Методы коррекции семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание

Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Определение и функции семьи 4
1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение 6
Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика 9
2.1. Характеристика семейных конфликтов 9
2.2. Причины конфликтов 12
Глава 3. Методы коррекции семейных отношений 19
Заключение 23
Список используемой литературы 24

Работа состоит из  1 файл

для коньроль 2 по конфликтол.docx

— 119.51 Кб (Скачать документ)

рода.

Семейные конфликты

     Введение 

     Конфликтология — относительно молодая наука. В завершенном виде она появилась лишь к середине XX в. Но конфликты существовали всегда, а первые попытки их осмысления относятся к глубокой древности.

     Древние философы считали, что сам по себе конфликт не плох и не хорош, он существует повсюду независимо от мнений людей  о нем. Весь мир полон противоречий, с ними неизбежно связана жизнь  природы, людей и даже Богов. Правда, сам термин «конфликт» они еще  не употребляли, но уже видели, что  конфликт не исчерпывает собой всей жизни, а представляет собой лишь ее часть.

     Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившейся на стыке многих наук и прежде всего – социологии и психологии.

     Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов XX века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе» (1957), а также Л. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов» (1956).

     В этот же период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря  исследованиям М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт и др. психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление.

     Исследования  в области социологии конфликта  и особенно в области психологии конфликта способствовали развитию конфликтологической практики. Становление конфликтологической практики происходит в 70-е годы XX столетия. В этот период Горовиц и Бордман создают программу психологического тренинга, направленного на обучение конструктивному поведению в конфликтном взаимодействии. Ч. Освуд разработал методику ПОИР (Постепенные и обоюдные инициативы по разрядке напряженности), предназначенную для разрешения международных конфликтов.

     В становлении конфликтологической практики особое место заняли переговорные методики разрешения конфликта (Д. Скотт; Ш. и Г. Боуэр; Г. Келман и др.). Разработка технологий переговоров с участием посредника-медиатора (В. Линкольн, Л. Томпсон, Р. Рубин и др.) привела к созданию в США в 1970-1980-х годах учебных заведений по подготовке специалистов-медиаторов. В этот период всемирную известность приобрел Гарвардский метод «принципиальных переговоров» Р. Фишера и У. Юри.

     В 1980-е годы возникают конфликтологические центры в США и других странах мира. А в 1986 году в Австралии по инициативе ООН создается Международный центр разрешения конфликтов. В России первый центр по разрешению конфликтов был создан в Санкт-Петербурге в 1993 году.

     Понятие «конфликт» (от лат. Conflictus-столкновение) имеет не одну интерпретацию . В философии – это категория, отражающая стадию (фазу и форму) развитие категории «противоречие», когда существующие противоположности превращаются крайние противоположности (полярность, антагонизм), достигая момента взаимоотрицания друг-друга и снятия противоречия.

     Но, рассматривая исходные позиции для  определения понятия «конфликт», А.Г. Здравомыслов считает неправомерной попытку подвести его под более широкую категорию противоречий, поскольку противоречия, по его мнению, далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация интересов. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт, как полагает английский политолог Э. Гидденс, ещё не наступает.

     Существует  огромное разнообразие конфликтов в  обществе, что определяется основаниями  их возникновения.

     Семейные  конфликты являются одной из самых  распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов, в 80-85 % семей  происходят конфликты, а в остальных 15-20 % возникают ссоры по различным  поводам.

     В соответствии с поставленной целью  контрольной работы рассматривается  следующие задачи:

     Выявить причины возникновения семейных конфликтов;

     Классифицировать  семейные конфликты;

     Определить  возможности предупреждения и разрешения семейных конфликтов. 
 

  Содержание 
 

  Введение          3

  Глава 1. Определение и функции семьи     4

         1.1. Факторы обуславливающие семейное нарушение  6

  Глава 2. Семейные конфликты и их характеристика    9

         2.1. Характеристика  семейных конфликтов    9

         2.2. Причины конфликтов      12

  Глава 3. Методы коррекции семейных отношений    19

  Заключение         23

  Список  используемой литературы      24 

 

   Введение 

            Только  те семейные и общественные отношения и могут  быть крепки, которые  вытекают из внутреннего  убеждения и оправдываются  добровольным, разумным согласием всех в  них участвующих. 

Н. А. Добролюбов 

  Семья – это основанное на браке или  кровном родстве объединение  людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

  Бытом многих семей правят сейчас три докультуры: психологическая неграмотность – незнание женской и мужской психологии, азов эмоционального общения в семье; половое невежество – незнание законов человеческой сексуальности, разладов мужской и женской половой природы и способов их смягчения; воспитательная неграмотность – незнание коренных отличий детской психологии от взрослой, неумение воспитывать детей в ключе их психологии и в духе нынешнего образа жизни.

  Эти три невежества чрезвычайно усложняют  жизнь большинства семей, особенно молодых, тогда как знания могут  очень помочь им. Впрочем, одних знаний здесь явно не хватает. Знания не нить Ариадны, которая сама выводит из лабиринта. Это скорее компас, который  показывает на полюс счастья, а дойдём мы до него или нет – зависит  от наших усилий, от того, сумеем мы или не сумеем отыскать свою дорогу к этому полюсу, дорогу, которая  отвечает неповторимому складу наших  характеров, чувств, отношений.

  Семья попала сейчас в океан бедствий. Взрыв разводов и одиночества, лавина несчастий и недобрых нравов –  ещё никогда в истории человечества не было такого острого семейного  кризиса. Кризис этот рождён и небывалыми противоречиями жизни и тем, что  мы из рук вон плохо разрешаем  их.

  Данная  курсовая работа посвящена изучению основных причин возникновения семейных конфликтов. Предметом – причины  семейного конфликта, а объектом изучения является сам конфликт.

  Работа  состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

 

   Глава 1. Определение  и функции семьи 

  По  определению Соловьева Н.Я., семья  “малая социальная группа общества, важнейшая  форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе  и родственных связях, т.е. отношениями  между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и  другими родственниками живущими вместе и ведущими одно хозяйство”. Не надо говорить какую роль играет семья в жизни отдельной личности и общества в целом её значение велико. Остановимся на важнейших интегральных характеристиках семьи. Ими являются её функции структура и динамика.  

  Функции семьи. Это сферы жизнедеятельности семьи непосредственно связанные с удовлетворением определенных её потребностей её членов. Охарактеризуем личностное и общественное значение важнейших функций семь в обществе.

  1. воспитательная функция состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьей, обеспечивает социализацию подрастающего поколения;
  2. хозяйственная функция заключается в удовлетворении материальных потребностей семьи. В этом смысле семья обеспечивает восстановление затраченных при физическом труде сил;
  3. эмоциональная функция реализуется в удовлетворении потребностей семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья;
  4. функция духовного общения – эта функция проявляется в удовлетворении потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества;
  5. функция первичного социального контроля обеспечивает выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто не обладает в достаточной степени способностью строить своё поведении в полном соответствии с социальными нормами. Это касается пожилых людей, детей и тех членов семьи, которые страдают каким- либо  физическим недугом;
  6. сексуально-эротическая функция реализуется в сексуально эротических потребностях членов семьи, семья в этом смысле осуществляет регулирование сексуально эротической направленности поведения членов семьи, а также обеспечивает биологическое воспроизводство общества.

  В современной семье значительно  возросло значение таких функций, как  эмоциональная, функция духовного  общения, сексуально-эротическая и  воспитательная. Брак рассматривается в наше время как союз, основанный на эмоциональных связях больше чем на хозяйственно материальных.

  Следует обратить внимание на нарушения функций  семьи, которые затрудняют или препятствует  выполнению семьей её функций, и представляют одну из особенностей её жизнедеятельности. Перечислим основные факторы, способствующие нарушению реализации функций семьи:

  • личностные особенности членов семьи (характер, темперамент, ценностные ориентации и т.п.);
  • взаимоотношения между членами семьи, а также уровень сплоченности и взаимопонимания в семье;
  • определенные условия жизни семьи.

  Например, рассмотрим факторы, способствующие нарушению  реализации воспитательной функции  семьи. К таким факторам могут  быть отнесены: 

  • неполный состав семьи;
  • недостаточный уровень знаний и навыков родителей по воспитанию детей;
  • негативность отношений между родителями;
  • конфликтность семьи (не только по вопросам воспитания но и по иным вопросам касающимся воспитания семьи);
  • вмешательство со стороны родственников в воспитании детей.
 

  Структура семьи. Позволяет определить, каким образом распределены обязанности и права между её членами, кто осуществляет руководство, а кто исполнение. С точки зрения структуры можно выделить такие семьи, в которых руководство и организация всех её функций сосредоточены в руках одного её члена семьи (централизованный, авторитарный стиль), семья, где все члены семьи принимают участи в решении тех или иных проблем (демократическая система отношений).

  Наиболее  распространенная возрастная структура  семей в нашем обществе – это  семья, включающая мужа, жену, детей  и кого-нибудь из старшего поколения (бабушку, дедушку).

  Семья чаще всего ориентирована на равноправное распределение прав и обязанностей, а так же на равное участие в  решении всех семейных проблем.

  Нарушения структуры семьи – это такие  особенности её структуры, которые  препятствуют выполнению её функций. Это  может быть неравномерное распределение  хозяйственно бытовых обязанностей между супругами, т.к. мешает удовлетворению потребности одного из супругов в  становлении физических сил, в удовлетворении духовных потребностей. Ещё одной  из причин является семейный конфликт. 

  Динамика  семьи. Структура и функции семьи изменяются на различных этапах жизнедеятельности семьи. Существуют несколько периодизаций жизненного цикла семьи на основе наличия или отсутствия детей в семье, а также их возраста.

Информация о работе Методы коррекции семейных отношений