Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

моделирование развитие речи(1).docx

— 425.03 Кб (Скачать документ)

Многие педагогические коллективы используют  интегрированные занятия, включающие в одну сюжетную линию (или тему) задачи и по развитию речи, и по формированию элементарных математических представлений, и по изобразительной деятельности. В таком подходе можно увидеть много положительного для развития подрастающего человека в плане целостного восприятия окружающего мира и общего развития речи. Но при этом, на наш взгляд, сужаются возможности полноценной подготовки ребенка по развитию речи.

Особенно сложным видом  речевой деятельности для ребенка  является рассказывание  по картине. Проблема организации такого занятия  в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь количество предложений и их развернутость. Детские рассказы страдают скудностью (подлежащее  -  сказуемое), наличием слов-повторов («ну»…, «потом»..., «вот»... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным негативом является то, что ребенок не строит свой рассказ сам, а повторяет предыдущий с очень незначительной интерпретацией.

В течение одного занятия  педагог успевает опросить только 4 - 6 детей, остальные при этом являются пассивными слушателями.

Из отзывов педагогов  можно сделать вывод, что более  неинтересного занятия, чем составление  рассказа по картине, нет. Тем не менее, трудно поспорить с тем, что ребенок должен к школе уметь рассказывать, по картине. Поэтому такой вид работы должен проводиться и давать положительные результаты.

Однако педагоги Сидорчук Т.А. и Кузнецовой А.Б., позволили  себе усомниться в том, что:

1) надо обязательно заставлять детей слушать однообразные рассказы;

  1. рассказы, составленные воспитателем и детьми, которых вызывают первыми, должны служить примером для подражания другим ребятам;
  2. именно такая форма занятия по составлению рассказов позволяет эффективно решать задачи речевого развития, не говоря уже о том, чтобы способствовать формированию творческих способностей детей;

Возникшее противоречие данные авторы  попытались решить, используя  игровые методы обучения рассказыванию  по картине, в том числе метод  составления загадок А.А. Нестеренко, а также адаптированные методы развития воображения и элементы теории решения  изобретательских задач (ТРИЗ). При  таком подходе результат является достаточно гарантированным: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса ребенка-дошкольника  к этому виду деятельности.  
Предлагаемая методика рассчитана на два типа рассказов по картине.

1. Описательный рассказ. 

Цель: развитие связной речи на основе отображения увиденного.

Виды описательного рассказа:

-  фиксация изображенных  на картине объектов и их  смысловых взаимосвязей;

- описание картины как  раскрытие заданной темы;

- развернутое описание  конкретного  объекта;

- словесно - выразительное  описание изображенного с использованием  аналогий; (поэтических образов,  метафор, сравнений и т.д.).

2. Творческое рассказывание  по картине (фантазирование).  

Цель: учить детей составлять связные фантастические рассказы по мотивам изображенного.

Виды рассказов: фантастичёское преобразование содержания; рассказ  от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой  [21].

Наиболее оправданная  форма обучения дошкольников рассказыванию - дидактическая игра, которая имеет определенную структуру, дидактическую задачу, игровые правила и игровые действия.

Часть игр в рассматриваемом  опыте  включает в себя игры как  с изображенным на картине объектом, так и в целом по содержанию всей  картины.

Часть игр направлена на обучение ребенка описательному  рассказыванию, часть  - опосредованно  касается содержания картины и направлена на развитие воображения. Сформированные у детей умения систематизировать, классифицировать, прогнозировать и преобразовывать в дальнейшем  могут  использоваться ими при построении собственных рассказов.

Общие требования к организации  работы с картиной, выделенные Сидорчук Т.А. и Кузнецовой А.Б:

    1. Работы по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить, начиная со 2-й младшей группы детского сада.
    2. При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем младше дети, тем меньше объектов должно быть изображено на картине.
    3. После первой игры картина оставляется в группе на все время занятии с ней (две-три недели) и постоянно находится в поле зрения детей.
    4. Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы все дети прошли через каждую игру с данной картиной.
    5. Каждый этап работы (серия игр) следует рассматривать как промежуточный. 
      Результат этапа, рассказ ребенка с использованием конкретного мыслительного приема.
    6. Итоговым можно считать развернутый рассказ дошкольника, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приемов[21].

Кроме этого, в работе по обучению дошкольников рассказыванию  по картине, педагоги предлагают использование  моделей описания объекта, с целью  более полного понимания дошкольниками изображенного на  картине необходимо обучить их элементарным приемам системного анализа выбранного объекта. Обучение проводится в игровой форме. Использовать такие игры можно, начиная со средней группы. Игры включаются параллельно работе с картиной в целом. Время их проведения и количество зависят от возможностей детей и обучающих целей педагога.

Например, игра «Да  -  Нет» (на загаданный объект, его часть  или однородное множество).

Цель: учить классифицировать объекты по заданным признакам.

Игровое действие: ведущий  загадывает на картине объект, дети задают вопросы, сужающие поле поиска объекта, отгадывают его и описывают. Правила игры: Дети знают, что ведущий отвечает на вопросы в основном только «Да» или «Нет», хотя возможны также ответы «Не имеет значения» (в случае незначительности выясняемого признака) и «Да и нет одновременно» (указывающий на наличие противоречивых признаков объекта). Ведущий не позволяет просто перечислять изображенные на картине объекты. Все играющие должны знать примерный алгоритм, по которому задаются вопросы [21].

Итак, мы проанализировали несколько программ по обучению дошкольников рассказыванию, не во всех программах четко прописаны основные речевые умения, которыми будет владеть ребенок по окончанию обучения.

Критериями развития связной  речи у детей старшего дошкольного  возраста являются: связность, последовательность, логичность. Показатель связности речи - использование языковых средств  связи; показатель последовательности - соответствие порядка следования предложений в тексте последовательности событий в действительности; логичность - соответствие текста теме, правильная композиционная структура, соответствующая  законам построения правильного  суждения.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее степени совершенства, способность осуществить оптимальным образом ту или иную операцию. Речевые навыки включают: навыки оформления языковых явлений (внешнее оформление – произношение, членение фраз, интонирование; внутреннее – выбор падежа, рода, числа).

Речевое умение – особая способность человека, которая становится возможной в результате развития речевых навыков. А.А. Леонтьев считает, что навыки – это «скл53адывание речевых механизмов», а умение – это использование данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания, а это означает, что речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение последних в любых ситуациях общения и носят творческий, продуктивный характер. Следовательно, развивать языковую способность ребенка – значит развивать у него коммуникативно-речевые умения и навыки.

Различают следующие  виды речевых умений:

1. Умение говорить, т. е.  излагать свои мысли в устной  форме;

2. Умение аудировать, т.  е. понимать речь в ее звуковом  оформлении;

3. Умение излагать свои мысли в устной речи;

4. Умение читать, то есть  понимать речь в ее графическом изображении.

5. Умение рассказывать  по образцу педагога.

6. Умение устанавливать  связи, не допускать синтаксические  ошибки.

7. Умение, последовательно рассказывать сюжет;

8. Умение самостоятельно  придумывать рассказ.

Ребенок 5 – 6 лет должен уметь  рассказывать о событиях, фактах, собственных впечатлениях, связанных живо, не отклоняясь от заданной темы, правильно отражать в речи воспринятое, рассказывать с достаточной полнотой и законченностью, указывать время и место событий; пользоваться точными названиями качеств и действий.

У детей 6-7 лет рассказы должны быть несколько сложнее по структуре и строю, в них много фактического материала. Ребенок чаще сам, без дополнительных вопросов поясняет события, о которых рассказывает.

Уникальна методика Э.П. Коротковой, ее особенность в том, что  обучение рассказыванию, она рекомендует  проводить по готовым сюжетам.. Она предлагает серию сюжетов по близкой и доступной детям тематике, интересные приемы, активизирующие воображение: описание персонажа, опора на образ главного героя при составлении рассказа (полнее обрисовать его и ситуации, в которых он участвовал) и др. [1]

Таким образом, в ходе анализа программ по обучению рассказыванию, мы пришли к выводу о том, что занятия по обучению рассказыванию носят различный характер: на одних дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят пред собой), на других - составляют рассказы на темы из личного опыта (то есть, на материале образов памяти), на третьих - придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения. Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями. Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию - одно из важнейших условий успешной работы по развитию речи дошкольников.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, опенка речевой деятельности и др.[18].

При проведении того или  иного занятия педагогу следует  находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов  с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

Методика применения различных  приемов и самый выбор их претерпевает изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности  и т. д.

Важным приемом  при обучении рассказывания является использование метода моделирования, благодаря которому воспитателям удается легко непринужденно активизировать речевую активность дошкольника. Таким образом, приемы обучения дошкольников рассказыванию многообразны. Методика их использования изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. Итак,  выше представленный материал, описывает виды рассказывания и особенности его развития в авторских программах.  Анализируя деятельность ряда педагогов, мы пришли к выводу о том, что большинство предложенных методов по обучению рассказыванию очень занимательны и интересны, но более подробно мы познакомимся с методикой обучения рассказыванию в ходе моделирования.

1.3. Использование  метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников  рассказыванию

Моделирование - это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения - реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением[33,4].

 На использовании наглядных  моделей основаны многие методы  дошкольного обучения, например  метод обучения дошкольников  грамоте (Д.Б.Эльконин, Л.Е.Журова) предполагает  построение и использование наглядной  модели звукового состава слова.  Остановимся подробнее на использовании  наглядного моделирования в формировании  связной речи, а именно процесса рассказывания, у детей дошкольного возраста. Дети дошкольного возраста, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. Большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном, это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому что он не может оформить их в связные речевые высказывания. В процессе обучения связной описательной речи моделирование служит средством планирования высказывания. В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации – моделью.

Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования