Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

моделирование развитие речи(1).docx

— 425.03 Кб (Скачать документ)

Значит,   разработанная  методика  формирования  умения рассказывать, где главным приоритетным приемом, выступили  виды моделирования, получила   подтверждение,  как методика  позволяющая развиваться ребенку  с позиции творческого подхода, базированного на личностно – ориентированном взаимодействии ребенка и педагога. Таким образом, систематическая и последовательная работа по обучению детей рассказыванию с опорой на схемы, символы, плоскостные театры; иллюстрации рассказов, сказок, картины, графическое моделирование, детские схемы формирует у детей стойкие умения составлять описательные рассказы. Кроме этого, результаты сравнительной характеристики, позволяют нас убедиться в плодотворности и положительной результативности проведенной формирующей работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод по главе II

Экспериментальная часть, а  именно диагностическая программа, составленная  в соответствии с разработанной методикой развития речи дошкольников,  позволила  проследить насколько  дети,   владеют необходимыми умения по различным разделам речевого развития: грамматический строй, развитие связной речи, активный словарь, умения рассказывать.  Насколько точно,  дети умеют сроить предложения, насколько продуктивно используют  образец педагога,  настолько  высок их творческий потенциал. Итогом диагностической работы стало отнесение дошкольников к уровням – высокому, среднему и низкому.

У детей низкоуровневых прослеживалось не системность знаний, нежелание следовать определенному плану, рассеянность внимания, что является решающим при развитии речи. В связи с этим, по нашему мнению, возникла необходимость разработки программы по формированию умения, рассказывать, в основе которой лежат приемы моделирования. Благодаря, которой многие необходимые знания дошкольник освоил, причем в непринужденной обстановке. Наша программа формирования действительно получили свое развитие, о чем свидетельствуют показатели контрольного эксперимента.

Данная работа оказала  эффективность речевого развития у  дошкольников средствами обучения детей  рассказыванию с помощью моделирования:

- использование моделирования в рассказывании положительно повлияло на речь детей, что говорит о перспективности данного вида работы.

- система работы дает возможность дошкольникам удовлетворить коммуникативную потребность, проявить творческую активность, самостоятельность.

- использование упражнений, дидактических и развивающих игр способствует появлению в речи детей логики и последовательности изложения.

- благодаря развитию умственных способностей на основе дидактических и развивающих игр, использованию различных методов моделирования дети смогли достигнуть такого результата.

Также  нами  был сделан  вывод о том, что среда, окружающая ребенка играет немаловажную роль в развитии растущего человечка. Разработанная нами программа по формированию, позволила увеличить некоторые показатели знаний детей, а значит, более точно  проследить необходимость стимулирования речевой активности дошкольника элементами моделирования.

  В ходе формирующей работы, мы пришли к выводу о подтверждение выдвинутой  гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Анализ  психолого –  педагогической  литературы  проблемы   обучения рассказыванию  дошкольников с использованием моделирования показал,  что исследуемая нами проблема нашла свое отражение  во многих  педагогических  трудах педагогов. Педагогической наукой,  практикой дошкольного воспитания накоплен  значительный  опыт  по  обучению рассказыванию,  но не  определен достаточно четкий подход к осуществлению   работы  по обучению рассказыванию, где приоритетным приёмом будет выступать  один из видов моделирования.

На начальном  этапе  нашей  исследовательской работы нами  были выдвинуты следующие  задачи:

Задачи: 

1.Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.

2. Охарактеризовать умения, раскрывающие  понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.

3. Определить уровень  развития умения рассказать у дошкольников.

4. Подобрать программу формирования   умения рассказывать посредством приема моделирования.

В ходе решения первой  задачи, мы  выявили, что проблема развития умения рассказывать у дошкольника, сегодня наиболее актуальна.  Поскольку одним из главных показателей готовности к обучению в школе является именно связная речь, но мы часто забываем, что каждый из  нас педагог или не педагог,  просто родитель,  может способствовать развитию речи в ходе обычного рассматривания, анализа изображенного, выстраивая или символизируя свой рассказ, где ребенок не только говорит,  но и пытается соединить свой личный опыт, где «открывает дверь» для своей внутренней речи. Моделирование этапов рассказывание помогает ребенку, не только выстроит свой рассказ, а также способствует развитию основных познавательных процессов.

Для успешного освоения программы  обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу.

Вторая  задача позволила нам проанализировать  основные умения  дошкольника  по рассказыванию. Дошкольник, владеющий умением рассказывать должен уметь: анализировать увиденное, иметь богатый запас активного словаря, уметь планировать свою речь, вести монолог, умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания;  
правильно понимать задания, придумать свой итог рассказа, фантазировать воображать, использовать в речи творчество.

Анализ методик, подвел нас  к выводу о том, что в   работе с дошкольниками по развитию связной речи, первостепенной задачей педагога должно стать – научить ребенку рассказыванию, правильному построению монолога. Кроме этого, должен быть использован интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, а также организации самостоятельной деятельности детей, то есть, продуктивность развития связной речи возможно при условии, если ребенка будут обучать  в непринужденной игровой обстановке. 

Решение третьей  задачи  позволило определить  уровни первоначального развития речи дошкольников и соотнести с уровнями  развития речи после проведения формирующей работы. В результате,   на начало исследования показатели детей были низкими. Нами  был выявлен  наиболее  рациональный путь  повышения уровня  речевой активности посредством обучения дошкольников с использованием различных видов моделирования, в основе которых лежат игровые ситуации.

Разработанный нами комплекс игровых занятий  по повышению  уровня развития связной речи старших дошкольников  через  обучение рассказыванию с использованием моделей на занятиях и в повседневной жизни,  показал свою эффективность.  Уровень речевого развития у дошкольников, особенно по разделу связная речь,  значительно повысился, это и стало решением нашей четвертой задачи.

 Следовательно,  тем  самым, мы получаем подтверждение  нашему предположению о том, процесс развития умения рассказывать у  старших дошкольников будет наиболее  эффективен,  если: будут определены речевые умения, необходимые для развития рассказывания   дошкольников; будут выявлены  уровни     рассказыванию дошкольников; будет  подобрана программа формирования,  умения рассказывать посредством моделирования.

Система работы по обучению рассказыванию с использованием моделирования способствует    формированию у детей стойких речевых умений  - составлять рассказы,   и способствует развитию всех сторон речи детей.

Для этого на первом этапе  исследования, мы провели индивидуальную  диагностику  на выявление уровня  первоначальных  речевых умений   дошкольников, где основой была диагностика  «Расскажи по картине».

В ходе формирующего эксперимента нами была апробирована,  программа  формирования, где  основной целью  было – формирование  у детей интереса к речевой деятельности, развитие умения описывать предметы, изображенные на картине, схеме, модели с опорой на образец воспитателя, самостоятельно составлять связный описательный рассказ по картине, развитие способности составлять творческий рассказ, путем использования, в работе комплекса игровых обучающих ситуаций, занятий игр.

Сравнительная таблица анализа  результатов исследования по двум экспериментам, показывает, что речевого развитие в обследуемой группе детей достигло более высокого уровня.   Таким образом, контрольный эксперимент позволил нам убедиться в подтверждение выдвигаемой гипотезы.

Но кроме основных выводов,  хотелось бы еще раз напомнить, работая над ответственным делом развития речи детей и планируя нашу работу, мы не должны забывать главного: работа эта достигнет намечаемых нами целей только в том случае, если она будет протекать в необходимых для ее успеха условиях.  Выделим эти условия:

1. Заботиться о расширении  круга представлений детей на базе педагогически организованной обстановки, связывать представление со словом.

2. Развивать у детей  зрительную и слуховую наблюдательность.

3. Предлагать слуху детей  лишь совершенные образцы речи.

4. Продумывать обстановку, в которой живут дети, и заботиться  о постепенном расширении их  социальных связей.

5. Организовывать игру  и труд детей, являющиеся в  деле развития их языка факторами  первенствующего значения.

6. Возлагать ответственность  за развитие речи детей на  всех, имеющих с ними организованное  общение, всех сотрудников детского  сада.

7. Содействовать овладению  педагогами методами ведения  работы по развитию речи детей.  Ко времени передачи детей  в школу результаты работы по развитию речи могут быть такими:

Знание номенклатуры знакомых предметов. Описание знакомых предметов в их главнейших признаках (качества, состояния, действия). Сравнение двух предметов. Описание явлений природы на основании собственных наблюдений. Умение передать словом соотношение предметов в пространстве. Изложение условий игры, игровых процессов. Беседы по картинам и детским рисункам: описание несложной картины во взаимном соотношении представленных на ней лиц и предметов. Знание наизусть доступных прибауток, поговорок, загадок, стихотворений и скороговорок, считалок, песен. Драматизация слышанного и виденного, связная передача собственных впечатлений и переживаний. Рассказывание сказок и услышанного. Толковое участие в беседе: умение слушать других, отвечать, соблюдать очередь, не перебивать и т. д. Чтение. Медленное, связное чтение доступных и понятных слов, коротких предложений и рассказов. Язык - совершеннейшее орудие социального общения людей  -  в наших условиях является могучим фактором развития социалистической культуры. Наши дети должны владеть этим орудием. Мы должны заботиться о том, чтобы их речь была ценна не одним гладким внешним построением, а ее содержание, претворяющееся в убеждение и дело, должно быть в полном соответствии с великим содержанием социалистической эпохи.

Проделанная работа дала возможность  убедиться в том, что  речевые модели формируют у детей умения составлять рассказы при условии плановой систематической работы в этом направлении. Мы убедились, что, несмотря на сложности в восприятии детьми графических пиктограмм, мнемотаблиц, схем последние являются хорошим средством обучения детей рассказыванию и развитию речи.

Таким образом, выдвигаемая  нами гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература.

1. Алексеева М.М., Яшина В.И.Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников - М.: Академия,1998 – 400 с.

2.Бородич А. М. «Методика  развития речи детей», М., 1981, - 235 с.

3. Белоусова Л.Е. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста – СПб.,  «Детство-Пресс», 2000г.

4. Венгер, Л. А., Мухина, В. С. Психология. – М.: Просвещение,1988.

5. Гризик И. В. Обучение детей описанию предметов // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 5.

6. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Тесты для подготовки ребенка к школе. Для детей 6 – 8 лет - Спб: «Издательский дом»- Нева; М.: «ОЛМА ЭКСПРЕСС», 2001 г. – 192с.

7. Дьяченко О. М. «Чего на свете не бывает?», Москва, «Знание», 1994.

8. Занятие по развитию  речи в детском саду./ Под. ред.  Ушаковой, О. С. – М.: Просвещение,1981.

9. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика. –  М.: Издательский центр «Академия», 2000.

10.  Кондратьева, Н., Сомкова,О.  Как использовать модель для  речевого творчества // Дошкольное  воспитание.–1991. №10.с.52.

11. Короткова, Э. П. Обучение  рассказыванию в детском саду. – М.: Просвещение,1978.

12. Коррекционно-педагогическая  работа в дошкольных учреждениях  для детей с нарушениями речи  ⁄ Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. –  М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных  исследований, 2002.

13. Логинова В.И., Максаков  А.И., Попова М.И.и др. Развитие  речи детей дошкольного возраста - под ред. Ф.А.Сохина - М.: Просвещение,1984 – 223 с.

14. Пеньевская Л. А. Рассказывание детей как средство обучения связной речи // Известия АПН РСФСР. - 1948. - № 16.

15. Развитие речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Сохина, Ф. А..– М.: Просвещение,1984.

16. Соломенникова, Л. Об  использовании наглядности для  формирования связной монологической  речи.// Дошкольное воспитание.–1999.№4. с.54-59.

17. Страунинг. А. Моделирование  маленькими человечками. Дошкольное  воспитание.–1998. №3. с.33.

Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования