Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

моделирование развитие речи(1).docx

— 425.03 Кб (Скачать документ)

Таблица №1

5 средний уровень, 5 низкий  уровень,  0 высокий уровень. Процентное соотношение см. ниже в таблице № 2.

Показатели  дошкольников на констатирующем  исследовании.

Первый этап диагностики.

Уровень знаний

Процентное соотношение

Высокий

0%

Средний

50%

Низкий 

50%


Таблица № 2

Второй этап диагностирования проходил как составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 - 5 картинок, описание методики см. в приложении 1). Анализ диагностирования  отображен в таблице № 3.

Уровни речевых  умений дошкольников  по диагностики  «Составления рассказа по серии сюжетных картинок.

Ф.И

Ребенка

Критерий смысловой целостности

Критерий лексико-грамматического  оформления

Критерий самостоятельности

У

 

преобладающий

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

 

1.

Карина Х.

 

+

     

+

     

+

   

с

2.

Настя Р.

   

+

     

+

   

+

   

н

3.

Артур П.

+

           

+

   

+

 

н

4.

Паша М.

   

+

     

+

     

+

 

н

5.

Аня С.

+

         

+

     

+

 

с

6.

Таня Р.

     

+

   

+

     

+

 

н

7.

Оля Л.

     

+

     

+

 

+

   

с

8.

Егор Ф.

   

+

   

+

       

+

 

н

9.

Валя Д.

     

+

     

+

     

+

н

10.

Саша Л.

+

     

+

     

+

     

в


Таблица № 3

7 низких, 1 высокий, 2 средних.

В ходе проведения данного исследования, заметно прослеживалось тревожность детей, дошкольники  переживали ошибиться в расстановке  сюжетных картин, когда понимали что  рассказывали не правильно, пытались доказать свою правоту, говоря, а я  думаю, что было именно так.

Результаты анализа  показателей, еще раз нас убеждают, что дети не только не  достаточно правильно рассказывают, но и их речь отмечается недостатком словарного запаса, ошибками в построении предложений, нарушен лексический оборот, отсутствует самостоятельность в принятии решении, а, следовательно, внутренняя речь также несовершенная, дети с трудом могут предположить возможный план действий. (см. таблицу № 4).

 Процентное соотношение  уровней речевых умений дошкольников

Второй этап диагностики.

Уровень знаний

Процентное соотношение

Высокий

10%

Средний

20%

Низкий 

70%


Таблица № 4

Третий этап констатирующего эксперимента: Диагностирование  словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи. Подготовка исследования. За день до проведения исследования детям читают сказку «Три поросенка» без показа иллюстраций (описание см. в приложении 1, диагностика № 3). Результаты проведения представлены в таблице № 5,6,7 см. ниже.                          Словарный состав речи.

Ф.И.

ребенка

Состав речи

существительные

глаголы

прилагательные

Нареч.

Местоим.

Междом.

Собст.

Нариц.

         

1.

КаринаХ.

+

+

+

-

-

+

-

2.

Настя Р.

+

-

+

-

-

-

-

3.

Артур П.

+

+

+

-

+

+

-

4.

Паша М.

+

-

-

-

-

+

-

5.

Аня С.

+

-

-

-

-

-

+

6.

Таня Р.

+

+

-

-

-

+

-

7.

Оля Л.

-

+

+

-

-

-

+

8.

Егор Ф.

-

+

+

-

+

+

+

9.

Валя Д.

-

+

+

+

+

+

-

10.

Саша Л.

+

+

+

+

+

-

-


Таблица № 5

Виды, предложений, используемые при пересказе.

Ф.И.

Виды предложений.

простые

сложносочиненные

сложноподчиненные

1.

КаринаХ.

+

-

-

2.

Настя Р.

+

-

-

3.

Артур П.

+

+

+

4.

Паша М.

+

+

-

5.

Аня С.

+

-

-

-6.

Таня Р.

-

-

+

7.

Оля Л.

-

-

-

8.

Егор Ф.

+

-

-

9.

Валя Д.

+

-

-

10.

Саша Л.

+

-

-


Таблица № 6

Состав предложений.

Ф.И

Нераспространенные

распространенные

С дополнением

С

определением

С

обстоятельством

1.

КаринаХ

+

+

-

-

2.

Настя Р.

+

+

+

+

3.

Артур П.

+

+

-

-

4.

Паша М.

+

-

+

-

5.

Аня С.

+

-

-

-

6.

Таня Р.

+

-

-

-

7.

Оля Л.

+

-

-

+

8.

Егор Ф.

+

-

+

-

9.

Валя Д.

+

+

+

-

10.

Саша Л.

+

-

-

-


  Таблица №  7

Таким образом, анализ данного  исследования позволят сделать вывод  о том, что исследуемые дошкольники  претерпевают трудности во многом, а именно, значительно беден словарный  запас, дети мало используют в речи распространенные предложения,  в  речи у многих дошкольников  отсутствуют  слова обстоятельства, определения. Большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений. При рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить¸ рассказывать.

Процентное соотношение  уровней речевых умений.

Третий  этап диагностики.

Уровень знаний

Процентное соотношение

Высокий

10%

Средний

50%

Низкий 

40%


Таблица № 8

 Таким образом, диагностическая  работа была проведена в очень  простом виде анализе соответствующих рассказов по картинам. Речевые умения детей сформированы недостаточно. Многие дети не умеют связно рассказывать,  их рассказ не последовательны, у некоторых дошкольников отсутствует логика построения текса рассказывания. Нами были выявлены основные уровни речевых умений:

Низкий - Ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого; повторяет рассказы других детей. Ребёнок затрудняется в составлении рассказов по картине. Не пользуется планом, предложенным воспитателем. Содержание рассказов не последовательно и не логично, так как нарушена структура повествования.

Средний - Ребёнок в рассказах допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников, чаще всего при выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога.

Высокий - Ребёнок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду заданий. Ребёнок строит рассказ в соответствии с пунктами плана. Рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

Анализируя представленные результаты исследований, мы выявили, что среди детей диагностируемой группы, состав которой 10 человек, по разделу связная речь: высокоуровневых 1 ребенок, среднеуровневых 3 человека, низкоуровневых 6 человек. Раздел грамматический строй речи: высокоуровневых нет детей,  среднеуровневых 8 человек; низких – 2. Раздел словарь: высокий уровень 1 ребенок,  среднеуровневых 8 человек; низкий уровень – 1 ребенок. Итак,  больше всего низкоуровневых по разделу связная речь, а значит не все дети умеют везти связный рассказ.

По итогам эксперимента, мы решили провести систему работы, которая помогла бы формированию у детей связной речи, а также способности рассказывать,     где основным методом будет выступать моделирование. Что плодотворно повлияет на речевое развитие дошкольника, а также станет стимульным материалом  для активизации познавательной активности.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Экспериментальное  исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования

 Вследствие проведенного нами констатирующего эксперимента, мы выявили, что не у всех дошкольников исследуемой нами группы в достаточной мере сформирован  необходимый уровень умения рассказывать, а также имеются показатели не сформированности многих разделов развития речи, а потому, исследуемая группа, нуждается в работе по формированию способности рассказывать.

Итак,  на основании полученных результатов нами был разработана программа по развитию умения рассказывать, основным методом в которой будет выступать моделирование. Модель нашего формирующего эксперимента смотри в приложении 8.

 Первый этап формирования проходил в форме ведения игровых обучающих ситуаций, (где модели еще не вводились) где дошкольникам предоставлялась возможность не только обучаться умению рассказывать по картине, но и проявить свое творчество, для этого мы обратились к комплексу игр, предложенных известными авторами: Кузнецовой А.Б., Сидорчук Т.А. (описание некоторых игр дано в приложении № 2) [21].

В ходе проведения игр дети с удовольствием и в непринужденной обстановке придумывали, рассказывали по картинам, одновременно проявляя свои творческие способности. Игры предложены по картине «Собака со щенятами». Например, в ходе ведения игры  «Живые картинки», дети не только отвечали за предмет, изображающий ими, но и вживались в роль, говоря уже после игры, «давай мы будем, как на картине изображать собаку со щенятами, ну да, а я снова буду веревкой, которая соединяет будку и собаку». Интересен момент, когда дети, играя в игру  «К нам пришел волшебник: я могу только слышать», продолжали, как бы вживаясь в роль на протяжении всего дня делать вид, что не слышат, чтобы дети и рассказывали о том, что происходит. Таким образом, в ходе проведения такого комплекса игр, нам удалось «разжечь» творческую направленность желании говорить, причем не на занятии, а в обычной игровой жизни маленького человечка, а значит стимулировать желание вести речевое развитие самостоятельно. Детям на первых занятиях давались образцы описания предметов, изображенных на картинке, сначала - перед рассказами детей; на последующих занятиях были предложены только планы описания предметов, а образец давался в конце занятия. Работа проводилась в течение месяца. Затем были подведены итоги. Затем детям предлагалось для закрепления представлений о собаке, рассмотреть живого щенка. Мы понимали, что живой щенок значительно интереснее картины, но о живом щенке еще труднее было составлять рассказ, а нашей задачей было именно формировать умение составлять рассказы по картинке. А живой щенок нужен был нам только для улучшения качества детских рассказов по картине. При рассказывании по картине дети так не отвлекались и могли сосредоточиться  именно на описании.

Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования