице. Образ этой птицы часто используется писателями, поэтами, композиторами, художниками и народными мастерами.
Ведущий задает вопросы детям:
- Какую сказочную птицу вы знаете?
- В какой сказке вы ее встречали?
- Известна ли вам сказка «Конек – Горбунок»? (совместно с детьми вспомнить сюжет, как появилась сказка, с помощью чего поэт передал литературный образ Жар-птицы). Демонстрируется фрагмент из мультфильма «Конек – Горбунок».
Ведущий:
Посмотрите,
какая замечательная книга
Ведущий:
Вы увидели,
как жар-птицу изобразил
- А кто из вас знает, что такое балет?
- Какие танцы вам известны?
- Чем отличается просто танец от балета?
Есть танцы,
придуманные народом, которые
пришли из древности, а балет
– это танец, придуманный
Игорь Стравинский был первым, кто соединил красоту народного танца с классическим балетом. Это соединение было и в музыке, и в танце.
Его балет состоит из нескольких частей: вступление, танец жар-птицы, хоровод царевен, поганый пляс, колыбельная жар-птицы, финал. Сейчас мы с вами послушаем вариации из балета «Жар-птица», а вы подумайте:
1. Какой характер музыки?
2. Что помогает
композитору создать такой
3. Какие инструменты вы слышите в этом музыкальном фрагменте?
(После прослушивания
музыкальной записи дети
2. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
Ведущий:
Мы познакомились с образом жар-птицы. А каких еще сказочных птиц вы знаете? Давайте вспомним сказку А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Послушайте отрывок из сказки, где встречается образ сказочной птицы?
Ведущий зачитывает отрывок из сказки А.С.Пушкина:
К морю лишь подходит он,
Вот и слышит будто сон… и т.д.
Ведущий:
Злой волшебник заколдовал царевну, но даже злые чары не смогли сделать ее уродливой, а превратили в красивую птицу с большими крыльями, точеной шеей, грациозной головкой.
А теперь давайте посмотрим небольшой отрывок из этой сказки, где вы увидите, как лебедь превращается в прекрасную царевну.
Демонстрируется фрагмент из мультфильма по сказке А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…».
Ведущий:
Русский
композитор Н.А.Римский –
- Кто знает, что такое опера?
Как у Пушкина, так и у Римского – Корсакова в опере есть «три чуда». Вспомните, какие это три чуда?
Давайте
послушаем, как композитор Н.А.
Дети слушают
музыкальный фрагмент и
3. «Царевна – Лебедь».
Ведущий:
Русский
художник Михаил Врубель
Опираясь на миф, легенду, былину, художник создал свой собственный поэтический мир, красочный и напряженный, полный торжествующей красоты, тревожной таинственности - мир сказочных героев с их земною грустью и человеческими переживаниями. Дети вместе с педагогами рассматривают слайд с изображением картины М.А.Врубеля «Царевна - Лебедь».
Ведущий:
Вы все знаете русского композитора Петра Ильича Чайковского.
- Какие балеты этого композитора вы помните?
- Сейчас мы
посмотрим фрагмент из балета
Пера Ильича Чайковского «
Фрагмент из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро»
Затем хореограф
предлагает детям создать свой
танцевальный образ сказочной
птицы под музыку из
Ведущий:
Итак, сегодня вы познакомились с прекрасной сказочной птицей. Вы увидели, как использовали ее образ в музыке, танце и литературе. Сейчас я предлагаю вам самим нарисовать сказочную птицу так, как вы ее себе представляете.
Дети рисуют сказочную птицу (или делают аппликацию) вместе с педагогом. Из художественных работ детей создаётся выставка «Образ сказочной птицы».
Использование интеграции разных видов деятельности по сказке «ЗАЯЦ – ХВАСТА»
Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.
Задачи:
1) Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.
2) Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».
3) Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.
4) Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному признаку (цвет одинаковый, но геометрические фигуры разные).
5) Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
6) Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц – хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке( пластмассовые зайчики, фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.
Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказавыние сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке» или «На лесной лужайке».
Ход занятия:
1. Воспитатель: Дети, назовите мне, пожалуйста, усские народные сказки? (Дети перечисляют. За каждый правильный ответ вручается игрушечный зайчонок).
А как обычно начинаются русские народные сказки? (Жил – был, жили – были).
Рассказываю о том, что многие сказки имеют сказочную концовку. Привожу пример: «Тут и сказки конец, а кто слушал – молодец!» Прошу детей сначала всем вместе повторить концовку, затем 2-3-им детям.
Воспитатель: А теперь послушайте, какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (О больших предметах).
Назовите другие слова, похожие на эти. (Самоварище, тараканище).
Послушайте, дети, как рассказывал о себе заяц из русской народной сказки «Заяц – хваста»: «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи». (Прошу детей повторить цитату, выделить слова с суффиксом – «ищ». Ответы детей).
Воспитатель: Должно быть, в сказке «Заяц – хваста» идет речь о зайце – великане?
Информация о работе Методика работы над сказкой в старшей группе детского сада