Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2010 в 23:06, реферат
Контроль знаний и умений учащихся является важным элементом процесса обучения, и естественно, что разные его стороны привлекают постоянное внимание специалистов и учителей школы. Нас заинтересовала тема изменения и возможность введения новых форм контроля знаний и умений учащихся в процессе обучения, а также вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы? На какие знания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?
Введение..…………………...…………………………………………. 1. Традиционные виды контроля знаний и умений учащихся………… 3
1.1. Цели контроля знаний и умений учащихся…………………………. 3
1.2. Функции контроля знаний и умений учащихся……………………... 4
1.3. Формы контроля знаний и умений учащихся……………………….. 5
1.4. Место контроля знаний и умений учащихся в образовательном
процессе ……………………………………………………………….. 10
1. 5. Отметки и оценки на контрольных этапах…………………………... 10
2. Нетрадиционные формы урока………………………………………... 12
2.1. Особенности нетрадиционных форм урока………………………….. 12
2.2. Рейтинговая система оценки знаний…………………………………. 15
Заключение……………………………………………………………... 17
Библиография..…………..……………………………………………... 18
Приложения..……..…………………………………………………….. 19
К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или недостижении учащимся требований государственного стандарта… в практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по любой дисциплине используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта.
Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам.
Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность.
Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте технологического образования является наличие в них экспериментальных, практических умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью практических заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы." / 14 /.
В школьной практике существует несколько традиционных форм контроля знаний и умений учащихся, вот некоторые из них:
-устный или письменный опрос
-карточки
-краткая самостоятельная работа
-практическая или лабораторная работа
-тестовые задания
- зачет.
Ниже мы постараемся кратко ответить на вопрос, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний и умений учащихся, а также дать оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.
Проверку знаний учащихся учитель осуществляет по-разному. Устная проверка может быть в форме фронтальной беседы, когда учитель задает вопросы всем учащимся. При этом происходит непосредственный контакт учителя с классом. При опросе кого-либо из учащихся все остальные должны внимательно следить за ответом, поправляя и дополняя его. Устная фронтальная проверка не позволяет установить всю глубину усвоенных понятий, но зато в течение короткого времени учитель уточняет, насколько весь класс усвоил основные представления об изучаемом материале или объекте, умеют ли дети обобщать и систематизировать знания, устанавливать простейшие связи. При фронтальном опросе учитель выставляет отметки в конце урока.
Работе с карточками придается особое значение, так как такая проверка знаний дает возможность дифференцированно подойти к учащимся, проверить знания большого количества детей.
Карточки,
которые предлагаются на уроках учащимся,
могут быть очень разными по содержанию,
объему, оформлению. Кроме того, следует
сделать карточки для сильных, средних
и слабых учащихся, что позволяет использовать
«зону ближайшего развития» каждого ученика,
а, соответственно, поверить в свои возможности
всем учащимся класса. На вопросы карточек
ученики отвечают письменно, поэтому каждую
карточку учитель раздает ученикам вместе
с чистым листом бумаги. Вопросы ученики
не списывают, а только записывают номер
карточки.
3.Письменная проверка знания.
Распространенная форма
4. Кратковременная самостоятельная работа.
Здесь учащимся также задается
некоторое количество вопросов,
на которые предлагается дать свои
обоснованные ответы. В качестве заданий
могут выступать теоретические вопросы
на проверку знаний, усвоенных учащимися;
задачи, на проверку умения выполнить
расчеты по заданию; конкретные действия,
смоделированные или показанные с целью
проверить умение учащихся, задания по
моделированию (воспроизведению) конкретных
ситуаций, соответствующих технологическим
понятиям. В самостоятельной работе могут
быть охвачены все виды деятельности кроме
создания понятий, т.к. это требует большего
количества времени. При этой форме контроля
учащиеся обдумывают план своих действий,
формулируют и записывают свои мысли и
решения. Понятно, что кратковременная
самостоятельная работа требует гораздо
больше времени, чем предыдущие формы
контроля, и количество вопросов может
быть не более 2-3, а иногда самостоятельная
работа состоит и из одного задания.
5. Практическая или лабораторная работа.
Практическая или лабораторная
работа – достаточно необычная
форма контроля, она требует от
учащихся не только наличия знаний,
но еще и умений применять эти знания в
новых ситуациях, сообразительности. Лабораторная
работа активизирует познавательную деятельность
учащихся, т.к. от работы с ручкой и тетрадью
ребята переходят к работе с реальными
предметами. Тогда и задания выполняются
легче и охотнее. Особенно это заметно
в 5-6 классах. Практическую лабораторную
работу целесообразно комбинировать с
такими формами контроля, как письменная
проверка или тест. Такая комбинация может
достаточно полно охватить знания и
умения учащихся при минимальных затратах
времени, а также снять при этом трудность
длинных письменных высказываний.
6.Тестовые задания.
Здесь учащимся предлагается несколько, обычно 2-3, варианта ответов на вопрос, из которых надо выбрать правильный. Эта форма контроля тоже имеет свои преимущества, неслучайно это одна из наиболее распространенных в последнее время форм контроля во всей системе образования. Учащиеся не теряют времени на формулировку ответов и их запись, что позволяет охватить большее количество материала за то же время. Наряду со всеми знаниями, усвоение которых учащимися можно проверить с помощью письменной проверки, появляется возможность проверить умения учащихся, связанные с распознаванием (инструмента, материала, явлений и ситуаций, соответствующих технологии).
Несмотря на все очевидные достоинства, тестовые задания имеют ряд недостатков. Главный из них – это трудность формулирования вариантов ответов на вопросы при их составлении. Если ответы подобраны учителем без достаточного логического обоснования, большинство учащихся очень легко выбирают требуемый ответ, исходя не из имеющихся у них знаний, а только лишь из простейших логических умозаключений и жизненного опыта. Поэтому учителю бывает трудно или даже невозможно составить удачный тест без теоретической подготовки. Следует также отметить, что тестовые задания дают возможность проверить ограниченную область знаний учащихся, оставляя в стороне деятельность по созданию объектов труда, воспроизведению конкретных действий, соответствующих практическим навыкам и т.п. По результатам выполнения тестов учитель не может проверить умения учащихся решать комбинированные задачи, а также способности построения логически связанного ответа в устной форме.
Задания с выбором ответа целесообразно
применять в тех случаях, когда эта форма
контроля знаний имеет преимущества перед
другими, например, они особенно удобны
с применением различного типа контролирующих
машин и компьютеров. Авторы тестовых
разработок сходятся во мнении, что тесты
не могут заменить других форм контроля,
однако они открывают много новых возможностей
перед учителем, проводящим в классе контрольный
урок, т.к. снимают трудности, характерные
для устных и письменных ответов учащихся
на поставленный вопрос.
7.Зачет.
Это одна из основных форм
контроля в старших классах.
Его достоинство заключается
в том, что он предполагает
комплексную проверку всех
Порядок проведения зачета может быть различен. В основном это объясняется стремлением учителей уложиться в отведенный для контроля урок или два. Т.к. зачет является наиболее длительной формой контроля, то в практике учителей наблюдается проведение зачета с помощью ассистентов - наиболее успевающих учеников класса или выпускников, а также с помощью магнитофона, когда часть учеников отвечает, наговаривая на магнитофон. Зачет ценен еще тем, что это единственная форма контроля, где происходит непосредственная проверка знаний и умений учащихся учителем, идет объективное оценивание результатов в сочетании с индивидуальным подходом к каждому ученику. Поэтому, желательно, зачет проводить в его традиционной форме, как беседа учителя и ученика.
Место, в которое
Как было установлено, основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, - выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по данной теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирую- щая. Естественно предположить, что контроль нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, четвертной учет, экзамены и т.д.
Контроль, проводящийся после изучения небольших "подтем" или циклов обучения, составляющий какой либо раздел, принято называть текущим. Контроль, проводящийся после завершения крупных тем и разделов принято называть итоговым. Итоговый контроль также включает в себя переводные и выпускные экзамены.
Учителю необходимо установить, какая
форма контроля подходит для текущего
контроля, а какая – для итогового. Это
можно сделать, учитывая время, которое
занимает та или иная форма, а также количество
материала, которое она позволяет проверить.
Так, например, устный опрос, работа с карточками
и письменная проверка с полным правом
могут быть отнесены к текущему контролю
знаний и умений учащихся: они кратковременны
и не могут охватить весь изученный материал.
Тестовые задания, составленные по-разному,
с разным количеством вопросов, могут
быть как формой текущего, так и итогового
контроля, однако чаще задания с выбором
ответов используются при текущей проверке.
Зачет – форма итогового контроля, так
как охватывает большое количество материала
и занимает много времени. Самостоятельная
и практическая лабораторная работа могут
использоваться на итоговом контроле,
однако, учитывая то, что они могут проверить
ограниченный круг умений учащихся, их
целесообразно комбинировать, как было
сказано ранее, с другими формами проверки.
На основании всего сказанного можно составить
такую наглядную таблицу:
Виды контроля | Формы контроля |
1.Текущий контроль | 1) Устный опрос
2) Работа с карточками 3) Письменная проверка 4) Тестовые задания |
2.Итоговый контроль |
|
Итак, при анализе целей проведения контрольных мероприятий, выявляются 2 вида контроля, текущий и итоговый, каждый из них имеет свое место в процессе обучения и выполняет определенные задачи обучения.
Педагоги различают понятия «оценка» и «отметка». Оценка – это слова, с помощью которых учитель «оценивает», анализирует успехи ученика, хвалит или порицает его, обращает внимание на полноту или недостаточность его знаний. Оценка может даваться как в устной форме, так и письменно. Отметка – это привычные нам цифры, от 1 до 5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Однако очень часто эти понятия не различаются учителями, т.к. считается что отметка, она, по сути, и есть оценка успеваемости ученика.
Информация о работе Нетрадиционные формы контроля знаний и умений учащихся