Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:15, курсовая работа
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Провести констатирующий эксперимент, с целью выявления особенностей наглядно-образного мышления детей с нарушенным слухом, по сравнению с нормальными детьми.
Провести анализ результатов констатирующего эксперимента.
Сформулировать методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Введение
1. Теоретические основы проблемы наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
1.1 Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нормой
1.2 Понятие мышления и его классификация
1.3 Особенности развития наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
1.4 Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушенным слухом
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики экспериментального исследования
2.2 Анализ полученных данных
2.3 Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с нарушенным слухом
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Им. Г. Р. ДЕРЖАВИНА»
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНЫХ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КРИВОБОКОВА МАРГАРИТА ВАСИЛЬЕВНА
ОСОБЕННОСТИ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Допущена к защите
заведующей кафедрой, к.п.н.
профессор Иванова Н.Н.
__________________
ТАМБОВ 2012
Содержание
Введение
1. Теоретические основы
проблемы наглядно-образного
2. Констатирующий эксперимент и его анализ
2.1 Организация и методики
экспериментального
2.2 Анализ полученных данных
2.3 Методические рекомендации
по развитию наглядно-
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Введение
Проблема развития детского мышления является предметом научного исследования психологов и педагогов в течение многих лет. В настоящее время в отечественной психологии достаточно отчетливо охарактеризованы три основные стадии развития детского мышления: наглядно-действенная, наглядно-образная и словесно-логическая.
Итогом интеллектуального
Исследования Н.Н. Поддъякова показали, что в процессе предметной деятельности ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме. В форме представлений, которые в совокупности с элементарными понятиями могут быть ядром иерархической системы знаний. Работы по специфике детского мышления А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Л.А. Венгера, Г.И. Минской, Н.Н. Поддъякова также вскрывают тесную связь мышления дошкольника с практической деятельностью.
В связи с этим, исследования
особенностей наглядно-образного мышления
детей дошкольного возраста с
нарушениями слуха в настоящее
время являются актуальными, так
как прямо связаны с
Цель: Выявить особенности развития наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Задачи: 1. Изучить особенности наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом.
Гипотеза: у детей дошкольного возраста с нарушенным слухом имеются различия в сформированности наглядно-образного мышления по сравнению с нормальными детьми их возраста.
Объект исследования: дети 5-6 лет с нормальным развитием и с нарушениями слуха.
Предмет исследования: Особенности интеллектуальной деятельности у детей 5-6 летнего возраста с нормальным развитием и с нарушениями слуха.
Методы: Для выявления особенностей наглядно-образного мышления был проведен анализ качества выполнения тестовых заданий детьми в норме и детьми с нарушениями слуха. Были использованы методики для оценки уровня развития наглядно-образного мышления:
1. Теоретические
основы проблемы наглядно-
Методологической основой выявления сущности наглядно-образного мышления являются труды Мухиной В.С., Елесиной Г.Е., Мульдарова В.К., Брунера Н., Калмыковой З.И., Обуховой Л.Ф., Семенова И.Н., Марцинковской Т.Д., Поддъякова Н.Н.
В дошкольном детстве ребенку
приходится разрешать все более
сложные и разнообразные
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышление все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.
Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.
Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек [26].
Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.
Установление причинно-
Наблюдение тех или
иных явлений, собственный опыт действий
с предметами позволяют старшим
дошкольникам уточнять представления
о причинах явлений, приходить путем
рассуждений к более
К концу дошкольного возраста дети начинают решать довольно сложные задачи, требующие понимания некоторых физических и других связей и отношений, умения использовать знания об этих связях и отношениях в новых условиях.
Значение усвоения знаний для развития мышления. Расширение круга задач, доступных мышлению ребенка, связано с усвоением им все новых и новых знаний. В самом деле, невозможно решить, например, задачу о чае для охотников, не зная, что снег при нагревании превращается в воду, или задачу о расстоянии, на которое прокатился мяч, не зная, что по гладкой поверхности движение осуществляется легче, чем по шероховатой [5].
Получение знаний является обязательным условием развития мышления детей. Дело в том, что усвоение знаний происходит в результате мышления, представляет собой решение мыслительных задач. Ребенок попросту не поймет объяснений взрослого, не извлечет никаких уроков из собственного опыта, если не сумеет выполнить мыслительных действий, направленных на выделение тех связей и отношений, на которые ему указывают взрослые и от которых зависит успех его деятельности. Когда новое знание усвоено, оно включается в дальнейшее развитие мышления и используется в мыслительных действиях ребенка для решения последующих задач.
Развитие мыслительных действий. Основу развития мышления составляют формирование и совершенствование мыслительных действий. От того, какими мыслительными действиями владеет ребенок, зависит, какие знания он может усвоить и как он их может использовать. Овладение мыслительными действиями в дошкольном возрасте происходит по общему закону усвоения и интериоризации внешних ориентировочных действий. В зависимости от того, каковы эти внешние действия и как происходит их интериоризация, формирующиеся мыслительные Действия ребенка принимают либо форму действия с образами, либо форму действия со знаками - словами, числами и др.
Действуя в уме с
образами, ребенок представляет себе
реальное действие с предметом и
его результат и таким путем
решает стоящую перед ним задачу.
Это уже знакомое нам наглядно-образное
мышление. Выполнение действий со знаками
требует отвлечения от реальных предметов.
При этом используются слова и
числа как заместители
Правильность решения
практической или познавательной задачи,
требующей участия мышления, зависит
от того, сможет ли ребенок выделить
и связать те стороны ситуации,
свойства предметов и явлений, которые
важны, существенны для ее решения.
Если ребенок пытается предсказать,
поплывет предмет или утонет, связывая
плавучесть, например, с величиной
предмета, он только, случайно, может
угадать решение, так как выделенное
им свойство в действительности несущественно
для плавания. Ребенок, который в
этой же ситуации связывает способность
тела плавать с материалом, из которого
оно сделано, выделяет значительно
более существенное свойство; его
предположения будут
Различие между наглядно-
Информация о работе Наглядно-образное мышление детей с нарушением слуха