Организация адаптации детей к дошкольному учреждению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа

Описание

Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Организация адаптации детей к дошкольному учреждению.doc

— 797.00 Кб (Скачать документ)

    Содержание 

Введение ………………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного  возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6

    1. Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
    2. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
    3. Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14

Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20

2.1. Цели, задачи и методы адаптации  детей раннего возраста ………………….. 20

2.2. Организация  адаптации детей раннего возраста  в МДОУ № 59                                г. Владимира …………………………………………………………………………. 22

    1. Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31

Заключение …………………………………………………………………………... 35

Список  литературы ………………………………………………………………….. 37

Приложения ………………………………………………………………………….. 38 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Актуальность  исследования. Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению в современных условиях является весьма актуальной.

    Новая среда предъявляет к ребенку  особые требования, которые могут  в большей или меньшей степени  соответствовать его индивидуальным особенностям и склонностям.

    Поступление в МДОУ связано с включением ребенка  в группу сверстников, каждый из которых  наделен своими индивидуальными  чертами. Перемена обстановки ставит малыша в такие условия, при которых  возникает необходимость подчинять свои побуждения определенным требованиям и правилам.

    Одни  дети быстро и хорошо привыкают к  новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может  привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации  во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.

    Н.М. Аскарина, одна из первых указала на важность адаптации детей раннего  возраста к дошкольному учреждению. Она делала акцент на необходимости охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду.

    В настоящее время потребность  в общественном воспитании детей  раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Растущая потребность населения в ясельных группах ставит задачу возрождения уникальной системы общественного воспитания детей раннего возраста. Но прежде чем ребенок начнет нормально  жить и развиваться в условиях дошкольного учреждения ему необходимо преодолеть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к дошкольному учреждению, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к детскому саду проходит дольше и трудней, чаще сопровождается болезнями.  Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.

    Проблема  исследования:

  • как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
  • как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?

    Научная разработанность  исследования. Проблема адаптации стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания.

    Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Л. Новоселова, Л.Н. Галигузова и др.

    Проблемы  адаптации детей раннего возраста к условиям МДОУ рассматриваются в педагогических работах Н.М. Аксариной, Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумариной, А.В. Мудрика, Р.В. Ямпольской, Л.Г. Голубевой, Н.Д. Ватутиной и др.

    Современными  исследователями особенностей воспитания детей раннего возраста в условиях МДОУ являются: Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е., Белкина В.Н., Белкина Л.В., Давыдова О.И., Майер А.А., Оверчук Т.И., Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г., Чиркова Т.И. и многие др.

    В частности, Ватутина Н.Д. в своём  пособии рассматривает оптимизацию  условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду.

    Костяк  Т.В. изучает особенности психологической  адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте.

    Авторы  подтверждают мысль о том, что  важная роль в период адаптации отводится  воспитателю, его совместной работе с семьёй ребёнка.

    Объектом  исследования является процесс адаптации детей к дошкольному учреждению.

    Предметом исследования являются условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к МДОУ.

    Цель  исследования: изучить и обосновать особенности организации адаптации детей раннего возраста к детскому саду и проанализировать деятельность ДОУ по выработке соответствующих рекомендаций для воспитателей и родителей.

    Задачи  исследования:

  1. Дать характеристику социальной адаптации в раннем детстве;
  2. Раскрыть особенности адаптации младших дошкольников к условиям ДОУ;
  3. Выявить  особенности организации адаптации детей к детскому саду;
  4. Проанализировать деятельность  МДОУ № 59 г. Владимира по организации адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ.

    Гипотеза  исследования: успешной (ранней и безболезненной) адаптация детей раннего возраста к условиям МДОУ, будет в том случае, если:

  • будет проведена предадаптационная работа с семьями будущих воспитанников детского сада;
  • будут учтены психические и физические особенности ребёнка, его эмоциональное и физическое состояние;
  • будет создана адекватная предметно-игровая среда;
  • будет организовано общение детей друг с другом и взрослыми;
  • будет реализовано плановое взаимодействие педагогов и специалистов по вопросам адаптации.

    Методы  исследования: анализ специальной психолого-педагогической литературы (учебники, монографии, периодические издания) и систематизация полученных данных, а также эмпирические методы исследования: наблюдение, обобщение, опытная работа, опрос и др.

    База  исследования: МДОУ № 59 г. Владимира. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  аспекты проблемы адаптации детей  раннего дошкольного  возраста к условиям МДОУ

    1. Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления

    Традиционно под адаптацией понимается процесс  вхождения человека в новую для  него среду и приспособления к  ее условиям.

    Другое  определение: адаптация – это  процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может  осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).

    При адаптации ребенка к коллективу детского учреждения речь идет не о нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые, однако, не имеют и не должны иметь характера семейных1.

    В исследованиях К.С. Лебединской показаны уровни течения адаптации:

  • первый уровень - уровень «полевой» реактивности. Ребенок реагирует не столько на контакты, сколько на интенсивность раздражителя, который он получает из внешней среды. Ребенок ищет для себя позицию комфорта, которая снимает сверхсильные раздражители, определяет дистанцию контактов. Они находят укромное место, реагируют на слабые раздражители (тихий голос, слабые тактильные раздражители);
  • второй уровень более совершенен - появляется качественное различение раздражителей. На этом этапе особая чувствительность к ритмическим воздействиям. Они лежат в основе динамических 
    стереотипов. Дети  легче  приспосабливаются  к  привычным условиям и очень уязвимы при нарушении стереотипов — проявляют страх, агрессию, негативизм. С удовольствием принимают ритмические движения, стихи, песенки, потешки, тихую музыку;
  • на третьем уровне происходит преодоление психологических преград, овладение ситуацией, однако у некоторых детей остается боязнь самостоятельности. Дети требуют поощрения, положительных эмоций;
  • на четвертом уровне они начинают ощущать эмоциональную радость от общения с другими детьми, уверенность в своих успехах2.

    В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:

  • острая фаза, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
  • подострая фаза характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3—5 месяцев);
  • фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.

    По  видам адаптацию подразделяют на сенсорную (приспособительные изменения  органов чувств, соответствующие действующему раздражителю), социальную (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий) и психологическую3.

    Существует  три типа адаптации:

  • благоприятная – отсутствие невротических реакций, стабилизация психоэмоционального состояния в течение 20-30 дней в рамках графика адаптации;
  • условно-благоприятная – легкие невротические реакции в течение 1-2 недель, умеренная потеря в весе, однократное ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на один эпикризный период (например, малышу 2,6 года, а уровень развития речи на 2 года), стабилизация психо-эмоционального состояния в течение 30 – 75 дней (до двух с половиной месяцев);
  • неблагоприятная – длительные невротические реакции, потеря в весе, частые ОРЗ, отставание в нервно-психическом развитии на два эпикризных периода, стабилизация психо-эмоционального состояния более 75 – 80 дней (до трех месяцев).

    К основным критериям адаптации относятся:

  • поведенческие реакции;
  • уровень нервно–психического развития;
  • заболеваемость и течение болезни;
  • главные антропометрические показатели физического развития (рост, вес).

    При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)4.

Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению