Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

моделирование развитие речи(1).docx

— 425.03 Кб (Скачать документ)

 

МИНООБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный  социально - педагогический

университет»

(ФГБОУВПО ВГСПУ)

 

Факультет дошкольного и начального образования

Кафедра педагогики и психологии начального образования

 

 

 

ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ

Курсовая работа

По дисциплине: «Теория  и методика развития речи детей»

 

 

 

Исполнитель:

Демченко Юлия Владимировна

(гр. Д-ДБS-21)

____________________

Научный руководитель:

Шатрова С. А., канд. пед.наук, доцент

____________________

 

 

Волгоград-2012

 

Содержание

             Введение…………………………………………………………...……………...3

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.

  1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8

    1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14

1.3. Использование  метода  моделирования в ходе обучения  старших дошкольников  рассказыванию…………………………………………………32

      Вывод по  главе I  ………………………..……………………………..42

Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.

   2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45

   2.2. Экспериментальное  исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52

   2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61

Вывод по главе II…………………………………………………...............68

  Заключение………….………………………………………………………70

  Литература…………………………………………………………………..75

   Приложение……………..………………………………………………….78

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  изучению проблемы развития рассказывания  у дошкольников с использованием моделирования  посвящается большое  количество научно-исследовательских  работ психологов и педагогов. Исследователи  отмечают, что развитие в дошкольном периоде умения рассказывать является одной из основных составляющих при психологическом обследовании готовности ребенка к школе, а потому является наиболее актуальной  задачей развития современных детей. Все чаще  педагоги начинают использовать в работе по обучению дошкольников рассказыванию – моделирование, поскольку моделирование позволяет развивать одновременно много познавательных процессов: память,  мышление, восприятие, воображение, а также стимулировать познавательную активности ребенка.

Актуальность использования  моделирования в работе по развитию связной речи детей дошкольного возраста состоит в том, что: во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию, которые легко преодолеваются повышением интереса через использование наглядного моделирования; во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, а так же формирует навык практического использования приемов работы с памятью; в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей выделять главное, систематизировать, анализировать и синтезировать полученные знания[4].

 В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью, которая подразумевает развитие умения рассказывать, зависит успешность обучения детей в школе, умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие.

Проблема развития умения рассказывать у дошкольников нашла отражение в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина. Закономерности речевого развития дошкольников изучались А.Н. Гвоздевым, Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным, А.А. Леонтьевым и др. Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др. [23].

Однако, в настоящее  время, несмотря на традиционное декларирование необходимости развития умения рассказывать, у детей старшего дошкольного возраста эта проблема не достаточно исследована в педагогике.

На подходы к изучению умения рассказывать дошкольника оказали влияние исследования, выполненные под руководством Ф.А.Сохина и О.С.Ушаковой (Г.А.Кудрина, Л.В.Ворошнина, А.А.Зрожевская, Н.Г.Смольникова, Е.А.Смирнова, Л.Г.Шадрина). В центре внимания этих исследований находится поиск критериев оценки связности речи, и в качестве основного показателя ими выделено умение структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями разных типов связных высказываний, видеть структуру текста, его основные композиционные части, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Таким образом, дошкольник начинает овладевать текстом как определенной моделью.

Однако, несмотря на достаточную степень изученности проблемы развития умения рассказывать у дошкольников, остается недостаточно разработанным один из аспектов этой проблемы - развитие умения рассказывать дошкольников с использованием моделирования. Прежде всего, это проблема использования приемов, помогающих ребенку осознать процесс построения текста и осмыслить то содержание, которое находит отражение в этом тексте, хотя это и обусловлено интеллектуальным и речевым развитием дошкольника. Важнейшим приемом, помогающим в овладении умением рассказывать, является моделирование, но к использованию моделирования обычно обращаются с целью развития логического мышления дошкольника, оно используется при обучении некоторым видам рассказов, а системы работы по умения рассказать с использованием моделирования нет.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, позволил нам обнаружить противоречие между особенностями речевого развития ребенка старшего дошкольного возраста и теоретическим обоснованием использования моделирования при обучении старших дошкольников умению рассказывать, между потребностями практики в использовании моделирования в работе по развитию связной речи и отсутствием педагогических технологий, ориентированных на моделирование в работе по формированию у дошкольников умений в области текста.

Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: какова педагогическая технология использования моделирования в процессе обучения детей старшего дошкольного возраста умению рассказывать?

Проблема обусловила выбор темы «Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования».

Объект исследования – учебно-воспитательный процесс развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить действенность моделирования при обучении старших дошкольников рассказыванию, как основной составляющей связной речи.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих  задач

Задачи:

1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.

2. Охарактеризовать умения, раскрывающие  понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.

3. Установить критерии, показатели  и уровни развития связной  речи старших дошкольников.

4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю  у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Гипотеза: Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным, если:

  • будут определены речевые умения, необходимые для развития рассказывания дошкольников;
  • будут выявлены показатели уровней развития связной речи детей старшего дошкольного возраста
  • будет подобрана программа формирования умения рассказывать для детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования
  • Методы:

- изучение психолого-педагогической  и методической литературы по  проблеме исследования;

- наблюдения за детьми  на занятиях по развитию речи, в самостоятельной деятельности;

- педагогический эксперимент;

- тестирование (диагностическое  обследование) детей, анкетирование  педагогов и детей;

- изготовление моделей  для рассказывания

- анализ продуктов творческой  деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования: Методологической и теоретической базой исследования являются психолого-педагогические концепции развития речи детей (Л.А. Венгер, Я. С. Выготский, В.И.Яшина, О.С.Ушакова и др.), теории об особенностях психического развития старших дошкольников (Д.Б.Эльконин, А.М.Леушина, Л.С.Выготский, О.М.Дъяченко, А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, В.С.Мухина, Н.Н.Поддъяков).

Полученные в ходе исследования педагогические выводы и обобщения  могу явиться основой для дальнейшей экспериментальной работы в исследуемой  области, а выявленные показатели и  критерии оценки способности и условия  ее становления открывают новые  возможности в области обучения рассказыванию, а совершенствования связной речи будущего школьника. Практическая значимость исследования определяется тем, что указанные методы речевого развития разработаны и апробированы в практике работы дошкольного учреждения.

Базой исследования является  МОУ детский сад №  224  г. Волгограда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста

  1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста.

Потребность детей рассказывать очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в диалог, помогает общаться среди людей. Процесс этот сопровождается наивысшей активностью интеллектуальных и эмоциональных сил. Поэтому вопрос о развитии процесса рассказывания у дошкольников сегодня особенно актуален.

Рассказ - это самостоятельное  развернутое изложение ребёнком определенного содержания. В методике традиционно термином «рассказ»  принято обозначать самостоятельно созданные детьми монологи разного  типа (описание, повествование, рассуждение или контаминация). Здесь допускается (с лингвистической точки зрения) терминологическая неточность, поскольку рассказом мы можем назвать только повествование. В зависимости от источника высказывания можно выделить монологи: 1) по игрушкам и предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы[1].

Рассказ сравнительно с пересказом более сложный вид связной  речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового литературного произведения. Развитие связной речи детей осуществляется, прежде всего, при обучении рассказыванию, которое начинается с простого пересказа коротких литературных произведений с несложной фабулой и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

Современные дети живут в  мощном потоке информации. Ушли в прошлое  фильмоскопы. На смену пришли телевизоры, вместо живой бабушкиной сказки – запись на магнитофоне или кассеты с видеофильмами. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растет.

Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.

Умение рассказывать помогает ребенку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает  уверенность в своих силах. Понятие рассказывание характеризуется как развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно.

Для рассматриваемой проблемы важны исследования, в которых  были разработаны основы методики развития связной речи у детей дошкольного  возраста, определены виды детского рассказывания, последовательность обучения им, приемы, условия, способствующие эффективности  обучения (А.М. Леушина, Л.А. Пеньевская, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Е.А. Флерина  и др.).

Цель «первоначального наглядного обучения» К.Д. Ушинский видел в  овладении «даром слова». Под «даром слова» он понимал умение, верно, выражать в словах свои мысли, наблюдения. С этой целью необходимо упражнять детей в «наблюдательности, логичности».

Основой для развития речи и составления рассказов, последовательных во времени, К.Д. Ушинский считал предметное и природное окружение, картины  и игрушки. Он отмечал, что дети должны быть самостоятельны в обучении. Самостоятельность  должна проявиться в умении ребенка  выразить своими словами, понятно для  окружающих собственные самостоятельные  мысли. По этой причине К.Д. Ушинский так характеризует рассказывание прочитанного своими словами: это «весьма плохое упражнение дара слова», так как оно обогащает только ум, но собственная способность дара слова может остаться совершенно не развитой. [29]

Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования