Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 15:45, курсовая работа
Целью данной работы является определение способов повышения внимания младших школьников на уроках физической культуры.
Задачи исследования:
1) дать общую характеристику младшего школьного возраста;
2) рассмотреть особенности внимания младших школьников;
3) выделить специфику проявлений внимания у младших школьников на уроках физической культуры;
4) описать способы повышения внимания младших школьников на уроке физической культуры и методику проведения;
Введение
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика внимания младших школьников
1.1 Общая характеристика младшего школьного возраста
1.2 Характеристика внимания младших школьников
Выводы по 1 главе
Глава 2. Повышение внимания младших школьников на уроках физической культуры
2.1 Специфика проявления внимания у младших школьников на уроках физической культуры
2.2 Методика развития внимания у младших школьников на уроках физической культуры
Выводы по 2 главе
Заключение
Список литературы
Приложение
- задача, которая ставится учителем, значима для него, а не для учеников;
- учитель ставит неконкретную задачу («научиться метать», «будем учиться играть в баскетбол»);
- учитель ставит непривлекательные задачи для учеников; конкретная и грамотно сформулированная задача не всегда приводит к желаемому результату. Важно, чтобы учебная задача была связана с интересами школьников и их потребностями;
- учитель ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одного урока. Это создает у школьников впечатление, что усилия, которые они затратят на данном уроке, напрасны.
Оптимизация загруженности школьников на уроке. Оптимальная загруженность учащихся на уроке может быть достигнута рядом специальных организационно-дидактических мер, основными из которых являются:
1) устранение ненужных пауз на уроке, которое осуществляется несколькими способами: обеспечив спортивным инвентарем всех членов учебной группы; выполняя с учениками в паузах подготовительные и подводящие упражнения; поручая ученикам наблюдение за качеством выполнения упражнений одноклассниками;
2) осуществление постоянного контроля учителя за учениками в процессе всего урока (школьники предупреждены, что все их действия и поведение будут оценены, причем оценивается не только уровень знаний, умений и навыков, приобретаемых ими на уроке, но и их активность, внимательность и дисциплинированность);
3) включение в учебную деятельность всех учеников, даже тех, которые освобождены от выполнения физических упражнений. Освобожденные, присутствующие на уроке, получают задание внимательно следить за тем, что делают остальные. Освобожденных учеников следует привлекать к судейству, использовать в роли помощников-организаторов.
Существуют различные способы поддерживать устойчивое внимание на уроках физической культуры (Приложение). Достаточно эффективна предлагаемая Е.П.Ильиным система, обеспечивающая повышение, устойчивость произвольного внимания, которая включает следующие мероприятия:
В течение всего урока поддерживать дисциплину, быстро выявляя зачинщиков нарушения.
При постановке задач урока:
1. Четко определять цель и задачи урока, разбивая поурочное задание на этапы.
2. Ставя задачу, проверять, принята ли она учениками, понята ли ими.
При пояснении упражнений:
1. Показывать логическую связь между отдельными заданиями, чтобы переход от одного к другому был как бы продолжением единого процесса.
Особенно важно соблюдать это правило при проведении теоретических занятий.
2. Не просто объяснять материал, а размышлять над наиболее эффективным способом решения задачи, задавая вопросы ученикам, втягивая их в процесс своего мышления.
3. Давать объяснения бодрым голосом, не затягивая их, не превращая их в длинные монологи.
При выполнении учениками учебного задания:
1. Выбирать оптимальный темп работы для данной группы учеников. Низкий темп расхолаживает, рассредоточивает внимание, высокий - не дает времени сосредоточиться, может вызывать утомление, что тоже приводит к снижению интенсивности внимания.
2. Планировать оптимальный объем работы на урок. Слишком большой объем порождает рассеянность, создает условия для формирования неустойчивого внимания как следствие однообразия или утомления, а слишком малый объем - неполную загрузку и появление пауз вследствие отвлечения учеников.
3. Вводить соревновательные элементы или игры в процесс урока. При этом необходимо помнить, что сильное эмоциональное возбуждение мешает сосредоточить внимание на технической части упражнения, поэтому использовать упражнения, доставляющие детям радость, удовольствие, перед разучиванием техники движений нецелесообразно.
4. Стимулировать внимание учеников в отдельные моменты урока, подчеркивая важность выполняемых действий.
5. Постепенно раскрывать в разучиваемом упражнении все новые и новые нюансы. Показывать различные варианты выполнения данного упражнения.
6. Устранять причины отрицательного отношения учеников к разучиваемым упражнениям, возникшим, например, из-за боязни.
7. Заранее организовать место для занятия, чтобы не возникали потери времени на поиск спортивного инвентаря, организацию рабочего места (подготовку гимнастического снаряда и т.д.).
Поскольку внимание проявляется в деятельности, внимательность формируют и развивают только в процессе деятельности. Особое значение имеет развитие произвольного внимания, которое возможно только при наличии волевых усилий. В данном случае развитие волевых качеств означает и развитие внимания. Следовательно, деятельность должна быть такой, чтобы побуждать учащихся к проявлению и развитию волевых качеств [10].
Выводы по 2 главе
Итак, внимание обеспечивает целенаправленность и сосредоточенность познавательной деятельности человека, усиливает восприятие и память, активизирует мышление. Поэтому чрезвычайно важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития.
Наличие внимания в учении играет большую роль. Внимательно слушая объяснения учителя на уроке, ученик лучше воспринимает, понимает и запоминает его содержание. Главная задача – постоянно поддерживать умственную активность учащихся, требующую напряжения внимания. Если ученики на уроке всё время заняты делом, требующим внимания, и учитель контролирует и оценивает их труд, они будут активны и внимательны на протяжении всего урока. Если же мысль учеников бездействует, им становится скучно, они отвлекаются, начинают заниматься посторонними делами.
Внимание учащихся поддерживается четкой организацией всего урока - четкой логикой, темпом урока, уплотненностью (каждую долю секунды на уроке ученик должен иметь определенную умственную нагрузку). Учителю необходимо знать, в чем заключаются особенности внимания младшего школьника, его личностные качества.
Занятия физической культурой могут сыграть немаловажную роль в развитии внимания, так как младшие школьники очень активны и любят уроки физической культуры.
внимание урок школьник физический культура
Заключение
Внимание – это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и является одной из сторон психической деятельности. Внимание является необходимым условием любого вида деятельности.
В физическом воспитании, как в любой другой деятельности, внимание является обязательным компонентом. Без этого деятельность не может быть продуктивной. В учебном процессе педагог должен тщательно работать над организацией внимания ребенка, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Развитие произвольного внимания является одним из важнейших приобретений, тесно связанных с формированием у ребенка волевых качеств.
В развитии внимания существенным является его интеллектуализация, которая совершается в процессе умственного развития ребенка: внимание, опирающееся сначала на чувственное содержание, начинает переключаться на мыслительные связи. В результате расширяется объем внимания.
В младшем школьном возрасте возникает целый ряд предпосылок для эффективного развития внимания. К таким предпосылкам можно отнести: ведущий вид деятельности младшего школьника - учение, существенно изменяющее мотивы его поведения, открывающее новые источники развития его познавательных и нравственных сил; выдвижение в качестве ведущих познавательных потребностей младшего школьника, а также их взаимосвязь с потребностью во внешних впечатлениях как основной движущей силы развития психики младшего школьника и др.
На уроках физической культуры следует использовать все типы внимания ученика. Если на уроке преобладает произвольное внимание учащихся, увеличивается психическое напряжение, что со временем может привести школьников к потере интереса и чувства удовлетворения от занятий. Неконтролируемая активизация непроизвольного внимания влечет за собой переход учебного занятия в акт развлечения, и решение образовательных и воспитательных задач становится невозможным.
Поскольку основой непроизвольного внимания служат интересы, для развития достаточно плодотворного непроизвольного внимания необходимо в первую очередь развивать достаточно широкие и надлежащим образом направленные интересы. Интересы учащихся к урокам физической культуры отличаются достаточным разнообразием: стремлением укрепить здоровье, сформировать тело, развить физические и психические качества (волю и т.д.). Младшими школьниками прежде всего управляет интерес к двигательной активности вообще (на основе первичных мотивов). В силу возрастных особенностей они любят бегать, прыгать и играть.
Произвольное внимание по существу является одним из проявлений волевого типа деятельности. Способность к произвольному вниманию формируется в систематическом труде. Развитие произвольного внимания неразрывно связано с общим процессом формирования волевых качеств личности. Поскольку любые физические упражнения связаны с мышечным напряжением, то систематически повторяемые даже незначительные, но многочисленные двигательные действия невозможны без определенных волевых усилий.
Волевое усилие развивается при преодолении различных препятствий и трудностей. Занятия физическими упражнениями связаны с необходимостью преодолевать многообразные трудности. Поэтому на уроках физической культуры учитель должен систематически использовать многочисленные возможности занятий физическими упражнениями.
Воля младших школьников ярко проявляется в умении произвольно сосредоточивать свое внимание. Выполнение даже обычных требований и правил по соблюдению порядка, организованности и внимания на уроках физической культуры представляет значительные трудности для учащихся и способствует воспитанию умения владеть собой.
Таким образом, занятия физической культуры играют огромную роль в решении задач по формированию и развитию внимания учащихся.
Список литературы
1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968. - 367 с.
2. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание / С.В. Герасимов // Вопросы психологии. - 1994. - № 3 - С. 88-93.
3. Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1996. - 238 с.
4. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М., 2000. - 192 с.
5. Гоноболин, Ф.Н. Внимание и его восприятие / Ф.Н. Гоноболин. - М., 1972. - 128 с.
6. Зайцева, С.А. Памфил Данилович Юркевич о психологии обучения младших школьников / С.А. Зайцева // Начальная школа. - 2004. - № 2 - С. 7-11.
7. Качашкин, В.М. Методика физического воспитания / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1980. - 246 с.
8. Качашкин, В.М. Физическое воспитание в начальной школе / В.М. Качашкин. - М.: Просвещение, 1978. - 280 с.
9. Коржуев, А.В. Познавательные затруднения в учении школьников / А.В. Коржуев // Педагогика. - 2000. - № 1. - С 27-32.
10. Косов, Б.Б. Психомоторное развитие младших школьников / Б.Б. Косов. - М., 1989. - 319 с.
11. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность школьников / Н.С. Лейтес. - М., 2000. - 262 с.
12. Маркова, А.А. Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников / А.А. Маркова // Начальная школа. - 2001. - № 2 - С. 89.
13. Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, К.Т. Патрина. - М.: Просвещение, 1976. - 316 с.
14. Никольская, А.А. Возрастная и педагогическая психология / А.А. Никольская. - Дубна.: Феникс +, 2001. - 231 с.
15. Петровский, А.В. Введение в психологию / А.В. Петровский. - М., 1995. - 272 с.
16. Прохоров, А.О. Особенности психических состояний младших школьников в учебной деятельности / А.О. Прохоров // Вопросы психологии. - 1998. - № 4 - С. 42-53.
17. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 30-55.
18. Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания детей шестилетнего возраста (круглый стол) // Вопросы психологии. - 1984. - № 5. - С. 49-86.
19. Прядехо, А.А. Алгоритм развития познавательных способностей учащихся / А.А. Прядехо // Педагогика. - 2002. - № 3. - С. 8-15.
20. Тарасова, Л.Е. Коллективное внимание младших школьников / Л.Е. Тарасова // Начальная школа. - 2003. - № 10 - С.95-98.
21. Улынкова, У.В. Исследование психологической готовности шестилетних детей к школе / У.В. Улынкова // Вопросы психологии. - 1983. - № 4. - С. 62-69.
22. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М., 2002. - 264 с.
Приложение
КОНСПЕКТ УРОКА «В СТРАНЕ ИГРУШЕК»
Инвентарь: свисток; три флажка (красный, желтый, зелёный); гимнастическая скамейка; 5-6 конусов-ориентиров; две дуги (высота 60 см, ширина 60 см); коврики по количеству занимающихся (для выполнения упражнений в партере); мячи (их вдвое меньше количества учащихся); магнитофон.
Вводная часть (8 мин.)
Построение в шеренгу, приветствие.
Учитель предлагает детям отправиться в
Страну игрушек:
«Чтобы путешествие
Мы могли начать,
Постарайтесь, дети,
Загадку отгадать:
В поле лестница лежит –
Дом по лестнице бежит».
Игровое упражнение в ходьбе с препятствиями «Поезд». Перестроение в колонну по одному поворотом на месте. Направляющий - «паровоз», остальные дети - «вагончики» обхватывают друг друга за пояс (целесообразно организовать несколько «поездов» по 6-7 человек). Поезда перемещаются по «рельсам» (подготовленной разметке), преодолевая такие препятствия, установленные по периметру площадки: а) «мост» - ходьба по гимнастической скамейке; 6) «горы» - ходьба «змейкой» между конусами-ориентирами (интервал 60-70 см); в) «тоннель» - передвижение с подлезанием под дугами 1 (интервал 200 см, первая дуга - «въезд в туннель», вторая - «выезд из туннеля»).
Учитель находится в точке наилучшего обзора с тремя флажками (красным, жёлтым, зелёным). Дети действуют по сигналу: красный флажок - стоят, жёлтый - идут в медленном темпе, зелёный - передвигаются в ускоренном темпе. Учитель подаёт 4-5 сигналов через разные промежутки времени.
Информация о работе Методика развития внимания у младших школьников на уроке физической культуры