Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:17, контрольная работа

Описание

В современном обществе все больше внимания уделяется воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. По мнению П. П. Блонского, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.

Содержание

Введение

1. Значение арифметических задач для умственного развития детей
2. Особенности усвоения детьми сущности арифметических задач
3. Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач
4. Методика обучения детей решению задач
5. Анализ арифметических задач, составленных детьми
Вывод
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

коньтрольная.docx

— 1.03 Мб (Скачать документ)

Дружно  жили, не тужили,

Печку в домике топили...

Мишка домик развалил,

Чуть  друзей не раздавил.

Заключительная  часть. Рефлексия – 3 минуты.

По окончании  сказки ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?»  Необходимо вызвать у детей желание  построить новый теремок. Под  русскую народную мелодию дети строят новый теремок.

Зимушка-Зима: Молодцы, все с ролью справились. Снимайте шапочки - маски, и теперь вы снова  ребята. Артистами ребята побывали и сказочку ребята показали...Артисты были очень хороши, похлопаем друг другу малыши!

Зимушка-Зима раздает  детям приглашения-снежинки на Новогоднюю елку к Деду Морозу.

Автор: Плодухина Марина Анатольевна, воспитатель второй квалификационной категории МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия «Сезам» (г. Сургут, ХМАО-Югра).

Вашему вниманию предъявляю анализ образовательной  ситуации «В гостях у сказки «Теремок»» в теме «Здравствуй, гостья Зима».

Цель:

- обучающая: способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей, используя хотя бы одно средство выразительности – мимику, жест, движение (улыбается, делает испуганное лицо, качает головой, машет руками и т.д.);

- развивающая: формировать умение использовать различные способы получения информации, умение задавать вопросы;

- воспитательная: воспитывать у младших дошкольников  дружеские взаимоотношения, доброжелательность, желание придти на помощь; способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя.

Задачи: 1) побуждать  детей к активному участию  в театрализованной игре; 2) развивать  умение согласовывать действия с  другими детьми – героями сказки; 3) развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Конечный результат  на ребенка: умеет согласовывать  действия с другими детьми - героями  сказки, строит ролевой диалог, знает  и говорит слова сказки в соответствии с выбранной ролью, строит дом-теремок.

Словарная работа: Терем-теремок, не низок – не высок, мышка - норушка, лягушка - квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, косолапый медведь.

Материалы и оборудование: Чудесный мешочек, шапочки – маски героев сказки «Теремок», магнитофон, фонограммы, герои сказки «Теремок» на кубиках, крупный строительный материал для теремка.

Предварительная работа: Создание в группе условий для совместной театрализованной деятельности воспитателя с детьми, показ детям кукольного театра «Еж и грибок», «Репка», «Колобок», драматизации русских народных сказок «Колобок», «Репка», рассматривание иллюстраций по сказке «Теремок», обсуждение содержания сказки, просмотр и прослушивание русских народных сказок «Репка», «Колобок», «Теремок» на видео и аудиозаписях.

Работа с родителями: чтение русской народной сказки «Теремок», заучивание загадок про лесных зверей, имитация движений сказочных героев, изготовление шапочек-масок к сказке.

Вводная часть (продолжительность 2 мин) образовательной ситуации направлена на создание положительного эмоционального настроя и на развертывание самой  образовательной ситуации.

Формируемые умения: эмоционально – заинтересованно  следит за развитием действия в игре–драматизации; пытается выразительно передавать сказочные  образы; проявляет умения взаимодействовать  и ладить со сверстниками в непродолжительной  совместной игре-драматизации по сказке «Теремок»; проявляет желание сооружать  постройку дома-теремка; проявляет  доброжелательное отношение к окружающим.

Для создания эмоционального настроя использовала игровой сюрпризный момент с музыкальным сопровождением под русскую народную мелодию  «Зимушка-Зима в гостях». Решение  проблемных вопросов – откуда взялась  холодная снежинка возле окна, как  она попала в группу и в какое  время года появляются снежинки, - помогло  развернуть игровую образовательную  ситуацию, поставить перед детьми учебную задачу и мотивировать их на деятельность.

Целью основной части  является обогащение игрового опыта  при условии развития специальных  игровых умений (продолжительность 10 мин).

Формируемые умения: первая группа умений связана с освоением  позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать  до конца, похлопать в ладоши, сказать  «спасибо» «артистам»). Вторая группа умений обеспечивает первичное становление  позиции «артист», включающее умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр  голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний. Третья группа умений – это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять роли героев из сказки.

Дети выполняли  практические задания, которые помогли  решить учебную задачу.

Задание 1 – для  развития познавательного интереса проводилась дидактическая игра «Волшебный мешочек». Дети обследовали  предметы, которые находились в мешочке  на ощупь. По форме и размеру определили, что это за предметы (это кубики).

Задание 2 – проводилась  дидактическая игра «Отгадай загадку!». Дети загадали загадки про лесных зверей и нашли в мешочке соответствующий  кубик с изображением загаданного  зверя (отгадки – заяц, лягушка, волк, лиса, медведь и мышь). Дети определили, из какой сказки герои и назвали  название сказки («Теремок»).

Задание 3 – дети расположили кубики в последовательности появления героев в сказке «Теремок», путем проб и ошибок справились с  заданием.

Проводилась физкультминутка  – игра – имитация «Покажи образ  сказочного героя». Дети изобразили повадки, движения, характерные для каждого  лесного зверя – сказочного героя.

Задание 4 – драматизация сказки «Теремок». Дети-артисты  превратились в сказочных героев сказки (надели шапочки-маски сказочных героев), другие дети-зрители заняли свои места на стульчиках.

Дети-артисты активно  и с желанием сыграли свою выбранную  роль сказочного персонажа с помощью  взрослого, согласовывая действия с  другими героями сказки. Дети-зрители  старались быть доброжелательными, внимательными, следили за ходом  развития событий в сказке.

Театрализованная  игра по сказке «Теремок» стала эффективным  средством социализации ребенка  в процессе осмысления им нравственного  подтекста сказки «Теремок» и  участие в игре, которая имеет  коллективный характер, что и создает  благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Процесс театрализованной игры способствовал  эмоциональному развитию: дети познакомились  с чувствами, настроениями сказочных  героев; освоили способы их внешнего выражения, осознали причины того или  иного настроя. Театрализованная игра также повлияла на речевое развитие детей – это освоение выразительности  речи и совершенствование диалогов и явилась средством самовыражения  и самореализации ребенка.

Образовательный процесс  осуществлялся в познавательно–исследовательской  и театрализованной деятельности.

При планировании образовательной деятельности были соблюдены следующие принципы обучения:

- принцип деятельностного подхода;

- принцип выбора;

- научности;

- систематичности  и последовательности;

- доступности.

Методы обучения:

-словесный;

-наглядный;

-практический.

Приемы:

- игровой прием  «Путешествие в сказку «Теремок»;

- дидактические  игры «Волшебный мешочек», «Отгадай  загадку»;

- физкультминутка,  игра-имитация «Покажи образ сказочного  героя»;

- загадки о лесных  зверях;

- вопросы (открытые, на уточнение, оценочные, проверочные).

Этапы образовательной  ситуации:

- вводная часть;

- основная часть;

- заключительная  часть.

Основным этапом стал этап переноса акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям, на котором  происходило освоение детьми новых  знаний и умений в театрализованной деятельности.

В ходе образовательной  деятельности сочетались различные  формы работы:

-фронтальная;

-групповая;

-индивидуальная.

В соответствии с  целью в процессе образовательной  ситуации использовались следующие  средства обучения:

- материал для  дидактической игры «Волшебный  мешочек», «Отгадай загадку»;

- театр на кубиках  по сказке «Теремок»;

- домик-теремок;

- крупный строительный  материал для теремка.

В ходе образовательной  ситуации решались задачи области «Социализация» в интеграции с областями «Коммуникация», «Познание» и «Музыка».

Время каждой части  образовательной ситуации распределено рационально и соответствует  СанПиН 2.4.1.2660-10.

Осуществлялась  смена динамических поз во время  совместной деятельности (стоя, сидя на ковре, сидя на стульчиках за столами).

Вывод: я считаю, что поставленная мною цель реализована.

 

 

 

 

Сентябрь

1 занятие. Формирование  умения различать и называть  объемные фигуры на основе  осязательно - двигательного обследования.

2 занятие. Сравнение  предметов контрастных размеров.

Октябрь

1 занятие. Различение  понятий много, мало, один.

2 занятие. Составление  количественной группы из отдельных  предметов и дробление группы  на отдельные предметы.

3 занятие. Составление  группы из однородных предметов  и выделение из группы одного  предмета. Знакомство с кругом.

4 занятие. Составление  количественной группы из отдельных  предметов и дробление группы  на отдельные предметы.

Ноябрь

1 занятие. Сравнение  предметов по длине, используя  приемы наложения и приложения.

2 занятие. Нахождение  одного и много предметов в  специально созданной обстановке.

3 занятие. Нахождение  много предметов и одного предмета  в специально подготовленной  обстановке. Знакомство с квадратом.

4 занятие. Нахождение  одного и много предметов в  специально созданной обстановке. Различение квадрата и круга.

Декабрь

1 занятие. Сравнение  предметов по длине. Нахождение  одного и много предметов в  окружающей обстановке.

2 занятие. Сравнение  предметов по длине, используя  приемы наложения и приложения. Различение квадрата и круга.

3 занятие. Сравнение  равных групп предметов путем  наложения (использование однополосных  карточек). Определение направления  - право, лево.

4 занятие. Сравнение  равных групп предметов путем  наложения.

Январь

1 занятие. Сравнение  предметов по ширине, используя  приемы наложения и приложения.

2 занятие. Сравнение  предметов разной ширины, используя  приемы наложения и приложения.

3 занятие. Знакомство  с треугольником. Сравнение равных  групп предметов способом наложения.

4 занятие. Сравнение  групп предметов способом приложения.

Февраль

1 занятие. Сравнение  равных групп предметов способом  приложения. Определение направлений  - впереди, сзади, вверху, внизу,  слева, справа.

2 занятие. Сравнение  предметов разных по высоте. Определение  направлений от себя.

3 занятие. Сравнение  предметов, контрастных по высоте.

4 занятие. Сравнение  неравных групп предметов способом  наложения. Сравнение предметов  разных по высоте и одинаковых  по высоте.

Март

1 занятие. Сравнение  неравных групп, используя приемы  наложения и приложения. Различение  круглых предметов, предметов  имеющих углы.

2 занятие. Сравнение  двух предметов по длине, ширине, высоте.

3 занятие. Формирование  умения различать и называть  части суток: день, ночь.

4 занятие. Формирование  умения различать количество  звуков на слух. Сравнение предметов  по длине, ширине, высоте.

Апрель

1 занятие. Воспроизведение  множества на слух. Нахождение  стольких кружков на карточке, сколько звуков было воспринято  без счета и называния множества  числом.

2 занятие. Сравнение  предметов по размеру.

3 занятие. Формирование  умения определять количество  движений. Составление группы из  отдельных предметов, дробление  группы на отдельные предметы.

4 занятие. Формирование  умения различать и называть  части суток: утро, вечер. Выделение  закономерностей в расположении  предметов.

Май

1 занятие. Определение  пространственного расположения  предметов. Сравнение равных и  неравных групп способами наложения  и приложения.

2 занятие. Различение  геометрических фигур: круга,  квадрата, треугольника, обследование  их осязательно - двигательным  путем.

3 занятие. Сравнение  предметов больших и маленьких,  а также разной ширины, разной  высоты, разной длины.

4 занятие. Сравнение  количественных групп на основе  сопоставления предметов один  к одному и определение, где  больше, где меньше или поровну.

 

 

 

 

Педагогический  опыт «Исследовательский проект «Волшебный мир бумаги»


Сегодня в дошкольной науке  и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на «саморазвивающую систему», что определяет усилия взрослых не на обучение определенным знаниям, умениям и навыкам, а направляет их на создание условий для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию и является технология проектирования.

Проектирование, как одна их технологий обучения, это комплексная  деятельность, участники которой  осваивают новые понятия и  представления о различных сферах жизни без специально провозглашенной  диагностической задачи со стороны  организаторов. Выбирая работу в  режиме проектирования, педагог должен уметь видеть в ребенке не объект, а субъект воспитания и обучения. Ребенок постепенно приобретает  умение определять наиболее значимые для себя виды деятельности и реализовывать  их во взаимодействии с другими людьми. Он способен рассматривать несколько  вариантов действия и выбирать наиболее лучший.

Технология проектирования требует от педагога терпения, любви  к ребенку, веры в его возможности, а также большого педагогического мастерства.

Проектирование требует  индивидуальных решений и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются  способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умений выстраивать  из частей целое.

Таким образом, проектирование является одним из средств социального  и интеллектуального творческого  саморазвития всех субъектов образования (и детей, и взрослых).

Организуя работу с детьми над различными проектами, я могу отметить, что коллективные переживания  сближают детей друг с другом и  с взрослым, способствует улучшению  микроклимата в группе. Кроме того чем активнее включаются родители в  работу над тем или иным проектом, тем увереннее их дети чувствуют  себя в коллективе, повышается их самооценка.

Вот какую работу мы провели  с детьми, в проекте, с которым  выступили на конкурсе творческих и  исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Я - исследователь» в феврале 2010 года.

Работа с бумагой: выявление  ее свойств, некоторых достоверных  сведений из истории бумаги и бумажного  производства - вот тот объем умений и знаний, который включает наш  проект «Волшебный мир бумаги». Почему «волшебный»? Потому что ребенок  для выявления свойств бумаги проделывает поистине чудесные превращения, открывает завесу истории, мастерит интересные вещи.

Цель:

1. Выяснить, какие материалы  использовали наши предки для  письма.

2. Узнать, правда ли что  бумага «растет»? Как делают бумагу?

3. Составить схемы проведения  опытов с использованием разных  видов бумаг.

Задачи:

На примере имитации папируса понять технологию изготовления древней  бумаги, составить технологическую  схему.

Выявить связь между деревом  и бумагой, схематично изобразить процесс  изготовления бумаги.

Научиться самостоятельно, проводить опыты с бумагой, используя  ее свойства: намокая расправляться, различная плотность бумаги, уменьшение площади бумажного листа влияет на ее силу.

Педагог обращает внимание детей на то, что после самостоятельного рисования на столе остается много  использованной бумаги. Предлагает детям  не выбрасывать ее, а складывать в коробочку и «приоткрыть  маленькую дверцу» в ее «волшебный мир». А почему он «волшебный» дети узнают, когда поближе с ней  познакомятся.

- Ведь было время, когда  бумаги не было. Как вы думаете,  на чем же люди писали, или  рисовали?

- На стенах пещер рисовали, как они охотились. Я такую  передачу по телевизору видел, - сказал Максим.

- На глиняных дощечках  писали. Помните, мы еще пробовали  так же на пластилиновых писать, - вспомнила Даша.

- Удобно ли было переносить  такие дощечки и хранить их?

- Они очень хрупкие:  легко ломались, разбивались, крупные  были тяжелые, их неудобно было  переносить.

- Интересно, что же  тогда придумали люди, чтобы было  легче и удобней?

- Можем ли сами догадаться? Как можем узнать? - педагог показывает  карточки-схемы.

Используя информацию из детской  энциклопедии, воспитатель рассказывает детям об использовании в древнем  Египте болотного растения папирус. Дети пробуют получить бумагу, так  же как и в древнем Египте, используя  имитацию стеблей папируса (из бумаги), рисуют технологическую карту. Воспитатель  заинтересовывает детей и в дальнейшем сборе информации. Максим рассказал  о китайце Цань-Лунь, который и придумал процесс изготовления бумаги из внутренней части тутового дерева.

О современном изготовлении бумаги детям рассказал папа Насти  К.. Он принес интересные фотографии станков, на которых ее делают. Детей больше всего удивило то, что бумагу делают из дерева, и поразило огромное количество выпускаемой бумаги. Сколько же нужно  вырубить деревьев, что бы бумаги хватило  на всех? Но наука не стоит на месте  и для охраны лесов ученые придумали  использовать синтетические материалы, макулатуру, хлопчатобумажную ткань. Результатом  этого исследования стало стихотворение- физкультминутка, сочиненное детьми, совместно с воспитателем:

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

(Дети выполняют имитационные  движения.)

Увлекшись этой темой, мы собрали  небольшую коллекцию разного  вида бумаг. Мы старались подбирать разные по фактуре экземпляры. Один кусочек мы наклеили на фриз, а другой такой же положили в коробку, сшили повязку на глаза. Получилась игра «Найди на ощупь».

Воспитательница младшей  группы обратилась к детям за помощью  сделать бумажные кораблики, но такие, чтобы малыши могли как можно  дольше ими играть. Отобрали бумажные листы из коллекции и провели  опыт «Вся ли бумага намокает одинаково  быстро?». В результате дети сделали  малышам прочные и яркие кораблики  из плотной журнальной бумаги. Затем  были опыты: «Бумажные цветы», «Лист-силач», «Мостик». Детям понравилось экспериментировать с бумагой, многие показывали фокусы-опыты  дома, друзьям.

Я листок бумажный,

Маленький, отважный,

Ты рисуй на мне, пиши.

Другу фокус покажи.

***

Если я в воде намокну,

То расправлюсь ровно,

Будто в озере кувшинки

Расцвели на зорьке.

***

Хоть не сильный я сейчас,

Но сложи гармошкой,

И смогу я выдержать

И собаку с кошкой.

***

И мостом я через пропасть

Лечь сейчас сумею,

Только ты сложи меня

и Камаз проедет.

Во время рефлексии  дети отметили, что им нравиться: узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими знаниями и умениями.

Работа в проекте сплотила ребят, ведь они были заняты общим  делом, и результат ее виден на стендах и фризах, их стихотворные строчки декламирует весь детский  сад, родители гордятся ими.

Библиография.

1. Бедерханова В.П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых //Развитие личности. 2000.№1.С.24-36.

2. Иванова А.И. Модульный  принцип педагогического процесса  в ДОУ: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера,2007.

3. Евдокимова Е.С.Технология проектирования в ДОУ.-М.: ТЦ Сфера, 2006.

4. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М., 2000.

Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач