Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников
Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение.
Кризисное состояние российского общества, противоречия переходного периода, социальная и политическая поляризация и порождаемая ими нестабильность положения в стране – все это затрудняет социализацию молодого поколения, испытывающего давление нерешенных проблем, многочисленные негативные влияния. Коренной слом привычного образа жизни, социальных и нравственных ценностей для многих россиян означали утрату жизненных ориентиров.
Значимость современных
обществоведческих знаний
В современном обществе
необходимость и важность
Содержащееся
в Законе об образовании
Обществоведческое
образование – необходимое
Вопросами школьного
обществознания занимались
Обществознание в начальных классах изучается в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» (Плешаков Андрей Анатольевич, Крючкова Елена Алексеевна). Цель курса — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества. Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
В ходе его
изучения школьники овладевают
основами практико-
Вопросами изучения обществознания в начальных классах занимались также Студеникин М. Я., Ворожейкина Татьяна Евгеньевна, Саплин Е. В., Саплин А. И.
Настоящий этап развития
образования и общества заставляет
иначе посмотреть на требования, предъявляемые
к наглядным пособиям. Новое время
и новые ученики требуют
Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Всё выше сказанное определило выбор темы исследования. «Использование медиийных средств на внеклассных занятиях по обществознанию в начальных классах».
Объект исследования: процесс изучения обществознания в начальных классах.
Предмет исследования: процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Гипотеза: анализ психолого-педагогической и обществоведческой литературы позволяет предположить, что изучение обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным при следующих условиях:
- если медийные средства
являются наглядной опорой
- если содержание материала
внеклассных занятий связано
с содержанием учебного
- при условии вовлечения
школьников в работу по создани
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, обществоведческой литературы; эксперимент, тестирование, беседа, количественный метод обработки информации.
База исследования: МБОУ "СОШ № 26 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Череповца, 3 «А», 3 «Б» классы.
Этапы исследования:
Новизна и практическая
значимость работы заключается
в выявлении и обосновании
педагогических условий,
Глава 1. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии, социологии, социальной психологии, правоведения, экономики, политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, которые необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нем не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.
Обществознание в начальных классах изучается в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» (Плешаков Андрей Анатольевич, Крючкова Елена Алексеевна).
Изучение курса «Окружающий мир» направлено на достижение следующих целей:
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного
отношения к семье,
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели
безопасного поведения в
4) формирование психологической
культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет, наряду с другими предметами начальной школы, значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.