Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников

Содержание

Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВКР КОЧКИНА.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

 

Анализ таблицы показал, что 6 (30 %) учеников  имеют высокий  уровень знаний по обществознанию, так, например, Ксения Трифонова не допустила ни одной ошибки. Средний уровень имеют 11 (52 %) учеников, то есть большая часть класса, так, например, Мясоедов Максим допустил ошибки в тесте при ответе на вопросы №4 и №6 теста, затруднялся в ответе на вопрос какие страны располагаются у западных и юго-западных границ России. Низкий уровень знаний по окружающему миру выявили у 3 ( 27 %) учеников класса, так Ильина Елизавета допустила ошибки при ответах на все вопросы.

   Таким образом,  мы выяснили, что в 3 «А» классе выявлены дети, имеющие высокий, средний и низкий уровни знания обществознания, преобладают ученики со средним уровнем знаний по обществознанию.

 

 

 

 

 

 

Таблица «Уровень знаний учащихся 3 «Б» класса (контрольный) на этапе констатирующего эксперимента».

 

 

№ п/п

Ученик

I показатель

II показатель

III показатель

Итого

Уровень

1

Арничева Ольга

5

3

5

13

средний

2

Абрамов Савелий

5

5

4

14

высокий

3

Войнов Артем

4

4

4

12

средний

4

Демиденко Виктор

5

5

5

15

высокий

5

Демиденко Артем

5

3

5

13

средний

6

Дмитриева Екатерина

5

5

5

15

высокий

7

Дейко Никита

3

2

3

8

низкий

8

Куликова Полина

4

4

4

12

средний

9

Курченко Алена

5

5

5

15

высокий

10

Левон Кирилл

4

4

5

14

высокий

11

Морева Алена

3

2

3

8

низкий

12

Макарова Марина

4

3

5

12

средний

13

Малиновский Степан

3

4

3

10

средний

14

Матюнина Ольга

5

5

5

15

высокий

15

Петрова Юлия

5

5

5

13

средний

16

Суровегина Екатерина

4

3

2

9

средний

17

Харламова Мария

4

4

4

12

средний

18

Чалова Анна

3

3

3

9

средний

19

Шаповал Валерия

5

5

3

13

средний

20

Яблоков Тимур

3

4

3

10

средний


 

Анализ таблицы показал, что 6 (30%) учащихся имеют высокий  уровень знаний по окружающему миру, 12 (60%) - средний, и у 2 (10%) учеников мы выявили низкий уровень знаний по обществознанию.

  Таким образом,  в классе имеются дети с тремя уровнями знаний – высоким, средним и низким.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сравнительная диаграмма уровня знаний по обществознанию  учащихся экспериментального и контрольного классов на этапе констатирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Содержание  работы по реализации педагогических  условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.

 

   Формирующий эксперимент  проводился в экспериментальном  классе.       Учащиеся  контрольного класса работали по традиционной программе.

 

 Цель формирующего эксперимента: реализовать педагогические условия для наиболее эффективного изучения обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.

 

   При условии,  если содержание материала внеклассных занятий связано с содержанием учебного материала по обществознанию.

Для реализации условия  гипотезы при определении внеклассных  занятий мы учитывали содержание учебного методического курса А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс. Основная часть занятий была связана с темой «Путешествие по городам и странам».

В процессе изучения темы ученики узнают о городах золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с  Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение  к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Основная часть занятий  была связана с историей города Череповца, его достопримечательностями.

В процессе изучения раздела  «Путешествия по городам и странам» дети узнают о знаменитых городах  России, об их истории, памятниках культуры.

На внеклассном занятии  по теме «Мой родной город» дети узнают, первое упоминание о Череповце было в 14 веке. Тогда был основан череповецкий Воскресенский мужской монастырь. Его основателями считаются преподобные  Афанасий и Феодосий (показ памятника Афанасию и Феодосию). Они поселились в местности, которая называлась «Череповесь». Монастырь просуществовал 400 лет, после чего был упразднен Екатериной II. Сейчас на его месте стоит Воскресенский собор. Главный собор города, (показ на слайде). На этом занятии мы совершили обзор главных достопримечательностей города, а именно:

    • Памятник основателям города Афанасию и Феодосию, установленный на Соборной горке;(слайд)
    • Воскресенский собор – самая старая постройка Череповца, один из символов города;(слайд)
    • Христорождественский храм – был построен в 18 веке на средства помещика Панфилова, до этого на его месте была деревянная церковь (слайд);
    • Октябрьский мост – автомобильный вантовый мост через реку Шексна, один из самых главных символов Череповца. Он был открыт в 1979 году. Первый вантовый мост на территории России.(слайд)
    • Дом-музей Верещагиных расположен в том самом доме, в котором родился известный художник Василий Верещагин. Дом был построен в 19 веке.(слайд)
    • Ледовый дворец – спортивный концертный комплекс. В нем проводятся спортивные, культурные, зрелищные и развлекательные мероприятия. Ледовый дворец является домашней площадкой ХК «Северсталь». Он рассчитан на 6000 человек. Кроме того в Ледовом дворце проводятся матчи чемпионата России среди молодежных команд. (слайд)
    • Художественный музей. В двух выставочных залах размещаются постоянно действующие композиции, картины, иконы, шитье, книги. (слайд)
    • Музей Милютина (слайд)
    • Историко-этнографический музей (слайд)
    • Музей археологии (слайд)
    • Историко-краеведческий музей. (слайд)

II. Фрагмент внеклассного занятия «Я должен это знать». Занятие связано с разделом «Чему учит экономика», оно посвящено металлургическому комбинату города Череповца. Дети узнают о истории создания комбината, его значением.

У: Строительство завода началось в 1948 году (слайд 1- начало строительства ЧерМК). 24 августа 1955 г. считается днем рождения Череповецкого металлургического комбината. В этот день была получена первая плавка стали. Череповецкий металлургический комбинат ОАО «Северсталь» - крупнейшее предприятие металлургического комплекса Вологодской области. В 2010 году комбинату исполнилось 55 лет. С момента запуска на комбинате выплавлено 400 миллионов тонн стали. (слайд 2 – как плавится сталь). Почему именно Череповцу суждено было стать новой металлургической столицей, центром северо-западной металлургии?

При первом взгляде на карту страны кажется, что расположен завод в самом неподходящем месте: ничего рядом своего нет - ни руды, ни угля. До них-1500-2000 километров. Однако, присмотревшись внимательно, понимаешь, что выбор не случаен. Есть у него свое преимущество: это исключительно выгодное географическое положение Череповца. Город находится на стыке трех экономических районов - Европейского Севера, Севера - Запада и Центра. Железнодорожная магистраль Санкт-Петербург - Екатеринбург и Волго-Балтийский водный путь образовали здесь крупный транспортный узел (слайд – расположение Череповца на карте России).

.23 июня 1983 года Череповецкий металлургический завод переименовали в Череповецкий металлургический комбинат, а 24 сентября 1993 года предприятие было зарегистрировано как акционерное общество "Северсталь" (слайд – металлургический комбинат).

 

Таким образом, содержание внеклассного мероприятия неразрывно связано с содержанием учебного материала по обществознанию.

 

В соответствии со вторым условием гипотезы медийные средства являются наглядной опорой словесного изложения.

I. Фрагмент внеклассного занятия «Улицы моего города» (Приложение №…).

На занятии дети узнают, что улицы любого населенного  пункта несут в себе важную информацию, знакомятся с историей некоторых улиц города Череповца, наглядно сравнивают, как они выглядели раньше и в наше время.

Слайд 1 – ул. Покровская - ул. Розы Люксембург;

У: ул. Покровская названа  в честь праздника Покрова  Пресвятой Богородицы, появилась в 19 веке. Сейчас она переименована, получила имя политического деятеля международного рабочего движения Розы Люксембург (Слайд 2 – портрет Р. Люксембург).

Слайд 3 – Воскресенский  проспект – Советский проспект.

У: название проспекта (Воскресенский) появилось в 17 веке, оно пошло от названия Воскресенского монастыря. Проспект являлся главной улицей города. После революции его переименовали в Советский, в честь Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Слайд 4 – ул. Крестовская – ул. Ленина.

У: названия Крестовской  улицы связано с тем, что при  пересечении с Советским проспектом она делила город на крест, разделяя при этом жителей по уровню жизни. Соборную половину (расположенную ближе  к Воскресенскому монастырю) населяли дворяне, служащие в администрации, то есть наиболее обеспеченные, а на другой половине обитали сельские жители. В начале 20 века Крестовскую улицу переименовали в улицу В. И. Ленина. В. И. Ленин (Ульянов) – первый руководитель советского государства. Слайд 5- портрет В. И. Ленина.

II. Фрагмент внеклассного занятия «Мой любимый город». На этом занятии дети знакомятся с историей возникновения города и его основными достопримечательностями.

У: На этом занятии мы совершили обзор главных    достопримечательностей города, а именно:

    • Памятник основателям города Афанасию и Феодосию, установленный на Соборной горке (слайд 1). Преподобный Афанасий, по прозвищу Железный Посох, и преподобный Феодосий Череповецкие — ученики преподобного Сергия Радонежского. 
      Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении реки Ягорбы в реку Шексну, где и подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. О святом Феодосии ничего доподлинно неизвестно. О преподобном Афанасии так же почти никаких сведений не сохранилось, лишь в летописных святцах сказано "преподобный Афанасий пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392 по Р.Х.)", да в Строгановском иконописном подлиннике, описывается обличие святого: "Преподобный Афанасий... подобием сед, брада поуже и покороче Власиевы". 
      Череповецкий монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о его основателях.  
      Мощи преподобных Афанасия и Феодосия почивают под спудом. 
    • Воскресенский собор – самая старая постройка Череповца, один из символов города;(слайд 2)
    • Христорождественский храм – был построен в 18 веке на средства помещика Панфилова, до этого на его месте была деревянная церковь (слайд 4);
    • Октябрьский мост – автомобильный вантовый мост через реку Шексна, один из самых главных символов Череповца. Он был открыт в 1979 году. Первый вантовый мост на территории России. (слайд 5)
    • Дом-музей Верещагиных расположен в том самом доме, в котором родился известный художник Василий Верещагин. Дом был построен в 19 веке. Василий Васильевич Верещагин родился 26 октября 1842 года в Череповце в семье помещика. У него было три брата. Все были определены в военно-учебные заведения. Младшие, Сергей и Александр, стали профессиональными военными; старший, Николай — общественным деятелем. Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения, после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 гг. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал. В марте 1865 году Верещагин вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры. Осенью 1865 года Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865—1866 годов он провёл, обучаясь в Парижской академии. Весной 1866 году художник вернулся на родину, завершив своё официальное обучение. Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб под Порт-Артуром при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» 31 марта 1904 года вместе с адмиралом С. О. Макаровым. Его работы (представлены на слайдах): «Апофеоз войны» (1871), Цветная гравюра «Наполеон в Кремле», «После неудачи (Побеждённые)», «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-76) и др.
    • Ледовый дворец – спортивный концертный комплекс. В нем проводятся спортивные, культурные, зрелищные и развлекательные мероприятия. Ледовый дворец является домашней площадкой ХК «Северсталь». Он рассчитан на 6000 человек. Кроме того в Ледовом дворце проводятся матчи чемпионата России среди молодежных команд. (слайд 7)
    • Художественный музей. В двух выставочных залах размещаются постоянно действующие композиции, картины, иконы, шитье, книги. (слайд 8)
    • Музей Милютина. Иван Андреевич Милютин родился в 1829 году в мещанской семье. К моменту своего избрания Иван Андреевич и его брат Василий уже были владельцами сотни судов, в том числе первого пассажирского парохода “Смелый”. В том же 1861 году братьями был приобретен пароход “Филипп Ирапский”, который положил начало буксирному пароходству. Если раньше суда двигались по Мариинской системе на конной тяге - а это приводило к тому, что берега были вытоптаны, трупы павших лошадей распространяли зловонья и болезни (вплоть до сибирской язвы) - то теперь этому пришел конец.

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных