Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа
Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования
Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78
1. При выборе рассказчиков педагогом.
2. Группой детей.
3. Одним из детей.
Педагогу важно учитывать условия воспитания и уровень развития детей, помнить о воспитательных задачах и решать их во взаимосвязи с другими (речевыми, умственными, эстетическими) задачами.
В ходе обучения рассказыванию автор рекомендует составлять рассказ, например, описательного или сюжетного характера, используя игрушки, предметы, иллюстрации, картинки. Например, игрушка Мишка, либо рассказ через дидактические или сюжетные игры. Например, магазин игрушек, письмо принес почтальон.
Белоус И.А. в своей программе рекомендует использовать следующие приемы при составлении рассказов:
- образец педагога (должен повторить, не выдумывая).
- план педагога (3-4 вопроса).
- указание и оценка рассказов.
В опыте представлены следующие виды занятий по обучению детей рассказыванию: составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин; - составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек; - пересказ народных сказок или рассказов; - составление рассказа из личного опыта (по памяти); - составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
Основными приемами обучения детей рассказыванию, считает:
- образец речи (рассказа) педагога;
- план рассказа;
- коллективное составление рассказа;
- составление рассказа по частям;
- вопросы, элементарные указания, упражнения;
- демонстрация наглядного материала;
- оценка рассказа детей.
Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме.
Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства.
План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, день рождение Лисы:
- о том, как звери собираются в гости;
- как договариваются о подарке;
- как справляли, поздравляли.
Коллективное составление рассказа – своеобразный прием, который используют в основном на самых первых ступенях обучения рассказыванию.
Преимущество: активны все дети, они наглядно представляют себе, что значит придумать рассказ.
Недостатки: речевая деятельность детей ограничена лишь составом фраз, подбором слов, они мало обращаются к монологической речи.
Составление рассказа по частям – этот прием облегчает составление рассказа, т.к. уменьшается объем заданий. Занятие более интересное, многообразное, рассказы полнее, глубже, большее количество детей можно спросить.
Вопросы – здесь играют второстепенную роль (нельзя прерывать рассказ ребенка). Их задают после того, как рассказ составлен или до него. Лучше пользоваться подсказкой, предложением, словом, исправлять ошибки, что менее прервет рассказ ребенка.
Важным методическим приемом, по мнению автора, является оценка детского рассказа. Используя его, воспитатель не должен забывать, что отметив положительные моменты и недостатки, нужно обязательно поощрить старания ребенка. Следует отметить и внимание, с каким дети слушали рассказ своего товарища. Необходимо также учить дошкольников выполнять речевые задания коллективно[13].
Особенности проведения занятий по обучению рассказыванию по картине:
1. Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине (простой сюжет – 1- 2 предмета).
2. Составление описательного рассказа по сюжетной картине.
3. Составление сюжетного рассказа по сюжетной картине усложненного варианта.
4. Составление рассказов по последовательной серии сюжетной картины.
5. Составление описательного рассказа по пейзажной картине.
6. Составление
описательного рассказа по
Обучение детей рассказыванию по игрушкам
1. Подбор игрушек.
2. Усложнение требований
к рассказыванию детей в
3. Виды занятий.
4. Структура занятий.
5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.
Виды занятий: Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет); составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием; спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».
В ходе проведения обучения детей рассказыванию из личного опыта (по памяти), использует следующие приемы: вопросы на данную тему, предваряющие рассказ; вопросы в виде плана; выяснение знаний; образец рассказа педагога; указания. Дети приучаются к речевому общению, развивается умение свой чувственный опыт передавать в связанном повествовании, формируется умение четко, связанно излагать свои мысли.
Кроме этого, педагог предъявляет основные требования: у детей 5-7 лет рассказы должны быть много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.
Методические приемы: вопросы на данную тему, предваряющие рассказ. В программе предложен шаблон, образец рассказа педагога. В образце педагога, по мнению автора, должны быть:
- тема рассказа и его содержание должны быть близки детскому опыту; четкость построения,
-отсутствие лишней детализации;
- динамичность действий, яркие описания;
-язык должен быть приближен к разговорному (эмоционален, лишен сухости).
Из личных впечатлений педагог отбирает те, которые должны быть близки детям, полезны в воспитательном отношении. Тематика необходима при обучению творческому рассказыванию (по воображению), следующая: нравственные темы, о детях, о природе. Самое важное, процесс обучения рассказыванию, должен привезти к получению основных речевых умений, которые без соответствия основным требования, практически, по мнению автора не возможны.
Требования к рассказыванию детей:
1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.
2. Целенаправленность –
умение подчинять все
3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.
Следующая программа по обучению рассказыванию принадлежит автору, Ткаченко Т.А. В ее программе формирование речи формируется в виде системы из десяти видов рассказывания:
1.Воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемому действию (что сначала, что потом, логопед даёт образец, ребёнок воспроизводит, опираясь на максимальную наглядность – натуральные предметы).
2.Составление рассказа по следам продемонстрированного действия.
3.Составление рассказа на основе конструирования.
4.Пересказ сказки с наглядной опорой или с экспериментированием.
5.Пересказ рассказа с использованием игрушек (придумывание логопедом сюжета, показ, анализ)
6.Пересказ рассказа с использованием магнитной доски (передвижение предметных картинок по доске)
7.Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.
8.Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
9.Пересказ рассказа по сюжетной картине (Картины с проблемным сюжетом).
10.Составление рассказа по одной сюжетной картине (без образца) с сюжетом, близким детям.
Ее авторский подход к проблеме обучения детей рассказыванию состоит в следующем: при планировании и проведении занятий акцент делается на формирование значимого мотива; активизацию психических процессов, тесно связанных с речью; работу над смысловой организацией рассказа: подробный анализ; моделирование плана (картинки, предметы-заменители); работу над языковой организацией рассказа (акцентирование наиболее значимых слов). [24]
Огромная педагогическая работа в данной программе описана по разделу картины с проблемным сюжетом. Сюжеты для картин, представленных в данном опыте, смоделированы так, чтобы они: отражали интересное событие, нестандартную ситуацию; вызывали яркую эмоциональную реакцию; побуждали к размышлению; стимулировали фантазию; способствовали заинтересованному общению ребенка со взрослым.
Авторы назвали сюжеты проблемными по нескольким причинам. Как известно, проблема - это сложный вопрос. В данном случае, под сложностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления требуются: пояснения и помощь взрослого; включение активной мыслительной деятельности ребенка; активизация воображения, фантазии и взрослого, и малыша. Каждый сюжет имеет различные варианты толкования, поэтому, используя одну картину, можно составить несколько рассказов.
В качестве основного вспомогательного средства для речевых упражнений авторы предлагают, использовали вопросы. На них, общаясь со взрослым, малыш учится отвечать с самого раннего возраста, с них начинается открытие ребенком мира. Становясь чуть старше, ребенок сам задает бесконечные вопросы взрослым, а еще позже учится задавать их самому себе [24].
По содержанию каждой картины предложены различные вопросы. Задавать их следует последовательно, без пропусков и перестановок, в противном случае смысл некоторых может быть утерян. Ответы, требующие специальных знаний, мы поместили тут же, в скобках. Кроме того, авторы классифицировали вопросы на те, которые помогают малышу, во-первых, анализировать, рассуждать, во-вторых, пополнять знания и сведения, и, в-третьих, фантазировать и сочинять.
Велика роль фантазии в воспитании современного ребенка. По мнению психологов, это первая ступенька к творчеству. А кому из взрослых не хочется, чтобы их дети выросли творческими, яркими личностями, людьми заметными, незаурядными. Вопросы и задания для развития воображения составляют еще один этап в работе с пособием.
К большинству картин
подобраны соответствующие
Для старших дошкольников важны задачи пополнения словарного запаса и совершенствования грамматического оформления речи. С этой целью они предлагают детям непростые вопросы, а также упражнения на подбор слов, составление предложений и рассказов. Педагоги акцентируют внимание педагоги на следующие моменты: «Единственное, что требуется от ребенка для таких занятий, - это желание заниматься. Взрослому же для успешной работы потребуется определенная подготовка»[24].
Отметим главное: понимание недостаточности знаний малыша и наличия некоторых трудностей; настрой на общение, а не на поучение; стремление к эмоциональному контакту с ребенком; заинтересованная манера обращения; готовность принять и обсудить любые ответы и решения; желание играть; терпение; и сотворчество; артистизм, умение перевоплощаться, импровизировать.
Для развития у детей еще одной способности - к отвлеченному мышлению, в опыте, для каждого этапа имеется условные обозначения, которые, как результат активации познавательной активности дошкольника, заинтересуют и ребенка, и взрослого.
Рассмотренная программа учитывают уровень речевого развития ребенка; программу коррекционного обучения и воспитания детей с общим в соответствии с принципами системности, комплексности, онтогенетического принципа, учета индивидуальных особенностей детей; значимые факторы, облегчающие и направляющие процесс рассказывания.
Наиболее значимыми из таких факторов являются: наглядность, при которой происходит речевой акт (об ее использовании говорили С.Л. Рубинштейн, Л.В. Эльконин, АМ. Леушина «Наглядность облегчает поиск ребёнком слова и направляет формулирование мысли»); моделирование плана высказывания (на значимость которого указывал Л.С. Выготский «Для развития связной речи необходимо наличие предварительной программы высказывания, схемы высказывания, заключающей последовательность этапов, предложений. Необходимо также, чтобы каждое звено высказывания вовремя сменялось последующим звеном»). Это и лежит в основе программы Ткаченко Т.А.
Следующая программа основным методом обучения рассказыванию выдвигает модель. Автором данной программы является Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. Авторы считают что, для успешного освоения программы обучения в школе у выпускника детского сада должны быть сформированы умения, связно высказывать свои мысли, строить диалог и составлять небольшой рассказ на определенную тему. Но чтобы этому научить, необходимо развивать и другие стороны речи: расширять словарный запас, воспитывать звуковую культуру речи и формировать грамматический строй. Все это так называемый «стандарт», который должен иметь ребенок при поступлении в школу. В практике дошкольного обучения речевые задачи решаются на специально организованных занятиях по развитию речи, которые носят, как правило, комплексный характер»[21].
Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования