Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:17, контрольная работа
В современном обществе все больше внимания уделяется воспитанию, развитию и обучению подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. По мнению П. П. Блонского, Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др. именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.
Введение
1. Значение арифметических задач для умственного развития детей
2. Особенности усвоения детьми сущности арифметических задач
3. Понятие «арифметическая задача», ее структурные компоненты, виды арифметических задач
4. Методика обучения детей решению задач
5. Анализ арифметических задач, составленных детьми
Вывод
Список используемой литературы
Использовать в своей работе разнообразный наглядный и демонстрационный материал, для чего разработать методические пособия, подобрать картотеку задач математического и логического содержания, создать развивающие презентации с материалом по обучению детей решению задач.
Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.
Список используемой литературы
1.Метлина Л.С. Математика в детском саду. М., Просвещение, 1984
2.Программа воспитания и обучения в детском саду. М., Просвещение 1987
3.Столяр А.А. Формирование
элементарных математических
Развитие наблюдательности у ребенка 5 лет
09 Авг Развитие детей | 3 комментария
Ребенок в возрасте 5 лет должен без помощи родителей справится с этим заданием-упражнением на развитие наблюдательности и мышления.
Задача: ребенок рассматривает
предложенные картинки и определяет
какие были нарисованы сначала, а какие
позже. Расставляет цифры от 1 до 3 согласно
порядку, в котором были изображены домики.
Конспект занятия-игры по математике для старших дошкольников "Четыре" |
|
|
|
Цель: Продолжать развивать комбинаторские способности, любознательность, умение анализировать, сопоставлять, работать со схемой. Расширять и закреплять знания, интерес к художественным произведениям с математическим содержанием. Познакомить с числом и цифрой «4», составом этого числа. Материал: Иллюстративный материал по числу и цифре «4», наборы квадратов разного цвета и размера, тетради в клетку, цветные карандаши, наборы цифр от 1 до 4. Ход занятия: Воспитатель обращается к детям: - Мы сегодня продолжим
наше путешествие в - А сегодня познакомимся
с числом и цифрой «4». - Кто знает загадки,
где встречается число «4»? ( Например: Четыре брата одним кушаком подвязаны, Под одной шляпой стоят. (Стол) Бывают ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса? (Машина для поливки улиц ) Два брюшка, Четыре ушка. (Подушка) - Замечательно. Число «4»
- очень интересное число. Оно
означает устойчивость и - А теперь давайте подумаем, как можно составить число «4». - Какие у вас геометрические фигуры? - Чем они отличаются? - Возьмите 4 фигуры и выложите свои варианты состава числа. Дети выкладывают каждый свой вариант состава числа, рассказывают о нем, а воспитатель выкладывает варианты на фланелеграфе.
Выяснить, что комбинаций может быть много, а вариантов состава числа только 4: 2 и 2, 3 и 1, 1 и 3, 1, 1, 1, 1. Затем дети самостоятельно работают над составлением различных комбинаций своего варианта состава числа из двух меньших. Сделать вывод: число не зависит от величины предметов. Задания: - описать заданную комбинацию, например, вторую сверху и выложить ее цифрами (1,1,2); - назвать заданный элемент заданной комбинации, например, это вторая цифра справа в третьей комбинации; - зарисовать в тетради комбинацию, обозначенную цифрами 1, 1, 2; - закрасить в заданной
комбинации второй элемент ( В дальнейшем это задание можно усложнить, что позволит детям сконцентрировать внимание, например, второй элемент, заштриховать, а третий закрасить. На составе числа «4» можно продемонстрировать детям понятие - число не зависит от расстояния между предметами: ББ ММ БМ БМ МБМБ и т. д. Затем показать детям спрятанную в занимательных рисунках цифру «4», используя пособия Е. Соловьевой «Числа для тебя»: это могут быть рисунки дома, подъемного крана, летящей ракеты, парусника, стола, стула и т. д. Вспомнить с детьми стихи с цифрой «4». Подвижные игры «Найди пару», «Найди свой домик». 4 это: 1 и 3 1 и 1 и 2 З и 1 2 и 1 и 1 4 это: 2 и 2 1 и 1 и 1 и 1 1 и 2 и 1 1 и 2 и 1 1. За тремя идут четыре, Острый локоть оттопыря. 2. Раз, два, три, четыре - сосчитаем дыры в сыре. Если в сыре много дыр, Значит вкусным будет сыр. Если в нем одна дыра, Значит, вкусным был вчера. (И. Токмакова) 3. Живут в зоопарке гривастые львы, Им стыдно косматой своей головы, Что ж делать, когда парикмахер От них убегает в страхе? Ведь нету зверей в целом мире Страшнее, чем эти четыре. 4. У четырех черепашек по четыре черепашонка. 5. Обманули простака на четыре кулака, На щелбан и на подушку, На зеленую лягушку. 6. Шла собака через мост, Четыре лапы, пятый хвост. Если мост обвалится, то собака свалится. 7. Два брюшка, четыре ушка. (Подушка) 8. Четыре синих солнца у бабушки на кухне, Четыре синих солнца горели и потухли: Готовы щи, компот, блины - До завтра солнца не нужны. (Газовые конфорки) 9. Четыре брата одним кушаком подвязаны, Под одной шляпой стоят. (Стол) 10. Четыре ноги, а ходить не может. (Стол) 11. Под крышей четыре ножки, А на крыше - суп да ложки. (Стол) 12. Бывают ли у дождика четыре колеса? Скажи, как называются такие чудеса? (Машина для поливки улиц) 13. Четыре ноги, пятый хвост, шестая грива. (Конь) 14. Он давно знакомый мой, Каждый угол в нем прямой, Все четыре стороны одинаковой длины. Вам его представить рад, А зовут его... (квадрат). 15. Угла четыре мне даны и все стороны равны, Прямоугольнику я брат, а зовут меня... (квадрат) 16. В году у дедушки четыре имени Кто это? (Весна, лето, осень, зима) 17. Ножек четыре, шляпка одна, Нужен, коль станет обедать семья. (Стол) 18. Четыре в комнате угла, Четыре ножки у стола. И по четыре ножки у мышки и у кошки. Бегут четыре колеса, резиною обуты. Что ты пройдешь за два часа, они за две минуты. 19. На четырех ногах стою, Ходить же вовсе не могу, Когда устанешь ты гулять, Ты можешь сесть и отдыхать. (Кресло) 20. Повезло опять Егорке – У реки стоял не зря: Пять карасиков в ведерке и четыре пескаря. 21. У стола четыре ножки, по две с каждой стороны, Но сапожки и калошки этим ножкам не нужны. 22. Кто появится первый - приедет в карете, В нарядной карете на паре коней. Второй - в таратайке, на ослике - третий, На чем же четвертый? На паре свиней. 23. Раз два, три, четыре, умножаем на четыре, Делим, делим на четыре, получается четыре! (С. Маршак) 24. Гляди, четыре - это стул, Который я перевернул. 25. Делал Егорка с мамой уборку, Опрокинул стул в квартире – Стал похож он на четыре. 26. Цифра новая - четыре, Стол стоит у нас в квартире, Сколько ножек у него – У стола у твоего? (С. Маршак) 27. Вот четверки силачи, Подымают кирпичи, Выжимают гири, пуда по четыре. 28. С мешком заплечным единица – Такою мне четверка снится. 29. Идет четверка после трех, поговорим о четырех, Четыре времени в году - Я разговор о них веду. Зима бела и холодна, Пушистый снег несет она. Весна бросает в землю зерна, А лето трудится проворно. За летом осень золотая Несет корзины урожая. (С. Маршак) 30. Четыре раза в год они Земли наряд меняют пестрый, Бегут, бегут за днями дни, Приходят и уходят сестры. Зима накопит нам воды, Весна и вспашет, и посеет, Чтоб лето принесло плоды, А осень их собрать сумеет. 31. Сидят четыре друга, четыре рыбака, И неподвижны в речке четыре поплавка. А рядом на пригорке сидит усатый кот, Он тоже смотрит в речку – Добычи вкусной ждет. 32. Шевелились у цветка все четыре лепестка, Я сорвать его хотел, он вспорхнул и улетел. (Бабочка) 33. Четыре крыла, а не птица, Крыльями машет, а не с места. (Мельница) 34. Вспушит она свои бока, свои четыре уголка, И тебя, как ночь настанет, Все равно к себе притянет. (Подушка) 35. Четыре грязных копытца Заснули прямо в корытце. (Поросенок) 36. Четыре братца и не сходятся и не расходятся, И не отстают и не догоняют. (Колеса) 37. На четыре ноги надевали сапоги, Перед тем, как надевать, стали обувь надувать. (Шины) 38. Без четырех углов изба не рубится 39. Конь о четырех ногах, да и то спотыкается. 40. На все четыре стороны. Жить в четырех стенах. Задачи 41. Ну-ка, сколько здесь ребят На горе катается? Трое в саночках сидят, один дожидается. 42. Три пушистых кошечки улеглись в лукошечке, Тут одна к ним прибежала - Сколько вместе кошек стало? 43. Четыре сороки пришли на уроки, Одна из сорок не знала урок – Сколько прилежно училось сорок? 44. Четыре зайца шли из школы, И вдруг на них напали пчелы. Два зайчика спаслись едва. А сколько не успело? (Два) 45. Четыре спелых груши на веточке качалось, Две груши снял Павлуша - А сколько груш осталось? |
Сезон дождей |
|
|
|
Наконец-то начался долгожданный сезон дождей. Воды было много, вновь наполнилось озеро, там опять появилась рыба. Теперь не надо было искать воду, чтобы напиться. Вот только маленький львёнок не очень любил дожди, потому что сырой песок проваливался под лапами. Умная черепаха учила львёнка своим премудростям: «Для того чтобы не проваливаться в песке, нужно ходить медленно и осторожно, а не бегать». Но львёнок любил бегать, да к тому же ему не хотелось прятаться, пока идёт дождь. «Послушай, черепаха, мне так хочется погулять, но дождь почему-то не кончается», - сказал маленький львёнок. «А ты погуляй под дождиком, как я», - предложила черепаха. Но львёнок только поёжился и недовольно фыркнул: «Тебе хорошо, ты сразу можешь спрятаться в панцирь, а я весь промокну». Умная черепаха подумала и посоветовала: «Значит, придумай, как можно гулять под дождём и не намокнуть». Львёнок сел и задумался: «Разве такое возможно?» Помогите львёнку решить эту задачку. |
Кактусовый сад |
|
|
|
Наступило время цветения кактусов. Цветочки на них были розовые, голубые, зелёные, оранжевые. «Вот бы вырастить кактусовый сад», - думал львёнок. С этим он пришёл к умной черепахе. Черепаха была в прекрасном настроении и что-то напевала. «Послушай, черепаха, давай посадим кактусовый сад - будет очень красиво», - предложил львёнок. «Замечательно, - согласилась черепаха, - но только этот сад появится не скоро, ведь кактусы растут очень медленно». «Как жаль!» - огорчился львёнок. «Не огорчайся, можно пересадить уже большие кактусы», - посоветовала умная черепаха. «Ура! У нас будет кактусовый сад!» - обрадовался маленький львёнок. «Но для этого нужно аккуратно выкопать кактус и пересадить его в подготовленную ямку», - объяснила черепаха и принялась копать ямки для кактусов. Львёнок же подбежал к самому красивому и большому кактусу, дотронулся до него, но тут же отдёрнул лапу. Он начал лизать лапу и хныкать: «Он такой колючий!». Черепаха повернулась к львёнку и сказала: «Конечно, для этого и нужны иголки, чтобы никто просто так его не хватал». «Ну как же я его возьму-у?» - продолжал хныкать маленький львёнок. «Кактус должен колоться, чтобы никто не мог повредить его, и не должен колоться, чтобы его можно было пересадить», - рассуждала черепаха. «Как же всё-таки взять кактус не уколовшись?» - спросил львёнок. Подумайте, что предложила львёнку черепаха? | ||||
Лужа |
|
|
|
Однажды, после сильного проливного дождя, когда воздух был чистым и свежим, маленький львёнок решил погулять и порезвиться. Он бегал, гонялся за птичками, пока не наткнулся на лужу. «Интересно, - подумал львёнок, - а смогу ли я через неё перепрыгнуть?». Хорошенько разбежавшись, львёнок прыгнул и, к своему удовольствию, перелетел через лужу. Теперь у него появилось интересное занятие - прыгать через лужи! Через некоторое время маленький львёнок увидел огромную лужу. Он как следует разогнался, прыгнул... Но лужа была очень большая, и львёнок оказался в грязной и мутной воде. К тому же лужа была ещё и глубокая, поэтому львёнок испачкался по самые кончики ушей. Кое-как выбравшись, мокрый львёнок уныло побрёл к черепахе. «Откуда ты такой грязный?» - спросила черепаха, увидев львёнка. «Я прыгал через лужу», - тихо ответил львёнок. «А если бы ты утонул?» - черепахе стало жаль маленького львёнка, и она погладила его по голове. «Разве можно утонуть в луже, она же не такая глубокая, как озеро?» - возразил львёнок. «Но ведь ты же не знаешь, какой она глубины», - заметила умная черепаха. «Нет, знаю! - упрямо твердил львёнок. - Если дно видно, лужа неглубокая, а если дна не видно, то глубокая». Черепахе надоело слушать
упрямого львёнка, и она спросила:
«Послушай, маленький львёнок, а
как ты определишь глубину лужи,
если вода в ней очень грязная?»
Львёнок почесал лапой в Подумайте и помогите львёнку измерить глубину лужи |
Канава |
|
|
|
После того как дожди размыли весь песок, маленькому львёнку по пути к озеру всё время нужно было обходить длинную и глубокую канаву, которая к тому же была полна воды. Искупавшись уже однажды в луже, львёнок больше не хотел быть мокрым и грязным. Он тратил много времени и приходил к озеру очень усталым. «Что с тобой?» - спросила львёнка умная черепаха, когда он в очередной раз приплёлся еле дыша. «Ты знаешь, черепаха, мне так надоело обходить эту широкую канаву!» - львёнок жадно пил воду и был крайне недоволен. «Что же тебе мешает пройти прямо?» - поинтересовалась черепаха. «Как что?! - изумился львёнок. - Я же не могу её перепрыгнуть, а переплывать без тебя боюсь». Черепаха подумала и сказала: «Значит, канаву не нужно переплывать или перепрыгивать». «Как же я пройду, у меня же нет крыльев, чтобы перелететь?» - совсем растерялся маленький львёнок. «Для этого нужно посмотреть по сторонам и найти то, что поможет тебе перейти канаву», - рассудительно предложила умная черепаха. Львёнок посмотрел по сторонам и хлопнул себя лапой по лбу: «Ну конечно! Как же я раньше не додумался?» Что же придумал львёнок? |
ьвёнок учится плавать |
|
|
|
Как-то раз, когда маленький львёнок и большая черепаха снова пришли на озеро, львёнок спросил: «Скажи, черепаха, как ты научилась так хорошо плавать?». Черепаха подумала и ответила: «А я всегда умела хорошо плавать». «Научи меня, пожалуйста», - попросил маленький львёнок. «Ну хорошо, - согласилась умная черепаха, - но учти, чтобы научиться плавать, ты должен хорошенько грести лапами». «Понял! Понял!» - закричал львёнок и прыгнул в воду. Он изо всех сил начал бить лапами по воде, но только распугал рыбок. «Вот видишь, - огорчился львёнок, - у меня ничего не получается». «А ты зайди поглубже и попробуй ещё раз», - предложила черепаха. Львёнок зашёл поглубже, но через минуту уже звал на помощь: «Тону! Спасите!». Когда черепаха вытащила испуганного львёнка, он, фыркая, с обидой сказал: «Никогда я не научусь плавать, меня всё время тянет вниз!». Тут умная черепаха посоветовала львёнку: «Сделай так, чтобы тебя не тянуло вниз». «Ну как же меня не будет тянуть вниз, если я тяжёлый?» - возразил львёнок. «Значит, найди то, что поможет тебе стать лёгким, а я пока поплаваю», - сказала черепаха и нырнула в воду. Когда львёнок вернулся, черепаха уже лежала на тёплом песке. Увидев львёнка, она похвалила его: «Я всегда знала, что ты очень сообразительный!» Что же нашёл львёнок для того, чтобы научиться плавать? |
Как достать банан? |
|
|
|
Маленький львёнок сидел под банановым деревом, прячась от жаркого африканского солнца, и вдруг увидел, что на самой верхушке его висит большая гроздь спелых бананов. «Хорошо бы достать эти бананы», - подумал львёнок и попробовал залезть на дерево. Но это ему никак не удавалось, и львёнок всё время скатывался вниз. За этим занятием его застала умная черепаха, которая спросила: «Зачем ты катаешься с бананового дерева?». «А я вовсе не катаюсь, - ответил львёнок, - я достаю бананы, вон, видишь, на самой верхушке». «Но ты же не обезьяна, чтобы забраться на дерево», - заметила черепаха. «Всё равно я хочу бананы!» - сказал львёнок и опять начал карабкаться по стволу. Когда он в очередной раз скатился вниз, черепаха предложила: «Давай-ка лучше сядь и подумай, как можно достать бананы, не залезая на дерево». Львёнок задумался: «И правда, зачем лезть на дерево, если можно по-другому достать бананы?» Подумайте и ответьте, как львёнку достать бананы, не забираясь на дерево? |
Жаркий день |
|
|
|
Был очень жаркий день. Солнце раскалилось, воздух нагрелся так, что тяжело было дышать, и все прятались от жары, кто где мог. Маленький львёнок и умная черепаха отдыхали в тени кокосовой пальмы. Черепаха дремала, а львёнок размышлял вслух: «Вечером песочек такой тёплый, приятный, можно поваляться, покувыркаться, а днём даже побегать негде». «А ты не бегай, - сонно пробормотала умная черепаха и добавила: - Сиди в тени и отдыхай». «Но я не хочу сидеть, я хочу бегать, а песок очень горячий, и можно обжечь лапы», - сказал львёнок. «Когда очень жарко, нужно залезть в воду и сидеть там», - медленно произнесла черепаха. «Но я же не рыба, чтобы всё время сидеть в воде!» - возразил маленький львёнок. «Какой же ты неугомонный! - умная черепаха окончательно проснулась и предложила: - Значит, придумай, как можно побегать по горячему песку, не обжигая лап». Львёнок сел и сказал: «Это было бы здорово!» Помогите львёнку решить эту задачку. |
Как сделать ветер? |
|
|
|
Жаркое африканское лето было в самом разгаре. На небе не было ни облачка, и даже непоседливый львёнок устал от изнывающей жары. Умная черепаха пряталась в панцирь и вылезала оттуда только вечером. Не спасала и тень пальмы. «Хоть бы ветерок подул», - мечтательно произнёс маленький львёнок. Черепаха высунула голову из панциря и задумчиво сказала: «Если ветерка нет, нужно его сделать, и тогда будет прохладно». «Как же можно сделать ветер?!» - изумился львёнок. «А ты посмотри по сторонам и придумай, из чего и как можно сделать ветер», -предложила черепаха и опять спряталась в панцирь. Львёнок немного подумал и весело запрыгал: «Ура! Придумал!» Что же придумал львёнок? |
Львёнок ищет воду |
|
|
|
Маленькому львёнку надоело всё время сидеть под пальмой, к тому же ему захотелось пить. Придя к озеру, он вдруг обнаружил, что озера нет. Запыхавшись, львёнок прибежал назад, к пальме: «Просыпайся, черепаха! Озеро высохло!». «В самом деле?» - умная черепаха высунулась из своего панциря и, увидев расстроенного львёнка, принялась его утешать: «Ничего, маленький львёнок, через несколько дней начнутся дожди, и озеро станет большим, глубоким, как прежде». «А как же мне попить? - спросил львёнок. - Ведь теперь вода кончилась, а к реке идти далеко, да и крокодилы там зубастые». Черепаха, посмотрев на львёнка, сказала: «Успокойся, сядь и подумай, где можно найти воду, и вообще, почему обязательно воду?». «Действительно, - согласился львёнок, - можно же пить и сок, и молоко...». «Ну вот и придумай, где всё это можно найти», - сказала умная черепаха. Подумайте, как же львёнку попить? |
Информация о работе Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач