Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников

Содержание

Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВКР КОЧКИНА.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

Определяющая роль в  ее планировании и организации принадлежит  педагогу. Примером тому может  служить  работа,  которую  ведут  учителя-предметники  как  по  расширению  и  углублению знаний  программного  материала со  способными  учащимися,  так и в целях коррекции знаний слабоуспевающих.

    Внеурочная  работа по обществознанию может быть определена как деятельность учащихся, которая осуществляется на основе добровольного участия и самостоятельности, имеет своим содержанием познание исторического прошлого и современности, направляется учителем и содействует углублению знаний школьников в области истории, развитию их

  Одна из задач внеурочной работы по обществознанию состоит в обогащении школьников новыми фактами и понятиями, отражающими различные стороны жизни общества.

  Важнейшей задачей внеурочной работы с учащимися является усиление их интереса к обществознанию. При этом имеется в виду воспитание глубокой заинтересованности в правильном осмыслении общественных явлений, осознание современной жизни, стремление к активному участию в ней. Интерес к современности, к проблемам и вопросам, волнующим нас сегодня, является одним из путей воспитания гражданина.

   Для успешности внеурочной работы важно представлять себе основные её черты.

 Добровольное участие школьников в работе и его мотивация. В отличие от классных занятий внеурочная работа по обществознанию организуется на добровольных началах. Учитель вовлекает в неё учащихся на основе свободного выбора ими данного вида деятельности.

В воспитательном отношении важно, чтобы главным мотивом, побуждающим школьников к участию во внеурочной работе стали их познавательные устремления. Как показывает практика, именно тогда занятия привлекают ребят, когда удовлетворяют их неуёмную пытливость и любознательность. И чем полнее они отвечают разнообразным наклонностям и увлечениям учащихся, тем больше побуждают их к новой деятельности.

 Необязательный характер внеурочной  работы  важен и для формирования личности школьника, поскольку воспитывает самостоятельность мышления, решения, действия.

  Внеурочная работа является  действенным средством педагогического  воздействия. Поэтому она должна строиться на материале, наиболее значимом для образования. Определяющим критерием отбора будет подчинение его учебно-воспитательным задачам школы вообще и обучения обществознанию в частном.

 Важное значение в выборе  тематики и форм занятий имеет учёт индивидуальных запросов и склонностей учащихся. Известно, что познавательный процесс как мотив учения связан и с эмоциональной сферой и оказывает значительное положительное влияние на процесс и результаты деятельности. Поэтому опора на интересы  и познавательные возможности учащегося необходима не только для поддерживания у него желания участвовать во внеурочной работе, но и для развития и совершенствования его личности.

  Связь внеурочной работы с современностью. Она осуществляется разными путями в зависимости от того, является ли современность непосредственным объектом изучения и составляет основное содержание темы или же включается лишь в качестве дополнения.

 Применение исследовательского метода. Выполняя на уроках задания для самостоятельной работы, ученик устанавливает истины, хорошо известные науке, обществу и новые только для него. Использование исследовательского метода преследует цель - научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания. Применение этого метода во внеурочной работе может иметь и научные, общественно значимые результаты. На уроках даются небольшие исследовательские задания. Во внеурочной работе постановка больших по объёму заданий, требующих более или менее длительного времени для своего выполнения, не только возможна, но порой и необходима.

 Правильное участие  школьников в решении конкретных  практических дел значительно  расширяет их социальные связи, позволяет им лучше ощутить свою причастность к жизни общества.

Своим многообразием видов деятельности внеурочная работа по обществознанию даёт широкий простор для проявления активности и самостоятельности школьников. Все формы внеурочной работы можно условно разделить на 2 группы - систематические и эпизодические. Систематические, или постоянные, рассчитанные на углубленную, более длительную работу с постоянным или меняющимся составом учащихся. К ним относятся: внеурочное чтение, кружки, общества, клубы, поисковые группы. Эпизодические, или разовые, рассчитанные в вовлечение во внеурочную деятельность возможно большего числа школьников. Это - вечера истории и современности, обсуждения, конференции, экскурсии, походы, встречи и т. д.  В практической деятельности они тесно связаны между собой, дополняют друг друга, применяются в разных сочетаниях. Выбор той или иной формы, приёма зависит от содержания разрабатываемой темы, от возраста и познавательных интересов учащихся, от методического мастерства учителя и от других конкретных условий, в которых работает школа.

 Общеизвестна роль  внеурочного чтения в углублении и расширении исторических знаний школьников, в формировании их личностных качеств, к подготовке к самообразованию в будущем.

   В школьной практике применяются различные способы пропаганды литературы для внеурочного чтения. Известны наглядные формы рекомендации книг: организация учителем совместно с библиотекой книжных выставок, оформление красочных плакатов с изображением обложек книг, отзывы учащихся о прочитанном, помещаемые в стенгазете.

   Одной из действенных форм является исторический кружок. Он помогает удовлетворить индивидуальные интересы учащихся, развить их творческие способности, расширить и углубить значения, вовлечь в практическую деятельность, позволяет сочетать постановку и выполнение учащимися групповых и индивидуальных заданий, формировать у них первичные навыки научного исследования.

 В последнее время широкое распространение получили ученические клубы, создаваемые и руководимые учителями. Они также объединяют школьников разных классов, имеют соответствующие секции и построены на принципах ученического самоуправления. По своей организационной структуре и задачам эти клубы подобны историческим обществам. Но, как правило, их деятельность в большей мере посвящена современности.

   Участие в создании и работе музея приобщает школьников к исследовательской работе, формирует их творческие способности, развивает общественную активность, воспитывает коллективизм. Использование материалов музея в учебно-воспитательном процессе содействует сближению методов обучения с методами познания, оказывает большое эмоциональное воздействие на учащихся.

   Особой популярностью пользуются среди учащихся экскурсии и походы. А. Ф. Родин и Ю. Е. Соколовский определяют экскурсию как особую форму совместной деятельности учителя и учащихся по изучению предметов и явлений действительности в естественных условиях или в музеях, на выставках в целях образования и воспитания школьников.(автор)

   Одним из направлений  внеклассной работы по обществознанию  является историческое краеведение,  основными задачами которого  являются: углубление и расширение знаний учащихся по истории родного края, развитие у них творческих способностей и умения самостоятельно добывать знания, приобщение школьников к поисково-исследовательской деятельности.

   Историко-краеведческий  кружок позволяет сочетать и использовать самые разнообразные формы учебно-воспитательной работы. В походах по родному краю на живых примерах учитель раскрывает ребятам неразрывную связь наших конституционных прав и обязанностей, показывает, как претворяется в жизнь то, о чем мечтали. Всё это как нельзя лучше способствует нравственному воспитанию, формированию активной жизненной позиции.(туристско-краев кружки в школе: Метод. Указания для руководителей/И.А.Верба, Я.Б.Галкин, А.П.Радищев и др.; Под ред. В.В.Титова. – М.: Просвещение,1988. – 160 с.: ил.) 
     Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся.

1.4. Методика использования медийных средств внеклассных занятий по обществознанию.

С древнейших времен– один из самых известных и интуитивно понятных, является принцип наглядности обучения. Закономерное обоснование данного принципа получено сравнительно недавно. В основе его лежат следующие строго зафиксированные научные закономерности: органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям, у подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения; пропускная способность канала связи от рецепторов к центральной нервной системе различная. Органы зрения «пропускают» в мозг почти в 5 раз больше информации, чем органы слуха, и почти в 13 больше, чем тактильные органы; информация, поступающая в мозг из органов зрения (по оптическому каналу), не требует значительного перекодирования, она запечатлевается в памяти человека легко, быстро и прочно. ( И. П. Подласый. Педагогика. Новый курс: учебник для вузов. с. 448) 

Цель метода наглядности  в начальной школе – обогащение и расширение непосредственного  чувственного опыта детей, развитие наблюдательности, изучение конкретных свойств предметов, создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опоры для самостоятельного учения и систематизации изученного.  Наглядность – одно из важнейших средств изучения учебного материала любого школьного предмета. Её использование особенно необходимо на уроках истории, где учащиеся должны усвоить много новых для них понятий.

Наглядность выполняет  ряд педагогических взаимосвязанных познавательных функций. Она является наглядной опорой словесного изложения и дополнительным объяснением, когда словесно – логические средства оказываются недостаточно доходчивыми, вносит конкретизацию, иллюстрирует высказанные соображения, служит доказательством, особенно в тех случаях, когда применяются сравнения или используются ранее изученные факты и положения. В то же время наглядность является важным средством руководства деятельностью учащихся. Ее применение позволяет вовлечь школьников в активную работу, что способствует более глубокому и прочному усвоению материала. (И. В. Додушко. Использование наглядности на уроках обществоведения. Из опыта работы учителя. М., «Просвещение», 1975)

Средства наглядности действуют  не только на сознание, но и на чувства. Общеизвестно, что познание действительности начинается с живого созерцания, в  котором принимают участие все органы чувств. «Если вы хотите, - писал Ушинский, - чтобы дитя усвоило что – нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении возможно большее число нервов» 

     Педагогический  опыт подтверждает, что соединение  слова учителя со зрительным образом позволяет оживить и конкретизировать учебный материал, возбудить у учащихся интерес к изучаемому предмету, глубже, убедительнее и доходчивее раскрыть понятия курса истории. Без живого слова учителя даже самое яркое и впечатляющее пособие не может оказать необходимого воздействия на ученика. Еще известный русский врач и педагог Н. И. Пирогов отмечал, что слово не может заменить наглядность, но одна наглядность не заменит слово.

   Комплексное и методически правильное использование различных средств наглядности способствует устойчивости внимания и активизации мышления школьников в течение всего урока. Отсюда вывод: одна из важнейших задач учителя при подготовке к уроку – тщательно подбирать наглядность, продумывать приемы и методы ее практического применения с учетом состава учащихся класса, их подготовленности к восприятию конкретного материала. Творческий подход к применению наглядности, внедрение самых разнообразных и наиболее результативных приемов и методов обучения – залог прочных и глубоких знаний учащихся. (И. В. Додушко. Использование наглядности на уроках обществоведения. Из опыта работы учителя. М., «Просвещение», 1975)

 

В настоящее время  школа располагает значительным арсеналом средств наглядного обучения. Их можно разделить на следующие основные группы: 1) печатные пособия – настенные (картины, диаграммы, плакаты), настольные (альбомы, атласы), иллюстрации учебника; 2) статическая экранная наглядность – диафильмы, мультимедиа презентации; 3) динамичная экранная наглядность – учебные, научно-популярные, документальные и художественные кинофильмы; 4) учебное телевидение – телепередачи на урок и вечерние передачи; 5) звуковоспроизводящие средства обучения; 6) самодельные наглядные пособия – плоскостные (таблицы, схемы, диаграммы, рисунки и т.д., выполняемые на доске или бумаге) и объемные (макеты, модели, муляжи).

К наглядным относятся  методы демонстрации, иллюстрации, видеометод.

Демонстрация. Метод служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений, но широко используется и для ознакомления с внешним видом предмета, го внутренним устройством или местоположением в ряду однородных предметов. По-настоящему эффективен данный метод тогда, когда дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости. Осуществляется активный познавательный процесс – осмысливаются вещи, явления, а не чужие представления о них.

Иллюстрация тесно примыкает к методу демонстрации, который по традиции рассматривается как самостоятельный. Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. Отдельным видом иллюстрации является «иллюстрация действующих лиц», к которой часто прибегают на уроках истории. Например, Иван Грозный, Петр I выступают как зримые, осязаемые образы.      

Научность, конкретность, выразительность, эмоциональность, доходчивость и убедительность – таковы необходимые условия эффективности и действенности любого наглядного пособия.

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных