Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 13:17, дипломная работа

Описание

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия, при которых процесс изучения обществознания младшими школьниками на внеклассных занятиях с использованием медийных средств будет наиболее эффективным.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу, выявить сущность основных понятий: обществознание, младший школьный возраст, внеклассная работа медийные средства;
Выявить имеющийся (реальный) уровень обществоведческих знаний у младших школьников

Содержание

Введение
Глава I. Проблема изучения обществознания в начальных классах в педагогической теории и практике.
Изучение обществознания в интегрированном учебном курсе «Окружающий мир».
Возрастные особенности психического развития младших школьников.
Методика внеклассных занятий по обществознанию.
Методика использования медийных средств внеклассных занятиях по обществознанию.
Глава II. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.1. Выявление имеющегося уровня знаний у учащихся по обществознанию.
2.2. Содержание работы по реализации педагогических условий по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.
2.3. Проверка эффективности проведенной работы.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

ВКР КОЧКИНА.doc

— 436.50 Кб (Скачать документ)

В последнее время  распространение компьютерной техники, наряду с использованием в учебном  процессе различных медиасредств (аудио- и видеомагнитофонов, телевизоров и медиапроекторов), привело к развитию новых технологий обучения детей: информационных – использующих компьютер в качестве средства обучения, мультимедийных – при которых компьютер является вспомогательным инструментом, и медийных – предполагающих задействование аудио - и визуальных средств. Их объединение в единое целое называют «информационные и медийные технологии» или ИМТ.

   Информационные технологии – совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

   Компьютерные  технологии обучения – совокупность средств и методов создания педагогических условий работы на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, которые моделируют часть функций педагога по обработке информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью.

   Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты, мультипрограммирование различных ситуаций под единым управлением интерактивного ПО. Под средствами мультимедиа обычно понимают графику, гипертекст, звук, анимацию, видео. Мультимедиа широко используется в рекламном бизнесе, компьютерных играх.

     Мультимедиа — это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.

Интенсивное проникновение в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделять и рассматривать видеометод в качестве отдельного наглядного метода обучения.

Метод полезен для:

- изложения новых знаний, в частности очень медленных процессов, которые невозможно наблюдать непосредственно, а также быстрых процессов, когда непосредственное наблюдение не может вскрыть сущности явления;

- обучения алгоритмам  выполнения различным видам деятельности;

- представления видеодокументов на уроках истории, обществоведения, укрепление связи обучения с жизнью;

- организации тестовых  испытаний;

- рационализации учебного  процесса, повышения его продуктивности, обеспечения оптимального объема  передачи и усвоения научной  информации путем повышения качества педагогического управления.

  (Педагогика начальной  школы – для ср. спец. Уч. Заведений.  И.П. Подласый, с.200) В связи с  этим становится актуальной задачей  разработка методических подходов  к использованию ИМТ для реализации  идей развивающего обучения и формирования личности учащегося.

Электронную презентацию  можно отнести к электронным  учебным пособиям, но только с оговоркой: электронные учебные пособия  рассматриваются как самостоятельные  средства обучения, а презентация  – вспомогательное, используемое учителем на уроке и требующее его комментариев и дополнений. Под электронной презентацией мы понимаем логически связанную последовательность слайдов, объединенную одной тематикой и общими принципами оформления. 

   Мультимедийные элементы создают дополнительные психологические структуры, способствующие восприятию и запоминанию материала, например, подведение итогов в каждой презентации предваряется определенным звуком или мелодией, настраивающими обучаемого на определенный вид работы.

         Внедрение в учебный процесс компьютерных и медийных технологий – не просто дань моде, а выполнение социального заказа общества по подготовке творчески активного поколения. Использование новых информационных технологий в учебном процессе стало необходимым условием для полноценного получения знаний.

В методических разработках  последних лет выделяют наиболее значимые, с позиции дидактики, методические цели, которые наиболее эффективно реализуются на базе использования  ИМТ:

  • индивидуализация и дифференциация процесса обучения (например, за счет возможности поэтапно продвигаться к цели путями с разной сложностью);
  • контроль знаний учащихся – с обратной связью, диагностикой ошибок и оценкой результатов учебной деятельности на экране компьютера;
  • осуществление самоконтроля с последующей коррекцией своих знаний;
  • проведение тренировки и самоподготовки учащимися в процессе усвоения учебного материала;
  • высвобождение учебного времени за счет выполнения на компьютере трудоемких вычислительных работ и деятельности, связанной с числовым анализом;
  • повышение качества усвоения учебного материала за счет удобства работы с информацией, визуализации изучаемого материала, моделирования исследуемых процессов и использования информационных баз данных;
  • овладение стратегией усвоения учебного материала;
  • развитие определенного типа мышления (наглядно-образного, теоретического);
  • формирование умения принимать оптимальные или вариативные решения в сложной ситуации;
  • формирование культуры учебной деятельности и информационной культуры обучающего и обучаемого;

Опыт последних лет  убедительно доказывает: использование  мультимедиа-технологий оправдано  только тогда, когда их применение повышает качество, объем и скорость усвоения приобретаемых знаний, умений и навыков  по сравнению с классическими  образовательными технологиями, способствует более точному формированию понятий и образов, предоставляет учащемуся дополнительные средства для самореализации.      При изучении предметов гуманитарного цикла, на первый план выступают демонстрационные и поисковые возможности мультимедийных средств.

   С этой точки  зрения наибольший интерес в  плане использования ИМТ вызывает  такой вид учебной деятельности, как проектная работа учащихся, поскольку идеи проектного обучения  применимы практически к любым  предметным областям знаний.

   Использование  ИМТ во внеклассной работе  поможет не только украсить  школьные мероприятия специальными  медиаэффектами, но и существенно  дополнить их содержание. Пожалуй,  большинство школ, имеющих медиапроектор  для показа видеофильмов или  их фрагментов, затем подключают к нему компьютер и используют технологию презентаций или медиашоу со специальными эффектами.  (мал.книжки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 глава. Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных средств.

   Опытно – экспериментальная  работа проводилась на базе  СОШ № 26 г. Череповца.

   Эксперимент проходил в 3 этапа:

  • Констатирующий
  • Формирующий
  • Контрольный

В эксперименте участвовало 2 класса: 3 «А» - экспериментальный и 3 «Б» - контрольный.

2.1 Выявление  имеющегося уровня знаний у  учащихся по обществознанию.

Цель констатирующего эксперимента: выявить имеющийся уровень знаний по обществознанию у учащихся 3-х классов.

Ход эксперимента.

 На основании анализа программы интегрированного курса «Окружающий мир» (Плешаков А. А., Крючкова Е. А.) выявлены показатели уровня знаний учащихся по обществознанию:

  1. знание обществоведческих понятий;
  2. знание  городов России и  достопримечательностей;
  3. знание стран Европы,  выдающихся памятников.

Каждый из выявленных показателей мы оценивали по 5 баллов. Максимальное количество баллов – 15 .

  На основании показателей  разработали индексы  для определения уровня знаний учащихся по обществознанию:

  • высокий (14 -15 баллов)
  • средний (9-13 баллов)
  • низкий (8 и менее)

Высокий уровень  знаний по обществознанию: учащиеся не допускают ошибок ни по одному показателю, владеют обществоведческими понятиями, знают названия наиболее известных городов России, их основные достопримечательности, знают страны Европы, их достопримечательности.

Средний уровень  знаний по обществознанию:  учащиеся допускают незначительные ошибки в определении понятий и названий памятников Европы и России.

Низкий уровень: учащиеся допускают ошибки по двум показателям, затрудняются в названиях стран Европы и России и их достопримечательностей, затрудняются в определении понятий.

   Для выявления  уровня знаний  использовали методы тестирования и беседы с учеником.

Для теста использовали открытые задания:

1. Какая наука изучает  духовную жизнь человека?

А. Психология;

Б. Математика;

В. Физика.

2. Маленькая часть  общества – это…:

А. Род;

Б. Семья;

В. Община.

3. Главой государства Российской Федерации является:

А. Король;

Б. Царь;

В. Президент.

4.В каком году основан  г. Череповец?

А. 1777 год;

Б. 1465 год;

В. 1589 год.

 

5. Кто считается основателями  города Череповца?

А. Кирилл и Мефодий;

Б. Афанасий и Феодосий;

В. Иван и Андрей Милютины.

 

6. Самая длинная улица  города Череповца – это…

А. Советский проспект;

Б. Пр. Победы.

В. ул. Ленина.

7. Самой северной страной,  имеющей сухопутную границу с  Россией, является:

А. Норвегия;

Б. Украина;

В. Турция.

8. Бенилюкс – это:

А. Сокращенное название трёх стран – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга;

Б. Столица Бельгии;

В. Столица Люксембурга.

9. Столицей Франции  является:

А. Париж;

Б. Лондон;

В. Амстердам.

Вопросы для беседы:

  1. Как ты можешь охарактеризовать место человека в мире?
  2. Почему семья очень важная часть общества?
  3. Что такое потребности людей?
  4. Какие из своих потребностей человек удовлетворяет с помощью экономики?
  5. Какие города входят в « Золотое кольцо» России?.
  6. Назови основные достопримечательности г. Череповца.
  7. С какими странами Россия граничит на северо-западе?
  8. Какие страны располагаются у западных и юго-западных границ России?
  9. Какие страны расположены на севере Европы?
  10. Где расположены страны Франция и Великобритания?

 

Таблица «Уровень знаний учащихся 3 «А» класса (экспериментального) на этапе констатирующего эксперимента»

№ п/п

Ученик

I показатель

II показатель

III показатель

Итого

Уровень

1

Абрамова Елена

        5

       4

      5

14

высокий

2

Баранцева Влада

        2

       4

      4

10

средний

3

Виноградова

Александра

        3

       4

      3

10

средний

4

Глебова Милена

        3

       2

      2

  7

низкий

5

Ершов Максим

        2

       2

      2

  6

низкий

6

Железнова

Екатерина

        5

       5

      5

  15

высокий

7

Жилина Диана

        4

       4

      4

  12

средний

8

Заверткина

Анастасия

        5

       4

      4

  13

средний

9

Игнатьев Егор

        4

       4

      4

  12

средний

10

Ильина Елизавета

        2

       2

      3

  7

Низкий

11

Кондратьева

Алиса

        4

       4

      4

  12

Средний

12

Колесова Анастасия

        5

       4

      5

  14

Высокий

13

Ковалева Алена

        4

       4

      4

  12

Средний

14

Махинько Вениамин

        3

       3

      2

  8

высокий

15

Матвеев Елисей

        4

       4

      4

   12

Средний

16

Мясоедов Максим

5

3

4

12

средний

17

Пальчик Арсений

5

5

5

15

высокий

18

Руцикй Владимир

3

2

4

9

средний

19

Рыбаков Михаил

3

3

3

13

средний

20

Трифонова ксения

5

5

5

15

высокий

Информация о работе Опытно – экспериментальная работа по изучению обществознания с учащимися в 3-го класса на внеклассных занятиях с использованием медийных