Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 23:06, реферат

Описание

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. Нас заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Содержание

Введение..…………………...…………………………………………. 1. Традиционные виды контроля знаний и умений учащихся………… 3
1.1. Цели контроля знаний и умений учащихся…………………………. 3
1.2. Функции контроля знаний и умений учащихся……………………... 4
1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся……………………….. 5
1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в образовательном
процессе ……………………………………………………………….. 10
1. 5. Отметки и оценки на контрольных этапах…………………………... 10
2. Нетрадиционные формы урока………………………………………... 12
2.1. Особенности нетрадиционных форм урока………………………….. 12
2.2. Рейтинговая система оценки знаний…………………………………. 15
Заключение……………………………………………………………... 17
Библиография..…………..……………………………………………... 18
Приложения..……..…………………………………………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

Департамент образования Вологодской области

Муниципальное образовательное учреждение

«Грязовецкая  средняя общеобразовательная школа  №3» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Нетрадиционные  формы контроля и  оценки

знаний  и умений учащихся 
 
 
 

                                                                    Автор - Шуваев Илья Иванович,

                                                                    учитель трудового обучения

                                                                    Научный руководитель- Игнатьева

                                                                    Анна Сергеевна, к.п.н., доцент 

                                                                     кафедры педагогики  ВИРО.                                                                       

                                                                                   

 
 
 
 
 
 
 
 
 

г.Грязовец

2005

Содержание

           Введение..…………………...………………………………………….   3                                                                                                           

  1. Традиционные виды контроля знаний и умений учащихся…………   3                         
    1. Цели контроля знаний и умений учащихся………………………….   3
    2. Функции контроля знаний и умений учащихся……………………...   4
    3. Формы контроля знаний и умений учащихся………………………..   5
    4. Место контроля знаний и умений учащихся в образовательном

          процессе ………………………………………………………………..  10

    1. Отметки и оценки на контрольных этапах…………………………...  10
  1. Нетрадиционные формы урока………………………………………... 12
    1. Особенности нетрадиционных форм урока………………………….. 12
    2. Рейтинговая система оценки знаний…………………………………. 15

    Заключение……………………………………………………………... 17

          Библиография..…………..……………………………………………... 18

          Приложения..……..…………………………………………………….. 19

Введение

        Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы.  Нас заинтересовала  тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

        Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий  и составляют цель данной работы.

        Для достижения этой цели необходимо  решить следующие задачи:

1) выяснить, каковы  цели проведения контроля знаний  и умений учащихся;

2) выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей и какие        рекомендации по    проведению контроля дают учителя и специалисты,

3) выяснить, каково  место контроля в процессе  обучения,

4) выяснить, какие  формы контроля знаний и умений  учащихся целесообразно использовать;

5) разработать  материалы для организации новых  контрольных мероприятий  

1. Традиционные виды  контроля знаний  и умений учащихся.

1.1. Цели контроля  знаний и умений  учащихся

      Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой “обратной связью” между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

   -диагностирование  и корректирование знаний и  умений учащихся;

   -учет  результативности отдельного этапа  процесса обучения;

   -определение  итоговых результатов обучения  на разном уровне. / 6,11,12 /

  Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, все происходящее на уроках, включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учащимися не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может сориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, нам кажется, является основной.

      Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся – чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной. Так, например, проверка результатов и проставление отметок может производиться самими учащимися. При такой форме проверки они ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Такой вид работы никогда бы не появился, однако, если бы учитель рассматривал цели контроля знаний и умений учащихся только как диагностирование и учет знаний.

     С другой стороны представляется непонятным, как учитель может корректировать знания и умения учащихся, т.е. пополнять пробелы в знаниях учащихся, на контрольном этапе. Контрольные мероприятия могут служить лишь для диагностики наличия знаний и умений, но не для их корректировки. Контрольный этап имеет свои, совершенно определенные задачи, и не стоит пытаться вкладывать в  его рамки задачи следующего этапа работы.  Только после того, как выяснены недочеты в знаниях и умениях учащихся на контрольном этапе, можно говорить о последующей корректировке, если она необходима.

    Согласно замечаниям, приведенным выше, мы предлагаем сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

   -помочь учащимся насколько усвоенные ими новые знания и умения отвечают предъявляемым требованиям;

   -получить  информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся  знания, указанные в образовательной цели изучения темы (цикла знаний);

   - получить информацию о том, научились ли учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию изучения темы (цикла знаний).

      При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе только одну задачу: учет результативности обучения  и выявление его пробелов, если они имеются, как учителем, так и, что не менее важно, самими учениками. 

1.2. Функции контроля знаний и умений учащихся.

        Знание и понимание функций контроля поможет учителю грамотно, с меньшей затратой времени и сил планировать и проводить контрольные мероприятия, достигать должного эффекта.

        Ученые-педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая. / 6,11,12 /

      Контролирующая функция считается одной из основных функций контроля. Ее сущность состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков учащихся, предусмотренных программой, на данном этапе обучения.

       Сущность обучающей, или развивающей,  функции проверки ученые видят  в том, что при выполнении  контрольных заданий учащиеся  совершенствуют и систематизируют  полученные знания. Считается, что  уроки, на которых учащиеся применяют знания и умения в новой ситуации или объясняют физические явления, способствуют развитию речи и мышления, внимания и памяти школьников.

       Ориентирующая функция проверки  состоит в ориентации учащихся  и учителя по результатам их труда, снабжении учителя информацией о достижении целей обучения отдельными учениками и классом в целом. Результаты контрольных мероприятий помогают учителю направлять деятельность учащихся на преодоление недочетов и пробелов в их знаниях, а учащимся – выявить и исправить собственные ошибки. Кроме того, результаты проверки информируют дирекцию школы и родителей об успешности учебного процесса.

       Диагностическая функция, иногда  выделяемая как самостоятельная,  близка ориентирующей. Она состоит  в том, что учитель может не только проконтролировать уровень знаний и умений учащихся, но еще и выяснить причины обнаруженных пробелов, чтобы впоследствии их устранить.

       Воспитывающая функция проверки  реализуется в воспитании чувства  ответственности, собранности, дисциплины учащихся; помогает организовать наилучшим образом свое время.

       Функции контрольного этапа, по  нашему мнению, должны отвечать  сформулированным задачам контроля. Определив задачу как только  лишь диагностирование знаний  и умений учащихся, полученных ими в течение изучения данной темы (цикла знаний), мы полагаем, что функциями контроля должны быть контролирующая и ориентирующая. Сюда можно добавить еще и воспитывающую функцию, т.к. любой вид деятельности влияет тем или иным образом на наш характер, а контроль, действительно, приучает нас к лучшей организации своей деятельности, к дисциплине и ответственности.

        Если учащиеся осознают свою  цель на данном уроке как  выяснение соответствия их знаний  и умений предъявляемым требованиям, то и деятельность их будет направлена на достижение поставленной цели. Вряд ли они будут совершенствовать или систематизировать полученные знания. Мы не отрицаем всей важности этапа систематизации знаний, полученных при изучении материала, а также исправления недочетов в этих знаниях, но эта деятельность имеет место на других этапах обучения и не должна считаться частью контрольного этапа.

       Подводя итог всему сказанному, мы предлагаем выделить контролирующую, ориентирующую и воспитывающую функции как функции контроля знаний и умений учащихся.      

1.3. Формы контроля  знаний и умений  учащихся.

       Формы контроля знаний и умений учащихся – многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля очень много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный стандарт обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках технологии: "Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта образования…. Система измерителей должна быть содержательно валидна (т.е. должна полностью соответствовать требованиям стандарта), надежна (т.е. обеспечивать воспроизводимость полученных при проверке результатов) и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего).

       Система измерителей может быть представлена в форме традиционных устных опросов или письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта.

Информация о работе Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся