Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

моделирование развитие речи(1).docx

— 425.03 Кб (Скачать документ)

После проведенной работы, мы можем отметить следующие изменения (Таблица № 1). Судя по рассказам, все  дети научились строить связные рассказы, умело оперировать своим воображение и фантазией. 

Уровень речевых  умений по методике «Расскажи, что нарисовано на картинке» (контрольное исследование).

Ф.И. ребенка.

Кол-во

персонажей

Простые предлож.

Распростра-

ненные

Предложен.

лексика

согласование

у

1.

КаринаХ

+

4

6

+

+

в

2.

Настя Р.

+

4

4

+

+

с

3.

АртурП.

+

4

3

+

+

с

4.

Паша М.

+

5

5

+

+

в

5.

Аня С.

+

5

4

+

+

с

6.

Таня Р.

+

4

5

-

+

с

7.

Оля Л.

+

6

4

+

+

в

8.

Егор Ф.

+

4

4

+

+

с

9.

Валя Д.

+

6

4

+

+

с

10.

Саша Л.

+

5

3

+

+

с


Таблица № 1

7 средний уровень, 0 низкий  уровень,   3 высокий уровень.

Процентное соотношение  см. ниже в таблице № 2.

Уровни речевых  умений  дошкольников на контрольном   исследовании.

Уровень знаний

Процентное соотношение

Высокий

30%

Средний

70%

Низкий 

0%


Таблица № 2

Второй этап диагностирования проходил как составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 - 5 картинок).

Анализ диагностирования  отображен в таблице № 3.

Уровни речевых  умений дошкольников  по диагностики  «Составления рассказа по серии сюжетных картинок.

(контрольный эксперимент).

Ф.И

Ребенка

Критерий смысловой  целостности

Критерий лексико-грамматического  оформления

Критерий самостоятельности

У

 

преобладающий

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

1.

КаринаХ

+

     

+

       

+

   

с

2.

Настя Р.

+

     

+

       

+

   

с

3.

АртурП.

+

     

+

     

+

     

в

4.

Паша М.

+

     

+

       

+

   

с

5.

Аня С.

+

         

+

     

+

 

с

6.

Таня Р.

 

+

     

+

     

+

   

с

7.

Оля Л.

     

+

     

+

 

+

   

н

8.

Егор Ф.

+

       

+

     

+

   

с

9.

Валя Д.

 

+

     

+

     

+

   

с

10.

Саша Л.

+

     

+

     

+

     

в


Таблица № 3

1 низких, 2 высокий, 7 средних.

Процентное соотношение  уровней речевых умений на констатирующем  исследовании. Второй этап диагностики.

Уровень знаний

Процентное соотношение

Высокий

20%

Средний

70%

Низкий 

10%


Таблица № 4

Словарный состав речи.

Ф.И.

ребенка

Состав речи

существительные

глаголы

прилагательные

Нареч.

Местоим.

Междом.

Собст.

Нариц.

         

1.

КаринаХ

+

+

+

+

+

+

-

2.

Настя Р.

+

+

+

-

+

+

-

3.

АртурП.

+

+

+

+

+

+

+

4.

Паша М.

+

+

+

+

+

+

-

5.

Аня С.

+

+

+

+

-

+

+

6.

Таня Р.

+

+

+

+

+

+

-

7.

Оля Л.

+

+

+

-

-

+

+

8.

Егор Ф.

+

+

+

+

+

+

+

9.

Валя Д.

+

+

+

+

+

+

-

10.

Саша Л.

+

+

+

+

+

-

+


Таблица № 5

Виды, предложений, используемые при пересказе.

Ф.И.

Виды предложений.

простые

сложносочиненные

сложноподчиненные

1.

КаринаХ

+

-

+

2.

Настя Р.

+

+

-

3.

АртурП.

+

+

+

4.

Паша М.

+

+

-

5.

Аня С.

+

+

-

-6.

Таня Р.

+

+

+

7.

Оля Л.

+

+

-

8.

Егор Ф.

+

-

-

9.

Валя Д.

+

+

+

10.

Саша Л.

+

-

+


Таблица № 6

 

Состав предложений.

Ф.И

Нераспространенные

распространенные

С дополнением

С

определением

С

обстоятельством

1.

КаринаХ

+

+

+

-

2.

Настя Р.

+

+

+

+

3.

АртурП.

+

+

-

-

4.

Паша М.

+

+

+

-

5.

Аня С.

+

+

+

+

6.

Таня Р.

+

+

-

-

7.

Оля Л.

+

-

+

+

8.

Егор Ф.

+

-

+

+

9.

Валя Д.

+

+

+

-

10.

Саша Л.

+

+

-

+


  Таблица № 7

Процентное соотношение  уровней речевых умений.

Третий  этап диагностики.

Уровень знаний

Процентное соотношение

Высокий

10%

Средний

80%

Низкий 

10%


Таблица № 8

Все сведения по результатам  двух экспериментов мы свели в  общую таблицу см. приложение 7.

 

 

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента (в %)

уровень

Развитие связной речи

Грамматический строй  речи

Развитие словаря.

До

после

до

после

до

после

Высокий

10%

40%

0%

70%

10%

50%

средний

30%

60%

80%

30%

80%

50%

Низкий 

60%

0%

20%

0%

10%

0%


Таблица № 9.

 Итак, анализ результатов контрольного эксперимента, представленный в таблице № 9,  позволяет сделать вывод о том, что формирующая работа, проведенная с цель формирования способности рассказывать, а также развития связной речи, прошла, продуктивна, и позволила повысить уровень развития многих дошкольников.   В ходе констатирующего эксперимента, количество среднеуровневых по разделу развитие связной речи составляло  30%,  низкоуровневых – 60%, а высокоуровневых – 10% , по разделу грамматический строй речи – высокоуровневых – 0%, среднеуровневых – 80%, 20% - низкоуровневых.  По разделу развитие словаря – 10% - высокий,  80% - средний, 10%- низкий. К сожалению, результаты плачевные,  но после проведенной нами работы по формированию умения рассказывать, где основным приемом выступали приемы моделирования: низкоуровневых детей не обнаружено, количество среднеуровневых повысилось до 60%, высокий уровень знаменовал показатель равный 40%. Раздел грамматический строй речи - высоких стало – 70%, средних – 30%, низких нет. Раздел развитие словаря - высоких 50%, средних – 50%, низких снова нет. А значит, цель достигнута, гипотеза подтверждена.

Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования