Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 23:06, реферат

Описание

Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. Нас заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Содержание

Введение..…………………...…………………………………………. 1. Традиционные виды контроля знаний и умений учащихся………… 3
1.1. Цели контроля знаний и умений учащихся…………………………. 3
1.2. Функции контроля знаний и умений учащихся……………………... 4
1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся……………………….. 5
1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в образовательном
процессе ……………………………………………………………….. 10
1. 5. Отметки и оценки на контрольных этапах…………………………... 10
2. Нетрадиционные формы урока………………………………………... 12
2.1. Особенности нетрадиционных форм урока………………………….. 12
2.2. Рейтинговая система оценки знаний…………………………………. 15
Заключение……………………………………………………………... 17
Библиография..…………..……………………………………………... 18
Приложения..……..…………………………………………………….. 19

Работа состоит из  1 файл

Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся.doc

— 283.50 Кб (Скачать документ)

          Роль оценок и отметок огромна. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, помогая тем самым учителю ориентироваться в успешности обучения учащихся, но и помогают самому ученику, и эта их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять собственные пробелы и исправлять их. Правильно поставленная отметка, вместе с оценкой учителем работы ученика, ободряет, стимулирует его к дальнейшему обучению, либо, наоборот, заставляет задуматься и насторожиться по поводу какого-то неуспеха. “ В том  то и дело, что отсутствие оценки для ребёнка  неисправимо бóльшая беда, чем двойка. В сознании ученика утверждается мысль: если у меня нет оценки, значит я ещё не потрудился как следует. Потому у нас почти небывало таких случаев, чтобы в конце учебного года ученик не имел  оценок... Родители знают если у сына или дочери в дневнике нет оценок, – значит не всё благополучно. Знают они и то, что отсутствие оценок – это не вина ребёнка, а его беда. А в беде надо помогать... Я убедил родителей, чтобы они никогда не требовали от детей самых высоких оценок, не рассматривали неудовлетворительную оценку, как показатель лени нерадивости, недостаточного усердия.”(13). Именно поэтому отметки и оценки должны быть объективными -  это главнейшее требование к ним. Только тогда они будут серьезно рассматриваться учениками, ребята будут верить и уважать мнение своего учителя. Недопустимо занижение или завышение оценок, нельзя использовать отметки как средство наказания ученика за нарушение дисциплины. “Двойка и единица – это очень тонкий и острый инструмент, который у мудрого, опытного учителя …всегда лежит в запасе, и он им никогда не пользуется. Если хотите знать, …этот инструмент для того и должен существовать, чтобы им никогда не пользоваться. Педагогическая мудрость воспитателя в том и заключается, чтобы ребёнок никогда не потерял веры в свои силы, никогда не чувствовал, что у него ничего не получится.”( 13).

        При проставлении отметки надо руководствоваться многими факторами. Во-первых, это, конечно требования к знаниям учащихся в процессе изучения темы, исходящие из целей обучения данной теме. Во-вторых, учитывается полнота охвата материала, сложность и новизна заданий, предлагаемых учащимся, самостоятельность их выполнения. В устных и письменных ответах необходимо учитывать логичность изложения, обоснованность утверждений, культуру речи. Эти требования повышаются с увеличением возраста учащихся.

      Существует множество методов  проставления, исправления отметок:  каждый учитель может предложить  свое. Однако, если отметки отражают  работу ученика по конкретной теме, его знания, они всегда должны быть доступны для исправления и улучшения. Эта возможность стимулирует учащихся к восполнению собственных пробелов в знаниях и, следовательно, их улучшению. Окончательными же являются лишь итоговые отметки, т.е. отметки, полученные за итоговые контрольные мероприятия, т.к. они ставятся по окончании изучения всей темы и отражают всю проделанную учащимися работу.

     Но  все же применяемые в настоящее  время традиционные методы контроля не полностью отвечают указанным  требованиям, что затрудняет управление познавательной деятельностью учащихся, не позволяя получать объективные данные об уровне их обучения.

     Как правило, мотивы связаны с познавательными  интересами учащихся, потребностью в  овладении новыми  знаниями, навыками, умениями. Формирование положительной мотивации обучения должно рассматриваться учителем как специальная задача.  Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на положительную мотивацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся.

     Опыт  школьных  учителей и исследования педагогов-новаторов показали, что  нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к  предмету и повышают мотивацию учения.

     Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование интеллектуальной компетенции учащихся, расширение знаний по сравнению с базовым уровнем изучаемого материала.

     Сегодня педагоги-новаторы активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы  занятий, такие как урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс,  урок-презентация (защита проекта), урок–конференция, урок- экскурсия и другие, а так же рейтинговую систему оценки знаний и умений учащихся.

     Исходя  из вышесказанного,  цель этой работы – показать необходимость использования нетрадиционных форм урока в качестве контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся в современной школе, направленной на решение задачи формирования  грамотности учащихся. 

2. Нетрадиционные формы  урока

2.1. Особенности нетрадиционных  форм урока.

     Сегодня все большее внимание уделяется  человеку как личности – его сознанию, духовности, культуре, нравственности, а также высоко развитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу. Соответственно, не вызывает сомнения чрезвычайная важность, острая необходимость такой подготовки подрастающего поколения, при которой среднюю школу оканчивали бы образованные интеллектуальные личности, обладающие знанием основ наук, общей культурой, умениями самостоятельно и гибко мыслить, инициативно, творчески решать жизненные и профессиональные вопросы.

     В школах должен происходить постоянный поиск, цель которого  - найти новые  формы и приемы, позволяющие слить  в единый процесс работу по образованию, развитию и воспитанию учащихся на всех этапах обучения. Коллективу учителей школ необходимо реализовать концепцию, которая предполагает необходимость обеспечения учащихся прочными знаниями материала программы с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого обучаемого –  с учетом его индивидуальных способностей и возможностей.

     Пути  и способы реализации этих принципов  должны быть в значимой степени творческими, нетрадиционными и в то же время  эффективными.

     Нетрадиционные  формы урока, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном участии всех учеников класса/параллели, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды).  На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

  • осуществляется контроль знаний, умений и навыков учащихся по определенной теме;
  • обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку;
  • предусматривается минимальное участие на  уроке учителя.

     Методически высоко эффективными, реализующими нетрадиционные формы обучения, развития и воспитания учащихся являются урок–игра, урок-викторина, урок–конкурс, урок-презентация (защита проекта), урок–конференция, урок- экскурсия и другие формы занятий. 

1 Урок – игра

     В последнее время все большее распространение получают игровые методы обучения. Учебные, деловые или деятельностные игры основаны на принципе имитационного моделирования ситуаций реальной профессиональной деятельности в сочетании с принципами проблемности и совместной деятельности.

     Достоинство игры в том, что через эмоции сопереживания, внимание учащихся концентрируется  на ответе “сильного” учащегося, прошедшего отборочный тур, в результате чего лучше  усваивается и закрепляется учебный  материал. А установка в начале урока на то, что им самим придется оценивать свои знания и знания одноклассников, вызывает чувство ответственности каждого члена команды за общий результат, побуждает к более строгому само- и взаимоконтролю

     Цели:

1) Формирование  навыков самоанализа, само- и взаимоконтроля. 
2) Развитие познавательной активности и самостоятельности, направленной на поиск,     обработку и усвоение информации. 
3) Воспитание ответственности перед коллективом, критического отношения к достигнутому результату.

2. Урок- конкурс

     Позволяет:

1 Проверить прочность  теоретических знаний, практических  умений и навыков за    весь курс обучения.

2. Систематизировать  знания учащихся 

3. Формировать  у учащихся добросовестное отношение  к труду, сознательное отношение к выполнению трудовых заданий; воспитывать волю к победе. 
4. Прививает учащимся интерес к выбранной профессии. 
5. Развивать у учащихся самостоятельность мышления, творческую инициативу и активность.

3.Проектная  деятельность

     Объективную информацию об уровне знаний, умений и  навыков учащихся дает использование  в обучении метода проектов.

     Метод проектов приобретает в последнее  время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить  активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике ( 10).

     Проектная методика отличается кооперативным  характером выполнения заданий при  работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность учащегося. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта.  Совместная работа группы учащихся над проектом неотделима от активного коммуникативного взаимодействия учащихся. Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинный характер. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: презентация, статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник.  Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений  и их творческое применение в новых условиях.

     Работа  над проектом осуществляется в несколько  этапов и обычно выходит за рамки  учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

     Работа  по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности  поисковой деятельности, координации  своих действий, активного исследовательского, исполнительского и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи учащимся при планировании работы, в текущем контроле и консультировании учащихся по ходу выполнения проекта на правах соучастника (10).

  4. Урок – конференция

     Вряд  ли стоит доказывать, что самым  надежным свидетельством освоения изучаемого материала является способность  учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно  проводить урок-конференцию. Урок-конференция – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения.

В зависимости  от поставленных задач тема урока  может включать отдельные подтемы  Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией.  В такой ситуации логично прибегать  к элементам ролевого диалога.  Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем   литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему   углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор. 

2.2. Рейтинговая система  оценки знаний

        Рейтинг - дословно с английского  - это оценка, некоторая численная  характеристика какого-либо качественного понятия. Обычно под рейтингом понимается "накопленная оценка" или "оценка, учитывающая предысторию". Принят и такой термин - индивидуальный, кумулятивный индекс.

        Рейтинговая система оценки знаний  в той или иной форме существует уже давно. Она применяется в образовательном процессе многих западных стран; в странах Африки, в которых сохранились системы обучения бывших метрополий, а также в некоторых учебных заведениях нашей страны.

       Система контроля знаний в  настоящее время вступает в противоречие с современными требованиями Государственного образовательного стандарта. Главный ее недостаток очевиден - она никак не способствует активной и ритмичной самостоятельной работе учащихся.  В старших классах учащиеся начинают понимать, что домашние задания совсем необязательно сдавать в срок, что можно все принести и сдать в последние дни четверти. Такая штурмовщина не только многократно усиливает нагрузку на учителя и ученика в конце четверти но и имеет своим результатом непрочные знания.  Кроме того, существующая система усредняет всех: и ученик, сдавший все контрольные мероприятия досрочно, и ученик, сдавший их лишь в последний момент, формально одинаково успевают. При этом окончательная оценка по предмету (после экзамена) никак не учитывает "предысторию", содержит существенный элемент случайности. Допустим, если оценивать учащихся только по контрольным нормативам, то дети со слабыми физическими возможностями обречены быть неуспевающими; если оценивать только за прилежание, то теряется мотивация к повышению своих результатов; если выставлять отметку, учитывая и прилежание и выполнение нормативов, то очень сложно определить грань между низкой и более высокой отметкой.  Иными словами, существующая система оценивания (пятибалльная шкала) имеет довольно-таки субъективный характер и не может объективно оценить труд учеников. В этом случае первый помощник совершенствования системы контроля знаний является ПЭВМ. Применение ПЭВМ позволило создать рейтинговую систему контроля знаний для более объективной и точной оценки степени достижений в усвоении знаний.

Информация о работе Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся