Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 23:06, реферат

Описание

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. Нас заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Содержание

Введение..…………………...…………………………………………. 1. Традиционные виды контроля знаний и умений учащихся………… 3
1.1. Цели контроля знаний и умений учащихся…………………………. 3
1.2. Функции контроля знаний и умений учащихся……………………... 4
1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся……………………….. 5
1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в образовательном
процессе ……………………………………………………………….. 10
1. 5. Отметки и оценки на контрольных этапах…………………………... 10
2. Нетрадиционные формы урока………………………………………... 12
2.1. Особенности нетрадиционных форм урока………………………….. 12
2.2. Рейтинговая система оценки знаний…………………………………. 15
Заключение……………………………………………………………... 17
Библиография..…………..……………………………………………... 18
Приложения..……..…………………………………………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

            Но можно предложить и простейшую  форму рейтинговой системы выставления  отметок, чтобы ученик стремился  сам зарабатывать баллы: за  прилежание, за выполнение заданий,  за участие в конкурсах, выставках. Таким образом, ученики сами могут подсчитывать набранные ими баллы и знать, почему они получили ту или иную отметку, и даже  слабый ребёнок может заработать высокую отметку.

Примерное положение о рейтинговой  системе получения  отметки

I. Ученик, не  пропустивший ни одного урока  без уважительной причины, получает 68 баллов.

II. Ученик, посетивший  абсолютно все уроки  в четверти, получает еще 5 баллов.

III. За каждый  урок ученик получает за прилежание 1 балл.

IV. Пропуск одного  урока (без уважительной причины) – минус 5 баллов.

V. Участие в  общешкольном мероприятии – плюс 5 баллов.

VI. В каждой  четверти выполняются практические  контрольные работы; за каждую  получают от 0 до 10 баллов.

VII. За невыполнение домашнего задания – минус 1 балл

VII. Посещение кружка (секции) с нагрузкой не менее 4 часов в неделю – 5 баллов.

VIII. Все баллы суммируются: 120 баллов – отметка 5; 92 балла – отметка 4; 78 баллов – отметка 3; меньше 54 – отметка 2.

Рейтинговая система  позволяет очень просто и объективно проводить конкурс “лучший по предмету” (достаточно суммировать баллы за четверть в учебном году).  
 
 
 
 

Заключение.

     Итак, эффективность контроля знаний и умений учащихся во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения контрольного урока.

     Нетрадиционные формы проведения уроков позволяют не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний, а также проводить своевременный и полноценный контроль полученных знаний и умений учащихся.

     Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком  частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

     Развивающий, воспитывающий и контролирующий потенциал нетрадиционных контрольных уроков можно охарактеризовать с помощью определения следующих целей обучения:

  • формирование у учащихся интереса и уважения  к изучаемому предмету
  • воспитание культуры общения и потребности в практическом использовании  знаний и умений в различных сферах деятельности; 
  • развитие  речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, развитие ценностных ориентаций, чувств и эмоций ученика
  • повышение качества контроля знаний и умений учащихся.

       
 
 
 
 
 
 
 

Библиография 

  1. Амонашвили  Ш.А. Воспитательная  и  образовательная  функции оценки обучения школьников: Экспериментальное педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.
  2. Амонашвили Ш.А. Обучение.Оценка.Отметка.–М.:Знание,1980.–150с.
  3. Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для мальчиков. 5,6,7,8.9 кл. Пособие для учителей и учащихся. – М.: Школьная пресса, 2004 г.
  4. Богданова О.С. Воспитательное значение оценки знаний учеников // Советская педагогика. – 1952. – №9. – С.54-59.
  5. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983.
  6. Катханов М.В. и др. Методика разработки и внедрения рейтинг - контроля умений и знаний студентов, Учебное пособие М. 1991
  7. Курицын В.М. К вопросу об организационных формах учебно-познавательной деятельности учащихся сельской школы и готовности  учителя к их реализации. Сборник научных трудов / Ответственный редактор Добродеева И.Ю. -   Шуйский гос. пед. универ., 1999. С.26-32.
  8. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей и классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. -  Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”,  2001.
  9. Лисенкова С.М. Об использовании опыта учителей новаторов // Советская Россия. –1983. 23 августа.
  10. Онищук В.А. Урок в современной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. -  М.: Просвещение, 1986.
  11. Метод проектов в технологическом образовании школьников. Пособие для учителя /Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  12. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Сост. В.М. Казакевич, А.В.Марченко. – М.: Дрофа, 2001
  13. Программно-методические материалы: Технология. 5-11 кл. /Сост. А.В.Марченко. – М.: Дрофа, 2000.
  14. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики, 2-е изд. - М.: Педагогика, 1984.
  15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Киев, 1968.
  16. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. / под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: ТЦ Сфера, Прометей, 1998.
  17. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1987. – 224с.
  18. Якубин Н.Ф. Учебные задания по труду для программированного обучения: Дидакт. Материал. – М.: Просвещение, 1996.
  19. Журналы «Школа и производство».
 
 

          Приложение 1

        Урок-конкурс  "ЮНЫЙ СТОЛЯР"(6 классы)

  Конкурс "Юный столяр" ("Юный слесарь") проводится по завершении изучения блока темы "Технология обработки древесины" ("Технология обработки металла"). Эти конкурсы развивают творческие способности школьников, прививают интерес учащихся к работе с конкретным материалом и профессией, выявляют наиболее способных среди учеников. На конкурсе желательно присутствие завуча школы.

               ЦЕЛИ :

  1. Выявление степени усвоенности теории при ответах на вопросы.

       2.  Выявление навыков по качественной  и в срок выполненной практической работе .

  1. Выявление при подведении  итогов общей обученности.

      ЗАДАЧИ:

  • Привить интерес учащихся к работе с древесиной и профессии столяра.
  • Выявить наиболее способных среди учеников восьмых классов.

    - Воспитание аккуратности в работе, бережное обращение с инструментом, техноло-

гичности  изготовления, стремление качественно  выполнять работу.

          ОСНАЩЕНИЕ :

  1. Карточки с вопросами по теории.
  2. Для жюри ключ к карточкам
  3. На доске:

        - приветствие,  чертеж изделия (угольник столярный)  и критерии оценки.

  1. На рабочих местах:

        - столярный  инструмент (рубанок, шерхебель,  стамеска, киянка, напильник); мерительный инструмент (линейка, карандаш, угольник, штангенциркуль); заготовки.

        Остальные инструменты (ножовка  по металлу, направитель для пиления, приспособление         для долбления, киянка) находятся на отдельном столе.

ХОД КОНКУРСА

1. Организационная часть (10 мин.).

   Участники конкурса занимают рабочие места. Назначаются  капитаны команд (два ученика из старших классов), они же выполняют  роль судей-наблюдателей за противоположными командами и жюри.  Проводится инструктаж. Проверяется готовность учеников, выдаются карточки-задания с вопросами.

  1. Теоретическая часть (20 мин.)

     Участники отвечают на заданные в карточках вопросы в письменном виде и сдают жюри на проверку .

  1. Практическая часть (50 мин.).

    Участники должны составить  простейший технологический план и изготовить изделие (угольник) по чертежу Инструмент и заготовки приготовлены заранее.

  1. По окончании работы ученики сдают изделие на проверку жюри и производят уборку 
    рабочих мест.

    КРИТЕРИИ  ОЦЕНКИ:

  • Теоретическая часть – за каждый правильный ответ 1 балл.
  • Организация рабочего места - 5 баллов.
  • Качество изготовления(точность +0,5 мм., «колодка» не должна спадать с «пера» под собственным весом) -10 баллов.
  • Технологический план - 5 баллов.
  • Техника безопасности во время работы - 5 баллов.

        ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ :

Жюри подводит итоги, руководствуясь суммой баллов, набранных участниками лично  и по командам, и объявляет победителей в личном и командном зачете.

 НАГРАЖДЕНИЕ:

  Участники, занявшие 1,2,3 места в каждой команде  в личном зачете награждаются памятными  медалями "Юный столяр" (изготовленные учащимися на уроках труда), команды награждаются грамотами за 1 и 2 место соответственно.

      Отметки за знания и умения, полученные в конкурсе:

         - свыше 30 баллов – отлично,

         - 25 – 29 баллов – хорошо,

         - 20 – 24 балла –удовлетворительно,

         - ниже 19 баллов – неудовлетворительно.

                                          

                                                   Учетная ведомость

Название команды

_________________________________________________________________ 

№ п/п Фамилия, имя Теория Технол.

план

Изделие

качество

Рабочее

место

Техника

безопасности

Сумма

баллов

уч-ка

Место Сумма

Баллов

команды

                 
 
 
 
 

                                                                                                        Приложение 
 

 Теоретическая часть (20 мин)        Фамилия  уч. …………………………………..

 Ответь  одним словом

  1. Широкая часть пиломатериала………………………………………………. -
  2. Конструкционный материал из нескольких слоев шпона. ……………………-
  3. Пиломатериал толщиной и шириной более 100 мм …………………………..... -
  4. Пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины…. .-
  5. Тонкий слой древесины, полученный путем лущения чурака…………………- 
  6. Узкая плоскость пиломатериала…………………………………………………. -
  7. Рисунок на поверхности среза древесины………………………………………. -
  8. Предмет, идущий на изготовление изделия из древесины………………..-
  9. Линия пересечения пласти и кромки…………………………………………….-
  10. Обрезной пиломатериал шириной и толщиной менее 100 мм…………………-

Отгадай загадку

1.Сколько  им ни колоти, а ему не больно………………………………………………-

2. Сестра  молотка ………………………………………………………………………..-

3. Не  точит, не строгает, а отверстия  прорезает ………………………………………-

4. Без  него нельзя построить прямого  угла ……………………………………………- 

Практическая  часть (50 мин.)

Изделие: Угольник столярный.     Материал: Береза. 

                          
 
 

Приложение 2

Игра "Не зарывай свои таланты" (8-й класс) 

Раздел: Основы предпринимательства

Цель:

      1.  Закрепить знания учащихся  по разделу "Основы предпринимательства

      2. Определить степень усвоения  материала по разделу

      3. Оценить знания, полученные в  процессе изучения раздела

Информация о работе Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся