Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 12:25, курсовая работа
Проблема исследования:
как максимально адаптировать дошкольное образовательное учреждение к потребностям и интересам конкретного ребенка?
как оптимально организовать педагогический процесс в ДОУ в ходе адаптации ребенка к новым социальным условиям?
Введение ………………………………………………………………………………. 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ ………………………………………………………….. 6
Характеристика адаптации в раннем детстве, ее формирование, стадии и формы проявления ……………………………………………………………………. 6
Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детских учреждений ………………………………………………………………………….. 10
Особенности организации адаптации детей к ДОУ …………………………. 14
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация адаптации детей раннего возраста в МДОУ № 59 г. Владимира …………………………………………………………………………. 22
Анализ полученных результатов и их интерпретация ………………………. 31
Заключение …………………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения ……………………………………………
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
Глава
1. Теоретические аспекты проблемы
адаптации детей раннего
Глава 2. Деятельность МДОУ № 59 г. Владимира по адаптации детей раннего дошкольного возраста к ДОУ ………………………………………………………. 20
2.1. Цели, задачи и методы адаптации детей раннего возраста ………………….. 20
2.2. Организация
адаптации детей раннего
Заключение
…………………………………………………………………………..
Список литературы ………………………………………………………………….. 37
Приложения
…………………………………………………………………………..
38
Введение
Актуальность исследования. Проблема адаптации детей к дошкольному учреждению в современных условиях является весьма актуальной.
Новая
среда предъявляет к ребенку
особые требования, которые могут
в большей или меньшей степени
соответствовать его
Поступление
в МДОУ связано с включением ребенка
в группу сверстников, каждый из которых
наделен своими индивидуальными
чертами. Перемена обстановки ставит малыша
в такие условия, при которых
возникает необходимость
Одни дети быстро и хорошо привыкают к новым условиям. Для других этот процесс сложен и труден и может привести к нервному перенапряжению, срыву. Облегчение процесса адаптации во многом зависит от родителей, воспитателей, и от той среды, в которой находится ребенок. В связи с этим создание оптимальных условий в адаптационный период требует пристального изучения.
Н.М. Аскарина, одна из первых указала на важность адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению. Она делала акцент на необходимости охраны нервной системы ребенка, бережного, внимательного отношения к нему в период привыкания к детскому саду.
В настоящее время потребность в общественном воспитании детей раннего возраста не только не утратила своей актуальности, но и возросла. Растущая потребность населения в ясельных группах ставит задачу возрождения уникальной системы общественного воспитания детей раннего возраста. Но прежде чем ребенок начнет нормально жить и развиваться в условиях дошкольного учреждения ему необходимо преодолеть тяжелый этап в своей жизни – привыкание к дошкольному учреждению, так как установлено, что именно в раннем возрасте адаптация детей к детскому саду проходит дольше и трудней, чаще сопровождается болезнями. Педагогически грамотный подход поможет решить эту проблему.
Проблема исследования:
Научная разработанность исследования. Проблема адаптации стала объектом многочисленных исследований, особенно там, где совершенствуются формы общественного воспитания.
Психическое развитие детей раннего возраста наиболее успешно изучалось в работах Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, М.И. Лисиной, А.Г. Рузской, С.Л. Новоселова, Л.Н. Галигузова и др.
Проблемы
адаптации детей раннего
Современными исследователями особенностей воспитания детей раннего возраста в условиях МДОУ являются: Айсина Р., Дедкова В., Хачатурова Е., Белкина В.Н., Белкина Л.В., Давыдова О.И., Майер А.А., Оверчук Т.И., Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Е.Г., Чиркова Т.И. и многие др.
В
частности, Ватутина Н.Д. в своём
пособии рассматривает
Костяк
Т.В. изучает особенности
Авторы подтверждают мысль о том, что важная роль в период адаптации отводится воспитателю, его совместной работе с семьёй ребёнка.
Объектом исследования является процесс адаптации детей к дошкольному учреждению.
Предметом исследования являются условия оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к МДОУ.
Цель исследования: изучить и обосновать особенности организации адаптации детей раннего возраста к детскому саду и проанализировать деятельность ДОУ по выработке соответствующих рекомендаций для воспитателей и родителей.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: успешной (ранней и безболезненной) адаптация детей раннего возраста к условиям МДОУ, будет в том случае, если:
Методы исследования: анализ специальной психолого-педагогической литературы (учебники, монографии, периодические издания) и систематизация полученных данных, а также эмпирические методы исследования: наблюдение, обобщение, опытная работа, опрос и др.
База
исследования: МДОУ № 59 г. Владимира.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям МДОУ
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям.
Другое определение: адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой, который может осуществляться на разных уровнях (биологическом, психологическом, социальном).
При адаптации ребенка к коллективу детского учреждения речь идет не о нарушении связей с родителями, давно образовавшихся и закрепившихся в те первые месяцы жизни, которые ребенок при нормальных семейных условиях проводит исключительно в семье. Речь идет о временной разлуке с близкими взрослыми и о формировании новых связей, которые, однако, не имеют и не должны иметь характера семейных1.
В исследованиях К.С. Лебединской показаны уровни течения адаптации:
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса:
По видам адаптацию подразделяют на сенсорную (приспособительные изменения органов чувств, соответствующие действующему раздражителю), социальную (процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого процесса, т.е. способность изменить свое поведение в зависимости от новых социальных условий) и психологическую3.
Существует три типа адаптации:
К основным критериям адаптации относятся:
При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды)4.
Информация о работе Организация адаптации детей к дошкольному учреждению