Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание

В современном обществе все больше внимания уделяется воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. По мнению П. П. Блонского, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

Содержание

Введение

1. Значение арифметических задач для умственного развития детей
2. Особенности усвоения детьми сущности арифметических задач
3. Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач
4. Методика обучения детей решению задач
5. Анализ арифметических задач, составленных детьми
Вывод
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

коньтрольная.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

Знакомство с приёмом  сплющивания пластилина между ладонями

Посуда Мисочки Знакомство с приёмом вдавливания. Закрепление  умения сплющивать пластилин между  ладонями Зимние забавы Снеговик Закрепление  умения лепить предметы округлой формы, составлять фигурку снеговика Одежда, обувь Сшили Кате сарафан Закрепление приёмов скатывания, надавливания Транспорт Летят самолёты Закрепление умения раскатывать пластилин между ладонями; развитие воображения Ёлка. Новый год Бусы для ёлочки Закрепление умения скатывать пластилин в комочки, прикреплять к плоской поверхности Кошка Баранки для Котофея Обучение умению соединять детали из пластилина, сглаживая место соединения Собачка Мостик для собачки Закрепление умения раскатывать пластилин между ладонями прямыми движениями рук; развитие мелкой моторики Лошадка Заборчик для лошадки Закрепление умения раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней, накладывать палочки друг на друга Коровка Зелёная травка для коровки Закрепление приёма раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней Домашние животные и их детёныши Дорожка в деревню Закрепление умения отщипывать кусочки пластилина, размазывать по основе надавливающим движением пальца Мебель Лепка по замыслу Закрепление навыков лепки из пластилина. Побуждение детей обыгрывать вылепленные формы Мамин день Подарочки для мамочки Формирование желания заботится о маме, самостоятельно лепить знакомые формы Весна Погремушка Закрепление умения лепить игрушку из двух частей: шарика и палочки Профессии Волшебный столбик Закрепление приёмов сворачивания столбика. Развитие воображения и мелкой моторики Дикие птицы Покормим птичек Закрепление приёмов отщипывания и скатывания Волчёк Угощение для волчонка Закрепление умения сплющивать шар между ладонями Лисичка Колобок Обучение умению скатывать тесто круговыми движениями между ладонями Зайчик Морковка Обучение умению раскатывать в столбики утоньшать один конец Медведь Мисочка для Мишутки Закрепление приёмов скатывания пластилина круговыми движениями и вдавливания Дикие животные и их детёныши Вкусные орешки Упражнение в лепке предметов круглой формы Деревья Ёлочка Продолжение обучению раскатывать пластилин скатывать пластилин между ладоней, составлять несложное изображение ёлочки Цветы Вырос цветок на поляне Закрепление умения отщипывать и скатывать пластилин в шарики, надавливая пальцем, прикреплять к основе Насекомые Гусеница Закрепление умения скатывать пластилин в небольшие комочки, соединять их между собой Лето Игры с песком Закрепление умения лепить простейшие формы, узнавая знакомые изображения

 

 

 

 

 

Самоанализ  непосредственно-образовательной деятельности в форме образовательной ситуации «Театрализованная деятельность «В гостях у сказки «Теремок»


Автор: Плодухина Марина Анатольевна, воспитатель второй квалификационной категории МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Сезам» (г. Сургут, ХМАО-Югра).

Вашему вниманию предъявляю анализ образовательной ситуации «В гостях у сказки «Теремок»» в теме «Здравствуй, гостья Зима».

Цель:

- обучающая: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.);

- развивающая: формировать умение использовать различные способы получения информации, умение задавать вопросы;

- воспитательная: воспитывать  у младших дошкольников дружеские  взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Задачи: 1) побуждать детей  к активному участию в театрализованной игре; 2) развивать умение согласовывать  действия с другими детьми – героями  сказки; 3) развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Конечный результат на ребенка: умеет согласовывать действия с другими детьми - героями сказки, строит ролевой диалог, знает и  говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью, строит дом-теремок.

Словарная работа: Терем-теремок, не низок – не высок, мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, косолапый медведь.

Материалы и оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Теремок» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.

Предварительная работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям кукольного театра «Еж и грибок», «Репка», «Колобок», драматизации русских народных сказок «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок», обсуждение содержания сказки, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» на видео и аудиозаписях.

Работа с родителями: чтение русской народной сказки «Теремок», заучивание загадок про лесных зверей, имитация движений сказочных героев, изготовление шапочек-масок к сказке.

Вводная часть (продолжительность 2 мин) образовательной ситуации направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой  образовательной ситуации.

Формируемые умения: эмоционально – заинтересованно следит за развитием  действия в игре–драматизации; пытается выразительно передавать сказочные  образы; проявляет умения взаимодействовать  и ладить со сверстниками в непродолжительной  совместной игре-драматизации по сказке «Теремок»; проявляет желание сооружать  постройку дома-теремка; проявляет доброжелательное отношение к окружающим.

Для создания эмоционального настроя использовала игровой сюрпризный момент с музыкальным сопровождением под русскую народную мелодию  «Зимушка-Зима в гостях». Решение  проблемных вопросов – откуда взялась  холодная снежинка возле окна, как  она попала в группу и в какое  время года появляются снежинки, - помогло  развернуть игровую образовательную  ситуацию, поставить перед детьми учебную задачу и мотивировать их на деятельность.

Целью основной части является обогащение игрового опыта при условии  развития специальных игровых умений (продолжительность 10 мин).

Формируемые умения: первая группа умений связана с освоением  позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать  до конца, похлопать в ладоши, сказать  «спасибо» «артистам»). Вторая группа умений обеспечивает первичное становление  позиции «артист», включающее умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр  голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими  участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять роли героев из сказки.

Дети выполняли практические задания, которые помогли решить учебную задачу.

Задание 1 – для развития познавательного интереса проводилась  дидактическая игра «Волшебный мешочек». Дети обследовали предметы, которые  находились в мешочке на ощупь. По форме и размеру определили, что  это за предметы (это кубики).

Задание 2 – проводилась  дидактическая игра «Отгадай загадку!». Дети загадали загадки про лесных зверей и нашли в мешочке соответствующий  кубик с изображением загаданного  зверя (отгадки – заяц, лягушка, волк, лиса, медведь и мышь). Дети определили, из какой сказки герои и назвали  название сказки («Теремок»).

Задание 3 – дети расположили  кубики в последовательности появления  героев в сказке «Теремок», путем  проб и ошибок справились с заданием.

Проводилась физкультминутка  – игра – имитация «Покажи образ  сказочного героя». Дети изобразили повадки, движения, характерные для каждого  лесного зверя – сказочного героя.

Задание 4 – драматизация сказки «Теремок». Дети-артисты  превратились в сказочных героев сказки (надели шапочки-маски сказочных героев), другие дети-зрители заняли свои места на стульчиках.

Дети-артисты активно  и с желанием сыграли свою выбранную  роль сказочного персонажа с помощью  взрослого, согласовывая действия с  другими героями сказки. Дети-зрители  старались быть доброжелательными, внимательными, следили за ходом  развития событий в сказке.

Театрализованная игра по сказке «Теремок» стала эффективным  средством социализации ребенка  в процессе осмысления им нравственного  подтекста сказки «Теремок» и  участие в игре, которая имеет  коллективный характер, что и создает  благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Процесс театрализованной игры способствовал эмоциональному развитию: дети познакомились с чувствами, настроениями сказочных героев; освоили способы их внешнего выражения, осознали причины того или иного настроя. Театрализованная игра также повлияла на речевое развитие детей – это освоение выразительности речи и совершенствование диалогов и явилась средством самовыражения и самореализации ребенка.

Образовательный процесс  осуществлялся в познавательно–исследовательской  и театрализованной деятельности.

При планировании образовательной  деятельности были соблюдены следующие  принципы обучения:

- принцип деятельностного подхода;

- принцип выбора;

- научности;

- систематичности и последовательности;

- доступности.

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-практический.

Приемы:

- игровой прием «Путешествие  в сказку «Теремок»;

- дидактические игры «Волшебный  мешочек», «Отгадай загадку»;

- физкультминутка, игра-имитация  «Покажи образ сказочного героя»;

- загадки о лесных зверях;

- вопросы (открытые, на  уточнение, оценочные, проверочные).

Этапы образовательной ситуации:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная часть.

Основным этапом стал этап переноса акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям, на котором  происходило освоение детьми новых знаний и умений в театрализованной деятельности.

В ходе образовательной деятельности сочетались различные формы работы:

-фронтальная;

-групповая;

-индивидуальная.

В соответствии с целью  в процессе образовательной ситуации использовались следующие средства обучения:

- материал для дидактической  игры «Волшебный мешочек», «Отгадай  загадку»;

- театр на кубиках по  сказке «Теремок»;

- домик-теремок;

- крупный строительный  материал для теремка.

В ходе образовательной ситуации решались задачи области «Социализация» в интеграции с областями «Коммуникация», «Познание» и «Музыка».

Время каждой части образовательной  ситуации распределено рационально  и соответствует СанПиН 2.4.1.2660-10.

Осуществлялась смена  динамических поз во время совместной деятельности (стоя, сидя на ковре, сидя на стульчиках за столами).

Вывод: я считаю, что поставленная мною цель реализована.


 

 

 

Образовательная область  «Социализация»

Цель:

- обучающая: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.);

- развивающая: формировать умение использовать различные способы получения информации, умение задавать вопросы;

- воспитательная: воспитывать у младших дошкольников  дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Задачи: 1) побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; 2) развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки; 3) развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Конечный результат на ребенка: умеет согласовывать действия с другими детьми - героями сказки, строит ролевой диалог, знает и говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью, строит дом-теремок.

Словарная работа: Терем-теремок, не низок – не высок, мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, косолапый медведь.

Материалы и оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Теремок» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.

Предварительная работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям кукольного театра «Еж и грибок», «Репка», «Колобок», драматизации русских народных сказок «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок», обсуждение содержания сказки, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» на видео и аудиозаписях.

Итог деятельности: драматизация сказки «Теремок»

План-конспект.

Вводная часть – 2 минуты.

Сюрпризный момент.

Воспитатель обращает внимание детей на холодную снежинку возле окна, предлагает определить, откуда она взялась. Воспитатель  спрашивает у детей: в какое время  года появляются снежинки? (зимой).

Находит вместе с  детьми около холодного окна Зимушку-Зиму.

Зимушка-Зима: Здравствуйте, ребята! Вы догадались, кто я?

Дети: Зимушка-Зима!

Зимушка-Зима: Ребята, давайте улыбнемся друг другу, покажем, что у нас хорошее настроение. Хотите отправиться в путешествие? Сейчас отправимся с вами в лес. Смотрите, дорожка, пойдемте по ней.

По  дорожке дети шли,

Мешочек по пути нашли,

А мешок - то не простой,

Он  волшебный — вот такой!

Основная часть  – 10 минут.

Проводится дидактическая  игра «Волшебный мешочек» (сидя на ковре).

Зимушка-Зима: Ребята, интересно, что в мешочке?

Зимушка-Зима предлагает детям определить на ощупь, что находится  в мешочке. Дети определяют и говорят, что это кубики.

Зимушка-Зима: Давайте  посмотрим! Это волшебные кубики, помогите мне, пожалуйста, их расколдовать.

Проводится дидактическая  игра «Отгадай загадку» (сидя за столами). Зимушка-Зима просит детей загадать загадки о лесных животных (зайце, лягушке, волке, лисе, медведе, мышке). Дети загадывают. Из мешочка после каждой отгадки дети достают маленький  кубик с изображением отгаданного  животного (театр на кубиках) и выставляют его на столе.

Загадки:

Маленький, беленький по лесочку прыг-прыг,

по  снежочку тык-тык. (Заяц)

***

По  земле скачет, по воде плывет. (Лягушка)

***

Кто зимой холодной ходит злой, голодный. (Волк)

***

Рыжая плутовка, хитрая, да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала. (Лиса)

***

Зимой спит, летом улья ворошит. (Медведь)

***

Кто под полом таится, кошки боится? (Мышь)

Зимушка-Зима: Ребята, а кто догадался из какой сказки эти животные? Правильно, «Теремок»! Хотите превратиться в героев сказки?

Дети: Да!

Зимушка-Зима взмахнула  волшебной палочкой. Дети надевают шапочки - маски (медведь, лягушка, мышь, лиса, волк, заяц), садятся на стулья.

Ребенок-ведущий  рассказывает короткое стихотворное описание героев из сказки, все вместе имитируют  движения лесных зверушек (под музыкальное  сопровождение).

Проводится физкультминутка  – игра-имитация «Покажи образ  сказочного героя».

Дети:

Лиса, лисонька, лиса!

Очень хитрые глаза,

Шубка - глазки не отвесть.

«Курочек  люблю поесть!»

Неуклюжий, косолапый

Ходит по лесу медведь.

Если  спросят, что он любит,

Скажет: «Меду бы поесть!»

Вышел зайка погулять,

Стал  он прыгать и играть.

Вдруг раздался треск и щелк,

Прижал  зайка ушки и прыг-скок.

Лягушка, выпучив глаза, сидит,

Не  по-русски говорит.

В болоте любит жить одна,

Ловит комаров она.

Серый зубастый волк по полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Серенькая, маленькая мышка

Под полом таится, кошки боится.

Зимушка-Зима: Молодцы, ребята. Сейчас поиграем в сказку.

Дети садятся  на стульчики.

После этого проводится драматизация сказки «Теремок». Под  русскую народную мелодию Зимушка  приглашает детей-зрителей занять свои места перед сценой, а детей-артистов просит пройти на сцену к домику-теремку.

Зимушка-Зима: Стоит  в поле теремок - теремок. Он не низок, не высок - не высок. Вот по полю мышка  бежит, у ворот остановилась, говорит...

- Терем-теремок!  Кто в тереме живет? Никто  не отзывается. Вошла мышка в  теремок и стала там жить.

Прискакала к  терему лягушка-квакушка и спрашивает:

- Терем-теремок!  Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка!  А ты кто?

- А я лягушка-квакушка.

- Иди ко мне  жить! Лягушка прыгнула в теремок.  Стали они вдвоем жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

- Терем-теремок!  Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка!

- Я, лягушка-квакушка!

- А ты кто?

- А я зайчик-побегайчик.

- Иди к нам  жить! Заяц скок в теремок! Стали  они втроем жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

- Терем-теремок!  Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- А ты кто?

- А я лисичка-сестричка.

- Иди к нам  жить! Забралась лисичка в теремок.  Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

- Терем-теремок!  Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- А ты кто?

- А я волчок-серый бочок.

- Иди к нам  жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они  в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь  косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и  заревел во всю мочь:

- Терем-теремок!  Кто в тереме живет?

- Я, мышка-норушка.

- Я, лягушка-квакушка.

- Я, зайчик-побегайчик.

- Я, лисичка-сестричка.

- Я, волчок-серый бочок.

- А ты кто?

- А я медведь  косолапый.

- Иди к нам  жить!

Медведь и полез  в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак  не мог влезть и говорит:

- А я лучше  у вас на крыше буду жить.

- Да ты нас  раздавишь.

- Нет, не раздавлю.

- Ну, так полезай!  Влез медведь на крышу и  только уселся - трах! - развалился теремок.

Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле  успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.

Дети встают полукругом возле теремка.

Зимушка-Зима вместе с детьми заканчивает сказку словами:

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач