Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.
Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
Сформулировать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Введение
1. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
1.1 Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нормой
1.2 Понятие мышления и его классификация
1.3 Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики экспериментального исследования
2.2 Анализ полученных данных
2.3 Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Возникновение человеческого мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, основной формой которой является труд, становление человеческой психики, возникновение языка. Развитие мышления отдельного человека выступает, прежде всего, как часть исторического развития мышления, познания всего человечества. Для того, чтобы понять то новое, что возникает на уровне человека, необходимо постоянно соотносить психику человека и животных, деятельность человека и поведение животных [18].
В историческом плане деятельность человека возникает как коллективная деятельность, совместная, из которой лишь позднее выделяется деятельность индивидуальная. Соотношение индивидуального и социального – одна из центральных проблем психологии мышления [11].
Согласно теории Л.С. Выготского,
высшие психические функции, а к
ним он относил и словесно-логическое
мышление, возникают в процессе общения,
совместной деятельности, как функции,
"разделенной между людьми",
и лишь позднее становятся индивидуальными
функциями. Если трудовые процессы опосредованы
орудием, то высшие психические процессы
опосредованы знаками, важнейшую роль
среди которых играет язык. Процесс
порождения новых целей, то есть действий
в совместной практической деятельности,
гипотетически можно
Для психологии мышления решающим
событием является такая стадия общественного
разделении труда, когда труд умственный
отделяется от труда физического. Мышление
впервые приобретает форму
Изучение исторического развития познавательных процессов и, в частности, мышления составляет специальный раздел психологической науки. Структура познавательной деятельности на отдельных этапах исторического развития не остается неизменной важнейшими формами познавательных процессов – восприятия и обобщения, умозаключения и рассуждения, воображения и анализ внутренней жизни – имеют исторический характер и меняются с изменением условий общественной жизни и овладением основами знаний.
Развитие мышления происходит
не только в эволюционном, историческом,
но и онтогенетическом аспектах. Онтогенез
человеческого мышления изучен лучше
всего применительно к
М.Н. Поддъяков систематически изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитие детского мышления анализируется с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности [25].
В ходе развития практических преобразований объектов возникает такое их свойство, как пошаговый характер. Это свойство проявляется в том, что преобразование осуществляется детьми определенными порциями, последовательными актами. После каждого такого акта происходит мыслительный анализ наступивших изменений. Основная линия развития наглядно-образного мышления заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частей. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы [14].
Наглядно-образное мышление играет важную роль в формировании у детей понимания процессов изменения и развития предметов и явлений. Развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с формированием логического мышления. Неотчетливые знания играют положительную роль в умственном развитии человека, необходимо обратить особое внимание на развитие сильных сторон комплексного мышления, которое является ведущим на протяжен значительного периода дошкольного детства и имеет чрезвычайно важное значение в общем умственном развитии детей [6].
Специальное направление
исследований онтогенетического развития
мышления образует работы, посвященные
анализу роли речи в развитии познавательных
процессов. Известный психолог А.Г.
Лурия считал, что изучение речи,
ее развития и роли в формировании
психических процессов
Исследование развития мышления
в школьном возрасте показали важную
роль усваиваемых ребенком теоретических
обобщений. В настоящее время
можно считать установленным, что
при определенном содержании и методах
обучения уже у младших школьников
обнаруживаются такие познавательные
возможности, которые позволяют
детям успешно усваивать
И.С. Якиманской систематически
изучалось развитие образного мышления
школьников. Создание образов и оперирование
ими – это уровни развития пространственного
мышления. Деятельность представливания
характеризуется особыми
Онтогенетический аспект развития мышления человека не сводится, конечно, к тем изменениям, которые можно обнаружить в мышлении дошкольников и школьников, он включает в себя изучение развития мышления человека на протяжении всего жизненного пути.
В основе психического развития детей с нарушенным слухом, лежат те же закономерности, что и в норме. Однако имеются некоторые особенности, которые обусловлены и первичным дефектом, и вторичными нарушениями: замедленным овладением речью, коммуникативными барьерами и своеобразием развития познавательной сферы. Следует отметить, что дети с нарушениями слуха делятся на слабослышащих и глухих, и их развитие познавательной деятельности и личности отличаются, имеют свои особенности.
Вопросами развития познавательной деятельности у детей с нарушениями слуха в нашей стране занимались Т.А.Григорьева, Л.В.Занков, Д.М.Маянц, М.М.Нудельман, Т.В.Розанова, В.А.Синяк, И.М.Соловьев, Л.И.Тигранова, Ж.И.Шиф, Н.В.Яшкова и другие.
Познание человеком
У детей с нарушениями
слуха, как было отмечено выше, наблюдаются
особенности как в физическом
развитии, так и в формировании
чувственной основы на уровне ощущений.
Все это сказывается и на развитии
восприятия. Анализ хватательных движений
характеризуется отсутствием
Когда же он овладевает ходьбой (около полутора лет) и начинает свободно передвигаться, кардинально меняется его отношение с предметным миром. У него не только возникает интерес к предметам и явлениям окружающего мира, но и отмечается активная деятельность с предметами, хотя характер этих действий остается на уровне манипуляций. Подлинные предметные действия с опорой на функциональное назначение предмета, использование способов действия, закрепленных в человеческом опыте, только начинают складываться. Общее развитие совпадает с развитием нормально слышащих детей: осваивается специфическое манипулирование предметами, появляется возможность функционального использования некоторых предметов на основе развития подражания. Основу подражания у детей все чаще составляют элементы восприятия. Они начинают вычленять свойства и качества объектов (цвет, форму, величину), воспринимать пространственные отношения между объектами и учитывать свойства объектов в процессе практической деятельности с ними. Происходит развитие соотносящих предметных действий.
Все эти изменения происходят без специального обучения, спонтанно, стихийно и развиваются чрезвычайно медленно и неравномерно. Описанная тенденция развития не соответствует всей совокупности развития детей раннего возраста в норме. Эти компоненты развития появляются, как правило, после двух лет, у многих - к трем годам.
Все эти данные свидетельствуют
об отставании сенсорного развития детей
с нарушениями слуха раннего
возраста от уровня нормально развивающихся
детей того же возраста, у которых
практическая ориентировка на свойства
предметов развивается в конце
первого - начале второго года жизни.
Отставание в сенсорном развитии
детей раннего возраста с нарушениями
слуха связано с вторичными дефектами:
недоразвитие деятельности, отставание
в развитии общения со взрослыми
как речевого, так и невербального.
Этим детям, как правило, еще недоступны
самостоятельный анализ ситуации, выделение
существенных для выполнения данной
деятельности свойств и отношений
объектов. У некоторых детей только
начинает складываться подражание действиям
взрослого, часть же детей совсем
не ориентируется на свойства предметов,
возникает бессодержательное
Мышление дошкольников с нарушенным слухом.
Отставание в развитии предметной и орудийной деятельности не только сказывается на формировании чувственной основы, но и находит свое отражение в уровне развития наглядного мышления у детей с нарушением слуха. Эта сторона познавательной деятельности ребенка является центральной линией становления человека. В процессе восприятия ребенок получает сведения о внешних качествах вещей (форме, цвете, величине и т. д.), используя определенные, выработанные человеком средства познания. Иные средства нужны, когда перед ребенком возникает необходимость выделения скрытых свойств и связей объектов. Такое изменение содержания познавательной деятельности влечет за собой и ее принципиальное изменение, направленное на активное преобразование объектов. Различные практические действия с предметами позволяют ребенку выявить такие их свойства, которые недоступны непосредственному восприятию. Перед ним впервые начинают раскрываться связи между предметами, возможность воздействовать одним предметом на другой. Отсюда следует, что наряду с развитием восприятия, при усвоении предметных действий, у ребенка формируются и основные компоненты мышления.
Начальные проявления мышления относятся к концу первого -началу второго года жизни, когда он овладевает практическими действиями, направленными на достижение цели и основанными на выявлении элементарных связей между объектами. Умение получать исходные сведения об объекте в процессе практической деятельности связано с развитием наглядно-действенного мышления.
Этапы развития детского мышления
определяются последовательным возникновением
и развитием все более сложных
форм практической деятельности, т. е.
если сначала ребенок познает
готовые связи, то в дальнейшем учится
выявлять скрытые связи между
предметами или предметом и действием.
В развитии мышления детей все
большее место занимает формирование
у них способности к обобщению.
Овладение способами действия с
какими-то предметами и перенос этих
способов на другие — одно из первых
доступных ребенку раннего
Как известно из опыта, ребенок
на начальном этапе при решении
практических задач ориентируется
на внешнее сходство между ситуациями,
затем, уже в дошкольном возрасте,
он начинает улавливать внутренние механические
связи и отношения между
Информация о работе Наглядно-образное мышление детей с нарушением слуха