Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников
Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы
В 1863 году на Шексне появились 7 пароходов-туэров. К ним (т.е. пароходам) можно прицеплять баржи с грузом. По инициативе И. А. Милютина в 1864 г. открыт городской общественный банк, который давал кредиты для развития торговли и промышленности города. По инициативе И. А. Милютина были открыты учебные заведения: Александровское техническое училище (1869), Мариинская женская гимназия (1873), реальное училище (1875), учительская семинария (1875), женское профессиональное училище (1887) и ряд других. Всего к 1896 г. было 11 учебных заведений и 1400 учащихся, а в 1908 г. в городе обучалось 1937 человек. Более половины учащихся, или 975 человек были крестьянские дети. В череповецких учебных заведениях учились дети со всей Новгородской губернии. За 46 лет, которые И. А. Милютин находился в должности городского головы, в Череповце произошли большие изменения. (слайд 9)
III. Фрагмент внеклассного занятия по теме «Проект Город в котором я живу».
Слайд 1: тема внеклассного занятия;
У: сегодня мы начнем слушать ваши сообщения о достопримечательностях нашего города.
Д: сообщение о памятнике Афанасия и Феодосия.
Слайд 2: памятник Афанасию и Феодосию.
Д: сообщение о Воскресенском соборе.
Слайд 3: Воскресенский собор.
Таким образом медийные средства являются наглядной опорой словесного изложения.
В соответствии с третьим условием гипотезы изучение обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным при условии вовлечения школьников в работу по созданию мультимедийных проектов.
I. Фрагмент внеклассного занятия «Мой любимый город».
На занятии дети познакомились
с историей города Череповца и
его основными
На медиа экране изображена карта Череповца, на партах учеников распечатки карты(1 на парту). Совместно с детьми мы находим на карте место расположения школы, затем ученики в парах находят расположения той достопримечательности, о которой они готовили сообщение, и отмечают его красным крестиком. Совместно с учениками проверяем правильность их работы, и через программу Paint каждая пара учеников на большой карте самостоятельно по очереди отмечают место расположения своей достопримечательности.
Слайд 1: тема занятия «Город, в котором я живу»
На этом занятии дети подводят итоги о проделанной работе, рассказывают каким образом они находили информацию, какие трудности возникли при этом.
Презентация проекта (видеофильм).
Дети высказывают свое
мнение, что им понравилось, что бы
они изменили, предлагают темы для подобных проектов.
Таким образом школьники вовлечены в работу по созданию мультимедийных проектов.
Цель контрольного эксперимента: проверить эффективность проведенной работы.
В эксперименте участвовало два класса – 3 «А» - экспериментальный и 3 «Б» - контрольный.
Для проверки эффективности работы мы использовали методы тестирования и беседы с учеником, так же те показатели и индексы уровн знаний по обществознанию. Вопросы для теста и беседы использовали те же, что и в констатирующем эксперименте.
Таблица «Уровень знаний учащихся 3 «А» класса (экспериментального) на этапе контрольного эксперимента».
№ п/п |
Ученик |
I показатель |
II показатель |
III показатель |
Итого |
Уровень |
1 |
Абрамова Елена |
5 |
4 |
5 |
14 |
высокий |
2 |
Баранцева Влада |
5 |
4 |
3 |
12 |
средний |
3 |
Виноградова Александра |
3 |
4 |
3 |
10 |
средний |
4 |
Глебова Милена |
4 |
4 |
3 |
11 |
средний |
5 |
Ершов Максим |
3 |
3 |
3 |
9 |
средний |
6 |
Железнова Екатерина |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
7 |
Жилина Диана |
4 |
4 |
4 |
12 |
средний |
8 |
Заверткина Анастасия |
5 |
4 |
4 |
13 |
средний |
9 |
Игнатьев Егор |
4 |
4 |
4 |
12 |
средний |
10 |
Ильина Елизавета |
2 |
2 |
3 |
7 |
Низкий |
11 |
Кондратьева Алиса |
4 |
4 |
4 |
12 |
Средний |
12 |
Колесова Анастасия |
5 |
4 |
5 |
14 |
Высокий |
13 |
Ковалева Алена |
4 |
4 |
4 |
12 |
Средний |
14 |
Махинько Вениамин |
3 |
3 |
2 |
8 |
высокий |
15 |
Матвеев Елисей |
4 |
4 |
4 |
12 |
Средний |
16 |
Мясоедов Максим |
5 |
3 |
4 |
12 |
средний |
17 |
Пальчик Арсений |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
18 |
Руцкий Владимир |
3 |
2 |
4 |
9 |
средний |
19 |
Рыбаков Михаил |
3 |
3 |
3 |
13 |
средний |
20 |
Трифонова Ксения |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
Анализ таблицы показал, что 6 (30 %) учеников по прежнему имеют высокий уровень по обществознанию. Средний уровень имеют 13 (54 %) учеников, то есть по-прежнему большая часть класса. Низкий уровень знаний по обществознанию выявили у 1 (16 %) ученик класса.
Таким образом, мы выяснили, что в 3 «А» классе выявлены дети с тремя уровнями знания по обществознанию: высокий средний и низкий.
Таблица «Уровень знаний учащихся 3 «Б» класса (контрольного) на этапе контрольного эксперимента».
№ п/п |
Ученик |
I показатель |
II показатель |
III показатель |
Итого |
Уровень |
1 |
Арничева Ольга |
5 |
3 |
5 |
13 |
средний |
2 |
Абрамов Савелий |
5 |
5 |
4 |
14 |
высокий |
3 |
Войнов Артем |
4 |
4 |
4 |
12 |
средний |
4 |
Демиденко Виктор |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
5 |
Демиденко Артем |
5 |
3 |
5 |
13 |
средний |
6 |
Дмитриева Екатерина |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
7 |
Дейко Никита |
3 |
2 |
3 |
8 |
низкий |
8 |
Куликова Полина |
4 |
4 |
4 |
12 |
средний |
9 |
Курченко Алена |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
10 |
Левон Кирилл |
4 |
4 |
5 |
14 |
высокий |
11 |
Морева Алена |
3 |
2 |
3 |
8 |
низкий |
12 |
Макарова Марина |
4 |
3 |
5 |
12 |
средний |
13 |
Малиновский Степан |
3 |
4 |
3 |
10 |
средний |
14 |
Матюнина Ольга |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
15 |
Петрова Юлия |
5 |
5 |
5 |
13 |
средний |
16 |
Суровегина Екатерина |
4 |
3 |
2 |
9 |
средний |
17 |
Харламова Мария |
4 |
4 |
4 |
12 |
средний |
18 |
Чалова Анна |
3 |
3 |
3 |
9 |
средний |
19 |
Шаповал Валерия |
5 |
5 |
3 |
13 |
средний |
20 |
Яблоков Тимур |
3 |
4 |
3 |
10 |
средний |
Анализ таблицы показал, что 6 (30 %) учащихся имеют высокий уровень знаний по обществознанию, 13 (61 %) - средний, и у 1 (19 %) учеников мы выявили низкий уровень знаний по обществознанию.
Для выявления эффективности сравнили результаты контрольного и констатирующего экспериментов в экспериментальном классе. Анализ результатов показал, что в экспериментальном классе на 2% повысился средний уровень знаний по обществознанию, на 2 % понизился низкий уровень знаний по обществознанию. Высокий уровень знания по обществознанию остался прежним.
Сравнили результаты
констатирующего и
Таким образом,
положительная динамика
Сравнительная диаграмма уровня знаний по обществознанию учащихся экспериментального и контрольного классов на этапе контрольного эксперимента.
Заключение.
В современном обществе необходимость и важность обществознания осознаны, пожалуй, всеми. Обществоведение формирует предпосылки для самоопределения во всей системе общественных отношений: экономических, социальных, национальных, политических, культурно-мировоззренческих. К таким предпосылкам относятся достаточно полные знания обо всех сферах жизни общества. Вопросами школьного обществознания занимались Студеникин Митрофан Яковлевич, Вагин А.А. Вопросами изучения обществознания в начальных классах занимались также Студеникин М. Я., Ворожейкина Татьяна Евгеньевна, Саплина Е. В., Саплин А. И. Обществознание в начальных классах изучается в рамках интегрированного курса «Окружающий мир» (Плешаков Андрей Анатольевич, Крючкова Елена Алексеевна). Одним из ведущих принципов обучения является принцип наглядности. Это утверждение не требует доказательства. Благодаря восприятию предметов и процессов окружающего мира, формируются представления, правильно отображающие объективную действительность, и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Настоящий этап развития образования и общества заставляет иначе посмотреть на требования, предъявляемые к наглядным пособиям. Новое время и новые ученики требуют создания новой школьной наглядности. В соответствии с приоритетным Проектом развития образования в школах стали появляться интерактивные доски, мультимедийные проекторы и т.д. Создание и применение на уроке электронных презентаций на сегодняшний день весьма актуально, как и разработка общих методических принципов для них.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
Опытно – экспериментальная работа проводилась в 3 этапа:
Для проверки констатирующего эксперимента использовали тестирование и беседу с учениками. Результаты тестирования и беседы показали, что необходима работа по повышению уровня знаний по обществознанию.
В ходе формирующего
эксперимента реализовали
- если медийные средства
являются наглядной опорой
- если содержание материала внеклассных занятий связано с содержанием учебного материала по обществознанию;
- при условии вовлечения
школьников в работу по
В соответствии с этими условиями нами были разработаны внеклассные занятия, где медийные средства являются наглядной опорой словесного изложения, содержание материала внеклассных занятии связано с содержанием учебного материала по обществознанию, и школьники были привлечены в проектную деятельность по созданию проектов.
Для проверки контрольного эксперимента использовали тестирование и беседу с учениками.
Новизна и практическая
значимость работы заключается в
выявлении и обосновании