Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 07:09, курсовая работа

Описание

Задачи:
1. Изучить состояние проблемы в психолого – педагогической литературе.
2. Охарактеризовать умения, раскрывающие понятие рассказывание детей старшего дошкольного возраста.
3. Установить критерии, показатели и уровни развития связной речи старших дошкольников.
4. Разработать педагогическую технологию по обучению рассказываю у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования

Содержание

Введение…………………………………………………………...……………...3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития речи у детей дошкольного возраста.
1.1.Психолого-педагогический аспект изучения проблемы рассказывания у детей дошкольного возраста………………………………….8
1.2. Анализ программ по обучению рассказыванию для детей дошкольного возраста…………………………………………………………..14
1.3. Использование метода моделирования в ходе обучения старших дошкольников рассказыванию…………………………………………………32
Вывод по главе I ………………………..……………………………..42
Глава II. Экспериментальная работа по внедрению педагогической программы развития связной речи старших дошкольников с использованием моделирования.
2.1. Диагностика уровня речевых умений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………45
2.2. Экспериментальное исследование по формированию умения рассказывать с использованием моделирования…...………………………….52
2.3. Динамика развития умения рассказывать у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..61
Вывод по главе II…………………………………………………...............68
Заключение………….………………………………………………………70
Литература…………………………………………………………………..75
Приложение……………..………………………………………………….78

Работа состоит из  1 файл

моделирование развитие речи(1).docx

— 425.03 Кб (Скачать документ)

Например: Собака, щенки, трава, земля, небо, деревья, молоко  -  природный  мир. Будка, миска, дом, веревка  -  рукотворный мир. Собака, щенки, трава  -  живая природа. Небо, земля –  неживая природа.  Крыша, труба, окна, стены  - дом. Голова, туловище, ноги, хвост  -  собака.  Береза, ель, кусты, трава  -  опушка леса.   Собака, щенята, будка, пища  -   лужайка  перед домом. Дом, будка  здание, «сооружение. Миски глубокая и мелкая – посуда [21].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Консультация  для родителей.

Тема: « Приемы обучения детей рассказыванию»

План.

1) Рассказывание как средство  обучения связной речи.

2) Приемы:

а) совместное рассказывание;

б) образец рассказа;

в) анализ образца рассказа;

г) план рассказа;

д) коллективное составление  рассказа (подгруппами, по частям);

е) моделирование (виды моделей);

ж) оценка детских монологов.

Средством обучения связной  речи является рассказывание детей. В трудам Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, М.М.Кониной, О.И.Соловьевой и др. показана роль рассказывания в развитии связной  детской речи, раскрыто своеобразие  использования приемов обучения разным видам монологической речи. В многолетней практике выделены следующие приемы:

Совместное  рассказывание - это совместное построение коротких высказываний, когда взрослый начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. В младшей группе - в индивидуальной форме, а в средней старшей группе - со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи (жила-была…, однажды… и т.д.). Совместное рассказывание с драматизацией разных сюжетов. Постепенно дети подводятся к несложным импровизациям.

Образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Широко применяется на начальных этапах обучения. Образец подсказывает ребенку примерное содержание, последовательность и структуру монолога, его объем, облегчает подбор словаря, грамматических форм, способов внутритекстовой всязи.

Образец показывает примерный  результат, которого должны достичь  дети. Он должен быть кратким, доступным  и интересным по содержанию и форме, живым и выразительным. Образец  следует произносить четко, в  умеренном темпе, достаточно громко. Содержание образца должно иметь  воспитательную ценность. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов.

Анализ образца  рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

План рассказа - это 2-3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. План рассказа используется во всех видах рассказывания. При описании игрушек, предметов он помогает последовательному выполнению деталей, признаков и качеств, а в повествовании - отбору фактов, описанию героев, места и время действия, развитию сюжета. В рассказывании из опыта вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке. В творческом рассказывании план облегчает решение творческой задачи, активизирует воображение и направляет мысль ребенка. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной группе дети могут воспроизводить план и контролировать следование ему рассказчиками. План рассказа может сопровождаться его коллективным обсуждением.

Коллективное  составление рассказа используется в основном на первых этапах обучения рассказыванию. Воспитатель начинает предложение, а дети продолжают. В процессе последовательного обсуждения плана дети вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель повторяет весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы, затем рассказ повторяют дети.

Другой разновидностью этого приема является составление  рассказа подгруппами (серии сюжетных картинок в рассказывании на свободную тему).

Составление рассказа по частям - это, когда каждый из рассказов  создает часть текста (серия сюжетных картинок). Этот прием используется при описании многоэпизодных картинок, в рассказывании из коллективного  опыта, когда легко выделить отдельные  объекты, подтемы.

Моделирование используется в старшей подготовительной к школе группах. Модель - это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта. Используются разные виды моделей ( круг, разделенный на 3 неравные подвижные части, каждая из которых изображает начало, основную часть и конец рассказа). Сначала модель выступает как изображение структуры воспринимаемого текста, а затем как ориентир для самостоятельного составления рассказа (исследование Н.Г.Смольниковой). ориентиром для последовательного, логичного описания игрушек, натуральных предметов, времен года могут выступать также схемы, отражающие посредством определенной символики основные микротемы описания.

Можно использовать абстрактные  символы для замещения слов и  словосочетаний, стоящих в начале каждой части повествования или  рассуждения (геометрические формы: кружок - начало рассказа, прямоугольник - основная часть, треугольник - концовка). Функции  заместителям детям объясняются. Сначала  они обучаются конструированию  таких моделей на готовых известных  текстах, затем учатся воспринимать, анализировать и воспроизводить новые тексты с опорой на модель и, наконец, сами создают свои рассказы и рассуждения с опорой на картинки - заместители. Широкую известность  приобрели работы Л.А.Венгера и  его учеников по проблемам моделирования  в различных видах деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 4

Планирование  работы по теме «Весна» в старшей  группе

Работа с мнемотаблицей  на слово «весна».

1. Перекодирование информации  по данной таблице. Наступила  весна. У весны три месяца: март, апрель, май. Весной ярко светит  солнце и сильно пригревает. Тает  снег, кругом лужи, бегут ручьи.  Идет теплый весенний дождь.  На деревьях набухают почки  и распускаются клейкие листочки. Появляется первая травка. Прямо  из-под снега расцветают подснежники  – первые вестники весны. Просыпаются  насекомые. Из тёплых мест возвращаются  перелётные птицы.

2. Воспроизведение материала  мнемотаблицы по памяти.

Пересказ рассказа «Весна в окно стучится» по мнемосхеме.

1.Чтение текста логопедом  и демонстрация мнемотаблицы.

    Солнце светит и очень сильно пригревает. Бегут ручьи. На реках – ледоход. Появились проталины. Расцвели подснежники, проснулись жуки и другие насекомые. Распустилась верба.

2. Ответы на вопросы  по содержанию текста:

  • Что делает весной солнце?
  • Как солнце весной светит и греет?
  • Что делают ручьи?
  • Какие изменения происходят на реках?
  • Что такое проталины?
  • Как называются самые первые цветы?
  • Что сделали насекомые?
  • Что можно сказать про вербу?

3. Повторное чтение рассказа.

4. Пересказ текста детьми  своими словами.

Составление рассказа-описания «Весна – красна» по мнемотаблице.

1.Рассматривание мнемодорожек.

2.Составление предложений по мнемодорожкам.

 

  • Весной солнце часто появляется на голубом небе.
  • Тёплое солнце топит снег, образуются лужи, бегут ручьи.
  • Весной на деревьях набухают почки и появляются клейкие листочки.
  • Весной перелётные птицы вьют гнёзда, заселяются в скворечники.

3.Рассматривание мнемотаблицы.

Составление рассказа о весне воспитателем.

Пришла весна - красна. Солнце стало так пригревать, что снег начал таять. Побежали, зажурчали  ручьи. Затрещал на реках лёд. На деревьях набухли почки, появились новые  листочки. Прямо из-под снега расцвёл  подснежник – первый вестник весны. Проснулись насекомые. Из тёплых мест возвращаются птицы, они вьют гнёзда, заселяют скворечники.

 

 

 

Приложение 5

Примеры занятий  с использованием видов моделирования

  1. Конспект занятия «Ателье мод» по составлению описательных рассказов с использованием схем в старшей группе (рассказывание об одежде)

Цель: Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему Т.А.Ткаченко; упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя), по назначению (праздничная, рабочая, спортивная), по принадлежности (мужская,, женская, детская). Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.). Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея).

Предварительная работа: Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему Т.А.Ткаченко. Экскурсия в ателье или швейный цех. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду» Дидактические игры: «»Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для мамы и папы», « Подбери ткань к одежде», «Какой, какая, какое», «Назови детали одежды»; Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье»; Изо-деятельность: аппликация «Украшение фартука», рисование «Украсим юбку для барыни»(дымковская роспись), рисование «Одежда для куклы»

Материалы к занятию:

  1. Схема Т.А.Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде;
  2. Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках;
  3. Трафареты с окном, за которым можно выставить картинки с разными сезонами и картинки одежды к игре «Разложи одежду по сезону»
  4. Плотные конверты с прорезями силуэтов разной одежды и образцы тканей разной структуры для игры «Подбери ткань к одежде»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте вот такую считалочку:

(читает считалку)

На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной…

Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя, и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и  сапожник и портной. Король, королевич  и портной сидят рядом! Еще  бы, портной – очень древняя  и уважаемая профессия! Портные  одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.

В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной  наряд? Военному – форму? Маме –  фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной  одна из самых нужных профессий на Земле.

А вы знаете, где сегодня  работают портные? (Портные работают в ателье или на швейной фабрике)

Правильно, если портной  работает в ателье, то входит в состав небольшой бригады, в которой  у каждого свои обязанности, а  если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.

Дети: Модельер – придумывает модели одежды, художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик – разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.

Воспитатель: Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол: мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.

А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т.е. по времени года. Здесь нам  помогут наши модельеры.

Проводит игру «Разложи одежду по сезону». Выставляются трафареты  с окном, за ними четыре картинки с  разными сезонами: зима, весна, лето, осень. Детям предлагаются разложенные  картинки одежды правильно распределить по сезонности, назвать одежду и для кого она предназначена («Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т.д.)

Воспитатель: Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.

Информация о работе Обучение рассказыванию старших дошкольников с использованием моделирования