Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

моделирование развитие речи(1).docx

— 425.03 Кб (Скачать документ)

18. Сомкова О. Н. Как использовать модель для развития речевого творчества/О. Н.Сомкова, Н.Н.Кондратьева//Дошкольное воспитание. — 1991.-№ 10.

19. Семенова Н. В. Обучение высказываниям типа рассуждений детей седьмого года жизни: дис.... канд. пед. наук. — М., 2001.

20. Стародубова Н.А. Теория  и методика развития речи  дошкольников. - Москва Академия 2006.

21. Сидорчук Т.А. и Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине.  – М.- Издательство ГНОМ и Д, 2000, 25с.

22. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей. – М.: Просвещение,1981.

23. Ткаченко, Т. Использование  схем в составлении описательных  рассказов.// Дошкольное воспитание.–1990.№10. с.16.\

24. Ткаченко Т.А. Учим  говорить правильно.. М.: Гном и  Д. 2001

25. Ушакова О.С. Развитие  речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий.  – М.,2001, - 268 с.

26. Ушакова, О. С. Программа  развития речи детей дошкольного  возраста в детском саду. –  М.:Т.Ц. Сфера,2002.

27. Урунтаева Г.А.., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной педагогике  для студ. Высш.  И сред. Спец. Учеб. Заведений, стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 304с.

28.Ушакова О.С. /Методика выявления уровня речевого развития старшего дошкольного возраста/ «Дошкольное воспитание» 1989г. №9.

29.Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1968 с. 205.

30. Филичева Т.Б. , Соболева  А.В. Развитие речи дошкольника:  Методическое пособие с иллюстрациями.–  Екатеринбург:Изд-во «АРГО»,- 1997. –  80 с.

31. Федоренко Л.П.  в «Методике развития речи детей дошкольного возраста», М., 1984 г.

32. Шустерман, З. Г. Новые приключения Колобка или Наука думать для больших и маленьких– М.: Педагогика-Пресс,1993.

33. Эльконин Д. Б. Развитие  речи. – М.,1958.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Диагностика № 1.

Методика   «Расскажи, что нарисовано на картинке».

В результате анализа  показателей  выполнения данного задания, педагог  делает вывод  об уровне развития активной, связной речи.

Ребенку предъявляется картинка, которую педагог  не видит, так  как сидите спиной к малышу. Ребенок  старается, как можно подробнее  описать картинку, а педагог записываете все, что скажет ребенок. Очень важно, чтобы педагог действительно повернулась к ребенку спиной. Во время рассказа не надо торопить ребенка,  поправлять его, задавать вопросов,   подсказывать. Если ему трудно, подбодрите его, но при этом не подсказывайте, как начинать рассказ.

Речь педагога: Я повернусь  к тебе спиной, а перед тобой  положу картинку. Я ее не буду видеть. Расскажи мне как можно подробнее, что на ней нарисовано, опиши мне ее так, чтобы я тоже увидел эту картинку.

Оценка: Задача педагога  заключается в том, чтобы дословно записать рассказ ребенка. После этого педагог  может проанализировать  рассказ по следующим параметрам: все ли персонажи картинки упомянуты в рассказе ребенка; насколько длинные и развернутые предложения строит ребенок, какие части речи ребенок использует чаще всего; получился сюжет или просто перечисление всего того, что ребенок увидел на картинке; насколько правильно предложение построено лексически, правильно ли согласованы слова в предложении, есть ли повторы слов.

Умение рассказывать, можно  развивать. Важно, чтобы педагог  действительно выражал неподдельный интерес к тому, что говорит ребенок, задавала ему наводящие вопросы, тем самым, помогая строить рассказ.

Итак, вы оцениваете ребенка  исходя из качественного анализа  речи ребенка, который выявит ее слабые и сильные стороны. [6].

Умения, навыки детей  при составлении рассказов по картине.

Низкий  -  ребенок затрудняется в составлении рассказов по картине, не пользуется планом, предложенным воспитателем, содержание рассказов не последовательно  и не логично, т.е. нарушена структура  повествования.

Средний - ребенок при  выполнении задания пользуется планом, предложенным воспитателем. Иногда допускает  ошибки в структуре повествования, но может их исправить после уточняющих вопросов, предлога.

Высокий - ребенок строит рассказ в соответствии с пунктом  плана, рассказ логичен, последователен, интересен по содержанию.

Диагностика № 2.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 - 5 картинок).

 Инструкция: посмотри  на эти картинки, постарайся разложить  их по порядку и составь  рассказ.

Оценка производилась  по трем критериям.

а) Критерий смысловой  целостности:

1. рассказ соответствует  ситуации, имеет все смысловые  звенья, расположенные в правильной  последовательности;

2. допускаются незначительное  искажение ситуации, неправильное  воспроизведение причинно-следственных  связей, нет связующих звеньев; 
3. выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершен;

4.  0 баллов - отсутствует  описание ситуации.

б) Критерий лексико-грамматического оформления высказывания: 
1.рассказ оформлен грамматически правильно с адекватным использованием лексических средств;

2. рассказ составлен без  аграмматизмов, но наблюдаются  стереотипность оформления, единичные  случаи поиска слов или неточное  словоупотребление;

3. наблюдаются аграмматизмы, стереотипность оформления, неадекватное  использование лексических средств; 

4. рассказ не оформлен.

в) Критерий самостоятельности выполнения задания: 
1. самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2.  картинки разложены  со стимулирующей помощью, рассказ  составлен самостоятельно; 
3. раскладывание картинок и составление рассказа по наводящим вопросам; 
4.  задание недоступно даже при наличии помощи.

Умения и навыки детей при составлении рассказа по серии сюжетных картинок.

Низкий - ребенок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает содержательные и смысловые ошибки в рассказах по сюжетным картинкам. При выполнении задания всегда требует помощи взрослого, повторяет рассказы других детей.

Средний  -  ребенок в рассказах по серии сюжетных картинок допускает логические ошибки, но в состоянии исправить их при помощи взрослого или сверстников.

Высокий - ребенок легко устанавливает смысловые связи, последователен в развитии сюжета; самостоятелен в придумывании рассказов. Испытывает интерес к подобному виду занятий.

Диагностика № 3.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 5 - 7 лет. Ребенка просят рассказать сказку «Три поросенка». Установка на пересказ не дается.  Ребенок уже по картинкам рассказывает ход сказки. Речь ребенка точно фиксируют в протоколе. Кроме того, отмечают выразительность речи, наличие мимических и пантомимических движений.[25]. Данные протоколируются и заносятся в таблицы, что мы и сделали.

Умения, навыки активного  словарного запаса.

Низкий - словарный запас  беден. Ребенок испытывает большие  затруднения в подборе слов - синонимов  и слов-антонимов, подборе слов, обозначающих признаки и действие предметов.

Средний - словарный запас  ребенка достаточно широк. С помощью  наводящих вопросов без особых затруднений  подбирает слова, близкие и противоположные  по значению, а так же слова, обозначающие признаки и действия предметов.

Высокий  -  ребенок  имеет богатый словарный запас, легко подбирает слова, близкие  и противоположные по значению; подбирает  к одному предмету несколько слов, обозначающих признаки или действия, проявляет интерес к подобным заданиям.

Умения, навыки по употреблению в рассказах разных типов предложений.

Низкий - ребенок при составлении рассказов практически всегда пользуется простыми, неполными предложениями. Допускает отдельные грамматические ошибки.

Средний  -  построение разных видов предложений в процессе рассказывания у ребенка не вызывает особых затруднений. Грамматические ошибки редки.

Высокий - в процессе выполнения задания ребенок использует разные виды предложений в соответствии с содержанием рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Игровые приемы и  упражнения, разработанные 

Князевой А.Б. и  Сидорчук Т.А

1. Игра «Путешествие  на машине времени»

Цель: учить составлять рассказ  об объекте с точки зрения времени  его существования.

Игровое действие: ведущий  выбирает объект и предлагает играющим прокатиться с ним на «машине  времени», а потом рассказать о  том, что было с объектом  в  прошлом и будет в будущем. Правила игры: нельзя рассказывать о времени, когда данного объекта не было, не обязательно подробно рассказывать о моменте существования объекта на картине.  Пример рассказа. «Травинка»  «Жило-было маленькое семечко. Его носило ветром по миру. И вот однажды ветер опустил его на полянку, где только что построили будку для собаки. Всю зиму семечко лежало в земле. Ему там не очень нравилось: сыро и холодно. Как хорошо, что, наконец, наступила весна! Из семечка выросла травинка. Она радовалась дождю, но не любила, когда на нее наступали. Самые тяжелые существа  - люди. Мама-собачка полегче, но все равно ее ноги сильно приминали травинку. А легкие и мягкие лапки щенят травка даже любила. Травинке было грустно, что скоро наступит осень, а потом зима. Снег хоть и укроет ее от мороза, но вес же опять будет так холодно!»

2. Установление  взаимосвязей между объектами

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разнообразным параметрам. Игра «Ищу друзей (недругов)»

 Цели: установление эмоционально-духовных  связей и взаимодействий между  изображенными объектами на уровне «хорошо  -  плохо»; развитие связной речи; упражнение в использовании предложений со сложноподчинительной связью. Игровое действие: поиск «друзей (недругов)» применительно к конкретному объект). Необходимо следить за тем, чтобы дети не повторяли ответы других, отвечали, развернуто и доказательно. Примеры: Собака  - дом. «Собака с удовольствием сторожит дом, потому что хозяева дома кормят ее, заботятся о ней: приносят вовремя пищу и даже построили будку». Веревка  - собака.

«Собаке неприятно, что веревка  не пускает ее гулять туда, куда она  хочет. Но это и «хорошо, потому что  веревка удерживаете ее у дома, который должна сторожить собака».

Игра «Живые картинки»

Цели: учить детей ориентироваться  в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

Ход игры: каждый ребенок  «превращается» в один из объектов на картине, объясняет словами свое место  вхождение в двухмерном пространстве  относительно  других объектов, изображенных на картине, а затем моделирует его в трехмерном пространстве (на ковре).

Каждая «живая картинка»  предполагает фиксацию местонахождения  объектов в трехмерном пространстве и наблюдается воспитателем 5 - 7 секунд после построения всех детей-объектов на ковре.

Пример  игры

Распределение ролей: дом  - Оля, будка  - Лена, собака  - Вася, ель  - Оксана, веревка  - Федя.  Дом - Оля: Я нахожусь на опушке леса, окнами смотрю на будку и собаку со щенятами, сзади меня, наверное, есть огород. Поэтому на ковре я должна встать подальше от края. Будка  - Лена: Позади меня дом, а впереди  - собака со щенятами. На ковре я встану между собакой и домом. Ель  - Оксана: На картине я нахожусь далеко, дальше дома  - в лесу. На ковре я встану позади дома. Собака  - Вася: Я нахожусь в середине лужайки на картине. На ковре я встану в   центре перед будкой.   Веревка  -  Федя: Я  -  веревка и соединяю будку  и собаку. На ковре я нахожусь между будкой и собакой.

Игра  «К нам  пришел волшебник: я могу только слышать».

Цели: учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины. Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить связный рассказ на тему «Я слышу только звуки на этой картине». Составить рассказ «О чем говорят объекты». Составить диалоги «от имени» объектов. Примерные варианты рассказов:

1. «Я слышу, как два  щенка визжат и пищат, когда  играют, как третий щенок грызет  кость, как быстро дышит собака, как она радостно лает, как  шумит ветер в лесу и где-

2. «Я слышу, как собака-мама  разговаривает со щенками: «Грызи  кость получше, точи сноп зубки.  Молодец! Пето что гном братцы, которые только и знают, что  играть».

Игра «Ищу родственников».

Цель: учить детей классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

Игровое действие: нахождение однородных объектов по заданному классификационному принципу:

  1. природный мир  -  рукотворный мир;
  2. живая  -  неживая природа;
  3. целое  -  частное;
  4. по месту нахождения;
  5. по выполняемой функции.

Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования