Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников
Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы
В последнее время распространение компьютерной техники, наряду с использованием в учебном процессе различных медиасредств (аудио- и видеомагнитофонов, телевизоров и медиапроекторов), привело к развитию новых технологий обучения детей: информационных – использующих компьютер в качестве средства обучения, мультимедийных – при которых компьютер является вспомогательным инструментом, и медийных – предполагающих задействование аудио - и визуальных средств. Их объединение в единое целое называют «информационные и медийные технологии» или ИМТ.
Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).
Компьютерные
технологии обучения – совокупн
Мультимедиа технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного ПО. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, звук, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.
Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного наглядного метода обучения.
Метод полезен для:
- изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно, а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления;
- обучения алгоритмам
выполнения различным видам
- представления видеодокументов на уроках истории, обществоведения, укрепление связи обучения с жизнью;
- организации тестовых испытаний;
- рационализации учебного
процесса, повышения его продуктивности,
обеспечения оптимального
(Педагогика начальной
школы – для ср. спец. Уч. Заведений.
И.П. Подласый, с.200) В связи с
этим становится актуальной
Электронную презентацию
можно отнести к электронным
учебным пособиям, но только с оговоркой:
электронные учебные пособия
рассматриваются как
Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например, подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы.
Внедрение в учебный процесс компьютерных и медийных технологий – не просто дань моде, а выполнение социального заказа общества по подготовке творчески активного поколения. Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым условием для полноценного получения знаний.
В методических разработках последних лет выделяют наиболее значимые, с позиции дидактики, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются на базе использования ИМТ:
Опыт последних лет убедительно доказывает: использование мультимедиа-технологий оправдано только тогда, когда их применение повышает качество, объем и скорость усвоения приобретаемых знаний, умений и навыков по сравнению с классическими образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий и образов, предоставляет учащемуся дополнительные средства для самореализации. При изучении предметов гуманитарного цикла, на первый план выступают демонстрационные и поисковые возможности мультимедийных средств.
С этой точки
зрения наибольший интерес в
плане использования ИМТ
Использование
ИМТ во внеклассной работе
поможет не только украсить
школьные мероприятия
2 глава. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
Опытно – экспериментальная работа проводилась на базе СОШ № 26 г. Череповца.
Эксперимент проходил в 3 этапа:
В эксперименте участвовало 2 класса: 3 «А» - экспериментальный и 3 «Б» - контрольный.
2.1 Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
Цель констатирующего эксперимента: выявить имеющийся уровень знаний по обществознанию у учащихся 3-х классов.
Ход эксперимента.
На основании анализа программы интегрированного курса «Окружающий мир» (Плешаков А. А., Крючкова Е. А.) выявлены показатели уровня знаний учащихся по обществознанию:
Каждый из выявленных показателей мы оценивали по 5 баллов. Максимальное количество баллов – 15 .
На основании показателей разработали индексы для определения уровня знаний учащихся по обществознанию:
Высокий уровень знаний по обществознанию: учащиеся не допускают ошибок ни по одному показателю, владеют обществоведческими понятиями, знают названия наиболее известных городов России, их основные достопримечательности, знают страны Европы, их достопримечательности.
Средний уровень знаний по обществознанию: учащиеся допускают незначительные ошибки в определении понятий и названий памятников Европы и России.
Низкий уровень: учащиеся допускают ошибки по двум показателям, затрудняются в названиях стран Европы и России и их достопримечательностей, затрудняются в определении понятий.
Для выявления уровня знаний использовали методы тестирования и беседы с учеником.
Для теста использовали открытые задания:
1. Какая наука изучает духовную жизнь человека?
А. Психология;
Б. Математика;
В. Физика.
2. Маленькая часть общества – это…:
А. Род;
Б. Семья;
В. Община.
3. Главой государства Российской Федерации является:
А. Король;
Б. Царь;
В. Президент.
4.В каком году основан г. Череповец?
А. 1777 год;
Б. 1465 год;
В. 1589 год.
5. Кто считается основателями города Череповца?
А. Кирилл и Мефодий;
Б. Афанасий и Феодосий;
В. Иван и Андрей Милютины.
6. Самая длинная улица города Череповца – это…
А. Советский проспект;
Б. Пр. Победы.
В. ул. Ленина.
7. Самой северной страной, имеющей сухопутную границу с Россией, является:
А. Норвегия;
Б. Украина;
В. Турция.
8. Бенилюкс – это:
А. Сокращенное название трёх стран – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга;
Б. Столица Бельгии;
В. Столица Люксембурга.
9. Столицей Франции является:
А. Париж;
Б. Лондон;
В. Амстердам.
Вопросы для беседы:
Таблица «Уровень знаний учащихся 3 «А» класса (экспериментального) на этапе констатирующего эксперимента»
№ п/п |
Ученик |
I показатель |
II показатель |
III показатель |
Итого |
Уровень |
1 |
Абрамова Елена |
5 |
4 |
5 |
14 |
высокий |
2 |
Баранцева Влада |
2 |
4 |
4 |
10 |
средний |
3 |
Виноградова Александра |
3 |
4 |
3 |
10 |
средний |
4 |
Глебова Милена |
3 |
2 |
2 |
7 |
низкий |
5 |
Ершов Максим |
2 |
2 |
2 |
6 |
низкий |
6 |
Железнова Екатерина |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
7 |
Жилина Диана |
4 |
4 |
4 |
12 |
средний |
8 |
Заверткина Анастасия |
5 |
4 |
4 |
13 |
средний |
9 |
Игнатьев Егор |
4 |
4 |
4 |
12 |
средний |
10 |
Ильина Елизавета |
2 |
2 |
3 |
7 |
Низкий |
11 |
Кондратьева Алиса |
4 |
4 |
4 |
12 |
Средний |
12 |
Колесова Анастасия |
5 |
4 |
5 |
14 |
Высокий |
13 |
Ковалева Алена |
4 |
4 |
4 |
12 |
Средний |
14 |
Махинько Вениамин |
3 |
3 |
2 |
8 |
высокий |
15 |
Матвеев Елисей |
4 |
4 |
4 |
12 |
Средний |
16 |
Мясоедов Максим |
5 |
3 |
4 |
12 |
средний |
17 |
Пальчик Арсений |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |
18 |
Руцикй Владимир |
3 |
2 |
4 |
9 |
средний |
19 |
Рыбаков Михаил |
3 |
3 |
3 |
13 |
средний |
20 |
Трифонова ксения |
5 |
5 |
5 |
15 |
высокий |