Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования
Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78
Таблица №1
5 средний уровень, 5 низкий уровень, 0 высокий уровень. Процентное соотношение см. ниже в таблице № 2.
Показатели дошкольников на констатирующем исследовании.
Первый этап диагностики.
Уровень знаний |
Процентное соотношение |
Высокий |
0% |
Средний |
50% |
Низкий |
50% |
Таблица № 2
Второй этап диагностирования проходил как составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 - 5 картинок, описание методики см. в приложении 1). Анализ диагностирования отображен в таблице № 3.
Уровни речевых умений дошкольников по диагностики «Составления рассказа по серии сюжетных картинок.
№ |
Ф.И Ребенка |
Критерий смысловой целостности |
Критерий лексико- |
Критерий самостоятельности |
У | |||||||||
преобладающий |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
||
1. |
Карина Х. |
+ |
+ |
+ |
с | |||||||||
2. |
Настя Р. |
+ |
+ |
+ |
н | |||||||||
3. |
Артур П. |
+ |
+ |
+ |
н | |||||||||
4. |
Паша М. |
+ |
+ |
+ |
н | |||||||||
5. |
Аня С. |
+ |
+ |
+ |
с | |||||||||
6. |
Таня Р. |
+ |
+ |
+ |
н | |||||||||
7. |
Оля Л. |
+ |
+ |
+ |
с | |||||||||
8. |
Егор Ф. |
+ |
+ |
+ |
н | |||||||||
9. |
Валя Д. |
+ |
+ |
+ |
н | |||||||||
10. |
Саша Л. |
+ |
+ |
+ |
в |
Таблица № 3
7 низких, 1 высокий, 2 средних.
В ходе проведения данного исследования, заметно прослеживалось тревожность детей, дошкольники переживали ошибиться в расстановке сюжетных картин, когда понимали что рассказывали не правильно, пытались доказать свою правоту, говоря, а я думаю, что было именно так.
Результаты анализа показателей, еще раз нас убеждают, что дети не только не достаточно правильно рассказывают, но и их речь отмечается недостатком словарного запаса, ошибками в построении предложений, нарушен лексический оборот, отсутствует самостоятельность в принятии решении, а, следовательно, внутренняя речь также несовершенная, дети с трудом могут предположить возможный план действий. (см. таблицу № 4).
Процентное соотношение уровней речевых умений дошкольников
Второй этап диагностики.
Уровень знаний |
Процентное соотношение |
Высокий |
10% |
Средний |
20% |
Низкий |
70% |
Таблица № 4
Третий этап констатирующего эксперимента: Диагностирование словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи. Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям читают сказку «Три поросенка» без показа иллюстраций (описание см. в приложении 1, диагностика № 3). Результаты проведения представлены в таблице № 5,6,7 см. ниже. Словарный состав речи.
№ |
Ф.И. ребенка |
Состав речи | ||||||
существительные |
глаголы |
прилагательные |
Нареч. |
Местоим. |
Междом. | |||
Собст. |
Нариц. |
|||||||
1. |
КаринаХ. |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
2. |
Настя Р. |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
3. |
Артур П. |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
4. |
Паша М. |
+ |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
5. |
Аня С. |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
6. |
Таня Р. |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
7. |
Оля Л. |
- |
+ |
+ |
- |
- |
- |
+ |
8. |
Егор Ф. |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
9. |
Валя Д. |
- |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
10. |
Саша Л. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
Таблица № 5
Виды, предложений, используемые при пересказе.
№ |
Ф.И. |
Виды предложений. | ||
простые |
сложносочиненные |
сложноподчиненные | ||
1. |
КаринаХ. |
+ |
- |
- |
2. |
Настя Р. |
+ |
- |
- |
3. |
Артур П. |
+ |
+ |
+ |
4. |
Паша М. |
+ |
+ |
- |
5. |
Аня С. |
+ |
- |
- |
-6. |
Таня Р. |
- |
- |
+ |
7. |
Оля Л. |
- |
- |
- |
8. |
Егор Ф. |
+ |
- |
- |
9. |
Валя Д. |
+ |
- |
- |
10. |
Саша Л. |
+ |
- |
- |
Таблица № 6
Состав предложений.
№ |
Ф.И |
Нераспространенные |
распространенные | ||
С дополнением |
С определением |
С обстоятельством | |||
1. |
КаринаХ |
+ |
+ |
- |
- |
2. |
Настя Р. |
+ |
+ |
+ |
+ |
3. |
Артур П. |
+ |
+ |
- |
- |
4. |
Паша М. |
+ |
- |
+ |
- |
5. |
Аня С. |
+ |
- |
- |
- |
6. |
Таня Р. |
+ |
- |
- |
- |
7. |
Оля Л. |
+ |
- |
- |
+ |
8. |
Егор Ф. |
+ |
- |
+ |
- |
9. |
Валя Д. |
+ |
+ |
+ |
- |
10. |
Саша Л. |
+ |
- |
- |
- |
Таблица № 7
Таким образом, анализ данного исследования позволят сделать вывод о том, что исследуемые дошкольники претерпевают трудности во многом, а именно, значительно беден словарный запас, дети мало используют в речи распространенные предложения, в речи у многих дошкольников отсутствуют слова обстоятельства, определения. Большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений. При рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить¸ рассказывать.
Процентное соотношение уровней речевых умений.
Третий этап диагностики.
Уровень знаний |
Процентное соотношение |
Высокий |
10% |
Средний |
50% |
Низкий |
40% |
Таблица № 8
Таким образом,
Низкий - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей. Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Не пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, так как нарушена структура повествования.
Средний - Ребёнок в рассказах допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников, чаще всего при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.
Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий. Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.
Анализируя представленные результаты исследований, мы выявили, что среди детей диагностируемой группы, состав которой 10 человек, по разделу связная речь: высокоуровневых 1 ребенок, среднеуровневых 3 человека, низкоуровневых 6 человек. Раздел грамматический строй речи: высокоуровневых нет детей, среднеуровневых 8 человек; низких – 2. Раздел словарь: высокий уровень 1 ребенок, среднеуровневых 8 человек; низкий уровень – 1 ребенок. Итак, больше всего низкоуровневых по разделу связная речь, а значит не все дети умеют везти связный рассказ.
По итогам эксперимента, мы решили провести систему работы, которая помогла бы формированию у детей связной речи, а также способности рассказывать, где основным методом будет выступать моделирование. Что плодотворно повлияет на речевое развитие дошкольника, а также станет стимульным материалом для активизации познавательной активности.
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования
Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая группа, нуждается в работе по формированию способности рассказывать.
Итак, на основании полученных результатов нами был разработана программа по развитию умения рассказывать, основным методом в которой будет выступать моделирование. Модель нашего формирующего эксперимента смотри в приложении 8.
Первый этап формирования проходил в форме ведения игровых обучающих ситуаций, (где модели еще не вводились) где дошкольникам предоставлялась возможность не только обучаться умению рассказывать по картине, но и проявить свое творчество, для этого мы обратились к комплексу игр, предложенных известными авторами: Кузнецовой А.Б., Сидорчук Т.А. (описание некоторых игр дано в приложении № 2) [21].
В ходе проведения игр дети с удовольствием и в непринужденной обстановке придумывали, рассказывали по картинам, одновременно проявляя свои творческие способности. Игры предложены по картине «Собака со щенятами». Например, в ходе ведения игры «Живые картинки», дети не только отвечали за предмет, изображающий ими, но и вживались в роль, говоря уже после игры, «давай мы будем, как на картине изображать собаку со щенятами, ну да, а я снова буду веревкой, которая соединяет будку и собаку». Интересен момент, когда дети, играя в игру «К нам пришел волшебник: я могу только слышать», продолжали, как бы вживаясь в роль на протяжении всего дня делать вид, что не слышат, чтобы дети и рассказывали о том, что происходит. Таким образом, в ходе проведения такого комплекса игр, нам удалось «разжечь» творческую направленность желании говорить, причем не на занятии, а в обычной игровой жизни маленького человечка, а значит стимулировать желание вести речевое развитие самостоятельно. Детям на первых занятиях давались образцы описания предметов, изображенных на картинке, сначала - перед рассказами детей; на последующих занятиях были предложены только планы описания предметов, а образец давался в конце занятия. Работа проводилась в течение месяца. Затем были подведены итоги. Затем детям предлагалось для закрепления представлений о собаке, рассмотреть живого щенка. Мы понимали, что живой щенок значительно интереснее картины, но о живом щенке еще труднее было составлять рассказ, а нашей задачей было именно формировать умение составлять рассказы по картинке. А живой щенок нужен был нам только для улучшения качества детских рассказов по картине. При рассказывании по картине дети так не отвлекались и могли сосредоточиться именно на описании.
Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования