Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.
Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
Сформулировать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Введение
1. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
1.1 Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нормой
1.2 Понятие мышления и его классификация
1.3 Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики экспериментального исследования
2.2 Анализ полученных данных
2.3 Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Обобщение опыта опосредованной
деятельности ребенка подготавливает
функциональную основу для усвоения
обобщенного опыта, данного ребенку
в слове. С формированием первых
обобщений связано развитие более
сложной формы мышления — наглядно-образной,
что представляет собой более
высокий уровень умственного
развития. В это время ребенок
уже способен открывать новые
связи в плане представлений.
Способность к оперированию представлениями
есть результат различных линий
развития ребенка: развитие восприятия,
предметной и орудийной деятельности,
развитие речи и игры и т. д. К трем
годам изменяется и ведущий вид
деятельности ребенка. На смену предметной
деятельности и элементам сюжетной
игры приходит сюжетно-ролевая игра,
существенной стороной которой является
образно-символический
Следовательно, переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесному мышлению происходит на основе более высокого типа ориентировки при активизации речевых форм общения в процессе этой практической деятельности. Это особенно важно для перехода к решению задач в словесном плане.
Изучение состояния наглядных
форм мышления у детей с нарушениями
слуха свидетельствует об отставании
не только в развитии наглядно-образного,
но и наглядно-действенного мышления.
Формирование наглядно-действенного практического
мышления протекает у них со значительным
отставанием во времени и с
некоторыми количественными и
Наглядно-действенное мышление,
как и другие его формы, связано
с проблемными ситуациями, в которых
ребенок не может действовать
привычными способами. Исходя из того,
что задачи на уровне наглядно-действенного
мышления решаются через практические
действия, важен тот способ выполнения
задания, который выбирает ребенок.
У детей с нарушениями слуха
в большинстве случаев
При выполнении заданий как те, так и другие дети прибегают к пробам, но характер этих проб бывает разный. У слышащих детей пробы носят осознанный характер, направлены на понимание существенных связей. Дети с нарушением слуха, особенно 3—5 лет, прибегают к многократным пробам, но в большинстве случаев они не анализируют их, и поэтому нерезультативные пробы не отбрасываются. Это говорит о том, что пробы часто не являются ориентировочными, не ведут к оценке ситуации, к вычислению наиболее простых, лежащих на поверхности вариантов, близких к действию силой. Такой характер проб связан с тем, что внимание детей при выполнении задания направлено на цель, а не на средство, способ ее достижения. Соответственно у данной категории детей по сравнению со слышащими больше преобладает ориентировка на несущественные признаки.
У большинства детей с
нарушениями слуха можно
Значительно медленнее, чем
у слышащих, идет переход к свернутой
ориентировке, ведущей к безошибочному
выполнению задания. Даже среди тех
детей, которые достигают
Большинство детей с нарушениями
слуха остаются на низком уровне ориентировки
в задании на протяжении всего
дошкольного возраста. В то же время
решение задач в образном плане
требует значительно более
Значительным качественным
отличием в действиях детей с
нарушениями слуха является то, что
у них речь не участвует в процессе
решения ими наглядных задач.
У слышащих детей принцип решения
задачи, вычлененный в действии,
фиксируется и обобщается в речи.
В дальнейшем дети могут оперировать
выделенными закономерностями, о
чем свидетельствует появление
планирующей речи. У детей с
нарушениями слуха такая
Дети с нарушением слуха
имеют ряд особенностей в психофизическом
развитии, общении, порожденных первичным
недостатком – нарушением слуха.
Эти особенности не позволяют
слабослышащим эффективно развиваться,
овладевать знаниями, приобретать жизненно-
Основой классификации являются следующие критерии: степень потери слуха, время потери слуха, уровень развития речи (Р.М. Боскис). В соответствии с этими критериями выделяют следующие группы детей.
"Группа слабослышащих
детей также неоднородна. В
зависимости от степени
Таким образом, на основе измерения слуха, с одной стороны, и исследования речи – с другой, выделяются 4 группы детей с недостатками слуха. Психическое развитие детей с нарушенным слухом проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним.
Это – особый вид дизонтогенеза – дефицитарное развитие. Первичный дефект, нарушение слуха, ведет к недоразвитию речи – функции, связанной со слухом наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда других функций, связанных с нарушенным слуховым восприятием опосредованно. Эти нарушения развития частных психических функций тормозят психическое развитие в целом.
Психическое развитие детей
с нарушенным слухом подчиняется
в процессе обучения закономерностям,
которые обнаруживаются в развитии
нормально слышащих детей. Вместе с
тем у них проявляются
Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии, менее точное и длительное хранение наглядного материала (зрительных образов хорошо знакомых детям предметов) отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10–11 лет). На последующих этапах онтогенеза дети с нарушенным слухом не отстают по этим параметрам от нормально слышащих сверстников.
Следующей закономерностью,
наблюдающейся у всех категорий
аномальных детей, является трудность
словесного опосредствования. У детей
с нарушенным слухом эта закономерность
может иметь преходящий характер.
При адекватных условиях обучения соотношение
непосредственного и
Кроме того, для всех типов
аномального развития характерно замедление
процесса формирования понятий. У детей
с нарушениями слуха эта
В психическом
развитии детей с нарушенным слухом
выделяют две характерные
Первая из них состоит в том, что из-за поражения слуха объем внешних воздействий на глухого ребенка ограничен, взаимодействие со средой обеднено, общение с окружающими людьми затруднено, в то время как необходимым условием успешного психического развития всякого ребенка является значительное возрастание количества, разнообразия и сложности внешних воздействий.
Вследствие этого ограничения
психическая деятельность такого ребенка
упрощается, реакции на внешние воздействия
становятся менее сложными и разнообразными,
формирующаяся система
Вторая закономерность – отличия в темпе психического развития у детей с нарушениями слуха по сравнению с нормально слышащими детьми.
Различия в психической деятельности между слышащим и глухим ребенком, незначительные на начальных этапах онтогенеза, возрастают в течение последующего времени. Так происходит до определенного этапа, когда вследствие систематического сурдопедагогического воздействия различия перестают нарастать и даже уменьшаются. Чем благоприятнее условия, тем быстрее и значительнее сближается развитие ребенка с нарушенным слухом с развитием нормально слышащего ребенка.
наглядный образный мышление слабослышащий ребенок
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики экспериментального исследования
В данной работе проводился констатирующий эксперимент для детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и детей с нарушенным слухом.
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом имеются различия в сформированности наглядно-образного мышления по сравнению с нормальными детьми их возраста.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ комбинированного вида №194 в группе "Яблонька". Всего было обследовано 30 испытуемых, из которых составили контрольную группу 15 детей в норме, а экспериментальную – 15 детей с нарушенным слухом.
Информация о работе Наглядно-образное мышление детей с нарушением слуха