Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников
Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В соответствии с названными ведущими
идеями особое значение при реализации
программы имеют новые для практики начальной
школы виды деятельности учащихся, к которым
относятся: 1) распознавание природных
объектов с помощью специально разработанного
для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей
с помощью графических и динамических
схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность,
включающая анализ собственного отношения
к миру природы и поведения в нём, оценку
поступков других людей, выработку соответствующих
норм и правил, которая осуществляется
с помощью специально разработанной книги
для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает
особое место среди учебных предметов
начальной школы. Образно говоря, это то,
что «всегда с тобой», поскольку познание
детьми окружающего мира не ограничивается
рамками урока. Оно продолжается постоянно
в школе и за её стенами. Сам учебный курс
является своего рода системообразующим
стержнем этого процесса. Вот почему важно,
чтобы работа с детьми, начатая на уроках,
продолжалась в той или иной форме и после
их окончания, во внеурочной деятельности.
Учителю следует также стремиться к тому,
чтобы родители учащихся в повседневном
общении со своими детьми, поддерживали
их познавательные инициативы, пробуждаемые
на уроках. Это могут быть и конкретные
задания для домашних опытов и наблюдений,
чтения и получения информации от взрослых.
(программы 1-4)
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2часа в неделю. Программа рассчитана на 270часов: 1 класс —66часов (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68 часов (34 учебные недели).
Вопросы обществознания в курсе «Окружающий мир» (3 класс ) изучаются в разделе «Как устроен мир» (темы «Человек» и «Общество»), а также в разделах «Чему учит экономика» и «Путешествие по городам и странам».
При изучении темы «Человек» учащиеся узнают, что человек – часть природы, разумное существо, внутренний мир человека, восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
При изучении темы «Общество» учащиеся знакомятся с понятием «Общество», и его структурными частями «семья» , «народ», «государство». Узнают, что человек – часть общества.
В теме «Чему учит экономика» дети узнают что значит - потребности людей, какие потребности удовлетворяет экономика, что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы
и расходы семьи. Экологические
последствия хозяйственной
В ходе изучения темы «Путешествие по городам и странам» дети совершают заочные экскурсии по городам Золотого кольца России, узнают об их прошлом и настоящем, основных достопримечательностях, важности охраны памятников истории и культуры. Побывают в странах, граничащих с Россией и странах зарубежной Европы, познакомятся с их расположением на карте, столицами, особенностями природы, культуры, экономики, знаменитыми людьми разных стран, с выдающимися памятниками истории и культуры (Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
К концу изучения этих тем учащиеся должны знать:
Таким образом, обществознание – комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Обществознание в начальных классах изучается в рамках интегрированного курса «Окружающий мир». Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В процессе изучения курса осуществляются систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся.
Обучение в начальной школе, содержание, методы и формы организации должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития. Здесь необходимо учитывать возрастные особенности психического развития младшего школьника. Рассмотрим возрастные особенности некоторых психических процессов младшего школьника.
Восприятие. Восприятие является основой познавательной деятельности, поэтому нормальное умственное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. В восприятии учебного материала младшие школьники имеют яркие индивидуальные различия. Чтобы учитель был уверен, что дети воспримут в учебном материале именно то, что он считает главным, наиболее существенным, необходимо четко направить их сознание на восприятие именно этой стороны материала, проверить выборочно разных ребят. При соответствующем обучении к концу младшего школьного возраста появляется синтезирующее восприятие, позволяющее (с опорой на интеллект) устанавливать связи между элементами воспринимаемого. На этом этапе развития восприятия ребенок способен не только дать точное, целостное описание изображения (например, картинки), но и дополнить его объяснением изображенного события или явления.
Память. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную, жизнь, стремится занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать, а мы, взрослые, должны ему в этом помочь. В начале школьной жизни память является способностью, в значительной степени определяющей успешность обучения, но в дальнейшем ситуация меняется: процесс обучения начинает влиять на то, как, в каком направлении и какими темпами будет развиваться память. У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запоминать произвольно и непроизвольно, может заучивать материал, но может и применить какой-либо способ для запоминания информации. Однако непосредственная память и опосредованная существуют как бы в параллельных, почти не пересекающихся, плоскостях. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по-разному. Память может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Существуют разные виды памяти. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно-логическая, и образная, и слуховая, и зрительная память.
Образная память
фиксирует средства и
У отдельных
людей наблюдается особая
Различают подвид
образной памяти – зрительную,
слуховую, осязательную, обонятельную
и вкусовую. Зрительная и слуховая
память наиболее отчетливо
Словесно –
логическая память – это
Поэтому важно знать, какая память развита у ребенка слабее, чтобы развить её. «Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К. Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания».
Внимание. Возрастными особенностями внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Значительно лучше у младших школьников развито непроизвольное внимание. Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств. Условием поддержания внимания является разнообразие сообщаемого материала, последовательность его раскрытия и изложения. «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера» Л. С. Выготский.
Воображение. Без достаточно развитого воображения не может успешно протекать учебная работа школьника. Слушая рассказы по истории, он представляет людей и события прошлого и будущего. Школьник не был свидетелем жизни других цивилизаций, но обо всем этом он может иметь свое представление, свой образ. Основное условие развития воображения у ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности. У каждого ребенка есть фантазия, воображение, но проявляются они по- разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые дети до такой степени скованы ситуацией, что всякое мысленное преобразование ее представляет для них значительные трудности. Для других детей всякая ситуация – материал для деятельности воображения. Учащиеся различаются и тем, в какой мере их воображение контролируется сознанием. В зависимости от этого воображение бывает полезным и вредным, ибо может уводить человека от реального мира.
Мышление. Мышление младших школьников неразрывно связано с восприятием. Воспринял ученик только отдельные внешние детали и стороны учебного материала или уловил самое существенное, основные внутренние зависимости – все это имеет большое значение для понимания и успешного усвоения, для правильного выполнения задания.
Некоторые младшие школьники сразу улавливают в учебном материале существенные связи между отдельными элементами, выделяют общее в предметах и явлениях. Другие дети затрудняются анализировать материал, рассуждать, обобщать по существенному признаку. Усвоение любого учебного материала во многом зависит от того, как развита у ребенка способность к обобщению материала. У некоторых детей эти способности развиты одинаково – они одинаково плохо или одинаково хорошо обобщают любой материал. Другие школьники математический материал обобщают свободно, сразу, при обобщение же нематематического материала испытывают большие трудности, и наоборот.
Содержание обществоведческого образования предлагает знания, навыки и умения, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-чувственного отношения к историческим и социальным явлениям. Основа развития познавательных способностей детей (как сенсорных, так и интеллектуальных) – это целенаправленное развитие познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте выделяются внимание, воображение, память, мышление. Содержание, методы и формы организации занятия должны быть прямо ориентированы на закономерности психического развития детей.
Внеклассная работа - различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.
Понятие внеклассной работы широко и неоднозначно, оно включает в себя различные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия.
В связи с этим возникает необходимость в дифференциации понятия «внеклассная работа», для чего в педагогической литературе и практике используются термины «внеучебная работа» и «внеурочная работа».
Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время, и не всегда носит добровольный и самодеятельный характер.