Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников

Содержание

Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВКР КОЧКИНА.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

В 1863 году на Шексне появились 7 пароходов-туэров. К ним (т.е. пароходам) можно прицеплять баржи с грузом. По инициативе И. А. Милютина в 1864 г. открыт городской общественный банк, который давал кредиты для развития торговли и промышленности города. По инициативе И. А. Милютина были открыты учебные заведения: Александровское техническое училище (1869), Мариинская женская гимназия (1873), реальное училище (1875), учительская семинария (1875), женское профессиональное училище (1887) и ряд других. Всего к 1896 г. было 11 учебных заведений и 1400 учащихся, а в 1908 г. в городе обучалось 1937 человек. Более половины учащихся, или 975 человек были крестьянские дети. В череповецких учебных заведениях учились дети со всей Новгородской губернии. За 46 лет, которые И. А. Милютин находился в должности городского головы, в Череповце произошли большие изменения. (слайд 9)

 

    • Историко-этнографический музей усадьба Гальских – памятник архитектуры, истории и культуры начала 19 века. Сохранилась не только сама усадьба, но и все помещичьи постройки (конюшни, амбары, маслобойня). В свое время усадьба была одной из самых богатых в городе. Посетив ее вы познакомитесь с историей семей Резановых, Кудрявых, Гальских, Шитовых.  (слайд 10)
    • Музей археологии ( слайд 11)
    • Историко-краеведческий музей. (слайд 12)

III. Фрагмент внеклассного занятия по теме «Проект Город в котором я живу».

Слайд 1: тема внеклассного занятия;

У: сегодня мы начнем слушать ваши сообщения о достопримечательностях нашего города.

Д: сообщение о памятнике  Афанасия и Феодосия.

Слайд 2: памятник Афанасию и Феодосию.

Д: сообщение о Воскресенском  соборе.

Слайд 3: Воскресенский  собор.

   Таким образом  медийные средства являются наглядной опорой словесного изложения.

   В соответствии  с третьим условием гипотезы  изучение обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным при условии вовлечения школьников в работу по созданию мультимедийных проектов.

I. Фрагмент внеклассного занятия «Мой любимый город».

На занятии дети познакомились  с историей города Череповца и  его основными достопримечательностями. В конце занятия им было предложено создать мультимедиа проект, посвященный родному городу. Дети были разделены на пары, и каждая пара получила задание – подготовить сообщение по теме (приложение), а так же найти стихи и песни, посвященные Череповцу. Ученикам было предложено приложить к своим сообщениям иллюстрации в электронном виде.

    1. Проектирование карты города Череповца с указанием достопримечательностей, по которым были  подготовлены сообщения.

На медиа экране изображена карта Череповца, на партах учеников распечатки карты(1 на парту). Совместно  с детьми мы находим на карте место расположения школы, затем ученики в парах находят расположения той достопримечательности, о которой они готовили сообщение, и отмечают его красным крестиком. Совместно с учениками проверяем правильность их работы, и через программу Paint каждая пара учеников на большой карте самостоятельно по очереди отмечают место расположения своей достопримечательности.

    1. Фрагмент внеклассного занятия – презентация проекта «Город, в котором я живу».

Слайд 1: тема занятия  «Город, в котором я живу»

На этом занятии дети подводят итоги о проделанной  работе,  рассказывают каким образом  они находили информацию, какие трудности  возникли при этом.

Презентация проекта (видеофильм).

Дети высказывают свое мнение, что им понравилось, что бы они изменили, предлагают темы для подобных проектов.                                                       Проект представлен в виде мини видеофильма (Приложение №)

 

Таким образом школьники  вовлечены в работу по созданию мультимедийных проектов.

 

 

 

 

    1. Проверка эффективности проведенной работы.

Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность проведенной работы.

В эксперименте участвовало  два класса – 3 «А» - экспериментальный  и 3 «Б» - контрольный.

 

Для проверки эффективности  работы мы использовали методы тестирования и беседы с учеником, так же те показатели и индексы уровн знаний по обществознанию. Вопросы для теста и беседы использовали те же, что и в констатирующем эксперименте.

Таблица «Уровень знаний учащихся 3 «А» класса (экспериментального) на этапе контрольного эксперимента».

№ п/п

Ученик

I показатель

II показатель

III показатель

Итого

Уровень

1

Абрамова Елена

        5

       4

      5

14

высокий

2

Баранцева Влада

        5

       4

      3

12

средний

3

Виноградова

Александра

        3

       4

      3

10

средний

4

Глебова Милена

        4

       4

      3

  11

средний

5

Ершов Максим

        3

       3

      3

  9

средний

6

Железнова

Екатерина

        5

       5

      5

  15

высокий

7

Жилина Диана

        4

       4

      4

  12

средний

8

Заверткина

Анастасия

        5

       4

      4

  13

средний

9

Игнатьев Егор

        4

       4

      4

  12

средний

10

Ильина Елизавета

        2

       2

      3

  7

Низкий

11

Кондратьева

Алиса

        4

       4

      4

  12

Средний

12

Колесова Анастасия

        5

       4

      5

  14

Высокий

13

Ковалева Алена

        4

       4

      4

  12

Средний

14

Махинько Вениамин

        3

       3

      2

  8

высокий

15

Матвеев Елисей

        4

       4

      4

   12

Средний

16

Мясоедов Максим

5

3

4

12

средний

17

Пальчик Арсений

5

5

5

15

высокий

18

Руцкий Владимир

3

2

4

9

средний

19

Рыбаков Михаил

3

3

3

13

средний

20

Трифонова Ксения

5

5

5

15

высокий


 

Анализ таблицы показал, что 6 (30 %) учеников по прежнему имеют  высокий уровень по обществознанию. Средний уровень имеют 13 (54 %) учеников, то есть по-прежнему большая часть класса. Низкий уровень знаний по обществознанию выявили у 1 (16 %) ученик класса.

Таким образом, мы выяснили, что в 3 «А» классе выявлены дети с тремя уровнями знания по обществознанию: высокий средний и низкий.

 

 Таблица «Уровень знаний учащихся 3 «Б» класса (контрольного) на этапе контрольного эксперимента».

№ п/п

Ученик

I показатель

II показатель

III показатель

Итого

Уровень

1

Арничева Ольга

5

3

5

13

средний

2

Абрамов Савелий

5

5

4

14

высокий

3

Войнов Артем

4

4

4

12

средний

4

Демиденко Виктор

5

5

5

15

высокий

5

Демиденко Артем

5

3

5

13

средний

6

Дмитриева Екатерина

5

5

5

15

высокий

7

Дейко Никита

3

2

3

8

низкий

8

Куликова Полина

4

4

4

12

средний

9

Курченко Алена

5

5

5

15

высокий

10

Левон Кирилл

4

4

5

14

высокий

11

Морева Алена

3

2

3

8

низкий

12

Макарова Марина

4

3

5

12

средний

13

Малиновский Степан

3

4

3

10

средний

14

Матюнина Ольга

5

5

5

15

высокий

15

Петрова Юлия

5

5

5

13

средний

16

Суровегина Екатерина

4

3

2

9

средний

17

Харламова Мария

4

4

4

12

средний

18

Чалова Анна

3

3

3

9

средний

19

Шаповал Валерия

5

5

3

13

средний

20

Яблоков Тимур

3

4

3

10

средний


 

Анализ таблицы показал, что 6 (30 %) учащихся имеют высокий  уровень знаний по обществознанию, 13 (61 %) - средний, и у 1 (19 %) учеников мы выявили низкий уровень знаний по обществознанию.

Для выявления эффективности  сравнили результаты контрольного и  констатирующего экспериментов в экспериментальном классе. Анализ результатов показал, что в экспериментальном классе на 2% повысился средний уровень знаний по обществознанию, на 2 % понизился низкий уровень знаний по обществознанию. Высокий уровень знания по обществознанию остался прежним.

Сравнили результаты констатирующего и констатирующего  экспериментов в контрольном  классе. Выявили, что в контрольном  классе тоже наблюдается положительная  динамика. Так, средний уровень знания обществознания повысился на 1 %, низкий уровень знания по обществознанию понизился на 1%, высокий уровень знания по обществознанию остался прежним – 30 %.

   Таким образом,  положительная динамика наблюдается  и в экспериментальном и контрольном  классах, но динамика роста  знаний по обществознанию в экспериментальном классе более высокая.

 

 

 

Сравнительная диаграмма уровня знаний по обществознанию  учащихся экспериментального и контрольного классов на этапе контрольного эксперимента.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Обществоведение формирует предпосылки  для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Вопросами школьного обществознания занимались Студеникин Митрофан Яковлевич, Вагин А.А. Вопросами изучения обществознания в начальных классах занимались также Студеникин М. Я., Ворожейкина Татьяна Евгеньевна, Саплина Е. В., Саплин А. И. Обществознание в начальных классах изучается в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» (Плешаков Андрей Анатольевич, Крючкова Елена Алексеевна).  Одним из ведущих принципов обучения является принцип наглядности. Это утверждение не требует доказательства. Благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Настоящий этап развития образования и общества заставляет иначе посмотреть на требования, предъявляемые к наглядным пособиям. Новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности. В соответствии с приоритетным Проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.

Цель исследования: выявить  и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.

 

В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание,  младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
  2. Выявить имеющийся (реальный) уровень знаний обществознания у младших школьников;
  3. Обосновать педагогические условия использования медийных средств на внеклассных занятиях по обществознанию;
  4. Выявить эффективность педагогических условий.

Опытно – экспериментальная  работа проводилась в 3 этапа:

  1. Констатирующий эксперимент. Цель: выявить имеющийся уровень знаний по обществознанию 3 классах с использованием медийных средств.
  2. Формирующий эксперимент. Цель: реализовать педагогические условия для наиболее эффективного изучения обществознания на внеклассных занятиях через использование медийных средств.
  3. Контрольный эксперимент. Цель: проверить эффективность проведенной работы.

Для проверки констатирующего  эксперимента использовали тестирование и беседу с учениками. Результаты тестирования и беседы показали, что необходима работа по повышению уровня знаний по обществознанию.

   В ходе формирующего  эксперимента реализовали условия  гипотезы:

- если медийные средства  являются наглядной опорой словесного  изложения;

- если содержание материала  внеклассных занятий связано с содержанием учебного материала по обществознанию;

- при условии вовлечения  школьников в работу по созданию  мультимедийных проектов.

В соответствии с этими  условиями нами были разработаны  внеклассные занятия, где медийные средства являются наглядной опорой словесного изложения, содержание материала внеклассных занятии связано с содержанием учебного материала по обществознанию, и школьники были привлечены в проектную деятельность по созданию проектов.

Для проверки контрольного эксперимента использовали тестирование и беседу с учениками.

Новизна и практическая значимость работы заключается в  выявлении и обосновании педагогических условий, способствующих повышению  уровня знаний учащихся начальных классов  по обществознанию на внеклассных занятиях с использованием медийных средств. Методика проведения внеклассных занятий по обществознанию с использованием медийных средств может быть использована учителями начальных классов,  студентами -  при проведении  внеклассных занятий по обществознанию.

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных